– очень тонкое, красивое и эстетичное театральное искусство. Зародился балет в Италии в середине шестнадцатого века. Название балет произошло от итальянского слова «ballo», что значит танец. Сначала дамы танцевали на сцене в длинных платьях, корсете и туфлях на каблуках, изобретенных Людовиком XIV. Во время представления артисты вели диалоги, пели, читали стихи и даже устраивали настоящие битвы. Представления длились десять, иногда двенадцать часов. Пачки и пуанты появились гораздо позже. И постепенно укоротилось время спектакля: балет стал таким, каким все привыкли его видеть.
В России первый балет был поставлен во второй половине семнадцатого века при дворе царя Алексея Михайловича. Но превращаться в наше национальное искусство он начал гораздо позже – в начале девятнадцатого века. В развитии и становлении российского балета большая роль принадлежит французскому балетмейстеру Дидло и нашему великому русскому композитору Чайковскому, который по праву признан мировым классиком балета, а его «Лебединое озеро» — лучшим в мире. Его музыка раскрывает внутреннее течение действия и воплощает характер героев.
Но балет — это не только красота, а тяжкий труд. Девочки, мечтающие стать балеринами, ежедневно изнуряют себя многочасовыми тренировками, всю жизнь придерживаются жесткой диеты, балерина за год снашивает от двухсот пар пуантов. Взрослые балеруны за один спектакль поднимают вес, приблизительно равный тонне. И, все равно, многие мечтают посвятить свою жизнь балету.
Балет состоит из разных видов танца и пантомимы. Танец может быть сольным и групповым, вместе с кордебалетом.
Существуют разные виды балета. Классический балет отличается высшей степенью хореографии и придерживается строгих правил: музыку исполняет только симфонический оркестр, сценарий тщательно продуман, костюмы великолепны. Часто на сцене разыгрывается какая-то одна история с помощью пантомимы и пластики.
Современный балет существенно отличается от классического. Движения более свободны, возможна импровизация. Конкретной истории нет. Иногда танцоры просто двигаются под музыку в соответствие с мелодией и своим настроением.
Чайковский, Прокофьев, Адан и Минкус признаны лучшими композиторами, писавшими музыку для балета. Наиболее плодотворно трудился в этой области Петр Ильич Чайковский. Он написал музыку к трем балетам, ставшим классикой. И лучший из них – «Лебединое Озеро».
Русские и российские балеруны и балерины, такие, как Нуриев, Барышников, Васильев, Ваганова, Кшесинская, Плисецкая, Уланова, Павлова и Васильева единодушно признаны лучшими мировыми танцорами балета. Проходят годы, а балет так и остается блестящей классикой, которую мы будем любить, пересматривать и которой будем всегда восхищаться.
Хореографическое искусство конца XVIII — XIX веков
... танцевальные поэмы, предвосхищая открытия романтического танца. В 30-50-х годах. 19 века ... первом плане оказалась пантомима, которая, отодвинув в тень танцевальность, превратила балет в хореодраму, в ... который поставил известный балет «Манон Леско» (1830 г.) на музыку Ж.Ф. Галеви. В ... культура дальних стран и седая древность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет ...
Доклад №2
Человеку, впервые попавшему на балет, происходящее на сцене может показаться странным и непонятным. Слов нет, только музыка и балерины, порхающие по сцене. Однако все это выглядит чарующе и прекрасно. Это и есть магия балета.
Что же такое балет?
Балет — это жанр театрально-музыкального искусства. Основа балета – сценарий, музыка и танец.
Танец – основное художественно-выразительное средство в балете. В танце балерины и танцовщики раскрывают характеры, чувства и действия героев балета.
Однако, потребовалось 400 лет, прежде чем балет стал напоминать то что в наше время называется балетом.
Балет возник в 15 веке в Италии. Само название «балет» произошло от итальянского «balletto» — танцевать. Дальнейшее развитие балета происходило во Франции.
С момента возникновения балет был привилегией высшего сословия. Так, в 1581 году при французском дворе был представлен первый балет «Цирцея».
Король Франции Людовик 14-й был страстным поклонником балета и нередко сам выступал на сцене в качестве танцора. Его прозвали «Король-Солнце» после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».
В 1661 году открылась Королевская академия танца в Париже. Возглавил ее Пьер Бошам, который впоследствии разработал пять классических позиций ног в балете.
Изначально балет был сугубо мужским, женщинам танцевать не разрешалось. Переодетые мужчины исполняли все женские партии. Первой женщиной, выступившей в сольном танце как балерина, стала мадмуазель Ла Фонтен. Это произошло в 1681 году.
