Сочинение: Простота и сложность характера Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)
(420 слов) Илья Ильич Обломов – главный персонаж романа И. А. Гончарова – человек, кажется, простой и понятный. Что читатель может сказать о нем? От всего он скучает, ничто ему не интересно. Работать не любит, о родном поместье не заботится. Даже слуга Илье Ильичу перечит. Однако герой добр сердцем и честен. Обломов – отзывчивый и верный друг. Он чувствует красоту природы, глубоко переживает трепетное, живое чувство сердечной привязанности к Ольге.
Кажется, характер героя прост. Кажется, нет в нем серьезного внутреннего противоречия и неразрешимого конфликта. Все неудачи Ильи Ильича, его омертвевшее существование легко объяснить его изнеженностью и ленью. Однако так ли однозначен представленный писателем образ? Что же такое на самом деле обломовщина?
Невозможно понять героя, не обратившись к его происхождению, детству, семье. Обломов – поместный дворянин с тремя сотнями душ крестьян. Воспитан он был в деревне, среди необъятных просторов родной земли, под ее свободным небом. С детства Илья Ильич всем сердцем отзывался на красоту природы, чувствовал ее настроение, сроднился с ней. Привык он и к неспешному быту своего дома, где после обеда каждый проваливался в полумертвенный сон, где кушанья и подготовка к праздникам занимали большую часть дня, а драгоценный мальчик Илья был предметом обожания и опеки каждого жителя дома. Илья получил хорошее воспитание, он неглуп, однако избалован и капризен. Почти ребенком дожил он до своих тридцати двух лет.
В образе Обломова Гончаров показал медленное угасание нескольких поколений русских дворян с их беспечной жизнью, благополучие которой строится на труде подневольных крестьян. Но ни Обломова, ни подобных ему, нельзя назвать угнетателями, жестокими эксплуататорами, жадными до выгод. Живя по инерции, следуя старым привычкам, Обломов не может найти себе места в новом мире, постоянно меняющемся и задающем новые правила существования, для которого такие, как Илья Ильич, непригодны. При этом и сам герой понимает свое положение, что значительно усложняет его образ.
Читатель подумает, чего проще — поменять Обломову свой образ жизни, привычки, заняться активной деятельностью. Но ведь даже в любви герой отступает. Смиряя горячее сердце, он предпочитает сложному, противоречивому чувству теплую, сыновье-материнскую нежность.
Черты национального характера в образе И. И. Обломова
... потакает собственным слабостям. Сочинение: Простота и сложность характера Обломова (по роману Гончарова «Обломов») (420 слов) Илья Ильич Обломов – главный персонаж романа И. А. Гончарова – человек, кажется, простой и ... как Илья Ильич, непригодны. При этом и сам герой понимает свое положение, что значительно усложняет его образ. Читатель подумает, чего проще — поменять Обломову свой образ жизни, ...
Однако и Ольга не приняла Обломова. Девушка стремилась изменить мужчину, подчинить его своей воле, испытать свои силы и очарование, превратив Илью Ильича почти что в ученика – не возлюбленного. Ольга выбирает Штольца , антипода Обломова, человека новой формации, амбициозного, деятельного, но, кажется, чуть черствого.
Вслед за Ольгой, и писатель, кажется, отказывается давать Обломову второй шанс, утверждая неизбежность угасания всей дворянской России. Однако непосредственность и удивительная чистота «хрустальной» души героя покоряют и читателей, и автора. «Голубиная нежность» Обломова продолжает жить в его сыне, в воспоминаниях друзей, в родном пейзаже русской земли, в самом русском характере – ни простом, ни сложном, но уникальном и неповторимом.
Краски, лицо, маникюр, шампуни. Уход за кожей
Статья Д.И. Писарева «Базаров» была написана в 1862 году — всего лишь по прошествии трех лет с момента описываемых в романе событий. С первых же строк критик выражает восхищение даром Тургенева, отмечая присущую ему безукоризненность «художественной отделки», мягкую и наглядную прорисовку картин и героев, близость явлений современной действительности, делающие его одним из лучших людей своего поколения. По мнению Писарева, роман шевелит ум благодаря своей поразительной искренности, прочувствованности, непосредственности чувств.
