Сочинение 9 класс. Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)
Биография Пушкина, как и его стихи, знакома всякому. Общеизвестны многочисленные увлечения Пушкина и его последняя любовь — Наталья Николаевна Гончарова, которая, нужно признать, осталась в истории лишь благодаря своему мужу. Он посвящал ей немалое количество стихов, оставив в прошлом прежние влюбленности, забыв обо всех «чудных мгновеньях» и посвятив себя единственной женщине. Наталья Николаевна была для него Мадонной, стихотворение с таким названием было написано поэтом незадолго до свадьбы в ожидании грядущего счастья.
О том, что стихотворение посвящено женщине, невозможно догадаться до тех пор, пока не прочтешь заключительные строки. Кажется, что автор — до самозабвения боголюбивый человек, высшая и единственная ценность которого — вера. Трудно вообразить себе иное истолкование, глядя на такие слова, как «обитель», «пречистая», «божественный спаситель», «творец». Первое впечатление, как это нередко бывает, ложно, к тому же нельзя забывать, что стихотворение принадлежит перу Пушкина, для которого характерны неожиданные и резкие повороты мысли. Первая строфа сразу интригует читателя:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Естественно, что читателю становится интересно узнать, чем же, собственно, необыкновенным хочет украсить поэт свою обитель. Ответ дается уже в следующих строках:
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
Подобная религиозность у Пушкина — явление редкое. Да, он верит в бога и в божественное предначертание поэта, но у него мало можно найти стихотворений, в которых слышалось бы столько искренней веры, как в «Мадонне». Закономерно, что в голову приходит мысль о божественной идее стихотворения, тем более, что Пушкин с таким преклонением говорит о Божьей матери и Иисусе. Поэт крайне редко обращался к религиозным символам и библейским сюжетам, «Мадонна» кажется одним из немногих исключений. Но последние строки развеивают заблуждение и не оставляют сомнений в том, что стихотворение было обращено к женщине, а духовная, религиозная его подоплека — не более, чем еще одна ипостась всепоглощающей любви, овладевшей поэтом:
Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
... форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина. - Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры ... автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов. Цель нашей работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на материале лирики поэта Цель достигается путём решения следующих задач : ...
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Как же нужно любить женщину, чтобы приравнять ее к Божьей матери, а ее образ ценить больше, чем иконы? (Пушкин хоть и был вольнодумцем, но воспитывался в обычной дворянской семье, где любовь к богу впитывалась с молоком матери).
В обращении к любимой женщине, как к Мадонне, не слышится ни малейшей доли кощунства или пренебрежения к богу. Для поэта вполне естественно, что любовь к женщине и любовь к Иисусу сливаются, становясь не просто неразделимы, но невозможны одна без другой. Наталья Николаевна была для него так же чиста, как Дева Мария, он ни на секунду не усомнился в там, что его жена послана ему небесами и не единожды обращался к ней, как к ангелу или как к Мадонне. Ангелами он называл и прежних своих пассий, а Мадонна может быть только одна, поэтому Наталья Николаевна стала Мадонной — единственной, святой и прекрасной.
Стихотворение «Мадонна» не так знаменито, как другие образцы любовной лирики Пушкина, такие как «Я помню чудное мгновенье…» или «Я вас любил…» Эти стихи написаны живым, непосредственным слогом, которым Пушкин владел в совершенстве; «Мадонна» — более строгое, торжественное стихотворение, но как раз это и подчеркивает глубину и серьезность пушкинских чувств.
В «Мадонне» поэт как будто подводит итог всем своим былым увлечениям, оставляет в прошлом свои ветреность и легкомыслие, и вступает в новую полосу жизни. Он говорит о том, что всегда ждал этой великой любви, мечтал о ней, предчувствовал: «Одной картины я желал быть вечно зритель…» Так, наверное, каждый человек в глубине души надеется и долгие годы ждет свою единственную, неповторимую любовь, готовый ради нее на любые жертвы. Для Пушкина Наталья Николаевна была «чистейшей прелести чистейший образец». Точно так же стихотворение, посвященное ей, стало «чистейшим образцом» любовной поэзии Пушкина, ее венцом. Здесь нет ни одной фальшивой ноты, несмотря на то, что автор так смело приравнивает свою возлюбленную к Божьей матери. «Мадонна» звучит как молитва женщине, которую поэт обожествлял, и эта молитва искренна, чиста и прекрасна.