По мере развития балета преображался и костюм танцовщиков. В 18 веке на смену тяжелым платьям пришли пачки- шопенки – длинные пышные юбки из тонкого тюля, а туфли на каблуках сменились мягкой обувью. Пуанты – обувь балерин – впервые появились в 1839 году в балете «Сильфида».
В России также интересовались балетом. Первая балетная школа открылась в 1738 году в Петербурге.
В 1840 году в Россию приехал француз Мариус Петипа. Он поставил более шестидесяти балетов. Среди них три самые популярные постановки в мире – «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Музыку к этим балетам написал Петр Ильич Чайковский.
Значительное влияние на развитие русского балета и обретение им мировой известности внесли Сергей Дягилев и Михаил Фокин.
Дягилев организовал труппу под названием «Русский балет». С 1908 года труппа ежегодно выезжала в Париж. Благодаря гастролям имена русских танцовщиков – Вацлава Нежинского, Анны Павловой, Тамары Карсавиной – приобрели мировую известность.
Михаил Фокин – прослыл как реформатор балетного искусства. Для него танец был не просто банальной пластикой, он был состоянием души, поддавался осмыслению. Для Анны Павловой Фокин поставил сольный номер «Умирающий лебедь», который произвел фурор на мировой сцене и стал визитной карточкой балерины.
Композиция танца
... только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждый танец не могут не быть подчинены этому языку. «Балет - это та же симфоническая», ... от его знания непреложных законов зависит формы танцевального сочинения. Рассмотрим подробнее каждый из пяти компонентов композиции, органически ... или классический дуэт, сольная вариация, па-де-труа, па-де-катр, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень ...
Яркими представителями русского балета второй половины 20 века стали – Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Галина Уланова.
Авторитет русского балета в мире высок. Самые уважаемые преподаватели балета – русские. Гастроли театров — Большого и Мариинского – проходят с полным аншлагом.
Балет 21 века интенсивно развивается. Наряду с классическими постановками, появляются новые, открываются театры и балетные школы. Балет как вид искусства не теряет своей популярности у зрителя. Это вселяет надежду на дальнейшее блестящее будущее балета.
7, 8 класс по музыке, 5 класс
Что такое балет, история балета
«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем» Г. Уланова
П.И. Чайковским
Об истории балета и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
Что такое балет?
Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».
Когда возник балет?
Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.
Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки.В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет).
При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».
Становление жанра в России, П.И. Чайковского, Кто такая балерина?
Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.
Основные компоненты
«Лебединое озеро»
Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены. Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.
Фильмы о балете
Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:
- Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
- Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
- Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» — американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
- Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.
Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.
Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.
Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.
В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.
Современный балет и его будущее
Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.
Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.
Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики
В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец).
Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.
Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:, Вернуться назад
Популярные темы сообщений
- Цветок Калла
Калла – это прекрасный цветок, который любого удивит своей невероятной красотой. Это растение, которое относится к семейству Ароидные. Он отличается необычной, порой даже причудливой формой. Оттенков этого растения можно встретить очень много.
- Сервировка стола
Сервировка стола играет очень важную роль не только во время проведения праздничных застольев, но и в домашней обстановке. Приготовленное блюдо покажется ещё вкуснее и аппетитнее, если подать его красиво.
- Животные Антарктиды
Антарктида – является территорией с суровыми климатическими условиями. Температура материка очень низкая, а вся территория покрыта толстым льдом. Несмотря на подобные условиях, здесь присутствует различная флора и фауна, которая удивляет нас своей
Сочинение «Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» — самая новогодняя история»
Сочинение на тему: «Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» — самая новогодняя история».
Так уж получается, что каждый Новый год мы ждем чуда. Может, не совсем волшебства, но все же, чего-то такого, что заставило бы затаить дыхание…
А что такое чудо? Может оно рядом с нами? Может это мягкие, ласковые, пушистые снежинки, медленно опускающиеся на вашу ладошку, а может – нарядная, вся в ярких гирляндах, новогодняя елочка или подарки от Деда Мороза, спрятанные под ней.
Ах, какое это удовольствие – наряжать елочку. Я всегда с замиранием сердца жду, когда будет установлена елка и я смогу открыть заветную коробочку с елочными игрушками. Там разноцветные блестящие шарики, зайчики и белочки, звездочки и огоньки, и, конечно же, мои любимые сказочные герои. Я осторожно достаю из коробки своих любимцев и передо мною, словно по волшебству, оживает сказка… Что я слышу? Звучит «хрустальная», чарующая музыка. Я узнаю этот музыкальный инструмент. Это челеста. Да это же танец Феи Драже! Она танцует на серебристом шарике, легонько дотрагиваясь до него своими крошечными ножками, словно паря в невесомости, и в один миг мир вокруг меня становится волшебным.
