Работа над м по тексту

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.С. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия.

  • Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед равнодушия сковал людские сердца? Ответ на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель (публицист) Даниил Гранин.

  • Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша планета, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта проблема отчетливо звучит в тексте ………….

  • «Ключи от счастья» – так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

  • Проблема – это сложная, часто конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. В этой работе могут помочь вопросы: О чем? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом?

    Определяя проблему, необходимо подумать над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей. Следовательно, проблема должна быть сформулирована так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Проблемы, предлагаемые в текстах тест-билетов ЕГЭ (

    • войны, мира, экономики, политики;

    • воспитания, образования

    • проблема роли детства в становлении личности человека (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности? Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);

    • проблема оценки такого периода в жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период в жизни человека?);

    • проблема памяти (В чем заключается долг памяти перед теми, кого уже нет с нами?);

      2 стр., 797 слов

      Каждый ли человек ищет смысл жизни? (итоговое декабрьское)

      ... определяется самим человеком и напрямую от него зависит. Но все мы различаемся друг от друга (что естественно), и ценности в жизни каждого соответственно. Поэтому вопрос о смысле жизни так непрост: ... так ли он мобилен в случае настоящих талантов, гениев своего ремесла? На основании вышеизложенного можно дать ответ на вопрос, стоящий в заголовке сочинения: нет, не каждый. И тема эта будет ...

    • проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

    • проблема памяти о своих истоках, о своем детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

    • проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

    • проблема понимания красоты (В чем источники истинной красоты?);

    • проблема выбора жизненного пути (Как рождается выбор жизненного пути? Как выбрать правильный путь в жизни? Что может помочь в этом?);

    • проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

    • ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);

    • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли быть человек свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);

    • проблема влияния социальной среды на человека (Как среда влияет на выбор человеком жизненного пути?);

    • роли мечты в жизни человека (Помогает ли мечта сделать жизнь человека интереснее, радостнее?);

    • проблема умения противостоять жизненным трудностям (Как лучше противостоять жизненным трудностям?);

    • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных жизненных ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

    • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);

    • проблема готовности к жизни современной молодежи (Готова ли к самостоятельной жизни современная молодежь?)

    • проблема взаимоотношения «отцов» и «детей» (Какова взаимная ответственность старшего и молодого поколений?);

    • проблема героизма (в чем духовные истоки героизма?);

    • проблема книги в становлении личности ребенка (Какую роль играет книга в становлении личности ребенка?);

    • проблема роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности (Какова роль книги в развитии личности?);

    • проблема бережного отношения к книгам (Почему книги требуют бережного к себе отношения?);

    • проблема роли искусства в жизни человека (проблема понимания произведений искусства человеком);

      2 стр., 897 слов

      Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)

      ... офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я хорошо это помню, ...

    • проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?)

    • проблема отношения человека к миру природы (животных);

    • проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?);

    • проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);

    • проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?) и др. ( Подробнее см. информацию на сайте http//www.fipi/ru )

    ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ С ПОМОЩЬЮ СЛОВ:

    общественно значимая, злободневная, животрепещущая, актуальная, жизненная, насущная, острая, важная, серьезная, спорная, неотложная, основная, глубокая, назревшая, неразрешимая, наболевшая, мучительная, жгучая, тяжелая, первоочередная, принципиальная, главная, сложная и т.д.

    основную проблему

    • Какая проблема больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления?

    • Вокруг чего строится все повествование?

    • Рассуждениям о чем посвящена большая часть исходного текста?

    • С каким вопросом связан авторский вывод?

    • По какой проблеме отчетливо заявлена авторская позиция?