Центральная фигура романа — Базаров — средоточие свойств нынешних молодых людей. Жизненные тяготы закалили его, сделав натурой сильной и цельной, подлинным эмпириком, доверяющим лишь личному опыту и ощущениям. Безусловно, он расчетлив, но столь же и искренен. Любые деяния таких натур — дурные и славные — проистекают лишь из этой искренности. Одновременно молодой врач сатанински самолюбив, что означает не самолюбование, а «полноту собой», т.е. небрежение мелочной суетой, мнением других и прочими «регуляторами». «Базаровщина», т.е. отрицание всего и вся, жизнь собственными желаниями и потребностями, — это истинная холера времени, которой надобно, однако, переболеть. Наш герой поражен этим недугом неспроста — в умственном отношении он существенно опережает прочих, а значит, так или иначе оказывает на них влияние. Кто-то восхищается Базаровым, кто-то его ненавидит, но не заметить его невозможно.
Цинизм, присущий Евгению, двойственен: это и внешняя развязность, и внутренняя грубость, проистекающие как из окружающей среды, так и из природных свойств натуры. Выросший в простой среде, переживший голод и нужду, он естественным образом сбросил с себя шелуху «вздора» — мечтательности, сантиментов, слезливости, пышнофразия. Тургенев, по мнению Писарева, вовсе не благоволит Базарову. Человек утонченный и изысканный, тот оскорбляется любыми проблесками цинизма… однако делает истинного циника главным героем произведения.
На ум приходит необходимость сравнения Базарова с его литературными предшественниками: Онегиным, Печориным, Рудиным и прочими. По сложившейся традиции, такие личности всегда были недовольны существующим порядком, выбивались из общей массы — а потому и столь привлекательны (сколь же драматичны).
Критик отмечает, что в России любой думающий человек «немного Онегин, немного Печорин». Рудины и Бельтовы, в отличие от героев Пушкина и Лермонтова, жаждут приносить пользу, но не находят применения знаниям, силе, уму, лучшим устремлениям. Все они изжили себя, не переставая жить. В этот момент и явился Базаров — еще не новая, но уже и не старорежимная натура. Таким образом, заключает критик, у «Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знанье без воли, у Базаровых есть и знанье и воля».
«Почему Базаровы нужны России?»: план, аргументы
... Ниже есть сочинение, написанное более углубленно по этому плану. Читайте далее. Сочинение-рассуждение по литературе на тему «Почему Базаровы нужны России?»: ... этом его неоспоримый плюс. По мнению героя, человек меняется лишь благодаря критике: «А вы говорите с ним и презираете его ... отрицания вводит людей старого строя в ступор. Да, Базаров ничего не предлагает, но хотя бы заставляет задуматься ...
Прочие характеры «Отцов и детей» обрисованы весьма ярко и метко: Аркадий — слабый, мечтательный, нуждающийся в опеке, поверхностно увлекающийся; его отец — мягкий и чувствительный; дядя — «светский лев», «мини-Печорин», а возможно, и «мини-Базаров» (с поправкой на свое поколение).
Он умен и обладает волей, ценит свой комфорт и «принсипы», а потому Базаров ему особенно антипатичен. Не испытывает симпатии к нему сам автор — впрочем, как и ко всем остальным своим персонажам — его не «удовлетворяют ни отцы, ни дети». Он лишь отмечает их смешные черты и промахи, не идеализируя героев. В этом, по мнению Писарева, состоит глубина опыта писателя. Самому ему Базаровым не быть, но он понял этот тип, прочувствовал его, не отказывает ему в «обаятельной силе» и принес ему дань уважения.
Личность Базарова замкнута в себе. Не встретив равной личности, он и не испытывает в том потребности, даже с родителями ему скучно и тяжело. Что уж говорить о всевозможной «сволочи» вроде Ситникова и Кукшиной!.. Тем не менее Одинцовой удается произвести на молодого человека впечатление: она равна ему, красива внешне и развита умственно. Увлекшись оболочкой и получая удовольствие от общения, он уже не может от него отказаться. Сцена объяснения положила конец так и не начавшимся отношениям, однако Базарову, как ни странно это при его характере, горько.