Как здорово погрузиться в сказку, особенную, необыкновенную, в которой есть заколдованный принц, текут Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения! И я знаю такую сказку. Это «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Гофмана. И еще это знаменитый балет «Щелкунчик» на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Здесь все волшебно, события происходят в канун большого и светлого праздника — Рождества.
В доме Штальбаума собрались гости. Крестный Мари принес подарки для детей, среди которых была неуклюжая игрушка с широкой улыбкой, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик.
Эта игрушка сразу понравилась Мари. Она не могла расстаться со Щелкунчиком, даже когда все дети уже ушли спать.
Мари так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Вдруг елка стала огромных размеров и откуда-то послышался странный шорох. В комнате появилась целая армия мышей, а Щелкунчик внезапно ожил и превратился в прекрасного юношу. Он собрал армию из солдатиков и отправился в бой на врага, но силы их были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и бросила свой башмачок в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный — Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который совсем непросто попасть. Для этого нужно преодолеть снежную бурю, возникшую на пути. Но Мари и Щелкунчик отправляются в эту сказочную страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге. В этом городе много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал о своем чудесном спасении благодаря помощи Мари. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает девочке вернуться домой из своего чудесного путешествия.
Ощутить всю прелесть этой сказочной истории нам помогает великолепная музыка гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Музыка очень тонко передает все события, происходящие с героями, рисует образы самих героев, их чувства и переживания.
Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха — вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, будто визуально изображая рост елки, расцветает и превращается в прекрасную мелодию.
Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика.
Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время разнообразные чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.
Особенно незабываем Дивертисмент из второго акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это яркий, зажигательный испанский танец – Шоколад и волнующий, наполненный негой восточный танец – Кофе, характерный китайский танец – Чай и живой, задорный русский Трепак, изящный танец пастушков и, наконец, Вальс цветов, завораживающая мелодия которого узнаваема во всем мире. А вот и «хрустальный» танец Феи Драже, изящный и грациозный, искрящийся светом и волшебством, с которого и началась моя новогодняя история.
Это история о чуде, которое мы можем творить сами. Оглянитесь вокруг, мир полон чудес, только присмотритесь внимательнее. Счастья вам и новогоднего чуда!
Работу подготовила: Рыжанкова Алина, ученица 7 класса Кадинского филиала ГУО «Могилевская районная детская школа искусств имени Л.Л.Иванова»
Учитель: Лукьянова Лилиана Анатольевна
Процесс становления современного балетного искусства
Академия современного балета внесла массу изменений в привычный для многих поколений костюм, обувь и даже во внешний вид сцены. Теперь танцоры выполняют сложные элементы под другим углом, костюмеры создали образы удлиненных, тренировочных и стильных нарядов, а пуанты пылятся на полках, так как современная хореография балет исполняется босиком.
Вот такие нововведения претерпел балет, классическому его направлению, которому не одна сотня лет.
Процесс становления современного балетного искусства пришелся на начало 20 века в западных странах. Именно в этот период весь мир начал радикально меняться, и что бы за ним угнаться в классический русский балет балетмейстеры стали дополнять театры современного балета:
- новыми балетными позициями;
- вносить изменения в традиционные движения;
- оригинальные поддержки;
- великолепную пластику.
Это дало возможность балеринам и их партнерам современных балетных постановок быть более свободными, выражать чувства и эмоции, а не просто исполнять заученные фрагменты.
Особенности современного балета – это, прежде всего уход от консервативного подхода, свобода выбора, экспериментальная деятельность, вдохнувшая новую жизнь и краски, в привычные творческие номера, а так же проявления ярких эмоций в процессе исполнения.
Общепринятым названием нового течения танцы современный балет стало «Модерн». И оно в полную силу раскрывает все тонкие грани разделяющие классику и современность.
Уходят в прошлое, а если говорит точнее, остаются в классических выступлениях высокие прыжки, сложные вывороты, удлинение рук и ног. В современном балете партия исполняется парой, а не только примой балетного мастерства.
Каждый балетмейстер, выстраивая систему движений, повинуется внутреннему чутью, и стремлениям преподнося зрителем новые, яркие элементы, которые поражают и завораживают своим магнетизмом.