Метод уже сочиненного (В.О.Усачева)

Данный метод, по мнению автора, «требует:

  • самостоятельности в добывании и присвоении знаний (они при прохождении пути композитора, в процессе проживания «тех­нологии» сочинительства не отчуждаются от ученика);
  • способности к творчеству (когда ученик в опоре на музы­кальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопостав­ляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
  • развития восприятия как способности к индивидуальному восприятию, слы­шанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки».

12.В музыкальной практике используется метод проблемного обучения .

Организация учебно-музыкального процесса на основе создания проблемных ситуаций. Задания должны основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся.

В качестве проблемных задач могут быть: вопросы, практические задания. Проблемная ситуация характеризуется как такое психическое состояние ученика, которое возникает в процессе выполнения задания и требует открытия новых знаний о предмете, способе им действии.

В процессе проблемного обучения усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности ученика, в процессе решения им комплекса познавательных задач.

Причиной возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового способа действия. Для ученика выход из ситуации — не только получение новых знаний, но и личностное развитие.

13.Метод сравнения во всех его разновидностях.

Данный метод применяется по отношению к та­ким первоэлементам музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano, сопоставление различ­ных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как широкая область ритмических, динамических, тембровых контра­стов.

С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиаль­но значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха, импрови­зационного изложения со строго каноническим и т.д.

В музыкальном образовании метод сравнения выступает в самых различных модификациях

1. Метод выявления сходства и различия , который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания малейших «стро­ительных» элементов музыки вплоть до различения полной не­схожести или, напротив, значительной близости творческих сти­лей разных композиторов»;

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература ... восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок ... актуализация прежних знаний, формирование новых ... типологии, эффективность, взаимосвязи методов обучения на уроке, ...

2. Метод идентификации — отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их опознание (как, например, уз­навание знакомого произведения среди других);

3. Метод перекодирования — представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального об­раза средствами музыкально-пластического интонирования) и др.

Метод контраста и тождества

Сравнение через контраст, Сравнение через тождество

Эти методы могут применяться в той или иной мере при реше­нии любой из задач музыкального образования. Каждый из них по-разному проявляется в том или ином виде музыкальной дея­тельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение сравнения требует особой слуховой наблюдательно­сти со стороны учащихся.

сравнения

Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или неправильного владения исполнительскими на­выками и т.д.

Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций в их взаимосвязи.

наглядных методов

Методы слуховой наглядности (или наглядно-слухового показа

Те же методы в исполнительской деятельности могут быть пред­ставлены следующим образом: показ не только определенного му­зыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др.

Двигательная наглядность, Зрительная наглядность

метода упражнения

Словесные методы (

С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музы­кально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассужде­ниях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важ­нейшее значение имеет образная сторона словесного высказыва­ния.

Рассказ

Особая роль принадлежит методу беседы

Д.Б.Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы:

  • рассказ-беседу
  • беседу-диалог.

В беседе-рассказе

В ходе эвристической беседы

В ходе сократической беседы

Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество педагога-музыканта.

Различные классификации методов музыкального образования связаны с основными задачами музыкального образования:

а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • б) методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умения слушать и слышать музыку;
  • в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музы­кального образования сформировались и специальные — собствен­но музыкальные методы.

Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музы­кальной деятельности учащихся, связанные с умением учащихся понимать, оценивать и анализировать специфические средства музыкально-художественной выразительности (то есть связанные с практическими формами работы).

13 стр., 6236 слов

Характеристика, цели и задачи музыкального образования

... является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе. Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе: раскрыть сущность концепции и содержание музыкального образования определить цели и задачи школьного музыкального образования рассказать о принципах и методах музыкального образования Структура работы. Курсовая ...

арттерапевтические методы

Итак, под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.