Сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс

Сказки Салтыкова-Щедрина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс 1

Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно.

Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу.

Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска.

Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла.

У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок.

Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.

С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.

Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим.

Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор.

12 стр., 5924 слов

Функции поэтики фольклора в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

... сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. Глава 3. Художественно-поэтическая функция: художественный мир и поэтика народного слова в сказках Салтыкова-Щедрина ... мечтами в сказке «Ворон-челобитчик»). М.Е. Салтыков - Щедрин плодотворно использует фольклорную сказочную традиции. В народной сказке каждое ...

Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.

Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.

Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день.

Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами.

Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.

  • Салтыков-Щедрин М.Е

Гипербола и гротеск в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сочинение по литературе по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина Справочный материал для школьника: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – выдающийся русский писатель Годы жизни: 1826-1889.

Наиболее известные труды и произведения: Господа Головлевы История одного города Пошехонская старина Убежище Монрепо Годовщина Добрая душа Испорченные дети Соседи Чижиково горе Текст сочинения: Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В.

Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с иным «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным».

и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова‑Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным синтезом всего творчества писателя. Форма сказки дала Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его проблемам.

Обращаясь к фольклору, писатель стремился сохранить его жанровые и художественные особенности, с их помощью привлечь внимание читателя к основной проблеме своего произведения. Сказки Салтыкова‑Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы: сказки и басни. При написании сказок автор использовал гротеск, гиперболу, антитезу.

13 стр., 6021 слов

Особенности сказок салтыкова-щедрина

... сословий. Что еще объединяет сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили да были два генерала…», «В некотором царстве, в неко­тором государстве жил- ... сказках образ народа-мужика обрисован Салтыковым-Щедриным с огромной любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, умен. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Здесь мужик ...

Гротеск и гипербола – основные художественные приемы, с помощью которых автор создает сказку « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Главными героями являются мужик и два генерала‑бездельника. Два совершенно беспомощных генерала чудом попали на необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели в ночных рубашках и с орденами на шее.

Генералы чуть не съедают друг друга, потому что не могут не только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с дерева. Чтобы не пропасть с голоду, они решают поискать мужика. И он тут же нашелся: сидел под деревом и отлынивал от работы. «Громадный мужичина» оказывается на все руки мастером.

Он и яблок с дерева достал, и картофель из земли выкопал, и силок приготовил для рябчиков из собственных волос, и огонь добыл, и провизии наготовил. И что же? Генералам дал по десятку яблок, а себе одно взял – кислое. Даже веревку свил, чтобы ею же его генералы к дереву привязали. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали».

Мужик и пуха лебяжьего набрал, чтобы доставить своих генералов с комфортом. Сколько они ни ругают мужика за тунеядство, а мужик «все гребет да гребет, да кормит генералов селедками». Гипербола и гротеск проявляются во всем повествовании. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут.

Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля. Безусловной гиперболой является и то, что мужик выстроил корабль и отвез генералов прямо на Большую Подъяческую.

Крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупых и никчемных генералах в яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют их появлению и беззаботному существованию. В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого.

Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова‑Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Текст сочинения: На мой взгляд, творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В первую очередь хочется сказать, что в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, в случае если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются». Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!» У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома. Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. «Веселись, мужичина!» Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе. Важно заметить, что автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков‑Щедрин в своих сказках показывает важность перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков‑Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны. М. Е. Салтыков‑Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России. Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным. Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. К примеру, тот факт, что «набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…» Очевидно, что фантастика Салтыкова‑Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

13 стр., 6327 слов

Мужик в повести о том, как один мужик двух генералов прокормил ...

... kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html Образ мужика в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатирические сказки — наиболее важное создание М.Е. Салтыкова-Щедрина. Этот жанр помог писателю обойти ... Но ведь большего мужичи­на и не требует. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского ...

Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова‑Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Текст сочинения: Начнём с того, что сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла.

Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры.

14 стр., 6590 слов

Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл

... произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю. (Пока оценок нет) Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина – Сочинения, рефераты, доклады на все темы План I. Есенин – поэт природы.2. Гармония ... поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются Сочинение по картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс Тихий и спокойный ...

Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

Мужик способен на все: «полез сперва‑наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…» Но не только восхищение вызывает у автора это персонаж.

В то же время он печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.

Салтыков‑Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Заканчивается «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина!». Что еще нужно мужику для счастья… Очевидно, что Салтыков‑Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей.

«Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал…» Но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика.

Не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!..» Салтыков‑Щедрин противопоставляет генералов и мужика. Всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика‑работягу лодырем. Мне кажется, что сказки М. Е.

Салтыкова‑Щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. В то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. Произведения Щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше. Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни. Фантастичность многих сцен и деталей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам. Форма сказки – эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми. Своим творчеством Салтыков‑Щедрин пытался бороться против зла русской жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. Он не приемлет того, что мешает развитию России. Главное зло, которое осуждает автор, – крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.

9 стр., 4168 слов

Коняга основная мысль. Анализ сказки коняга салтыкова-щедрина

... скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме 1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности ...

Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова‑Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Текст сочинения: В первую очередь хочется сказать, что М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений.

Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков.

Салтыкова‑Щедрина, он никогда не является произвольным и бессмысленным. Он всегда связан с реальной действительностью, питается этой действительностью. Фантастика Щедрина – это не уход от действительности и ее проблем. С ее помощью он пытается отобразить эту действительность. Иначе говоря, сказки Салтыкова‑Щедрина всегда носят реалистичный характер.

Гротеск автора реалистичен не потому, что фантастическое в его книге сочетается с достоверным, правдоподобным, а потому, что сочетание это верно раскрывает существенные стороны реальной действительности. Важно заметить, что ещё в самом начале сказки Салтыков‑Щедрин ставит своих героев – двух генералов – в такие условия, в которых они просто не смогут выжить сами, без чьей‑либо помощи.

Сказочный зачин «жили‑были» обещает самые невероятные события. Автор на протяжении произведения использует устойчивые выражения, употребляемые обычно в сказках: по щучьему велению, по моему хотению; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед‑пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать.

И у них не возникло мысли, что его просто не должно быть там, поскольку остров необитаем. Они уверены, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!» Во многих сказках появление волшебного помощника позволяет героям справиться с различными трудностями.

Стоит только вспомнить Серого Волка, Сивку‑бурку, Конька‑Горбунка… Но здесь совсем другой случай. Незачем награждать неспособных ни на что генералов, нет у них ни задачи невыполнимой, ни доброго сердца… Все их помыслы лишь о себе. Поселяя рядом с ними мужика, Салтыков‑Щедрин как бы спорит со сказкой.

Помощник есть, но для кого он? На мой взгляд, Салтыков‑Щедрин показывает несправедливость жизни русского народа, решающего все проблемы своих господ, которые только и делают, что бездельничают и помыкают другими. Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни.

Фантастичность многих сцен и деталей рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь произволу фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам. Сказка, которая является основой большинства рассказов М. Е.

Салтыкова‑Щедрина, – эффективная форма художественного обобщения действительности, способная вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми. Сказка тем и отличается от произведения, изображающего жизнь в рамках жизненного правдоподобия, что ее элементами становятся действия, поступки и происшествия совершенно фантастические.

3 стр., 1016 слов

Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

... одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье. Охарактеризовать сказку «Богатырь» авторства Салтыкова-Щедрина можно, как резкую, ведь она разоблачала многие ... о тех ситуациях, которые требуют срочного вмешательства общественности. Вариант 3 Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества ...

Требовать от автора житейски правдоподобной мотивировки фантастических действий или событий – значит требовать невозможного. Мир сказки строится по своим законам, которые не тождественны закономерностям нашей реальной жизни: в нем совершенно нормальны такие поступки, которые в обычной жизни невероятны. Сказки М. Е. Салтыкова‑Щедрина полны сожаления о том, что русский народ бесправен, терпелив и забит. Именно на крестьянах и держится власть господ, в то время как мужики следят и ухаживают за ними. «Набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…» Это невероятно, но это и есть действительность того времени.

Без сомнений можно сказать, что в своем творении автор сохраняет дух и стиль русской сказки, борется против зла русской жизни, глупости правителей, бессловесности русского народа, трусости и пошлости.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина сочинение

Гипербола и гротеск в произведении повесть о том 1

«Сказки» Салтыкова-Щедрина составляют само­стоятельный пласт его творчества.

За небольшим ис­ключением, они созданы в последние годы жизни пи­сателя (1883—1886) и предстают перед нами неким итогом работы Щедрина в литературе.

И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художест­венным синтезом всего творчества писателя.

Форма сказки дала Щедрину возможность откры­то высказываться по волнующим его и его соратни­ков проблемам. «Сказки» Салтыкова-Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы — сказки и басни.

Однако герои Щедрина вовсе не сказочные — это аллегории, сатирические маски басен, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы явственно принадлежат отнюдь не животно­му миру.

Следуя традициям Крылова, Щедрин не произ­вольно надевает на своих персонажей те или иные маски, но стремится «воздать каждому по заслу­гам». В его сказках в каждой личине сконцентриро­ваны характерные черты, точно определяющие в своем единстве распространенный социальный или человеческий тип.

Вспомним, например, сказку «Самоотверженный заяц». Там «играют» все при­вычные сказочные и бытовые черты персонажей. Волк и заяц не только символизируют охотника и жертву: волк кровожаден, силен, деспотичен, зол; заяц труслив, малодушен, слаб. Эти образы наполне­ны злободневным социальным содержанием.

Волк наслаждается положением властителя, деспота: «За то, что с первого моего слова не остановился, вот тебе мое решение: приговариваю я тебя к лишению живо­та посредством растерзания. А так как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта, и запасу у нас еще дней на пять хватит, то сиди ты вот под этим кустом и жди очереди.

9 стр., 4101 слов

Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

... первоимпульсов в создании сказок. Сказки Салтыкова-Щедрина заметно отличаются от народных, и поиски параллелей, а тем более прямых ... арсенал сатирических приемов Салтыкова-Щедрина поставлен в них на службу революционной агитации и пропаганде. Сказки Салтыкова-Щедрина, на первый взгляд, ... всю жизнь так маяться!» [4;149]. Следующая фраза очень важна в общем композиционном строе сказки: исполнилось ...

А может быть… ха-ха… я тебя и помилую». Этот волк не просто пользуется правом сильного: в его образе воплощены черты представителей власти всех уровней — от жандармского «хватать и не пугцать!» до судейского, губернаторского манипулиро­вания законом.

Вся волчья семья живет по волчьим законам: и волчата играют жертвой, и волчиха, гото­вая зайца сожрать, его по-своему жалеет… Однако у автора вовсе не вызывает сочувствия заяц — ведь он тоже живет по волчьим законам, безропотно отправ­ляется волку в пасть! Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, он малодушен, он заранее от­казывается от сопротивления, облегчая волку решение «продовольственной проблемы». И здесь авторская ирония переходит в едкий сарказм, в глубокое пре­зрение к психологии раба.

Злое, гневное осмеяние рабской психологии — од­на из основных задач сказок Щедрина. Он не только констатирует такие особенности русского народа, как его долготерпение, безответность.

И именно сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и эф­фективнее всего дойдет до народа.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки м е салтыкова щедрина 1

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после рефор­мы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина («История села Горюхина») и Го­голя («Мертвые души»).

Но сатира Щедрина острее и беспо­щаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличите- ля в его сказках.

Писателя всегда привлекали народные сказ­ки, а кроме того этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокор­мил» Щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесшие ни­какой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регист­ратуре, которую затем упразднили «за ненадобностью*. Щед­рин разоблачает их паразитизм.

Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки в том самом виде родятся, как …их утром к кофею подают». Они чуть не съедпют друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось мужика.

Нисколько не сомнева­ясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы за­ставляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и самодоволь­ство. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не про­падешь!» — думают они.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов вы­смеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на вое­водстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внут­ренних супостатов».

Первые два Топтыгина занимались разно­го рода «злодействами»: один — мелкими, «срамными» («чи­жика съел»), другой — крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежа­лись мужики и убили его).

5 стр., 2256 слов

Чему учат сказки салтыкова щедрина

... он показывает в […] Изображение русского мужика в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита ... человеком. Посмотрите эти сочинения Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в ...

Третий Топтыгин не жаждал « кро­вопролитнее».

Наученный опытом истории, он действовал ос­торожно и повел либеральную политику. Многие годы полу­чал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лоп­нуло терпение мужиков и они расправились с «воеводой». Это уже стихийный взрыв недовольства крестьян против угнетате­лей.

Щедрин показывает, что причина бедствий народных в злоупотреблении властью, в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа — в свержении царизма. Такова основная идея сказки.

В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел — царь птиц ре­шил «завести» при дворе науки и искусства.

Однако орлу вско­ре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья- поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», насту­пил «мрак невежества».

Писатель показал в этой сказке несов­местимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сде­лал вывод, что «орлы для просвещения вредны».

А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятйлся? Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто об его существовании вспомнит? «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считать­ся достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бес­полезные пескари.

Никому от них ни тепло, ни холодно… жи­вут, даром место занимают», — обращается автор к читателю.

В своих сказках Салтыков-Щедрин показывает, что народ талантлив.

Мужик из сказки о двух генералах сообразителен, у него золотые руки: он и силок смастерил «из собственных во­лос», и «чудо-корабль» построил.

Народ подвергался гнету, его жизнь — бесконечно тяжелый труд, и писателю горько, что он своими руками веревку, которую накинули ему на шею заставит народ задуматься над своей судьбой. і

Свою творческую манеру Салтыков-Щедрин называет эзо­повой, каждая сказка имеет подтекст, действуют в ней коми­ческие персонажи и образы-символы.

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реаль­ное переплетается с фантастическим, тем самым создавая ко­мический эффект. На сказочном острове генералы находят из­вестную реакционную газету «Московские ведомости».

От необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой ГІоді.

нчі’сі і В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вво­дит детали из жизни людей: пескарь «жалованье не получает п прислуги не держит», мечтает выиграть двести тысяч.

В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются в действии и словах. Писатель обра­щает внимание на смешные стороны изображаемого. Достаточ­но вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену.

В сказках Щедрина видна связь с на­родным творчеством («жил-был пескарь», «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»).

Однако, наряду со сказочными выражениями, мы встречаем книжные слова, совсем нехарактерные для народ­ных сказок: «жизнью жертвовать», «пескарь жизненный про­цесс завершает». Чувствуется иносказательный смысл произве­дений.

Сказки эти — великолепный художественный памятник ми­нувшей эпохи — не утратили своей актуальности и в наши дни.

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина:

Идейно художественное своеобразие сказок салтыкова щедрина  1

Особое место в русской литературе XIX века занимает твор­чество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он дошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и спра­ведливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной.

Но от этого произведения не стали про­ще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере прояви­лось всеобъемлющее «головотяпство» русского общества про­шлого века.

В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно при­бегал к жанру сказок.

Многообразно идейно-тематическое содержание этих про­изведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изоб­ражение трагического положения угнетенного народа, его ка­торжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных ин­теллигентов, много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам.

Сказки Салтыкова-Щедрина — это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из нее наиболее яр­кие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.

Так, например, в сказке «Дикий помещик» крайнее преуве­личение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение существующих в России порядков, которые спо­собствуют появлению таких помещиков-паразитов.

Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказ­ки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о

394

реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существова­ния.

Он не может выносить даже «холопского духа». Его страстная мечта — лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособ­ленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, пре­вращаясь в животное.

Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у авто­ра бессловесный и безропотный, и поэтому обличение поме­щиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагичес­кой безысходности судьбы простого русского человека.

Сказки писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми и молчунами.

Одна из самых ярких сказок, в которой действуют живот­ные, — «Премудрый пескарь».

Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он «жалованья не по­лучает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет…». Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего.

Читатели понимают, что пескарь — это художественная метафора, которая помогает охаракте­ризовать людей-обывателей.

Вся биография пескаря сводится к формуле: «Жил — дро­жал и умирал — дрожал». Страшно становится от этих слов.

Но именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье настоящего челове­ка, в этом заключается великий смысл нашего пребывания на земле.

395

Проанализированы лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина. Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости правителей, покорности и бессло­весности народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости.

К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небы­тие. И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответ­ственных болтунов. И в этом нам помогает страстный, стра­дающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/idejno_khudozhestvennoe_svoeobrazie_skazok_saltykova_shhedrina/3-1-0-2740

Салтыков-Щедрин M. E. школьное сочинение по произведению на тему, Разное, “ Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина”

Идейно художественное своеобразие сказок салтыкова щедрина  2

Салтыков-Щедрин M. E.

Сочинение по произведению на тему: “ Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина”

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементны сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников.

Символом крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот^слеб. Его удел — вечный каторжный труд.

«Нет конца работеГ Работой исчерпывается весь смысл его существования!» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит.

Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге». Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — есть и в самых ранних сказках Щедрина: («Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

«А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Особенно любопытна серия сказок «социалистической идеологии». Карась из сказки «Карась-идеалист» не лицемер, он по-настоящему благороден, чист душой. Его идеи социалиста заслуживают глубокого уважения, но методы их осуществления наивны и смешны.

» — разглагольствовал карась. Кончилось тем, что его проглотила щука, и проглотила машинально: ее поразили нелепость и странность этой проповеди. «Самоотверженный заяц» и «Здравомысленный заяц». Здесь героями выступают не благородные идеалисты, а обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников.

Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня. ха-ха. и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым.

Но какая это была унизительная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего». Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без промаха била по либералам, пресмыкающимся перед правительством из-за собственной шкуры, по обывателям, прятавшимся в своих норах от общественной борьбы.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок. Перенесение человеческих черт — и психологических и политических — на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства»).

Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, труслибого зайца и т. п. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.

saltykovshhedrin/raznoe10

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/saltykov-shhedrin-m-e-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-raznoe-xudozhestvennoe-svoeobrazie-odnoj-iz-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Готовые школьные сочинения

Готовые школьные сочинения 1

Дек 27 2014

Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?

Каждая сказка Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведе­ния кажутся удивительно интересными и поучительны­ми. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыб­нуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор — дале­ко не главное в них.

Основная цель автора — показать несправедливость устройства мира и общества; подска­зать человеку ответ на тот или иной злободневный воп­рос. И читатель продолжает перечитывать сказки это­го автора, удивляясь их актуальности и по сей день.

«Сказка о том, как один мужик двух генералов про­кормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду.

И спасите­лем их оказался самый обыкновенный мужик-крестья­нин. В чем глубинная мудрость сказки?

Но раз­ве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждают­ся плодами чужого труда? А «мужик» работает не покла­дая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.

«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие кар­тины, что у читателя не остается ровным счетом ника­ких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор.

Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правяще­го класса, показывает истинное лицо его представите­лей, поражающее своей убогостью и глупостью.

Напри­мер, сказка «Дикий помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.

Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло пол­нейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смыс­ле.

Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколь­ко велика роль простых людей в дотижениях цивилиза­ции.

Правящий класс, имеющий титулы и деньги, ока­зывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.

Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «поме­щиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти.

Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «ге­нералами», когда на острове от голода они едва не съе­ли друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безоб­разное существо.

В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют жи­вотные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Основная проблематика сказок м е салтыкова щедрина 1

Категория: Салтыков-Щедрин М.Е.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Книга Салтыкова-Щедрина «Сказки» включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества. Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в.

, воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок. Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Самый общий смысл в проблематике «Сказок» заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др.

В художественном зеркале «Сказок» представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».

В сказке «Медведь на воеводстве» издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: «орлы для просвещения вредны». Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию.

Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трёзор»), кулака («Соседи»), то — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.

Умение сатирика обнажать «хищные интересы» крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика.

Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: «В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились». Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик.

В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки». Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.

Волк обещал помиловать зайца («Самоотверженный заяц»), другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный заяц»), орел простил мышь («Орел-меценат»), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь («Деревенский пожар») — об этом пишут с восхищением другие… Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв.

Разоблачая ложь о великодушии и красоте «орлов», он говорит, что «орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют».

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения «пестрых людей», разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

В сказке «Карась-идеалист» речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров. Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Праздный разговор», «Коняга», «Кисель» и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных. Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Баран Непомнящий», «Христова ночь», «Приключение с Крамольниковым». В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в «негодную тряпицу», добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению. Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях («Христова ночь», «Рождественская сказка», «Путем-дорогою»).

В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения — в этом состоит основной идейный смысл «Сказок» Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов.

В Москве и Санкт-Петербурге их десятки. Если вы хотите получить рабочую профессию, то можете поступить в профессиональное училище. Говорят, что в мире существует более 2000 профессий, так что сделать выбор и принять решение довольно трудно.

Некоторые поступают по

Взрослые часто спрашивают нас, кем мы хотим стать, когда вырастем. Но ведь это так непросто — выбрать ту единственную профессию, в которой ты сможешь стать настоящим мастером. Для этого нужны не только знания, но и возможность попробовать свои силы в разных областях, иначе можно так никогда и не узнать, какими склонностями, способностями и талантами обладаешь.

Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени.

Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка». «Свой» жанр Крылов искал долго и трудно.

Тоталітарний режим, сталінщина, радянська імперія. Для молодого покоління ці слова вже належать до архаїзмів, історичного минулого.

Декому ж не дають спокою страхітливі спогади, а ще інші — жалкують за тією системою, бо вона будувала комунізм «для окремо взятих осіб», серед яких були й вони, а для мільйонів — те, що закінчувалося на «лаг».

Бамлаг, Сєвлаг, Дальлаг і в цілому — ГУЛАГ. Пригадаймо майстерно зображений у романі І. Багряного «Тигролови» «Світ на колесах» та пасажирів комфортабельного

ТАМАРА — героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841).

Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, — «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Т.; история их л

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика.

Сказка представляет собой своеобразный жанр щедринского творчества. Жанр сказки позволял писателю многое: во-первых, обойти цензуру с помощью иносказательного языка, во-вторых, открывался путь к более широкой читательской аудитории.

По своему содержанию сказки можно разделит

Во-первых, это большая ответственность – ведь ты должен заботиться не только о себе, но и о другом маленьком человеке, имеешь ставить ее потребности выше своих.

Разве мама когда жалуется на то, что у нее нет новых сапожек, которые она надела под красное платьице? Нет. Она покупает такие сапожки дочке. Или сыну – нов

Щукарь — старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку.

Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем тулуп. Когда колхозники начинают резать скот, Щ. тоже делает это, но объедается мясом так, что едва остается в живых. Щ.

назначают кучером при правлении колхоза; он уверяет, что через его руки в жизни прошл

Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки.

Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок. Я очень люблю сказку «Перчатка». У меня есть эта сказка с красивыми цветными иллюстрациями к ней.

Смело можно говорить о подлинном открытии автора повести “Батальоны просят огня”: военная пора в жизни капитана предстала здесь не как строка биографии, а как начало судьбы целого поколения.

Отсюда такой обостренный интерес к этической про блематике, стремление раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке. Ю.

Бондарев одним из первых в послевоенной литературе вслед за Шолоховым (рассказ “Судьба человека”) соединил героическое с трагическим. Не батальные сцены, не б

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}

Источник: