Разработка информационной системы «Поликлиника»

Курсовая работа

В наш век информационных технологий, стало реально все документы преобразовывать в электронный вид и регистратура городской поликлиники в считанные минуты может найти сведения о принятых пациентах, вызовах, кабинетах.

Цель курсового проекта разработать информационную систему «поликлиника» включающую в себя данные о врачах, пациентах, кабинетах и вызовах, которые необходимые для работы поликлиники. База данных позволяет осуществлять добавление, изменение, поиск и удаление данных, а также просматривать эти данные

Требуется создание полнофункциональной информационной системы, использование которой будет способствовать повышению эффективности работы поликлиники, переходу на качественно новый уровень обслуживания и лечения пациентов.

Прохождение лечения пациента в поликлинике подразумевает:

  • ? оформление личной карточки пациента;
  • ? хранение личной карточки пациента, историй всех болезней, поставленных диагнозов, результатов проведения исследований / анализов;
  • ? направление пациента к врачу, на проведение исследования, сдачу анализов;
  • ? оформление справок / больничных листов.

В данном курсовом проекте поставлена задача разработки новой информационной системы для обслуживания пациентов, использование которой позволит решить задачу оперативной постановки пациента на учет:

  • ? упрощение доступа к персональным данным пациента;
  • ? быстрое доведение результатов проведения исследований / анализов пациента до лечащего врача;
  • ? сокращение штатной численности отдела регистратуры, расходов на зарплату и сокращение людских и временных затрат на обработку информации;
  • ? централизованное хранение всех данных о пациенте;
  • ? уменьшение количества противоречивых данных;
  • ? упрощение постановки диагноза пациенту.

В данном курсовом проекте поставлена задача разработки новой информационной системы для обслуживания

1. Описание предметной области

Современная поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний.

5 стр., 2347 слов

База данных для информационной системы медицинских организаций города

... На первом этапе проектирования базы данных необходимо определить цель создания базы данных, основные ее функции и информацию, которую она должна содержать. Мы разрабатываем базу данных для информационной системы медицинских организаций города. Схема работы ...

В ее функции входят:

  • ? оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах;
  • ? лечение больных при обращении в поликлинику и на дому;
  • ? организация и проведение диспансеризации;
  • ? экспертиза временной нетрудоспособности;
  • ? освобождение больных от работы;
  • ? направление на врачебно-трудовую экспертную комиссию лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
  • ? направление больных на санаторно-курортное лечение;
  • ? своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении.

Поликлиника проводит большую профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительную работу среди обратившихся пациентов, изучает здоровье населения, выявляет раннюю заболеваемость, организует статистический учет и анализ показателей состояния здоровья населения.

Описание процессов по подразделениям

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача. Практическая деятельность главного врача и всех должностных лиц регламентируется приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства здравоохранения РФ. Функциональные обязанности врачей, среднего и младшего медицинского персонала могут корректироваться на местах с учетом специфики работы медицинского учреждения.

Главный врач

Поликлиникой на правах единоначалия руководит главный врач. На должность главного врача назначаются наиболее квалифицированные врачи, имеющие организаторские способности и навыки.

Главный врач организует и контролирует:

  • ? лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность поликлиники;
  • ? диспансеризацию населения;
  • ? соблюдение врачебным персоналом установленного порядка выдачи больничных листов;
  • ? повышение квалификации медицинского персонала;
  • ? вовлечение врачей в научно-исследовательскую работу;
  • ? правильность ведения документации;
  • ? учет и хранение сильнодействующих средств и ядовитых веществ, рецептурных бланков на них в соответствии с действующими инструкциями;
  • ? обеспечение поликлиники медицинским оборудованием, инструментами, хозяйственным и мягким инвентарем;
  • ? регулярный анализ деятельности всех подразделений поликлиники, состояния инфекционной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Главный врач утверждает планы повышения квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, врачебных конференций, семинарских занятий, утверждает графики работы персонала. В обязанности главного врача входят поощрение хорошо работающих, инициативных сотрудников и привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих трудовую дисциплину, не выполняющих свои обязанности.

Заместитель главного врача по медицинской части

Вторым лицом в поликлинике является заместитель главного врача по медицинской части, который назначается главным врачом из наиболее квалифицированных, обладающих организаторскими способностями врачей. В отсутствие главного врача он исполняет его обязанности.

