Данный метод, по мнению автора, «требует:
- самостоятельности в добывании и присвоении знаний (они при прохождении пути композитора, в процессе проживания «технологии» сочинительства не отчуждаются от ученика);
- способности к творчеству (когда ученик в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
- развития восприятия как способности к индивидуальному восприятию, слышанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки».
12.В музыкальной практике используется метод проблемного обучения .
Организация учебно-музыкального процесса на основе создания проблемных ситуаций. Задания должны основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся.
В качестве проблемных задач могут быть: вопросы, практические задания. Проблемная ситуация характеризуется как такое психическое состояние ученика, которое возникает в процессе выполнения задания и требует открытия новых знаний о предмете, способе им действии.
В процессе проблемного обучения усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности ученика, в процессе решения им комплекса познавательных задач.
Причиной возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового способа действия. Для ученика выход из ситуации — не только получение новых знаний, но и личностное развитие.
13.Метод сравнения во всех его разновидностях.
Данный метод применяется по отношению к таким первоэлементам музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano, сопоставление различных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как широкая область ритмических, динамических, тембровых контрастов.
С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиально значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха, импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.
В музыкальном образовании метод сравнения выступает в самых различных модификациях
1. Метод выявления сходства и различия , который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания малейших «строительных» элементов музыки вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов»;
Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...
... литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература ... восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок ... актуализация прежних знаний, формирование новых ... типологии, эффективность, взаимосвязи методов обучения на уроке, ...
2. Метод идентификации — отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других);
3. Метод перекодирования — представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и др.
Метод контраста и тождества
Сравнение через контраст, Сравнение через тождество
Эти методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по-разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.
сравнения
Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или неправильного владения исполнительскими навыками и т.д.
Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций в их взаимосвязи.
наглядных методов
Методы слуховой наглядности (или наглядно-слухового показа
Те же методы в исполнительской деятельности могут быть представлены следующим образом: показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др.
Двигательная наглядность, Зрительная наглядность
метода упражнения
Словесные методы (
С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания.
Рассказ
Особая роль принадлежит методу беседы
Д.Б.Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы:
- рассказ-беседу
- беседу-диалог.
В беседе-рассказе
В ходе эвристической беседы
В ходе сократической беседы
Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество педагога-музыканта.
Различные классификации методов музыкального образования связаны с основными задачами музыкального образования:
а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- б) методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умения слушать и слышать музыку;
- в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.
Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования сформировались и специальные — собственно музыкальные методы.
Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности учащихся, связанные с умением учащихся понимать, оценивать и анализировать специфические средства музыкально-художественной выразительности (то есть связанные с практическими формами работы).
Характеристика, цели и задачи музыкального образования
... является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе. Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе: раскрыть сущность концепции и содержание музыкального образования определить цели и задачи школьного музыкального образования рассказать о принципах и методах музыкального образования Структура работы. Курсовая ...
арттерапевтические методы
Итак, под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.