Аркадий, между тем, попадает в любовные сети и, несмотря на скоропалительность брака, счастлив. Базарову же суждено остаться скитальцем — бесприютным и необласканным. Причина тому — лишь в его характере: он не склонен к ограничениям, не желает подчиняться, не дает гарантий, жаждет добровольного и исключительного расположения. Между тем полюбить он может лишь умную женщину, а та на подобные отношения не согласится. Взаимные чувства, таким образом, для Евгения Васильича попросту невозможны.
Далее Писаревым рассматриваются аспекты отношений Базарова с прочими героями, в первую очередь — народом. Сердце мужиков «лежит» к нему, но воспринимается герой все же как чужак, «шут», не ведающий истинных их бед и чаяний.
Завершается роман смертью Базарова — столь же неожиданной, сколь и закономерной. Увы, судить о том, какое будущее ожидало бы героя, можно было бы лишь по достижении его поколением зрелого возраста, до которого Евгению дожить не суждено. Тем не менее из таких личностей вырастают великие деятели (при определенных условиях) — энергичные, волевые, люди жизни и дела. Увы, Тургенев не имеет возможности показать, как живет Базаров. Зато показывает, как тот умирает — и этого достаточно.
Критик считает, что умереть так, как Базаров, — уже подвиг, и это правда. Описание кончины героя становится лучшим эпизодом романа и едва ли не лучшим моментом всего творчества гениального автора. Умирая, Базаров не грустит, но презирает себя, бессильного перед случайностью, оставаясь нигилистом до последнего вздоха и — одновременно — храня светлое чувство к Одинцовой.
АннаОдинцова
В заключение Д.И. Писарев отмечает, что Тургенев, приступая к созданию образа Базарова, хотел, влекомый недобрым чувством, «разбить его в прах», сам же отдал ему должное уважение, сказав, что «дети» идут по ложному пути, одновременно возлагая на новое поколение надежды и веря в него. Автор любит своих героев, увлекается ими и дарует Базарову возможность испытать чувство любви — страстной и молодой, начинает симпатизировать своему творению, для которого оказываются невозможными ни счастье, ни деятельность.
Сочинения | Сочинения 9 класс. Вечные ценности в жизни героев ...
... готов пожертвовать собой. Подтверждением этому служит дуэль. В «Евгении Онегине» нравственные ценности «спасают» тех героев романа, которые ими обладают. Так, над житейской обыденностью и низостью поднимается ... несмотря на то что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в «идеальную женщину» с исключительной тонкостью ...
Жить Базарову незачем — что ж, посмотрим на его смерть, являющую собой всю суть, весь смысл романа. Что же хотел сказать Тургенев этой безвременной, но ожидаемой смертью? Да, нынешнее поколение заблуждается, увлекается, но в нем есть сила и ум, которые выведут их на верный путь. И лишь за эту мысль автору можно быть признательными как «великому художнику и честному гражданину России».
Писарев признает: Базаровым плохо на свете, нет для них деятельности, любви, а потому жизнь скучна и бессмысленна. Что делать — довольствоваться ли таким существованием или умирать «красиво» — решать вам.
Полнота и сложность характера Обломова.
В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни «вертятся со всех сторон». Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах — заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу — оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. «Теперь или никогда!», «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять».
Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, «без малейшего намека на Европу». Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: «Это значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить.
Смысл жизни штольца в романе обломов
... ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией. Обломов считает, что все его устраивает. На самом ... подменить реальную жизнь на Сочинение «Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)» В 1859 г. вышел в свет роман И. А. Гончарова «Обломов», справедливо считающийся ...
Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по «Мертвым душам» гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.
Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов — живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него содержится в знаменитом «Сне Обломова». Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки — часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие «обломовщина» входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами.
На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, чуждающаяся «дикого и грандиозного», сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый «лад» крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они «бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе». Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.