4 стр., 1728 слов

Статистические данные в курсовой работе

... 8. Оформить все расчеты и выводы. Шкала оценивания курсовой работы Оценка Характеристика результатов Отлично В курсовой работе дано развернутое обоснование актуальности, целей и задач ... по совокупности субъектов Федерации. (Использовать статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели»). 2. Провести предварительный анализ данных с помощью методов описательной статистики. ...

Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных в поликлинике и на дому следит за постоянным внедрением в практику работы врачей современных, наиболее эффективных методов профилактики, диагностики и лечения больных, новых организационных форм и методов работы передовых медицинских учреждений.

Заместитель главного врача обеспечивает преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром, организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении. предметная область архитектура информационная модель

Заместитель главного врача обеспечивает выполнение плана повышения квалификации медицинского персонала направляет врачей на курсы усовершенствования и специализации, организует различные семинары, научно-практические конференции и реферативные обзоры, лечебно-контрольные комиссии с обсуждением состояния лечебно-диагностической работы, расхождений диагнозов и врачебных ошибок, работу кабинета медицинской статистики.

Регистратура

Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным ее структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому. При обращении пациента, регистратор направляет его к нужному врачу или на консультацию к терапевту.

В задачи регистратуры входит:

  • ? организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
  • ? обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
  • ? проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.

Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам.

Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.

Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники.

Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.

Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первым встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема.

Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных.

Врач-терапевт

Основными задачами терапевта являются:

  • ? оказание квалифицированной терапевтической помощи пациентам на приеме в поликлинике и на дому;
  • ? организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий среди пациентов поликлиники путем пропаганды санитарно-гигиенических знаний, проведения профилактических прививок, организации профилактических осмотров пациентов;
  • ? снижение заболеваемости и смертности пациентов.

В соответствии врач-терапевт обязан обеспечить:

6 стр., 2606 слов

Деятельность медицинской сестры процедурного кабинета

... процедур по назначению врача; 3) Медицинская сестра процедурного кабинета должна владеть методиками оказания доврачебной помощи пациенту, оперативно реагировать на все изменения неблагоприятного характера, возникающие в организме пациента в ходе выполнения назначенных ...

  • ? своевременную терапевтическую помощь в поликлинике и на дому;
  • ? экстренную медицинскую помощь больным в случае их непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений;
  • ? своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации;
  • ? экспертизу временной нетрудоспособности больных;
  • ? консультацию больных в необходимых случаях в поликлинике;
  • ? использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, в том числе комплексной терапии и восстановительного лечения (медикаментозные средства, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и др.);
  • ? выдачу заключений пациентам, проходящим медицинские осмотры и отъезжающим за рубеж;
  • ? систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медицинской сестры.

Старшая медицинская сестра

Прямым помощником заместителя главного врача по медицинской части является старшая медицинская сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей.

Старшая медицинская сестра поликлиники:

  • ? осуществляет рациональную расстановку и использование среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков;
  • ? обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей;

? осуществляет контроль над соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на создание надлежащей культуры в обслуживании больных и выполнением врачебных назначений

? контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации;

  • ? всемерно содействует внедрению мероприятий по научной организации труда;
  • ? составляет планы повышения квалификации средних и младших медицинских работников, организует и контролирует их выполнение.

Медицинская сестра

Важным помощником участкового врача-терапевта является участковая медицинская сестра. Целесообразно, чтобы с терапевтом работала постоянно одна и та же медицинская сестра. Прежде всего, она помогает врачу при амбулаторном приеме, ей отводится большая роль в организации наблюдения за больными на дому и выполнения назначений врача.

Медицинская сестра должна приходить на работу на 20-30 мин раньше врача. За это время ей необходимо подготовить рабочее место, проверить поступление медицинских карт из регистратуры, наличие всей необходимой документации, выявить нуждающихся в первоочередном приеме, измерить у больных температуру, артериальное давление (АД) (если это не было сделано в кабинете доврачебного приема и т. д.).

Это все необходимо провести для того, чтобы врач сразу же начал прием.

