С именем М. Ю. Лермонтова связано появление в русской поэзии символического изображения природы. Образы природы, сохраняя видимую конкретность, одновременно указывают на иную, высшую реальность, составляющую главный смысл душевной жизни поэта. В этом отношении стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» является одним из самых характерных.
При первом же чтении бросается в глаза отсутствие реалистической картины природы. В стихотворении перемешаны и климаты, и времена года. Кажется, что Лермонтов воспринимает окружающий его мир с непосредственностью и наивностью ребёнка. Многообразие деталей носит не конкретно-реалистический, изобразительный, а выразительный условно символический характер. Нельзя представить себе картину природы, в которой были бы совмещены «желтеющая нива», «малиновая слива» и «ландыш серебристый». Однако то, что является несовместимым во внешнем мире, оказывается совместимым в мире внутреннем. Это является одним из важнейших особенностей поэтического мировосприятия поэта. Принципы, по которым происходит отбор, и группировка лермонтовских образов определяются законами его души. Поэтому все предметы, окружающие человека, — это символы, указывающие на идеал. Идея духовного восхождения пронизывает всё стихотворение. Лирический герой находится в поиске высшей гармонии, стремится преодолеть пустоту и одиночество через восстановление утраченного единства с Богом.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» имеет интересную внешнюю форму. Оно представляет собой сложное предложение, которое характеризуется полнотой и законченностью выражения мысли. Для про изведения характерна специфическая интонации, нити рая делит его на две части — повышение и пониженно интонации. Первые три строфы соответствуют приди точной части сложного предложения и читаются с вое ходящей интонацией. Понижение охватывает четвертую, заключительную строфу, которой соответствует главная часть предложения. Наряду с интонационными изменениями в лермонтовском стихотворении есть и смысловая градация, возрастание степени одушевления природы.
В первой строфе природа отделена от лирического героя, она предстает как нечто внешнее. Но уже здесь это не мёртвый пейзаж, а одушевленная яркая жизнь:
Природа в творчестве русских поэтов
... края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях ... Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, ... бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной ...
Когда волнуется желтеющая пина,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка…
Во второй строфе мы видим переход к очеловечиванию природы. Здесь природа вступает в диалог с лирическим героем. Преодоление одиночества становится возможным.
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Важно отметить, что в других стихотворениях Лермонтова лирический герой остаётся внешним наблюдателем гармонии, царящей в мире.
В третьей строфе на смену бессловесному диалогу приходит речевое общение: «…студёный ключ… // Лепечет мне таинственную сагу…».
Чувство одиночества, разъединённости с миром и связанные с этим тревога и печаль уходят в сторону благодаря исполненному любви обращению к нему природы. Поэт показывает изменение настроения лирического героя через краткое описание его внешности и души:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе…
Лирического героя охватывает ощущение гармонии с миром. «Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказывается для него тесно связанными. Герой ощущает себя частью великого целого.
Прежде чем постичь Бога, лирический герой любуется лесом, нивой, ландышем, ключом. Их жизнь, разум — это воплощение высшей реальности, обращённой к человеку множеством своих ликов. В стихотворении Лермонтова мы находим не просто слово о Боге, но его присутствие в мире. Красота и многообразие русской природы видится поэту как отражение божественного начала.
Страницы: [1]
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ | ||
|
Читайте также: