Жизненные принципы — это определенные правила жизни. Когда у человека есть четкий жизненный принцип, то именно он регулирует поведение человека в конкретной ситуации, показывает его отношение к жизни вообще. Вот и герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин имеют абсолютно разные жизненные принципы. Они являются антиподами — абсолютно противоположными персонажами. Молчалин Алексей Степанович был скрытным, спокойным и молчаливым человеком. Его убеждением было то, что если больше помалкивать и лучше прислуживать, то он может добиться успеха в карьере. Главным в жизни для него было его положение в обществе, и он очень заботился о своей репутации. Молчалин считал, что все должно быть безупречно и шел к этой цели. Господин Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, но это, скорее, роль, которую он играет, чтобы добиваться своего: «…Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…», «…Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…» Молчалин является неразговорчивым, «бессловесным» человеком. Его «говорящая» фамилия подчеркивает его молчаливость: «…Еще ли не сломил безмолвия печати? <…> А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных…» «…не богат словами…» Главный жизненный принцип Молчалина — угождать всем людям подряд, чтобы в конце концов добиться своего: «…Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья…» Господин Молчалин — двуличный, лицемерный человек.
В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. По мнению Чацкого, Молчалин — глупый, жалкий человек: «…Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье!» А вот Александр Чацкий как раз очень неглупый и остроумный человек: «…Он не глуп…» «…Был острый человек…». Чацкий — либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Именно эти жизненные принципы Чацкого пугают консервативного Фамусова: «…Он вольность хочет проповедать!..» «…Да он властей не признает!..» И самое опасное для фамусовского общество то, что у Чацкого есть свое мнение. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе: «…Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых…» Фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком за его любовь к «вольности». В конце концов общество признает Чацкого сумасшедшим: «…Безумным вы меня прославили всем хором…» В. Н. Орлов очень верно отметил: «Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство». И это показал нам автор через противопоставление жизненных принципов двух героев комедии – Чацкого и Молчалина. (372 слова, но это потому, что в сочинение много цитат, которые подтверждают мысль в сочинении)
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
... В угодность дочери такого человека… Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, ... Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он ...
Сочинение ** тему»Жизненные ценности общества». Произведение: Горе от ума .
Сочинение Горе от Ума. Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века. Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство — Чацкий и его единомышленники — и консервативное дворянство — фамусовское общество. Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина. Александр Андреевич Чацкий — главный герой пьесы “Горе от ума”. Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает “вон из Москвы”. Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких. Павел Афанасьевич Фамусов в своей реплике говорил: Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам.
Мы, читатели, прислушиваемся к речам Чацкого, его советам и поступкам. Ведь в его образе сконцентрировано все то, что хочет сказать нам автор. Чацкий возвращается в Москву полный мыслей, новых идей, любви. Но здесь его ожидают сюрпризы. Он узнает, что его любимая София изменила ему. Насчет этого Чацкий с жаром сообщает: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!. , летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекали! Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех? ! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие. Но он просто попадает в общество, где: Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков. Дряхлеющих над выдумками, вздором.. . Но Чацкий находит выход из создавшейся ситуации и уже обвиняет фамусовское общество в том, что он, якобы, сошел с ума: Вы. правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.. . На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство. Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого. Основная мысль этой пьесы — энергичный протест против гнусной тогдашней действительности. “Горе от ума” актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.
Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)
... над их обличием. Сочинение 2 Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского ...
Жизненные ценности
Для Чацкого важным жизненным компонентом является любовь. Вернувшись на Родину, герой сразу же отправляется в дом Фамусова, чтобы увидеть Софью, в которую он был влюблен. Его чувства искренни, потому что он не замечает в Софье признаки, свойственные фамусовскому обществу. Чацкий любит Софью и хочет быть любимым ею.
Если для Фамусова и ему подобных были важны лишь материальные ценности и положение в обществе, то для Чацкого важны любовь и действительное дело во благо Родины. Чацкий не преследует собственные корыстные цели, как это делают представители фамусовского общества, а заинтересован в счастье страны и счастье каждого ее жителя.
Вопрос:
Сочинение на тему»Жизненные ценности общества». Произведение: Горе от ума .
Ответы:
Сочинение Горе от Ума. Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века. Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство — Чацкий и его единомышленники — и консервативное дворянство — фамусовское общество. Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина. Александр Андреевич Чацкий — главный герой пьесы “Горе от ума”. Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает “вон из Москвы”. Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких. Павел Афанасьевич Фамусов в своей реплике говорил: Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. Мы, читатели, прислушиваемся к речам Чацкого, его советам и поступкам.
