Тема природы в творчестве А.А. Фета

К примеру, малейшие оттенки в состояниях природы переданы Фетом в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье». Внешний мир как бы окрашивается настроением лирического героя, одушевляется им. С этим связано такое явление как очеловечивание природы (персонификация) в поэзии Фета. Его стихотворения изобилуют олицетворениями. Природа и человек для поэта неразрывно связаны, через пейзаж он лучше понимает свои переживания.

Большое влияние на Фета оказали немецкие поэты-романтики. Как и в их творчестве, в его стихах природа будто откликается на настроение лирического героя, при этом интересно, что вместо связного описания используются отдельные яркие детали. Например, как в стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря…» (лирическая зарисовка/жанровая сценка).

Оно состоит из трёх строф – в средней строфе мать или, может быть, отец, обращается к задремавшему мальчику, ему говорят, что пора идти спать. А в двух других строфах два повторяющихся мотива: «кот поёт» и «ветер свищет», т.е. противопоставляются покой и буря. Стихотворение написано четырехстопным хореем с чередованием женских и мужских рифм.

Яркой особенностью художественной манеры Фета является стремление не использовать те чувства, которые легко можно передать словами. В своих стихах он передает едва заметные, смутные душевные движения, которые невозможно точно назвать. Именно поэтому у Фета постоянно встречается тема «немой речи», раскрывающей чувства без слов, — во взгляде, в движении, в дыхании. Благодаря этому его пейзаж приобретает импрессионистичные черты. Поэт изображает реальный мир в его подвижности и изменчивости. Кроме того, в поэзии Фета воплотился «культ мгновения». Поэт воспевает красоту прекрасных мимолетных моментов, из которых соткана наша жизнь.

Стоит отметить, что Фет был новатором, и его поэтизация красот природы довольно долго подвергалась критике. «Дерзость» этого романтика заключается в умении увидеть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал, и найти новые, свежие, необычные слова для изображения увиденного и пережитого. Он называет крыло стремительной ласточки, почти касающейся воды, «молниевидным». Символически рисуя жизнь как тонкий слой льда над бездонным океаном смерти, он называет лёд «мгновенным».

Прекрасные картины природы созданы Фетом и в стихотворении «На заре ты её не буди…». В нём рассказывается о бодрствовании героини, а главная роль в передаче её состояний отдана пейзажным зарисовкам. В этом произведении наблюдается единство взаимопроникновения чувств человека и природы. «Сладкий» сон лирической героини «на заре» — это утро её жизни, за которым последует расцвет. Кроме того, создаётся впечатление свежести и особенной наполненности жизненными силами, автор сближает предметы и состояния. Сердцем поэт наделяет не только героиню, но и природу. Стихотворение написано трехстопным анапестом с одними мужскими рифмами.

2 стр., 600 слов

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)

... жизни, мелочных еже­дневных заботах и переживаниях — в мыслях он обращается к самому сокровенному в природе и мире. На этой странице искали : сочинение про кавказ сочинение на тему природа кавказа природа кавказа сочинение сочинение о кавказе сочинение природа кавказа ... сли­яние с природой. В детские годы, когда мир фан­тазий так манит к себе, романтические синие горы Кавказа воспринимались как идеал ...

Тема природы необычайно полно раскрывается и в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…». Ведущая тема этого произведения – назначение поэта и поэзии. Фет продолжает пушкинские и лермонтовские традиции – называет поэзию даром, который отделяет поэта от других. Первые десять строк стихотворения подготавливают к его концовке. Для создания образной картины автор использует приём синтаксического параллелизма, анафоры же передают напряжение. Стоит отметить, что последние две строчки противопоставлены по ритму другим. Написано стихотворение пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм, что отвечает за его единство.

Таким образом, тема природы необычайно полно раскрывается в лирике А.А. Фета, и поэт использует богатейшие средства выразительности для его создания.

Как справедливо заметил Н.М. Любимов: «Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».

Автор: Юлия Киселева