Работая под непосредственным руководством и контролем врача и старшей сестры поликлиники, участковая медицинская сестра осуществляет следующую работу:

  • ? оказывает лечебную помощь населению, выполняет назначения врача как в поликлинике, так и на дому;
  • ? по указанию врача измеряет больным артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские манипуляции;
  • ? заполняет статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вносит в медицинскую карту данные флюорографического и других исследований, помогает заполнять посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт и др., при соответствующих условиях под диктовку врача пишет рецепты и заполняет соответствующие графы листка нетрудоспособности, медицинские карты амбулаторного больного и др.;
  • ? выдает очередные талоны для повторных посетителей;
  • ? объясняет больному способы подготовки к лабораторным, инструментальным и другим исследованиям, методы подготовки и сдачи материала для лабораторных исследований;
  • ? принимает активное участие в организации и проведении диспансерной работы на участке: под контролем и руководством врача заполняет диспансерную карту на вновь выявленных больных ведет картотеку диспансеризуемых в поликлинике больных в соответствии со сроками динамического наблюдения изучает условия жизни диспансерных больных и о результатах наблюдения докладывает участковому врачу подготавливает предварительные материалы для составления отчета по диспансеризации населения участка;
  • ? комплектует необходимым инструментарием и медикаментами сумку врача для оказания неотложной медицинской помощи при амбулаторном приеме и на дому.

При оказании медицинской помощи на дому участковая сестра проводит следующую работу:

  • ? посещает больных на дому и выполняет манипуляции в соответствии с назначением;
  • ? комплектует соответствующим набором медикаментов, перевязочного материала и медицинского инструментария специальную сумку, предназначенную для посещения больных на участке;
  • ? информирует врача о своевременности выполнения больным диагностических и лечебных процедур;
  • ? при необходимости привлекает общественный актив к уходу за больными на дому;
  • Кроме того, медицинская сестра отчитывается об израсходованных медикаментах перед старшей сестрой отделения.

Требования предметной области

Информационная система «Поликлиника», является продуктом направленным на конкретный диапазон деятельности, поэтому она должна отвечать требованиям предметной области:

1. Являться программой, использование которой возможно только в данной предметной области;

2. Поддерживать современные технологии и протоколы передачи данных посредством Microsoft Access.

3. Поддерживать параллельную работу регистратуры и сотрудников городской поликлиники.

2. Назначение информационной системы

В результате изучения организации поликлиники выяснилось, что имеются следующие рабочие группы (отделы), которые используют информацию по организации управления поликлиникой:

1. Кабинеты — хранит сведения о кабинетах поликлиники.

2. Врачи — хранит сведения о врачах поликлиники.

3. Пациенты — хранит сведения о пациентах поликлиники.

4. Вызовы — хранит сведения о вызовах на дом.

3. Круг пользователей информационной системы «Поликлиника»

1 Информационная модель

Для кабинетов необходима следующая информация (концептуальные требования):

a. Сведения о кабинетах:

  • Номер кабинета;
  • Название;
  • Телефон;
  • Дни работы;
  • Время работы.

Для врачей необходима следующая информация (концептуальные требования):

b. Сведения о врачах:

  • ФИО врача;
  • должность;
  • специализация;
  • кабинет;
  • телефон;
  • дни работы;
  • время работы.

Для пациентов необходима следующая информация (концептуальные требования):

c. Сведения о пациентах:

  • ID пациента;
  • ФИО пациента;
  • диагноз;
  • дата поступления;
  • последний прием;
  • следующий прием.

Для вызовов на дом необходима следующая информация (концептуальные требования):

d. сведения о пациентах:

  • Номер;
  • ФИО;
  • адрес;
  • Телефон клиента;
  • Симптомы;
  • Дата вызова
  • примечание.

2 Определение сущностей

При работе с полученной информацией были выведены следующие сущности и поля. Сущность Кабинеты включает в себя следующие поля:

  • номер кабинета;
  • название;
  • телефон;
  • дни работы;
  • время работы.

Сущность Врачи включает в себя следующие поля:

  • ФИО врача;
  • должность;
  • специализация;
  • кабинет;
  • телефон;
  • дни работы;
  • время работы.

Сущность Пациенты включает в себя следующие поля:

  • номер пациента;
  • ФИО пациента;
  • диагноз;
  • дата поступления;
  • дата последнего приема;
  • дата следующего приема.

Сущность Вызовы включает в себя следующие поля:

  • номер оплаты за путёвку;
  • дата оплаты путёвки;
  • вид оплаты;
  • сумма;
  • номер клиента.

3 Нормализация отношений

Отношение находится в первой нормальной форме, когда все его значения атрибутов атомарны.

Таблица 1 — Список кабинетов

Номер

Название

Телефон

Дни работы

Время работы

Таблица 2 — Список врачей

ФИО

Должность

Специализация

Кабинет

Телефон

Дни работы

Время работы

Таблица 3 — Список пациентов

ID пациента

ФИО

Диагноз

Дата поступления

Последний прием

Таблица 4 — Список вызовов

Номер

ФИО

Адрес

Тел. клиента

Симптомы

Дата вызова

Примечание

4. Предпроектное исследование

Анализ других поликлиник выявил следующие проблемы:

  • ? с увеличением количества пациентов, увеличивается количество информационных потоков, что приводит к снижению управляемости из-за несвоевременного получения информации, ошибочной информации или вовсе из-за отсутствия таковой. Это является недопустимым, так как может затянуть процесс лечения, привести к неверной и (или) несвоевременной постановки диагноза;
  • ? затраты большого количества временных и человеческих ресурсов на обработку документов и необходимость увеличивать эти ресурсы с ростом количества клиентов;
  • ? тратится много времени на подготовку и поиск необходимых историй болезней, личных карточек, результатов обследований;
  • ? в связи с большим бумажным документооборотом возрастает нагрузка на персонал, в связи с чем возрастает количество ошибок;
  • ? из-за необходимости получать документы и данные из других подразделений возникают временные задержки, связанные с их доставкой.

Пациент — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания.

Регистратура — основное структурное подразделение по организации приема больных в поликлинике и на дому.

Врач — специалист с высшим медицинским образованием, который занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением заболеваний и травм.

Лечебно-диагностический центр — специально оборудованный комплекс, приспособленный для проведения различных медицинских исследований и диагностик.

1 Функциональные требования

Информационная система «Поликлиника» должна соответствовать следующим функциональным требованиям:

1. Система должна автоматизировать и вести учет всех процессов, связанных с предметной областью (товародвижение от производителя до конечного пользователя, учет заказчиков, фиксирование операций и т.д.);

2. содержать электронные формы стандартных документов (личная медицинская карта, история болезни, результаты анализов / исследований);

3. позволять заполнять имеющиеся стандартные формы используя устройства ввода;

4. иметь возможность хранения электронных (отсканированных) копий документов;

5. иметь возможность формирования различных типовых отчетов (по пациентам, по отделениям, по заболеваниям);

6. централизованно хранить информацию для доступа к ней из любой поликлиники.

7. иметь возможность внесения дополнительных форм документов и отчетов;

8. обеспечивать защиту информации от несанкционированного доступа и изменения;

9. иметь возможность резервного копирования данных;

10. проверка на правильность ввода данных.

иметь удобную систему поиска и фильтрации по различным параметрам;

11. возможность печати (на принтере) отчетов, форм и электронных копий документов;

12. возможность сохранения данных, отчетов, форм в отдельный файл для отправки по факсу или электронной почтой.

1.Пользовательские требования

ИС должна придерживаться общего интерфейса при работе с пользователем. Для этого необходимо согласовать:

  • правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра);
  • состав и расположение окон и элементов управления;
  • правила использования клавиатуры и мыши;
  • правила оформления файлов помощи;
  • перечень стандартных сообщений;
  • правила обработки реакции пользователя.

Обобщая рассмотренные обстоятельства и учитывая специфику разрабатываемой ИС, делаем вывод о свойствах оптимального пользовательского интерфейса:

  • интерфейс должен быть оформлен в тонах палитры clWindow;
  • возможность ввода и вывода с клавиатуры и при помощи мыши;
  • помощь должна быть написана на русском языке.

В качестве основного системного интерфейса предлагается использовать стандартный графический интерфейс операционной системы MS Windows.

5. Архитектура информационной системы

Определим перечень объектов, имеющих влияние на информационную систему, и установим между ними связи:

  • кабинеты
  • врачи
  • пациенты
  • вызовы

Отобразим связь между объектами с помощью диаграммы классов (рис.1)

Рис. 1. ER Диаграмма, отражающая связь между объектами

На данной диаграмме видно, что в поликлинике работают врачи, в поликлинике находятся кабинеты, в которых проходит прием пациентов, врачи лечат пациентов, также пациенты делаю вызов врачей на дом.

Для такой информационной системы можно рассматривать модель репозитория, когда все совместно используемые данные хранятся в центральной базе данных, доступной всем подсистемам. Смысл такой системы в том, что в ней находится большой объем информации. Здесь резервное копирование, управление доступом, резервное копирование и восстановление данных централизованы, так как входят в систему управления репозиторием.

Рассмотрим основные потоки информации в поликлинике:

На схеме видно, что регистратура ведет учет прибытия и убытия пациентов в поликлинику, и обмениваются между собой данными кабинет статистики и регистратура.

Подсистема управления данными:

Подсистема просмотра документации и балансовых показателей, статистический отдел:

6. Анализ входных и выходных информационных потоков

Поликлиника находится в постоянном взаимодействии с пациентами. Врач, поставив диагноз пациенту, выписывает ему рецепт. В соответствии с этим рецептом пациент покупает или получает бесплатно медикаменты. Данные о выданных медикаментах заносятся в БД (отдельно для платных и бесплатных).

Затем по этим данным составляется прогноз на потребление медикаментов населением. По данному прогнозу делается заказ поставщику на приобретение и доставку тех или иных медикаментов.

Данный процесс покажем на DFD диаграмме (рис.2)

Рис.2. DFD диаграмма, отражающая схему взаимодействий с внешней средой

7. Основные алгоритмы работы информационной системы

Контекстная диаграмма «Обслуживающая клиента система»

Декомпозируем ее на составные блоки

Декомпозируем блок «Управление уровнем доступа в систему»

Декомпозируем блок «Обращение к системе»

Декомпозируем блок «Составление отчета»

Заключение

Современные программные системы становятся сложнее, чтобы обеспечить возможность решения глобальных задач, например, таких, как создание единой системы управления предприятием. При разработке таких систем важно хорошо представлять современные подходы, существующие в этой области, и основные сложности этого процесса.

Потребность в сложных программных системах растет. По мере того как увеличивается производительность и падает цена вычислительной техники, появляются возможности выполнить автоматизацию все более сложных процессов. Основная ценность проектирования при создании сложных информационных систем состоит в том, что оно позволяет свести к минимуму трудоемкую рутинную работу и сосредоточиться на решении творческих задач.

База данных включает в себя данные о врачах, пациентах, кабинетах и вызовах, которые необходимые для работы поликлиники. База данных позволяет осуществлять добавление, изменение, поиск и удаление данных, а также просматривать данные.

Использование данной ИС упрощает доступ к персональным данным пациента, централизует хранение всех данных о пациенте и уменьшает количество противоречивых данных. Благодаря этому представляется возможность сократить численности административно-управляющего персонала и расходов на зарплату, избежать снижение пропускной способности сети поликлиник при увеличении количества пациентов, повысить уровень качества обслуживания и лечения. Все это приводит к повышению управляемости компанией в целом и, как следствие, к увеличению прибыли.

Результаты проектирования могут являться основой для разработки конечного продукта информационной системы сети поликлиник.

1. Алгоритмические языки и программирование. Система программирования DELPHI: учеб. пособ. для вузов / разраб. Т.А. Лабзиной. — М: Совр. Гум. Ун-т, 2002.

2. Ахангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. — М.: ООО «Бином-Пресс», 2003 г. — 1152с.

3. Емельянова Н.З., Партыка Т.А., Попов И. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие для студ. СПО. — М: Форум; Инфра-М, 2005.- 416 с.

4. Основы автоматизированных информационных систем. Обеспечение автоматизированных информационных систем: учеб. пособ. для вузов / разраб. В.Н. Кузубовым. — М: Совр. Гум. Ун-т, 2001.

5. Принципы построения автоматизированных информационных систем (АИС).

Техническое и рабочеее проектирование АИС: учеб. пособие для вузов / разраб. В.Н. Кузубовым. — М: Совр.Гум.Ун-т, 2000.-102 с.

6. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник для студ. СПО. — М: Академия, 2003.- 438 с.

7. Сорокин А.В. Delphi. Разработка баз данных. — СПб: Питер, 2005. — 477с.: ил. Издательский дом «Вильямс», 2005. — 336 с.: ил. — Парал. тит. англ.

8. Тейлор Аллен Дж. SQL для «чайников», 5-е издание: Пер. с англ. — М.:

9. Фаронов В.В. Система программирования Delphi . — СПб: БХВ-Петербург, 2004.- 912 с.