Как сформулировать тему сочинения

Способность мыслить самостоятельно, умение рассуждать, видеть следственно-причинные связи и уметь выражать свои мысли не дается человеку от рождения. Этому учатся и учатся долго. Как показывает практика, человек, который умеет мыслить, умеет правильно формировать вопросы и ответы – более успешен и более открыт к потоку новой информации. Умение писать открывает автору совершенно иной мир, мир безумных фантазий, глубоких мыслей и глобальных идей. Но, что делать, когда задача состоит не в том, чтобы погрузиться в этот мир и написать сочинение, а прочитать чужое и понять его? Как определить за максимально короткий срок то, о чем говорит автор?

1

Сосредоточьтесь. Примите удобную позу, настройтесь, приготовьте блокнот и ручку. Прочтите заголовок текста. Иногда этого бывает достаточно, чтобы понять о чем пойдет речь и нужно ли нам работать с текстом дальше.

2

Если пункт 2 не помог понять тему сочинение, значит, внимательно прочтите текст и определите стиль автора. Вспомните, какие бывают тексты. Возможно, это художественное произведение. Возможно, это научная статья или эссе. Вы должны быть готовы к тому, что в художественном тексте вряд ли тема будет прослеживаться четко и ясно. Скорее всего, вам придется поработать с текстом, поразмышлять, анализировать, суметь найти причинно-следственные действия.

С текстами-эссе и рассуждениями работать легче. Так как тема сочинения уже сформулирована и прячется в единственном предложении. Искать это предложение стоит сразу в первом абзаце или же ближе к концу текста. Хотя практика показывает, что вначале автор просто подводит к теме, далее дает аргументы, делает выводы и приводит нас именно к тому, что мы ищем – к теме сочинения.

В научных текстах или текстах для анализа так же все просто. Обычно тема сочинения прячется в первом предложении и дальше идет просто аргумент или рассуждение.

3

Когда вы определите стиль текста, тогда разделите его на смысловые части. Каждая часть будет рассказывать о чем-то своем. Попробуйте найти в каждой части какое-то смысловое предложение. Чаще всего это бываю те предложения, которые особо запоминаются при чтении. Запишите свои мысли на листочке. Проанализируйте записанное и попробуйте найти что-то общее во всех ключевых предложениях. Таким образом, вы быстро и легко поймете, о чем идет речь, и найдете тему.

44 стр., 21753 слов

Сочинения в начальных классах

... того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются специальные ... найдет советы о том, как проводить сочинения с элементами рассуждения, как подводип учащихся к самостоятельной работе над планом и над сочинением в целом. ПЕРВЫЙ КЛАСС МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ...

4

Можно попробовать определить тему сочинения всего лишь отвечая на вопросы:«Что интересует автора?», «Что он хотел сказать и какие проблемы хотел выставить на всеобщее обсуждение?» «Как аргументировал и какие сделал выводы?» Ответив на эти вопросы, скорее всего, вы сможете сформулировать и тему сочинения.

5

Очень часто, чтобы понять, о чем идет речь в тексте, достаточно вступить с кем-то в дискуссию. Попробуйте обсудить прочитанное сочинение. Изложите свои мысли и послушайте аргументы своего оппонента. Проанализируйте полученную информацию и попытайтесь сформулировать тему сочинения.

6

Бывает и так, что все методы испробованы, а тема так и не сформулирована. Тогда придется поработать с текстом более тщательно. Для начала прочтите текст еще раз. Только вслух. Читая вслух, вы будете читать медленнее. А чем медленнее вы читаете, тем больше понимаете. Делайте больше пометок. Возможно, что-то в тексте вам покажется непонятным, а возможно, где-то созреет интересный вопрос, который подскажет тему сочинения. Не стесняйтесь лишний раз записать. Просмотрите свои записи и поразмышляйте, почему именно такие вы сделали пометки. Что вам запомнилось в тексте более всего? Какие эмоции пробудил данный текст? Попробуйте ответить на эти вопросы, и вы очень быстро поймете, о чем же был текст и какова его тема.