Истинные и мнимые ценности

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель начала двадцатого века, в своем творчестве размышлял над проблемой истинных и мнимых ценностей, волновавшей человечество на протяжении многих веков. Писатель, несомненно, задумывался о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях, о том, что делает человека действительно счастливым. По мнению автора, истинные ценности есть ценности вечные: доброта и человечность, красота, мудрость и истина, любовь к людям и природе. Бунин в своих произведениях описывает общество, современное ему, эпоху, в которой существует.

Литератор с горечью наблюдает, как «непоколебимые», истинные ценности уступают ничтожным, ложным, сиюминутным. Человечество так или иначе близится к ценностному кризису, который способен уничтожить цивилизацию в дальнейшем, но не в физическом плане, а в духовном, заставив людей забыть, в каких ценностях заключены простые истины жизни, что испокон века остается настоящим, неподдельным.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин открыто и жестко высмеивает мнимые ценности, демонстрируя читателю жизнь «поддельную», «искусственную», заключенную в условные рамки и подчиненную фальшивым

принципам.

За свою долгую жизнь главный герой рассказа так и не смог отличить действительно важное, истинное от кажущегося, формального, не обрел основы в жизни. В мире господина правят деньги, холодный расчет, прагматизм. Стоит заметить, что господин из Сан-Франциско не наделен даже именем. С одной стороны, Бунин обобщает образ героя, говоря о ценностном кризисе не одного человека, а цивилизации в целом; с другой — у героя нет личности, как нет имени: сердце господина пусто, в его мире нет места подлинным эмоциям. Таковы и многие другие пассажиры теплохода «Атлантида»: люди, чьи действия доведены до автоматизма, чей распорядок не меняется день ото дня: они словно машины, работающие по заданной схеме; танцующая пара актеров, демонстрирующая фальшивую любовь, наигранную страсть. Бунин с помощью образов, символики демонстрирует неотвратимость гибели царства похоти и лжи. Так, название парохода лишний раз напоминает читателю о безнадежности жизни, основой которой становятся мнимые ценности: жажда наживы, пошлые удовольствия, фальшивые идеалы.

19 стр., 9210 слов

«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...

... Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Слайд ... жизнь и судьбу главного героя. Случайное событие изменило мировоззрение молодого человека, вернуло его с небес на землю, показало, что на земле есть не только любовь и прекрасные чувства. Н. Толстой «После бала» ...

Но есть в рассказе и герои, что противопоставляются господину, его семье, пассажирам «Атлантиды». Кармелла и Джузеппе, Луиджи и Лоренцо — у них уже есть имена — люди искренние, открытые. Им, не ослепленным богатством и комфортом, доступны истинные ценности: красота, любовь, человечность. Так, Кармелла и Джузеппе великолепно танцуют тарантеллу, а Луиджи хлестко передразнивает английскую речь господина из Сан-Франциско. Эти герои — воплощение идеала писателя: чистые, живые, настоящие.

Еще одним произведением Бунина, где раскрыта тема истинных и ложных ценностей, можно назвать рассказ «Антоновские яблоки». Воспоминания героя есть воплощение ценностей истинных: радость, беззаботность бытия, легкое, просторное небо, укатанные дороги и ясные дали. Здесь каждая мелочь наделена собственной поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны» и «на них сидят кобчики, — совсем черные значки на нотной бумаге». И, конечно, дорогое сердцу героя, самое важное для него воспоминание — запах антоновских яблок. Мир чувственный, осязаемый соткан из светлых воспоминаний, из прошлого, о котором герой вспоминает с радостью, нежностью и грустью. Но ложным ценностям совсем скоро сужено заменить ценности подлинные, вечные. Рушится «старая», «помещичья» Россия под натиском «новой жизни», жестокой реальности. Теперь природа лишена очарования, а земля становится предметом купли-продажи. Уходит в прошлое простая и беззаботная жизнь, наполненная «истинным», «настоящим», уступая место прагматизму и расчетливости. Читатель видит, как вместе с разрушением прежнего уклада жизни наступает и кризис ценностный. «Непоколебимые» истины сменяются ложью и притворством, доброту и человечность заменяют меркантильность и корысть, жажда наживы.

Таким образом, Иван Алексеевич Бунин побуждает читателя задуматься о ценностях фальшивых и подлинных, о смысле жизни и идеалах, о неумолимости быстротекущего времени. Сам же писатель видит смысл жизни не в корысти, жажде денег, наживе и физическом комфорте — ценностях мнимых, а в красоте природы, любви, житейской мудрости, доброте и человечности — ценностях истинных и вечных, которые делают человека счастливым и являются «движущей силой» человечества, тем, что не дает ему кануть в Лету.

Истинные и мнимые ценности 1Истинные и мнимые ценности 2Истинные и мнимые ценности 3Истинные и мнимые ценности 4Истинные и мнимые ценности 5 1

10 стр., 4654 слов

Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Толстого. ...

... Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу. Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие ... Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение ... жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, ...

оценок, среднее:

5,00

из 5)