Владимир Мономах и его сыновья

Введение, Время княжения Владимира Мономаха и его сыновей — период заката, Цель данной работы -, Для достижения поставленной цели нужно:

1. Выявить представление об идеальном князе в «Поучении к детям»

2. Соотнести представления о жизни Владимира Мономаха в его автобиографической части Поучения и описании летописцев Лаврентьевской и Ипатьевской летописи

3. Рассмотреть взаимоотношения отца и сыновей в контексте «Поучения к детям».

владимир мономах поучение дети

В данной работе будут использоваться три источника: Поучение Владимира Мономаха

«Поучение к детям» Владимира Мономаха

Лаврентьевская летопись

I. 1110 -1165 гг. посвящены событиям Южной Руси

II. 1165-1304 гг. — события Владимиро-Суздальской Руси.

Ипатьевская летопись

I. Повесть Временных Лет (до 1118 года)

II. Киевская летопись (от 1119 до 1200 г.)

III. Галицко-Волынская Летопись ( от 1201 до 1292 гг).

Все три источника являются достоверными и признаются большинством историков., Обзор литературы

И сториография, в которой говорится о Владимире Мономахе и его сыновьях, отличается своим своеобразием подхода к изучаемой проблеме.

Гудзь-Марков А.В.

Дмитрий Емец в своем труде «Владимир Мономах» Емец Д. Владимир Мономах. М., 2001. считает главной чертой Владимира, отличавшей его от других князей, миролюбие, поясняя свою точку зрения тем, что Владимир Всеволодович был готов отдавать свои вотчины братьям, нежели проливать кровь и разжигать очередную усобицу. Автор подчеркивает такие черты князя как чистота души и трезвость ума. О сыновьях великого князя Емец упоминает в конце своего труда, когда размышляет о роли Поучения Мономаха о Поучении Мономаха, но никакой оценки их деятельности Емец не дает.

Иловайский Д. И., Карпов А. Ю., Котляр Н.Ф, Лихачев Д. С., Монография выдающегося советского историка А.С.Орлова «Владимир Мономах», В книге «Князья и княгини Русской земли», Е. В. Пчелов в книге «Рюриковичи. История Династии», Советский историк Б.А., А. Шишов в статье «Владимир Мономах — победитель Половецкой Степи»

Таким образом, заметно разностороннее отношение публицистов и историков на роль Мономаха в истории. Дореволюционные и современные историки и публицисты рассматривают положительное значение Мономаха в истории. В советской историографии Владимир Мономах, как и другие князья подверглись критике всей их деятельности.

3 стр., 1364 слов

Короткое Владимир Красное Солнышко какой он?

... Древней Руси подошел к концу, были Владимир Мономах и его сын – Мстислав Великий. При Владимире Мономахе был выпущен обновленный свод законов, названный «Уставом Владимира Мономаха». Владимиру ненадолго удается прекратить распад Руси. ... к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции. Другие сочинения: ← Тема Родины в лирике Ахматовой↑ ДругиеТеплый хлеб Паустовского →

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

1. О браз князя в «Поучении к детям»

В данной главе предстоит рассмотреть образ, Владимир Всеволодович, адресуя

Первое наставление встречается уже в самом начале «Поучения». Мономах напоминает детям о том, что им следует иметь страх Божий и подавать милостыню: «Это ведь начало всякого добра» Там же. С. 457.. Князь говорит, что кроме милостыни важно иметь покаяние, как важную черту, приближающую к Богу. Он также говорит, чтобы дети не забывали творить добрые дела и не бояться учиться, если чего-то не умеют. Не стоит, по мнению князя, забывать и о молитве. Владимир Всеволодович высказывает мысль о непрестанной молитве: ночью, в пути, во всех делах. В Поучении Мономах неоднократно цитирует Псалтирь Там же. С. 457., Евангелие Там же. С. 457. и слова из «Поучения к юношам» Там же. С. 458.. святителя Василия Великого. Князь, таким образом, напоминает своим сыновьям о важных христианских добродетелях. Это показывает желание Владимира Всеволодовича видеть детей не только образованными людьми, способными к управлению государства, но и истинными христианами.

Основным пороком, В Поучении встречается

Кроме этого,

Мономах указывает и на то, что князю следует быть беспристрастным в исполнении судебных решений: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» Там же. С. 463.. Всё это даёт повод, чтобы сделать вывод: князь выступает против смертной казни, просит быть справедливыми по отношению к другим людям, уважать любых людей, к каким бы социальным статусам они не обладали.

О взаимоотношениях по поводу власти нужно, Мономах, г

Важно отметить еще важный момент: Владимир Всеволодович, проводя большую часть времени на охоте или в каких-либо походах, говорит: « Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет» Там же. С. 471. . Из данного отрывка можно выявить такие черты князя как смелость, мужество. Мономах, таким образом, вырабатывает в своих сыновьях качества, присущие настоящему мужчине.

Подводя некоторый итог всему вышесказанному, следует сделать некоторые промежуточные выводы., Во-первых, нужно сразу заметить, что Поучение проникнуто духом христианского мировоззрения.

Во-вторых, Владимир Всеволодович учит детей быть настоящими мужчинами: не бояться смерти, быть храбрыми и мужественными воинами. Такие качества подчеркивают развитие в детях чувства долга перед Родиной.

В-третьих, Мономах напоминает о том, что князь не должен преступать крестоцелование, защищать и оправдывать социально-незащищенные слои населения от произвола дружины, которой нужно доверять, но не давать творить произвола. Все эти принципы напрямую связаны с тем, что князь должен уметь нести ответственность как за свои поступки, так и за благосостояние в своем княжестве.

15 стр., 7009 слов

Историческое владимир мономах

... с европейскими правителями. Внешняя политика Владимира Мономаха 20 лет Мономах потратил на то, чтобы ... сочинения (задание № 25). Данный материал очень удобно приклеить на карточки, систематически повторять На сайте istoricheskiy—portret.ru можно найти исторический портрет Владимира Мономаха, ... Повести временных лет» Сильвестром. ок. 1117- «Поучение Мономаха» Укреплял династические связи . Был женат на ...

2. Владимир Мономах в Поучении и летописях, В предыдущей главе рассматривался образ идеального князя, однако это не значит, Взаимоотношения

Кроме этого случая столкновение интересов Мономаха и Олега происходит, когда последний приводит на русскую землю половцев и осаждает Чернигов, где княжил Владимир Всеволодович Там же. С. 467.. Мономах и летописи в один голос заявляют, что Олег во время осады жёг монастыри, церкви Там же. С. 467. . О данном событии источники пишут со своими особыми дополнительными уточнениями, которые следует назвать. В «Поучении» Мономах упоминает о том, что осада длилась 8 дней Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 467.. Летописцы же отмечают значение похода Олега для Руси в целом: «Се оуже третье наведе Олегъ поганые на Рускую землю егоже гр?ха да бы и Богъ простилъ понеже много хрестьянъ изъгублено бысть» Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 217.. Заметна скрытая симпатия летописцев к Владимиру, который вынужден был уехать в Переяславль и осуждение к проступкам Олега. Это объясняется тем, что данные фрагменты летописи относятся к Повести Временных Лет, вторая и третья редакции которой были связаны с именем Мономаха.

Владимир Всеволодович в своем «Поучении» упоминает о своих походах в землю вятичей на местных князей «Ходоту и на сына его и к Корьдну» Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С,467. Однако летописцы не отмечают ничего об этих походах, что ставит под сомнение реальность данного события.

Кроме этого, Владимир Мономах рассказывает о своем походе на Глеба Всеславича Минского: «И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали» Там же. С. 469. В Ипатьевской летописи под статьей от 1116 года упоминается о злодеяниях Глеба: «Глебъ бо бяше воевалъ Дреговичи. и Случескъ пожегъ. и не каяшеться о семъ ни покар?шетьс? но бол? противу Володимеру глаголаше оукаряя их» Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 282. В данном случае Мономах выступает как подавитель волнения связанного с его далеким родственником, который пошел против киевского князя.

О дружбе между князьями может говорить факт примирения Мономаха с Ярославцем Святополчичем Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб., 1997. С.291., с которым до этого была вражда. С Ярополком Владимир заключает «великую дружбу» Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 467.. Эти события — показатель миролюбивости Владимира Всеволодовича.

Таким образом можно сделать краткий вывод, что взаимоотношения между Владимиром и другими князьями носили напряженный характер.

Взаимоотношения между половцами и Мономахом были неоднозначными. Следует рассмотреть очень интересную фразу из «Поучения»: «Я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили» Там же. С. 467.. Асадук и Саук — половецкие ханы. Мономах идет против них, н выступает со «своими» половцами. Данная цитата раскрывает следующую идею, которая имела место в XI веке: князья могли заключать мир с одними ханами, при этом борясь с другими Там же. С. 469.; нанимать половцев на службу Там же. С. 467..

6 стр., 2968 слов

Исследовательская работа «Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»

... матери — Константина Мономаха. У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, ... для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, ...

Подводя итог своей деятельности, Мономах говорит, что у него «всего походов было восемьдесят и три великих» Там же С. 469.. Однако, по замечанию Лихачева, в Поучении упоминается только 69 больших походов Там же. С. 542..

Важно отметить, что говоря о половцах, летописцы в основном показывают Владимира Всеволодовича борцом против кочевников: «Святополкъ же и Володимеръ <…> идоша на Половц?» Ипатьевская Летопись. ПСРЛ. СПб.,1998. С. 258.. Летописцу важнее показать борьбу князя с кочевыми племенами, его мощь и отвагу.

Самый известный летописный отрывок о борьбе Мономаха с половцами относится к статье 1111 года: «… И побиша их в понед?лникъ страстныи месяца марта. въ 27 день. избьени быша иноплеменниц? многое множество на р?ц? Салннц? и спасе Богъ люди своя. Святополкъ же и Володимеръ и Давидъ прославиша Бога…» Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб.,1998. С. 268.. Данная статья изображает Владимира Мономаха, как замечательного полководца, борца с иноземцами, и защитника русской земли.

Из всего выше сказанного следует вывод, что отношения Мономаха и половцев, как и отношения с князьями могли быть как взаимовыгодными, так и иметь враждебность в отношении друг друга.

Рассматривая вопрос о добродетелях, которые Мономах стремится передать своим детям, следует кратко сравнить образ князя, рассмотренный в первой главе, и сами поступки Владимира Всеволодовича. Следует сразу отметить, что летописи в данном случае будут иметь скорее вспомогательный, чем основной материал.

Владимир Мономах говорит о милосердии к людям, которые живут на Руси, чтобы сыновья не забывали их Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1 СПб., 1997. С.457.. Однако в автобиографической части «Поучения» можно найти обратное упоминание из жизни князя: Мономах с черниговцами и половцами-читеевичами в одном из походов на Минск «захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины» Там же. С. 467..

В своих наставлениях Владимир Всеволодович выступает против борьбы между братьями Там же. С. 457.. На деле князь сам порой выступал против своих родственников. Но тем не менее, основным поводом отказа от этих слов следует назвать не борьбу в прямом смысле этого слова, а желание усмирить князя, выступившего против обычаев того времени. Ярким примером выступают походы против Глеба Минского Там же. С. 469., Олега Святославича Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 217..

О воинском долге великого князя, который упоминается в его назиданиях Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997.С. 463., очень много почерпнуть из борьбы с половцами, однако в летописях нет указаний на то, что сам князь занимался делами обычного дружинника. Вероятнее всего, упоминание Мономахом в своём «Поучении» наставления об этих чертах Там же. С. 463. носят воспитательный характер, для прививания любви к труду у княжичей.

