Почему доктор Старцев стал «Ионычем»
Чехов — мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.
В конце 90-х годов Чехов создает так называемую «маленькую трилогию», объединившую три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый — наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта — стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом — о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это — проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ «Ионыч».
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»
Проблема человеческого счастья в рассказе «крыжовник»
... Чехов:} Источник: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах ... к счастью, которое заключалось в даче и в крыжовнике, а не в близких людях. Эта жизнь явилась ... Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они ...
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого» В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: «Это вы про что? А? Кого?» Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».
Главным развлечением доктора, в «которое он втянулся незаметно, мало-помалу», стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.
Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.
Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из «Мертвых душ». Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.
В заключение можно вспомнить слова героя рассказа «Крыжовник» о том, что человеку нужно «не три аршина земли, а весь земной шар».
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).
Существует ли настоящая жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»?
... потому что настоящей жизни, на мой взгляд, в рассказе Чехова «Ионыч» нет. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... жизни, описанные в рассказе «Ионыч». Под их влиянием и сам главный герой начинает превращаться в грубого стяжателя, «ходячего мертвеца», которых так много в произведениях Чехова. Он забывает то лучшее, что есть в ...
Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?
Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных).
Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.
Смысл названия
Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.
Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.
Урок-размышление «Почему Старцев превратился в Ионыча?» план-конспект урока (10 класс) на тему
Урок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».
Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.
- «Берегите в себе человека!»
- «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет».
- «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».
- «В любых условиях человек должен остаться человеком».
Тип урока: Обобщающий
Вид урока: Урок — дискуссия
Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе.
«Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова Ионыч. Душевная ...
... виноват в деградации Старцева? Сам Старцев или общество? Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, ... тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Однако он получил отказ. Впрочем, доктор недолго переживал это. Ему было всего лишь ...
2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения
анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч».
По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе:
« Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека».
И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя».
А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:
I.Этап вызова.
Работа по содержанию текста.
- Что вы можете рассказать о жизни в городе С?
(В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей.
Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).
2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?.
(Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).
3. Как изменился Старцев через год?
(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)
4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных?
(В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).
5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных.
6 задание: Сделайте вывод.
Вывод:
Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа.
Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого вначале уходит и ненавидит.
И кто в этом виноват? (Он сам)
Вывод: вывешивается табличка с надписью:
«Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.
II. Этап осмысления.
Анализ действий и поступков героев.
Учитель:
Между событиями, описываемыми в первой и второй главами, прошло больше года. Изменилось ли что — нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну.
Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён?
(Работа над деталями художественного произведения)
- Если он пел в начале:
Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…
То в обратную дорогу он напевал:
«Твой голос для меня, и ласковый и томный…
- Говорит с Котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно.
- Получив записку, идёт пешком в 11 часов ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек.
- Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..».
- Мечтает о счастье, надеется на любовь.
- Объяснение в любви.
(Чтение эпизода признания Старцева в любви.)
Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне?
Какой мы видели Екатерину Ивановну при встрече со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы?
А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?
Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.
Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.Чехов
Творческая работа. Поисковое задание.
Учитель:
Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание.
Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.
1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева
2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.
1 вариант
- Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком.
И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…»
- У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза:
«Ох, не надо бы полнеть».
- В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком.
- У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.
2 вариант:
- Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша.
- Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал:
«Твой голос для меня и ласковый, и томный»:
- На кладбище:
«Я устал, едва держусь на ногах»
И, садясь в коляску, он подумал:
«Ох, не надо бы полнеть».
- Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце.
И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!»
- Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным.
Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!»
- У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.
- Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо
стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:
- Извольте отвечать только на вопросы!
Не разговаривать!
Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он , обогащаясь
материально, разлагался духовно.) А как должно было быть?
Материальное богатство должно было стать стимулом к
духовному обогащению) .
Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.Чехов.
III. Этап рефлексии.
Раскрытие идейного замысла.
Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов.
Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).
Пошлость – быть низким, безнравственным
(не обращает внимания на неодетых женщин и детей)
мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо
личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры,
концерты, игр).
эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает
больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол
и пренеприятным голосом говорит).
вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.
Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?
Ответ: (Постоянно терял ценные свойства, произошло вырождение
человека, деградация).
Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.
- Он отказался от активной жизни.
- Не боролся с пошлостью, ленью.
- Не отстаивал своих мнений.
- Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению.
На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим
духовную деградацию человека.
Вопрос. — Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения?
( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)
- Что вы понимаете под этими словами?
(Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).
Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему:
«Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов:
первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии.
Проблемный урок
по творчеству А.Н. Островского «Гроза».
Цели:
- Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство и ответить на вопрос : «А был ли у Катерины иной путь?»
- Умение разобраться в сложных житейских проблемах, умение отстаивать свою точку зрения.
- Предупреждение трагических последствий.
Средства обучения: слайды, живое слово учителя, текст.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: проблемный.
Ход урока.
1.Этап вызова.
Вступительное слово учителя.
На последних уроках литературы мы поделились со своими впечатлениями о драме Островского «Гроза». Разбирали подробно такие темы как «Город Калинов и его обитатели», «Молодое поколение в драме», «Образ Кулигина и его значение», и наш последний урок был посвящён теме: «Образ Катерины и её душевная трагедия».
Сегодня урок у нас непростой. Мы должны будем с вами на уроке ответить вот на такой вопрос: «А был ли иной путь у Катерины?»
Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны будем выяснить:
I этап Почему погибла Катерина?
II этап Что было бы, если бы она не погибла?
Этап вызова.
1.Что означает имя Катерина? (Всегда чистая)
2.Что говорит о нём известный критик Добролюбов? (Луч света в тёмном царстве.)
Давайте вспомним, что мы с вами узнали об образе Катерины?
(На основе ответов учащихся составляется кластер.)
- II. Этап осмысления.
Почему погибла Катерина?
- Какой мы видим Катерину? Чем наполнена её жизнь? (Катерина духовно богатая, поэтически возвышенная натура. Но она боится своей любви к Борису.)
- Вспомните сцену прощания, сцену с ключом. Какие черты характера Катерины проявляются здесь? (Он сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя. Но в то же время не хочет мириться с несправедливостью).
- В чём признаётся Катерина Варваре? (Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу).
- Как чувствует Катерина себя после возвращения Тихона. (Переживает чувство вины перед Тихоном).
- Чего хочет Катерина в жизни? О чём говорит её фраза: « Отчего люди не летают?» (Катерина жаждет свободы и счастья.)
- А чего очень боится Катерина? (Она боится божьей кары).
На основе ответов учащихся составляется схема душевной борьбы Катерины.
Боится божьей кары Жаждет свободы и счастья
Переживает чувство Не умеет обманывать и лгать вины перед Тихоном
Не хочет мириться с Сомневается в правильности
несправедливостью своих поступков, пробует
остановить себя
Боится своей любви Духовно богатая, поэтически
возвышенная натура.
- Как вы думаете, легко ли Катерине? Почему погибла Катерина? (Ей было очень трудно. Муж её не понял. Она одинока в своём горе).
III. Этап рефлексии.
Учитель.
Ребята! А если бы Катерина жила в наше время, она пошла бы на такой шаг? Теперь в трудные моменты жизни, если человек не может найти себя опоры, поддержки, у него есть возможность обратиться к специалистам, психологам. В таких ситуациях психологи рекомендуют выделить положительные и отрицательные стороны сложившегося положения. Давайте мы тоже попробуем это сделать и выполним в тетрадях задание.
Работа в тетрадях.
Учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны и заполняют таблицу.
№
п/п |
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. | Жила бы и радовалась жизни. | Её бы нашли, силой привели домой. |
2. | Она замолила бы свои грехи. | Она никогда не была бы свободной. |
3. | Могла бы создать свой душевный мир. Этого у неё никто не смог бы отнять. | Тихон бы не простил, снова пришлось бы видеть недовольное лицо его. |
4. | Запрут – вот и будет тишина. Никто мешать не будет. | Бориса никогда не увидит. |
5. | Осталась бы со своей любовью. Ведь эту любовь никто не смог бы отнять. | |
6. | Тихон слаб, Катерина смогла бы сделать его счастливым. | |
7. | Кабанова старая, скоро ей понадобится помощь Катерины. | |
8. | Родятся дети. Они принесут ей радость. |
Скажите. Чего больше? Положительного или отрицательного? (Положительного).
Значит, какой вывод мы из этого сделаем. Самоубийство – это не решение всех проблем. А всегда в трудные минуты жизни надо искать другие пути решения этого вопроса.
- Но когда была написана пьеса? (В 1859 году, в канун отмены крепостного права).
- Что Островский показал смертью Катерины?
( Вызов, протест Катерины против «тёмного царства».)
Подведение итогов.
Жанр, композиция, направление
Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.
В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.
Суть
Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.
Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…
Главные герои и их характеристика
- Туркины
– «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
- Дмитрий Ионович Старцев
– талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
Почему доктор Старцев стал Ионычем? — 2 вариант
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А.П.Чехов Чехов – мастер короткого рассказа. Он непримиримый враг пошлости и мещанства, ненавидит и презирает обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Чехова не всегда легко понять. Он был строг прежде всего к себе. Вот его жизненная позиция: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными, объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, к умственной и нравственной ограниченности. Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все молодые люди он ждет любви и счастья. Сначала он даже не понял в какое общество попал. Что плохого в том что доктор Старцев хотел заработать больше денег? Но по ходу рассказа мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу. Желание жить спокойно и бесхлопотно может сделать человека физически и нравственно неполноценным. Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Он знакомится с семьей Туркиных, самой образованной и талантливой в городе. Иван Петрович Туркин играл в спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя, читала их гостям. Дочь их Екатерина Ивановна (Котик) играла на рояле. Посетив их впервые, Старцев был очарован, влюбился в Котика. Ради любви он был готов на многое. Но когда Котик отказала ему, он переживал всего три дня. Идет время, а в семье Туркиных ничего не происходит, не меняется. Постепенно все, что происходило, начало вызывать раздражение у Старцева. Если в самой талантливой семье так живут, то как же все в других семьях? А все живу по установленной программе: «День и ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков…» Физическое ожирение к Старцеву приходит незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, превращается в нечто окаменевшее, действует по строго определенной программе. Все его стали называть Ионычем. Куда то испарилось все живое, что было в нем. Вместо поисков счастья его волнует покупка недвижимости, почтение окружающих. Постепенно Ионыч привык к обывательской жизни, втянулся в нее. Но даже когда Котик поняла, что она посредственность, что ничего гениального в ней нет, она идеализирует Старцева. Но это уже не тот молодой человек, который был в нее влюблен. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Главным развлечением Ионыча стало «…по вечерам вынимать из кармана бумажки». Он не мог объяснить, зачем ему столько много денег. Старцев сам знает, что полнеет, стареет, опускается. Но воли к борьбе у него уже не было. Его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя. Жизненный путь завершен. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а он опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о таких раньше он сам говорил с презрением. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата. Окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Жизнь однообразна, скучна, проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству. Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живет скучно, радости в жизни больше нет. Прежде всего виноват сам доктор. Он растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. Попав в чужую ему среду, доктор Дмитрий Старцев не смог ей противостоять. Токов итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него». Чехов призывает читателей верить в свои силы, бороться с превращения в ионычей, даже если надежды на успех в борьбе уже нет.
Темы и проблемы
- Пошлость в «Ионыче»
— одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
- Жизнь города.
Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
- Любовь.
О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча?
В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,- столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких размышлений. Таков рассказ Чехова «Ионыч». Прочитав его, невольно задаешься вопросом: кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча?
Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? Если говорить о противостоянии
главного героя окружающей среде, то его можно сравнить с главным героем другого произведения — Чацким из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Так же, как и Старцев, Чацкий оказался в чуждом ему окружении. Но, в отличие от чеховского героя, Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях.
У Старцева же нет изначального неприятия этой среды. Наоборот, когда он впервые появляется в «самом талантливом» доме города С., все там кажется ему приятным или, по крайней
мере, занятным. Конечно, в какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Он понял, что с ними не о чем говорить и что их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Им чуждо все новое, а проблемы, которые волнуют все человечество, недоступны их пониманию . Поначалу Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи . Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили.
Все остались равнодушны к его мировоззрению и лишь наградили странным прозвищем «поляк надутый» . Грибоедов показывает в своей комедии только один день главного героя, а в рассказе Чехова умещается вся жизнь Старцева. В первых трех главах Дмитрий Старцев молод, у него вполне определенные намерения и устремления. Он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы пройти девять верст пешком . Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья. Поначалу он и не догадывается, в какое общество попал.
Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно оригинальными. Правда, наблюдательность подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что игра Котика однообразна, а идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе. Идет время, а в семье Туркиных ничего не меняется.
В первой главе Туркины показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой», и в пятой главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет своих шуток Иван Петрович, а бесконечно повторяемая реплика Павы кажется уже совершенно нелепой. Постепенно все эти «таланты» начинают вызывать у Старцева раздражение. При этом нельзя забывать о том, что семья Туркиных действительно самая талантливая в городе. Возникает вопрос: каковы же все остальные?
