Анализ «Поучения» Владимира Мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.

Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.

«Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.

Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.

Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.

В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.

Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

2 стр., 711 слов

Сочинение дети мира против войны

... воевали, как они боролись за нашу страну, за мир на земле. И сколько крови им пришлось пролить! Я против войны! Я не хочу, что бы страдали ни ... что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. Дети войны не становились черствыми, просто они быстро повзрослели, но они обладали неповторимыми качествами, ...

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

В произведении очень важен образ автора, которым является . Он в «Поучении» — пример идеального князя. Анализируя его слова, наставления, можно понять, каким он был человеком.

Каким же мы видим Владимира Мономаха? Во-первых, это очень образованный, начитанный человек. В «Поучении» есть много отсылок на другие книги того времени.

Автор – религиозный человек, ведь в его наставлениях ощущается христианская мораль.

Князь был известен и как ярый поборник просвещения. Ставя в пример своего отца, который знал много иностранных языков, он поощрял желание молодых людей к обучению. Мономах считал, что только образованные люди станут двигателем для развития страны.

Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов на половцев. Однако он считал, что сохранить мир – лучше, чем начать войну.

Самым большим недостатком людей князь называл лень. Этот порок мешает человеку развиваться, идти к своей мечте.

Произведение написано ярким, но понятным стилем. Афоризмы и метафоры – украшение «Поучения».

Князь Владимир Мономах дает ценные советы детям и другим потомкам. Автор призывает не лениться, помогать просящим, не причинять вреда ни правым, ни виновным, не иметь в сердце и в уме гордости, уважать старших.

Понравилось сочинение? А вот еще: