Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» 5 класс
Урок развития речи, Подготовка к сочинению по картине, Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Цель урока
Задачи урока:
Образовательные. Познакомиться с биографией и творческим
наследием художника, научить собирать рабочие материалы по картине;
- сформировать умение писать сочинение;
Развивающие. Развивать умение самостоятельно и четко
формулировать собственную мысль, выделять короткие аргументы для
формулировки точки зрения и подбирать факты для их подтверждения.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность и ответственность,
умение видеть прекрасное, интерес к различным видам искусства.
Оборудование:
ученические сочинения.
1. Сообщение темы, цели и задач урока
Организационный момент
Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора
Павловича Решетникова «Мальчишки». С этим художником мы встречаемся
впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в
ваших тетрадях появилась творческая работа.
Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»
Памятка «Как писать сочинение по картине»
1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал
художник?
3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает
наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие»
слова.
4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его
изобразил? Почему?
5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?
2.Вступительное слово.
Предаваться мечтам превосходно порою,
От раздумий таких на душе красота,
А мечта все ведет и ведет за собою,
В ней счастливые будни и чувств полнота…
Но не стоит на облаке вечно кататься,
Чтоб достичь высоты, недостаточно слов,
И на землю приходится снова спускаться
После славных полетов – мечтательных снов…
1.Ребята, скажите, о чём стихотворение?
По картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
... хулиганов и отличников. У него всегда красивые картины – добрые и интересные. Вариант 5 На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому ... есть на что посмотреть. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой дается в этом материале, расскажет и о характерах двух других мальчиков. Стоящий рядом слева белобрысый ...
2.О чём мечтаете вы?
3.Вспомните домашнее задание?
4.Подойдёт ли это стихотворение к той картине, с которой вы работали дома.
(уч.Ч1. упр.229)
Вспоминаем домашнее задание, работаем с картиной. Вспоминаем типы
речи
Работа в парах:
каждый текст и доказать почему (назвать 2 признака).
На доске схема- подсказка “типы речи”. У каждой пары по два текста, но
один обязательно описание.
Учитель помогает сделать вывод, задаёт вопрос:
Какие особенности описания вы можете отметить?
(вопрос – какой?, называет общее впечатление ).
Молодцы, правильно выделили все признаки описания.
Словарная работа.
- Запишите слова и вставьте буквы на месте пропуска.
П..др..сток;
- Ра(с/сс)казывает;
- Уд…в…льствие;
- Ра(с/сс)казчик;
- Г..л..ктика;
- Пл…нета;
- К…см…с;
- К…смический к…рабль;
- В(о/оо)бражают;
- П…рила;
- Тёмно(-/слитно) синем.
Можно ли эти слова использовать в нашей письменной работе?
Задаёт вопросы учащимся:
Итак, вспомним из каких частей должен состоять текст любого сочинения?
А сочинения по картине? Во вступлении что напишем? (несколько слов о
Работа с текстом в парах:
Перед вами небольшая статья о художнике выпишите в парах важные факты
биографии Решетникова. (2 коротких предложения).
Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах
презентации
Работают с карточками.
Карточка (дети работают с текстом)
Фёдор Павлович Решетников
рисованием. Художник Ф. П. Решетников очень любил писать картины на
детскую тематику. Часто наблюдал за игрой подростков . И постепенно он
стал все чаще изображать на своих картинах детей в разных жизненных
ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была создана в 1971 году и
тоже посвящена детям.
Помогает вспомнить учащимся , что в тексе-описании могут присутствовать
метафоры и эпитеты. Вместе пытаемся привести примеры и найти в тексте.
Работают в парах. Составляют план для работы над сочинением-описанием.
План:
1. Вступление.
(Несколько слов об авторе и картине).
2. Осн.часть.
(Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета).
Используем
метафоры и эпитеты.
3. Заключение.
(Понравилась картина или нет?)
II.
Рассказ
о
художнике
и
о
его
других
картинах
с
использованием
презентации.
Фёдор Павлович Решетников
рисованием. Художник Ф.П.Решетников очень любил писать картины на
детскую тематику. Часто наблюдая за игрой подростков в “войнушку”.
Именно с того дня он стал все чаще изображать на своих картинах детей в
разных жизненных ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была
создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Прошло десять лет после
легендарного первого полета человека в космос. Все мальчишки грезили о
По картине Решетникова «Мальчишки» по плану для 5 класса
... его стремление к лучшему будущему и веру в завтрашний день. План сочинения по картине «Мальчишки» для 5 класса: Вступление: общие сведения об авторе полотна; Основная часть: описание полотна: ... оно возбудило интерес к звездному небу. План сочинения-описания по картине «Мальчишки» для 5 класса: Вступление: рассказ об авторе и истории создания картины; Основная часть: описание полотна: передний и ...
космосе и как один хотели быть похожими на Юрия Гагарина. На картине три
мальчика, которые августовской ночью забрались на крышу многоэтажного
дома, чтобы понаблюдать за звездным небом. Как известно в августе в
средней полосе России очень часто можно наблюдать звездопад и мальчишки,
завидев очередную падающую “звезду”, стараются как можно быстрее
загадать самое сокровенное желание.
Ладонью, заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Автор: Л. Татьяничева
III. Первичное восприятие картины
Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.
IV. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.
Вопросы для беседы
Рабочие материалы к сочинению
Что изображено на картине?
Какое время суток?
Что на это указывает?
Поздний вечер, тёмно-синее небо,
огни вечернего города, освещённые
окна домов, тени на крыше.
На какие части можно разделить
картину?
Небо, город, мальчики на крыше.
Какие краски и тона преобладают?
Темные, приглушённые; неясные,
размытые контуры.
Кто герои картины?
Три друга, одного возраста, наверное,
одноклассники, соседи.
Где мы их видим?
Как они там оказались?
Для чего они туда пришли?
На крыше дома, внимательно
всматриваются в ночное небо.
Как они изображены?
Опишите каждого:
роль
внешность
поза
выражение лица
1. Указывает на что-то в небе,
делится увиденным,
прочитанным. Выделяется.
Хороший рассказчик, сумел
заинтересовать друзей.
2. Увлечён увиденным и
услышанным. Застыл от
удивления и восхищения.
3. Не отрываясь тоже смотрит на
небо. Взгляд его задумчив,
мечтателен.
Что можно сказать о характере
каждого?
1. Серьёзный, целеустремлённый.
2. Очень впечатлительный.
3. Романтик, мечтатель.
V. Словарная работа.
Картина, произведение, холст.
Мальчишки, герои картины, ребята.
Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.
VI Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
VII . Рефлексия. Что нового узнали на уроке.
Какие трудности возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Дайте оценку нашей работе
VII . Поработать с черновиком и написать работу по предложенному
плану(2-ой урок)
Карточка на парту для работы в парах.
Сочинения по картинам решетникова
... Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» Картина Федора Павловича Решетникова «Мальчишки» тронет любого человека не разучившегося мечтать и фантазировать. На ней изображен поздний теплый вечер и нагретая летним солнцем крыша дома. ... собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей ...
План сочинения.
Разработайте!!! Подумайте и обсудите, что напишите в каждой части?
1.
ВСТУПЛЕНИЕ
2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Образец сочинения.
Ф.П.Решетников – известный советский художник, который часто писал
картины, изображающие детей. Без сомнения, самое знаменитое его полотно
- это «Опять двойка!» Но и картина «Мальчишки» тоже достаточно известна.
Это произведение – гимн мечте о звездах. Оно показывает трех
мальчишек, которые поздним вечером взобрались на крышу дома, чтобы
посмотреть на небо. Друзья стоят рядом. Один из них одет в белую рубашку,
контрастную на фоне темного неба, и изображен в центре. Поэтому мы сразу
обращаем внимание на него. Он о чем-то увлеченно говорит, указывая на
звезды. Я думаю, это он интересуется астрономией и уговорил друзей
полезть на крышу. Рядом стоит светловолосый мальчик, он завороженно
слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их приятель почти
лежит на каком-то предмете или приспособлении, может быть, это вход на
чердак. Он, подпирая рукой голову, тоже смотрит на небо, но кажется, что он
не столько слушает, сколько мечтает.
На заднем плане картины мы видим город. Дома трудно разглядеть
в темноте, поэтому светящиеся в них окна кажутся тоже звездами. Мальчики
могут представить себе, что они летят в космическом корабле среди
созвездий.
Мне очень понравилась картина Решетникова. Она красивая, у неё
интересный сюжет. Кажется, что ты тоже находишься на крыше с этими
мальчиками и мечтаешь о полете в космос.