А остальные тоже живут по установленной программе: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов…» И вот к концу рассказа сам Старцев превращается в нечто окаменевшее , действующее по строго определенной программе. В последней главе описывается то, что Ионыч делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то испарилось все живое, что в нем было. Вместо поисков счастья его теперь волнуют покупка недвижимости, почтение окружающих.
Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а Старцев опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о котором он прежде говорил с таким презрением. Таков итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него». Так что же было началом такого превращения?
В какой момент началось это движение по наклонной плоскости? Можно ли было его предотвратить? Первой ступенькой стала неудача в любви. Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».
Старцев не очень складно делает предложение и получает отказ. А может быть, откликнись Котик на его любовь, их жизнь сложилась бы иначе. Однако Котик отвергает Старцева, потому что сама стремится к более высокой цели, чем жизнь с обыкновенным, невыдающимся человеком. Прошло время, и Котик поняла, что жила не по той программе: «Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница».
Получается, что герои снова говорят на разных языках. Теперь Котик склонна идеализировать Старцева, но она напрасно ждет от него ответного чувства. Превращение Старцева в Ионыча почти завершилось, его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя.
Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью.
Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет. Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.
Идея
Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.
Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.
Критика
Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.
На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.
Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:
Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сочинение: Почему Старцев стал Ионычем (по рассказу «Ионыч»)?
(458 слов) Читая интереснейший, потрясающий по своей глубине рассказ А.П. Чехова «Ионыч», мы можем найти ответ на важный вопрос, который ставит перед нами автор – почему Старцев стал Ионычем?
Основной причиной этого недуга, какую выводит в рассказе автор, является душевная пустота, отсутствие высших устремлений и смысла жизни, обывательское, сытое, бесполезное существование. Такой образ жизни ведёт семья Туркиных, удовлетворяясь низкопробным подражанием искусству и купаясь в лучах мнимой славы. Им даже неинтересно узнать, чего стоят на самом деле их занятия, что мы наблюдаем при ответе Веры Иосифовны Старцеву, на его вопрос, печатает ли она свои сочинения. «Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу… Ведь мы имеем средства». Таким людям неинтересен смысл, главное, что хорошо им самим наслаждаться этим «искусством» внутри своего устроенного дома.
А.П. Чехов видит в этом проблему не только одного человека или семейства, но и проблему всего русского дворянства, ненужность и бессмысленность их обывательской жизни. Об этом говорит главный герой рассказа, Старцев, когда задаёт себе вопрос после своего последнего посещения дома Туркиных: «Если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть сам город…».
Дмитрий Ионыч изумляется бездарности и бесполезности лучшего в городе семейства, он радуется, что не связал с ним свою судьбу: «А хорошо, что я тогда не женился», — однако сам падает ещё ниже – вовсе теряет интерес к жизни, становится алчным, бездушным и чёрствым. В городе его теперь иронически называют «Ионыч». Ему не хочется даже двигаться, он перестаёт ходить пешком, ездить на лошадях, ни о чём не рассуждает, а свободное время просто убивает за картами. В лечении больных он преследует теперь лишь материальную выгоду, вовсе не прикладывая души к своему делу. Трудно было бы теперь узнать в этом грузном, очерствевшем и ограниченном старике недавнего энергичного, умного, жизнерадостного доктора, желающего помогать людям и приносить пользу.
О прежнем Дмитрии Старцеве остаётся только сожалеть, поскольку он сам довёл себя до такого состояния, омертвения души, поддавшись своей нерешительности, боязни жизни, духовной лени. И если подобное же происходит не только с отдельным человеком, а с целым обществом, то это уже трагедия, беда такому обществу, страдающему духовным параличом, неизлечимой болезнью.
Карьера Старцева начинается в городе, где живут обывательской, пустой жизнью, он не видел перед собой других ориентиров и целей, кроме мещанского счастья. Это сыграло для главного героя определяющую роль – он оказался слаб, малодушен и вял, чтобы стремиться к лучшему, возвыситься над толпой обывателей. При этом, обладая мыслящим умом и чуткой душой, он пал ещё ниже, забыл и отвернулся от самого себя, превратился в бесчувственную оболочку жизни.
Об этой проблеме А. Чехов призывает нас серьёзно задуматься, взвесить свои слова и поступки, общество, в котором мы вращаемся, чтобы понять, не приведёт ли всё это и нас к подобному безрадостному концу? Рассказ «Ионыч» является серьёзным предостережением, как обществу в целом, так и каждому отдельному человеку, желающему для себя качественной жизни.
Автор: Диана Горина