Жанровая система литературы Древней Руси была сложной. В ней переплетались жанры, заимствованные из византийской литературы, среди которых были руководства по богослужению, поучения, молитвы и жития святых, а также произведения светского характера — естественнонаучные и исторические сочинения. Кроме того, существовала и система фольклорных жанров, которые находились в тесной взаимосвязи с жанрами литературными. При этом они сочетались во множестве различных вариаций и образовывали богатую и разнообразную палитру стилей. Но, несмотря на это разнообразие, постоянно происходил поиск нового и зарождение форм.
«Слово о полку Игореве» представляет собой неповторимый и многогранный памятник литературы, гениальное произведение, которое органически вырастало из своего времени, времени высокого уровня развития культуры. В отношении жанровой природы «Слова» и до сих пор ведется немало споров. Одни исследователи видят в нем поэму, другие — воинскую повесть, третьи — былину, четвертые — торжественную речь. И все они по-своему правы. Да и сам автор называет свое произведение очень неопределенно — то словом, то песнью, то повестью. В различных частях «Слова» мы встречаем эти противоречивые характеристики: «Пристало ли нам, братья, начать старыми словами…», » Пусть начнется же песнь эта…» или же «Начнем же, братья, повесть эту…»
В поэме описывается поход на половцев русского князя Игоря. Однако ее содержание этим не ограничивается — автор выдвигает общенациональную идею о необходимости объединения разрозненных русских княжеств в защите от половцев. Созданное сразу после похода Игоря, произведение явилось непосредственным откликом на это событие, отразило со всей силой главное бедствие своего времени — отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны. В нем, как в грандиозной панораме, отразилась жизнь русского народа тех времен.
И все же «Слово» не столько повествует о событиях похода, Сколько анализирует их, давая ему оценку. Это взволнованная и страстная речь патриота, насыщенная обычными для устной речи терминами, образами, ритмикой устного языка. Автор ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Он постоянно обращает свои слова к людям — персонажам прошлого и настоящего: «О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел…», — обращается он к былинному певцу; другие его слова адресованы храброму буй туру Всеволоду: «Ярый тур Всеволод! Незыблем ты в самой передней обороне…», или к самому Игорю: «Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет…» Эти воззвания то и дело прерываются скорбными восклицаниями: «О Русская земля! уже ты за холмом!», которые еще больше усиливают ощущение близости автора к народу. И это скорее близость оратора к его слушателям, чем писателя к читателям его произведения.
Моё любимое произведение русской литературы
... работы я выбрала необычное произведение русской литературы. Я не могу сказать, ... чтобы Таис услышала мой крик, мой протест, мои слова «Что же ты ... волосы, слышала ржание её любимого иноходца Боанергоса, тяжёлую поступь ... героиня Таис Афинская, участница походов Александра Македонского, — подлинная ... это я должна благодарить автора! Это он создал реальный ... ему было всего 25 лет, когда он завоевал Персию! ...
С другой стороны, было бы ошибкой считать «Слово о полку Игореве» типичным ораторским произведением. В нем легко заметить и явные элементы песенного стиля. Это проявляется в насыщенности лирикой, богатстве чувств и настроений, сильной ритмичности. Рассказывая о походе, автор преисполнен такой сильной скорби, таких сильных и волнующих чувств, что не может удержаться от вмешательства в действия Игоря и пылкого высказывания своих чувств:
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю!
А Игорева храброго полка не воскресить!
Не случайно и то, что своим предшественником создатель «Слова» считает Бояна — певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. Несмотря на то, что он отвергает манеру Бояна:
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна, –
однако он сам творит в том же роде поэзии, что и известный народный певец. Народно-песенное начало ярко прослеживается во многих частях произведения, которые близки к хвалебным песням или к народным плачам.
Таким образом, в литературе существуют две жанровые системы: письменные, к которым относятся летописи, поучения, повести, сказания, и устные, представленные былинами, песнями, сказками, поговорками и т. п. Однако однозначно отнести «Слово о полку Игореве» к какой-либо из этих систем невозможно. Оно органично соединило в себе в равной степени и устное творчество, и письменную традицию. Следовательно, «Слово» — произведение, которое не является ни чисто устно-поэтическим, ни литературным. В этом скрещении двух направлений и заключается его своеобразие, сложность его идейно-жанровой природы. Именно поэтому язык и стиль произведения всегда будут вызывать живой интерес ученых, исследователей, литературоведов и простых читателей.