Репка — Справочный материал — Cтатьи — Персональный сайт Лагуткиной Т. А

Сочинение

Как работать над частью С.

Часть С — это сочинение по тексту. Главная задача — определить, какую проблему поднимает автор текста и показать, как он ее решает. Но самое важное — высказать СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОДНЯТОЙ АВТОРОМ ПРОБЛЕМЕ.

Объем сочинения — не меньше 150 слов. Это значит — не меньше полутора страниц тетради в линеечку. Больше можно, но не намного.

Надо помнить, что в тексте обязательно есть тема, проблема и идея.

ТЕМА — это то, о чем в тексте говорится

ПРОБЛЕМА — это тот вопрос или те вопросы, которые автор текста решает в этом тексте.

ИДЕЯ — это то же самое, что авторская позиция, то есть это тот ответ, который дает на поставленные им же вопросы.

Например, обратимся ко всем известной сказке про репку ТЕМА сказки — попытка семьи дедки вытащить из земли небывалых размеров корнеплод. ПРОБЛЕМА сказки — от чего зависит успех общего дела. ИДЕЯ сказки — всякий, даже самый, казалось бы, незаметный и маленький член коллектива вносит свой вклад в решение общей задачи, причем вклад самого маленького и незаметного может оказаться порой решающим.

Запомним эти сведения, они пригодятся нам в работе над сочинением по тексту сказки. (Значит, первое, с чего мы начнем работу, — определяем ТЕМУ, ПРОБЛЕМУ, ИДЕЮ текста, особенно обращаем внимание на проблему и идею).

Теперь ВНИМАНИЕ! Переходим к поэтапному созданию нашего бессмертного произведения. Всего в сочинении должно быть СЕМЬ абзацев (в крайнем случае — шесть).

Внимательно рассмотрим таблицу. Слева — общие рекомендации, справа — сочинение, созданное по тексту сказки про репку в соответствии с левыми рекомендациями.

Не забывай, что надо говорить: ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, ИГРАЕТ РОЛЬ (а не наоборот!)

1 часть. Формулировка проблемы исходного текста (2-3 предложения)

В Первом абзаце мы должны сформулировать проблему/ы, поднятую автором текста. Удобнее это делать в виде вопросительных предложений, после которых можно использовать следующие варианты завершения абзаца:

Именно над этой проблемой размышляет автор текста.

Эту проблему рассматривает в своем тексте…(кто именно рассматривает)

Об этом предлагает задуматься читателю…

Именно эта проблема волнует автора текста.

Именно над этим вопросом невольно задумываешься прочитав текст…(чей именно)

Именно этот вопрос задает себе автор текста.

Что влияет на успех общего дела? Какой коллектив может быть назван по-настоящему сильным и дееспособным? Именно над этими вопросами невольно задумываешься, прочитав текст неизвестного автора.

2 часть. Комментарий к поднятой в тексте проблеме (3-4 предложения)

Создавая второй абзац, мы должны подумать над следующими вопросами ( и не только подумать, но и дать на них ответ в письменном виде, что и будет являться комментарием к проблеме):

Можно ли данную проблему назвать актуальной? Почему? Что зависит от решения этой проблемы? Сталкивались ли мы сами с подобной проблемой? Как её решить? и.т.п.

ВНИМАНИЕ! Вовсе не обязательно отвечать на ВСЕ эти вопросы, достаточно ответить на первый и второй, только ответить надо обстоятельно, аргументированно.

Нет сомнений в том, что эта проблема актуальна в любое время. Ведь пока существует род человеческий будет существовать необходимость в коллективных действиях по решению той или иной задачи. Коллективы бывают самые разные — от нескольких человек до сотен, а то и тысяч, и зачастую от их согласованных действий может зависеть очень многое — от успешного возведения здания до безопасности государства.

3 часть. Позиция автора (3-4 предложения)

В этом абзаце мы должны сформулировать позицию автора текста, то есть идею текста, то есть показать, что мы поняли, как автор решает поднятую в тексте проблему, какой ответ дает на поставленный в тексте вопрос. Если самому никак не додуматься, обращаем внимание на ПОДСКАЗКИ — задания А-29 и В-8

В этом абзаце вполне уместно ЦИТИРОВАНИЕ Можно выписать из текста предложение, в котором идея текста сформулирована, если такое предложение в тексте есть (см. А-29) можно ничего не выписывать, а все сформулировать самостоятельно. Если же все-таки решил выписывать, НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО КАВЫЧКИ!!!

А начать абзац можно, используя один из следующих вариантов:

Автор, безусловно, имеет свою точку зрения на данную проблему.

