Евгений Онегин сын своей эпохи

Евгений Онегин сын своей эпохи. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин воспроизводит русскую жизнь 20-х годов XIX века. Поэт показывает пробуж­дение общественных интересов у передовых людей своего вре­мени’, их желание обрести возможность активного действия. Личная драма Евгения Онегина отразила духовную драму про­грессивного дворянства 20-х годов XIX века.

Евгений Онегин резко выделяется среди других героев рома­на. Он не «положительный герой», но и не «отрицательный ге­рой». И это заставляет нас активнее, без подсказки автора, самим разобраться в характере героя романа.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было трудиться из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своем герое, что «труд упорный ему был тошен».

Воспитание, полученное Онегиным, было самое скверное. Его отец, легкомысленный петербургский барин, передоверил вос­питание сына убогим гувернерам, «мадам» и «мосье», которые ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка побранивали за шалости:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Не мудрено, что из Онегина вырос законченный эгоист, забо­тящийся только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, при­чинить горе человеку, даже не замечая этого.

Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизнен­ной обстановке оставались под спудом, не получили развития.

Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ухаживает за женщинами, встречается с друзьями в ресторане, ходит в театры. Но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже пере­стало интересовать, что происходит на сцене:

Потом на сцену В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул.

Но по своим взглядам и требованиям к жизни Онегин сто­ит несравненно выше не только своих соседей-помещиков в де­ревне, но и представителей петербургского высшего света. Оне­гина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, кото­рую считали нормальной его светские знакомые.

6 стр., 2773 слов

Жизнь и судьба Евгения Онегина (по роману А. С. Пушкина). Жизнь ...

... Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, ... судьбе. Но в его судьбе есть и вина отца, который не дал сыну внимания и любви, не занимался воспитанием ребенка. Можно сказать, что воспитатели и высший свет сделали Евгения ... и матери опасались за своих дочерей, когда он появлялся на балу. Трудиться он не хотел, считал, что не создан для труда. Когда Онегин ...

Им овладела тоска, хандра:

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Как угрюмый, томный

В гостиных появлялся он.

Однако у Онегина не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других заставляют его постоянно причинять зло людям, с ко­торыми сталкивает его судьба. Получив любовное письмо от Татьяны, он, не будучи в состоянии разделить ее чувство, чес­тно решает сказать ей об этом, чтобы сразу убить в ней вся­кую надежду.

Эгоизм и невнимание к людям сказываются и в дальней­шем поведении Онегина. Решив отомстить Ленскому, угово­рившему его приехать на- провинциальный пир, Онегин начи­нает демонстративно, на глазах у всех, ухаживать за невестой своего друга, Ольгой. Он действительно «взбесил» и огорчил Ленского, но ему и в голову не приходит, что этими ухажива­ниями он в то же время причинил горькие страдания ни в чем не повинной перед ним, влюбленной в него Татьяне. Да еще в день ее именин!

Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для целого слоя молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание. Но, в отличие от большинства пред­ставителей господствующего класса помещиков, спокойно и без­мятежно относившихся к своей бездумной и беззаботной жиз­ни, эти молодые люди, более умные, чуткие и благородные, ис­пытывали неудовлетворенность от окружающей их среды и в то же время — недовольство собой. Они замыкались в себе, чув­ствовали себя разочарованными в жизни, озлобленными на все и на всех. Они резко выделялись среди светской толпы, каза­лись в обществе какими-то странными людьми, но сами продол­жали вести ту же бессодержательную, пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая от нее ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Пушкин показывает в лице Онегина эгоиста, но это не само­довольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина Белинский В. Г., «страдающий эгоист», Он понимает, что основ­ной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но как раз к этому он и не был способен в силу своего воспита­ния. «Тоскующая лень» — вот характерная черта Онегина.

Действия Онегина, его мысли рисуют нам образ умного не­ординарного человека и в то же время озлобленного на всех эго­иста, разочарованного во всем, скучающего и неспособного уже ни к каким сильным чувствам и переживаниям.

Убийство Ленского на дуэли перевернуло жизнь Онегина. Только теперь он вдруг понимает, к чему привел его эгоизм, его безразличие к людям, забота только о себе. Он приходит в ужас от своего безрассудного поступка. Теперь Онегин уже не может, как прежде, игнорировать чувства и переживания людей, с ко­торыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и лю­бить.

Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвал­ся от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», — писал об Онегине В. Г. Белинский, записавший героя в «лишние люди». Вся жизнь и помыслы Онегина под­тверждают это.

Действие романа «Евгений Онегин» развивается с 1819 по 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими полити­ческими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. В Рос­сии и Европе сгущалась предгрозовая атмосфера; к этому време­ни относится возникновение в России тайных организаций, об­ществ и кружков. Но одновременно с этим усиливалась и реак­ция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей справедливостью и по­следовательностью.

12 стр., 5581 слов

Отношение евгения онегина к людям. Евгений Онегин — тип лишнего человека

... видеть красоту человеческой души Пушкин и равнодушный, с несвойственной для возраста молодого человека апатией к жизни Онегин, — противопоставлены друг другу. Вместе с этим герои неразделимо проходят по роману ... Пушкину. С кем Пушкин сравнивает молодого Евгения? Личное сравнение их взглядов на жизнь, отношений к обществу проходят красной нитью по всему произведению. Читатель понимает, что в сюжете ...

Главное действующее лицо романа — молодой помещик Ев­гений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень слож­ным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина.

Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, «труд упор­ный ему был тошен» . Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный ба­рин — чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и толь­ко слегка бранили за шалости. Но получив самое поверхност­ное образование, Онегин дважды пытается пополнить и расши­рить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, полу­чившим высшее образование в лучшем университете Герма­нии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с рав­ным.

В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодер­жательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной «была основным содержанием его жизни».

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин по­пробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: « Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только от безделья — «Чтоб только время продлить».

Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, дума­ющий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не уме­ющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.

Хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.

Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у Онегина не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнима­ние к людям, к чувствам других заставляет его постоянно причи­нять людям зло. События быстро движутся к трагической раз­вязке, а Онегин продолжает так же пассивно и равнодушно отно­ситься ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. По­лучив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бес­смысленность этой дуэли, Онегин все же принимает вызов и уби­вает на дуэли своего молодого друга Владимира Ленского.

3 стр., 1142 слов

Проблемы поиска смысла жизни в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

... в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни героями романа. Герои романа Онегин и Татьяна — сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете светской жизни. Оба способны любить и ... добрые” в сердцах современников и потомков. 17539 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Только потеряв друга, он начинает понимать весь ужас соде­янного.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он боль­ше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоми­нало ему о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями сове­сти* Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается, и думая только о себе.

Онегин, выходит, не такой уж холодный и расчетливый эго­ист, каким казался в начале романа. Он уже не может не заме­чать тяжелую жизнь русской деревни, страдания русского наро­да под гнетом крепостников.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не уми­рает от любви.

Как далек этот глубоко и тяжко переживающий свою лю­бовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались на нем испытанные им душевные потрясения!

И вдесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством».

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин — эгоист, скучающий Онегин в пер-вых главах романа симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, хладнокровно убивающий друга на дуэли, даже вызывает злость. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновле­ние, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа заключается, во-первых, в стремлении к свободе, лич­ной и общественной, во-вторЫх, в стремлении к творчеству, вос­приимчивости поэзии, искусства, непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком; в-треть­их, это любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине бла­городным, три сферы активности, наполняющие жизнь значе­нием и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, по­эзии, неспособен он к возвышенной любви.

Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так дьявольски устроено, что двум хорошим людям никак не найти в нем счастье.

2 стр., 599 слов

Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

... жизнь. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… — писал В.Г.Белинский. — Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и ... учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь… Онегин в начале романа спешит застать живым умирающего дядю и готов "денег ради, на вздохи, скуку и обман."Его переживания поверхностны, ...

Возможен ли в нашей современной литературе образ, подоб­ный Онегину? Самое горькое то, что возможен, так как, к сожа­лению, у нас, молодого поколения, нередко встречается такая страшная неизлечимая болезнь — безверие. И как предостеречь себя от этого заболевания, неизвестно.