В заключение главы следует ответить на вопрос: Был ли Мономах идеальным князем?

На основании данного материала видно, что Владимир Всеволодович таковым не был. В своем Поучении князь рисует образ князя, исходя из своего жизненного опыта. Поучение, написанное в начале XII века, явно показывает местами противоречивый характер князя. Об этом говорит тот факт, что Мономах не гнушался выступать против своих дальних братьев, выступая на стороне других. Князь был и союзником и, одновременно, врагом половцев: если с некоторыми ханами Мономах находился в мире, то против других он воевал и наносил немалый ущерб.

3 стр., 1304 слов

Что такое летописи на Руси

... —XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII— нач. XIII в. лучше ... в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию — “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ). Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. ...

  • 3. Взаимоотношения отца и сыновей в контексте «Поучения»
  • В заключительной главе следует рассмотреть пожалуй главный вопрос — взаимоотношения Владимира Мономаха и сыновей. Для этого следует рассмотреть черты этих связей, которые можно почерпнуть из событий, где Владимир Всеволодович и княжичи могли так или иначе быть вместе. Следует сразу высказать серьезное замечание: напрямую об этих взаимоотношениях источники не упоминают, что делает выделение характеристик весьма условным.
  • Одной из самых главных черт сыновей можно назвать покорность отцу. Их кротость заключается в том, что при жизни отца не отмечено ни одной ссоры между княжичами по поводу уделов или, например, по поводу наследования киевского престола.
  • Княжичи также выступали в походы с отцом на врагов, об этом говорит летописная статья 1111 года: «И поидоста на Половце Святополкъ съ сыномъ Ярославъ и Володимеръ съ сынми» Ипатьевская летопись. ПСРЛ.Т.2. СПб.,1998. С.265-266.. Тем не менее, в ряде походов сыновья выступают в поход одни: «Ярополкъ. идоша на Половцекъ Лубьну. въ 6 часъ» Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб.,1997. С. 250.. Данная цитата помогает вывести следующую черту во взаимоотношениях: доверие. Владимир Всеволодович вряд ли разрешил бы сыну идти в поход, если бы знал, что он плохой военачальник.
  • Не менее значимым является уважение и признание старшинства отца в решении важных государственных вопросов, то есть княжичи не шли против существующей системы престолонаследия, они выполняли волю отца, перемещаясь из одного княжества в другое: «Приведе Володимеръ Мьстислава из Новагорода и дасть ему отець Белъгородъ» Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб.,1997. С.284.. Как видно из отрывка сын повинуется отцу и признает за ним право перевода из одного княжества в другое.
  • Важно отметить, тесную взаимосвязь Владимира Всеволодовича и Мстислава, старшего сына Мономаха. Первое упоминание о нем в «Поучении» связано с рождением княжича: «И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский» Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 465.. Это событие отмечено и в летописи Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 190., поскольку рождение первенца-мальчика у князя позволяет не беспокоиться о наследнике, который мог бы княжить после смерти отца.
  • В письме Владимира Мономаха к Олегу Святославичу также встречается упоминание о Мстиславе. «Послушал я сына своего, написал тебе грамоту» Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С.473.,- пишет князь. Следует остановиться на данном случае более подробно, поскольку Мономах вновь говорит о своем старшем княжиче. Показательно, что Мономах указывает, что он выслушивает сына. На момент написания письма Мстиславу было 20 лет, однако именно он стал инициатором для примирения отца и своего крестного. Даже смерть второго сына Мономаха Изяслава от руки Олега не является преградой. Летопись указывает, что «Мстиславъ <…> посла к Олгове глаголя: не бегай никамо же <…> а азъ послю къ отцу молится о тобе» Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 238.. Таким образом, Мстислав уверяет крестного, что вместо бегства для него лучше сотворить мир с Мономахом. Примирение произойдет только на следующий год, на Любеческом съезде, однако важно то, что Мстислав выступает умиротворителем ссоры. Вся эта история показывает то, что Мономах сумел воспитать в сыновьях чувство уважения и почтения перед старшими людьми, и одновременно с этим борцами за правду. Именно эти качества упоминаются и в «Поучении» Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С.463..
  • Кроме Мстислава в «Поучении» встречается имя Юрия Владимировича, однако связано оно с событием, которое напрямую не связано с рассматриваемым вопросом: «И Юрьева мать умерла» Там же. С. 469.. Вероятно, это событие сыграло в жизни Мономаха не последнюю роль, раз он не гнушается вспомнить об этом в своем труде.
  • В заключение хочется отметить то, что Владимир Мономах и сыновья не просто ладили между собой. Их взаимоотношения были по-настоящему теплыми: Владимир Всеволодович полагался на сыновей, особенно на Мстислава, доверял им. При его жизни не было ссор между самими мономашичами, что немало важно в изучении данного вопроса.
  • Заключение
  • Целью данной работы был разбор в контексте «Поучения» взаимоотношений между Владимиром Мономахом и его сыновьями.
  • Однако следует понимать не только, какими были эти взаимоотношения, но и каким был сам Владимир Мономах, а также его идеалы, которые он учитывал при написании своих наставлений.
  • «Идеальный князь», который упоминается в «Поучении», — это образ, составленный отцом-Мономахом на основании его жизненного опыта, а также Евангельских заповедей и наставлений Василия Великого.
  • Сам Владимир Всеволодович не был в полной мере примером для подражания, он мог как оказать милость, так и покарать провинившегося родственника. Князь сам преступает через свои идеалы, однако приближаясь к смерти, понимает, что Русь может быть сильной, только если она является единым государством.
  • Отношения с сыновьями у Мономаха складывались вполне теплыми. Князь смог воспитать в них христианские добродетели. Однако, как показало время, после смерти отца и старшего сына Мстислава, Русь окончательно распалась на отдельные княжества, причем уже с конца-1130х гг. начинаются ссоры между старшими и младшими мономашичами. В жизни Руси наступил удельный период.

1. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. СПб., 2007.

9 стр., 4189 слов

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха

... было уже 64 года. [6] Об этом свидетельствует и сам текст «Поучения». Владимир говорит, что ... но малым дhломь улучити милость божью. Затем Мономах, следуя псалмопевцу Давиду, обращается к прославлению величия ... Поучение» искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху ...

2. Ипатьевская летопись. ПСРЛ. СПб., 2008.

3. Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. СПб., 1997.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/lihachev-sochineniya-knyazya-vladimira-monomaha/

1. Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. М., 2005.

2. Емец Д. Владимир Мономах. М., 2011.

3. Иловайский Д. И. Становление Руси М., 2008.

4. Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2009.

5. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 2010.

6. Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха// Великое наследие. СПб., 1998.

7. Орлов А.С. Владимир Мономах. М.; Л. 1946.

8. Перхавко В.Б., Пчелов Е. В., Сухарев Ю. В.Князья и княгини русской земли М., 2012.

9. Приселков М.Д.. История русского летописания XI — XV вв. СПб., 1996.

4 стр., 1926 слов

Владимир Мономах политик и мыслитель Киевской Руси

... Владимир Мономах - великий политический деятель Совершив за свою жизнь 83 крупных похода, выиграв десятки сражений, князь ... «шапкою» Мономаха. По существу, Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный ... летописание, усиленно поддерживавшееся Владимиром Мономахом, и, наконец, собственные произведения самого Владимира Мономаха. Как одно из направлений в деле объединения русских земель Мономах ...

10. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История Династии М., 2011.

11. Рыбаков Б.А.Владимир Мономах — боярский князь // Мир истории. М., 2007.

12. Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2011.

13. Шишов А. Владимир Мономах — победитель Половецкой Степи // Русские князья. Ростов н/Д., 2009.