Ведь в его образе сконцентрировано все то, что хочет сказать нам автор. Чацкий возвращается в Москву полный мыслей, новых идей, любви. Но здесь его ожидают сюрпризы. Он узнает, что его любимая София изменила ему. Насчет этого Чацкий с жаром сообщает: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!. , летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекали! Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех? ! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие. Но он просто попадает в общество, где: Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков. Дряхлеющих над выдумками, вздором.. . Но Чацкий находит выход из создавшейся ситуации и уже обвиняет фамусовское общество в том, что он, якобы, сошел с ума: Вы. правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.. . На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство. Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого. Основная мысль этой пьесы — энергичный протест против гнусной тогдашней действительности. “Горе от ума” актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.
Почему чацкий лишний человек. : Чацкий — странный человек ...
... Таков был общий глас. Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В ... «кто-то из нас лишний», которое может, как относится к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» - это определенный , к ...
Чацкий и Молчалин − различное отношение к обществу
В отличие от своего более состоятельного сверстника, Алексей тонко чувствует общество, в котором пребывает. Его такт и услужливость приносят ему социальные бонусы. Этот провинциал является больше чем секретарем, фактически – правой рукой Фамусова. Он угождает гостящим в фамусовском доме друзьям своего патрона.
Прав ли Чацкий, клеймящий «двуличного», «пресмыкающегося», «подлого» секретаря? Ведь он даже не пытается понять, что за человек Алексей. Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина изобличает две совершенно разные личности, обладающие разным типом ума. Один – ярким, образным, идейным, второй – практическим, хозяйственным. Ведь на самом деле Алексей Степанович Молчалин действует в рамках приличий и толерантности.
Смотреть галерею
В конце концов, им может двигать и благодарность Фамусову – своему благодетелю, человеку, дающему работу и кров. Молчалин не задумывается о вещах (по словам булгаковского профессора Преображенского) «космического масштаба и космической глупости». Он делает больше, чем говорит. Более того, характеристика Молчалина и Чацкого показывает, что первый не только лоялен к обществу, но и является его полезным винтиком. Второго же следует отнести к когорте лишних людей в своем Отечестве, вслед за Евгением Онегиным и Печориным. Он, следуя логике автора произведения, позиционирует себя единственным «умным человеком» среди «дураков».
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина – несопоставимы. Идеи первого оторваны от русского бытия, они являются всего лишь общими лозунгами. До их претворения в жизнь – бездна.
Чацкий иронично назван «пламенным пророком»
Приехав на родину, аристократ Чацкий, воодушевленный увиденным европейским прогрессом, по словам Александра Исаевича Солженицына, позиционирует себя со статусом «пламенного пророка», который даже не представляет, как могут быть реализованы в России сформулированные им декларативные принципы.
Сумасшествие чацкого в комедии “горе от ума” грибоедова
... Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Чацкий ... Чацкого сумасшедшим, всё произошло случайно. Расстроенная колким и метким сравнением Молчалина ... превосходстве героя над Молчалиным. “Чацкий сломлен количеством старой ... сплетни о сумасшествии Чацкого, можно считать кульминацией всего ... посадили». Почему это происходит? Во-первых, Чацкий успел ...
Смотреть галерею
Фразы Чацкого хлестки и правильны. Александр – утопист и эгоист. Его общение с другими людьми сводится к пламенным монологам и резким парированиям противоположных мнений. Александр Исаевич заметил коммуникативную некомпетентность этого героя Грибоедова, его готовность словами «сечь сплеча» своих оппонентов, причем излишне увлекаясь процессом.
Пушкин, говоря о Чацком, был еще более ироничным – «забавный малый».
Ум
Чацкий имеет хорошее образование, которое он получил за границей. Главный герой стремится к обретению реальных знаний, которые помогут ему в дальнейшем. Чацкий не хочет просто получать чины, действительно не заслужив их, он хочет быть полезным всему обществу.
Однако за это стремление Чацкий был провозглашен сумасшедшим. Причем так его назвала Софья, которую главный герой искренне любил. Это показывает, насколько трагична была судьба Чацкого, который был никем не понят, даже той, которую он любил.
То, что общество не поняло такого умного и образованного человека, вызывает чувство сожаления к главному герою.
А. С. Пушкин, выступивший критиком комедии А. С. Грибоедова, упрекает Чацкого, который обладает умом, в том, что от «мечет бисером перед Репетиловыми». С этим высказыванием можно согласиться, а можно его опровергнуть, потому что Чацкий искренне хотел изменить общественные ценности и делал для этого все возможное.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Мой Чацкий», рассмотрит качества главного героя грибоедовской комедии «Горе от ума», за которые Чацкого следует уважать.
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина
Полканова Мария
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между «умными» человеком и «глупцами».
Сам автор писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…» Главный герой — Александр Чацкий, ему Грибоедов отвел роль «умного», а «глупцами» оказались помещики и чиновники, жители Москвы, господа Фамусов и его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб и другие.
На протяжении 4-х действий комедии мы видим, как Чацкий «борется» с «устаревшими» принципами своих оппонентов. Незаурядный, остроумный, способный произносить блестящие монологи, как «А судьи кто?..», он человек, бесспорно, возвышающийся над всем «фамусовским обществом». Но, несмотря на все это, наш герой — утопист. Он верит, что все человеческие пороки могут мгновенно исчезнуть. По словам А.И.Солженицына, Чацкий избрал себе роль пламенного пророка, который еще не знает кого и куда вести. Программа нашего героя такова: он призывает к национальной самобытности, к свободе выбора и к смягчению злоупотреблений крепостными крестьянами. Чацкий проповедует свои идеи всем и каждому, его не волнует, интересно ли это людям или нет. Часто грибоедовский герой не замечает, что рассказывает что-то самому себе. Чацкий говорит монологами, а если вдруг слышит ответную реплику, то парирует резко и грубо. Александр нетерпелив, вспыльчив, необдуманно-несправедлив. В своей статье «Протеревши глаза» Солженицын пишет, что Чацкий «… сечет всех подряд, не разбирая, и сам уже изнемогает от этого».
Конспект : Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова
... с вольными высказываниями Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ... Молчалиных, составивших затем основное московское общество. Век нынешний – век нового поколения, на его стороне один только Чацкий. Прослушав комедию, ... будет существовать. Автор сочинения: Насибли Сона Чацкий: что нужно ... Молчалина. «С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». Чацкий ...
В противовес многословному Чацкому ставится тихий Молчалин. Этих героев свел вместе любовный конфликт. Чацкий симпатизирует Софии, дочери Фамусова, а она влюблена в Молчалина, секретаря ее отца. Но главный герой не может понять, почему София предпочла Молчалина ему. Чацкий характеризует своего соперника как «жалчайшее создание». (Впрочем, главный герой не считает иными остальных персонажей комедии.) М.М.Бахтин назвал грибоедовского героя верхоглядом, потому что он не может и не хочет вникнуть в психологию других людей. То же самое и в ситуации с Молчалиным. У него действительно нет живого, бойкого, алчущего познаний ума, как у Чацкого, но есть ум практический, житейский. Молчалин — провинциал, приехавший покорять столицу. Для него было большим счастьем попасть в секретари к богатому Фамусову. И, естественно, Молчалину пришлось всячески угождать своему начальнику и его друзьям. Чацкий же высмеивает «угодничество высшим». Но ему-то легко говорить, он сам богатый дворянин и, естественно, может позволить себе удовлетворить любую свою прихоть. А Молчалину все время приходится собирать волю в кулак, чтобы не сорваться со своего зыбкого положения, заработанного столь тяжким трудом.
Чацкий, который оковал себя броней непогрешимости, по словам Солженицына, никак не может понять, почему его разлюбила София (девушка, которую он так легко оставил и забыл).
Главный герой винит во всем Молчалина. В комедии присутствуют многочисленные свидетельства о бесчувственности и расчетливости фамусовского секретаря. Но если повнимательнее вглядеться в текст, то картина вырисовывается такая: Молчалин не любит Софию, в его душе происходит борьба (с одной стороны, надо быть полюбезнее с дочерью начальника, а с другой — сердце ему этого не позволяет, так как он любит другую, служанку Лизу).
Поэтому Молчалин всячески оттягивает развязку. Но обстоятельства складываются не в его пользу: София слышит признание Молчалина Лизе.
Пускай секретарь все-таки погубил свою карьеру, но не позволил себе опорочить девушку из-за корыстного интереса. Это характеризует Молчалина с лучшей стороны. Подводя итог, можно сказать, что Молчалин показал над Чацким явное преимущество дела над словами. Наши герои — это два разных типа человека, характерных для эпохи начала XIX века.