Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — выдающийся русский художник, большой мастер жанра исторической живописи в академическом стиле. Брюллов был известным портретистом. Среди множества портретов им написан «Портрет А.К. Толстого в юности» (1836).
Портрет написан на холсте (134 × 104), техника выполнения — масло.
Жанр произведения — портрет. Брюллов писал портрет юного А.К. Толстого, будущего автора «Князя Серебряного», по заказу его дяди Алексея Перовского.
«Портрет А.К. Толстого в молодости» относится к разновидности композиционных в в своём жанре.
Девятнадцатилетний Алексей Константинович изображён на переднем плане в центре полотна. Он стоит в охотничьем костюме, поднимая ружьё-двустволку. Юноша внимательно смотрит влево, собираясь прицелиться. Через плечо его перекинута охотничья сумка ягдташ. Рядом с ним пёс, возбуждённый охотой. В глазах собаки горит нетерпение броситься за добычей.
Лицо молодого графа слегка румяное, продолговатое, с мягкими чертами лица. У него светлые глаза, вьющиеся русые волосы и красивые породистые руки. Он одет в бархатный камзол цвета тёмной зелени, из-под которого выглядывают рукава и воротник рубашки молочного оттенка. По всему виден молодой аристократ, запечатленный в момент любимой дворянской забавы — охоты.
Но заметно, что, помимо охотничьего азарта, в лице юноши есть какая-то мечтательность. Его поэтическая натура берёт свое, и юный граф параллельно с охотой занят созерцанием окружающей природы. Спустя годы это время отзовётся в стихах Алексея Константиновича: «…Так шептал, и журчал, и бежал ручеек, На ружье опершись, я стоял одинок, И лишь говор струи тишину прерывал, И о прежних я грустно годах вспоминал».
За спиной молодого человека темнеет лес. С правой стороны картины поднимается холм. С левой — открывается равнина, поросшая тонкими, редкими деревцами, за которыми занимается заря. Густая листва леса тёмно-зелёным шатром простёрлась над головой охотника, что придаёт романтическое настроение картине.
Цветовая гамма портрета гармонична. Её составляют зелёные и коричневые тона, которые влияют на светлые пятна в картине. Коричневый склон холма, светло-коричневый с зелёной отделкой ягдташ, коричневый цвет в ружье и пятнах собаки, зелень тёмная в камзоле, листве и посветлевшая на фоне золотистой зари — все эти тона придают полотну мягкость и бархатность.
К.П. Брюллов – портретист
... Брюлловым были написаны портреты П. А. Кикина, его жены — М. А. Кикиной и четы А. Н. и А. И. Рамазановых. Портреты художника ... – 1835 гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты и картины: «Всадница» (1832 г.), «Ю.П. Самойлова ... между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое отношение к реакционной политике, ...
Свет падает прямо со стороны зрителя, высвечивая лицо и фигуру молодого графа Толстого с его собакой. Это неяркое, приглушённое освещение под луной, когда утро ещё только подступает.
Художник К.П. Брюллов в портрете молодого человека передал через взгляд, черты лица, внешнюю атрибутику и сочетание цветов особенности характера, склада личности. В портрете можно увидеть и охотника, и мечтателя-романтика.
Этот портрет А.К. Толстого остался лучшим из всех его портретов.