Позиция автора текста выражена ясно. Он считает/убежден, что…

Размышляя над поднятой в тексте проблемой автор стремится убедить нас в том, что…

Автор текста хочет донести до читателей важную мысль о том, что…

Решение этой проблемы автор видит в… и.т.п.

Автор текста хочет донести до читателей важную мысль о том, что успех общего дела зависит от каждого члена коллектива. Мудрый народный сказатель убеждает нас в том, что всякий даже самый, казалось бы, не значимый и маленький член коллектива вносит свою лепту в решение общей задачи, причем вклад самого маленького и незаметного может оказаться порой решающим. Мы видим это на примере маленькой мышки, без вмешательства которой оказалось невозможно вытащить из земли гигантский корнеплод.

4 часть. Наша собственная позиция по поднятой в тексте проблеме

Наша главная задача при создании этой части — убедить эксперта, который проверяет наше сочинение, в том же, в чем автор текста убедил читателя (если мы не согласны с автором), или опровергнуть позицию автора своими УБЕДИТЕЛЬНЫМИ примерами и рассуждениями.

ПЕРВЫЙ абзац четвертой части — тезис: согласен ты или нет с позицией автора? В чем именно согласен? Если НЕ согласен, то не должно быть ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ высказываний, типа:

Автор не прав.

Я не согласен с автором.

Примеры, приведенные в тексте, я считаю неудачными. и.т.п.

Возражать надо ВЕЖЛИВО:

Автор очень убедителен в отстаивании своей точки зрения. И все же позволю себе не во всем согласиться с ним.

Позиция автора во много близка мне. Я тоже думаю, что… Но все-таки мне кажется, что автор слегка преувеличил утверждая, что… и.т.п.

Если же согласен с автором, начать можно так:

Я никогда серьезно не задумывался над подобными вопросами, но размышления автора затронули меня за живое.

Трудно не согласится с мнением/позицией автора.

С этим утверждением нельзя не согласиться.

Размышления автора не могут оставить читателя равнодушным.

Безусловно, нельзя не признать правоту относительно… и.т.п.

Я никогда серьезно не задумывался над подобными вопросами, но размышления автора затронули меня за живое. Мне близка мысль о необходимости совместных усилий в решении трудных жизненных задач. Разделяю я и убежденность автора в значимости действий любого, даже самого, казалось бы, незаметного человека (ибо речь в сказке идет, несомненно о людях, ведь, как говорил А.С.Пушкин, «сказка — ложь, да в ней намек»).

ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ абзацы четвертой части — аргументы в пользу нашей точки зрения. Поскольку требуется привести два аргумента, то речь идет о двух абзацах. Если же второй аргумент не приходит в голову, значит, абзац будет один.

Надо учесть следующее: важно не просто привести пример из жизненного опыта или ссылку на литературное произведение, но еще и объяснить, ПОЧЕМУ мы обращаемся именно к этим примерам, какую мысль и как они подтверждают. В противном случае наши примеры не будут засчитаны в качестве аргументов!!! То есть надо не просто упомянуть о чем-либо, а порассуждать об этом.

В подтверждение этой мысли можно привести пример из романа «Война и мир». Изображая войну 1812 года, Л.Н.Толстой убедительно показывает, что победа в этой войне стала возможной именно благодаря совместным действиям всего русского народа. Русские люди были объединены общими чувствами ненависти к врагу и любви к своей родине. Каждый делал свое, может быть незаметное дело, но все эти поступки по-своему рождали будущую победу. Вспомним купца Ферапонтова в горящем Смоленске. Он добровольно сжигает свое добро, только бы оно не досталось наступающему неприятелю. Незабываема и сцена Бородинской битвы, в которой русские солдаты и офицеры, как кажется Пьеру, легко и беззаботно готовы пожертвовать своими жизнями.

Можно оба аргумента поместить в одном абзаце, а в следующем подвести итог своих рассуждений.

Поступки всех этих людей стоят в одном ряду, потому что их объединяет общая цель — защита родины. Россия победила Наполеона именно потому, что русский народ, состоящий отдельных людей, стал непобедимым, сплоченный общей целью. И в дело победы каждый внес свой непосильный вклад.

ЧЕТВЕРТЫЙ (или третий) абзац четвертой части — вывод. Он должен перекликаться с нашим тезисом. Надо еще раз вспомнить, какую мысль мы доказывали в нашем сочинении (см. 3 абзац — позиция автора), и что-нибудь красивое сказать по этому поводу, призвать к чему-нибудь, воскликнуть что-нибудь.

ВОТ и ВСЕ. Считаем слова, проверяем ошибки, переписываем на чистовик.

В нашей жизни бывают моменты, когда в одиночку сделать ничего невозможно. Некоторые вещи под силу только единому, дружному коллективу. Мне кажется, что эта мысль неоспорима!