В поэме «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.
Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.
Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.
За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.
Тоска по дому
Он не только монах судьбой – он является пленником. Родители его погибли, и потому он остался сиротой. Мцыри мечтает о доме, и постоянно его взгляд обращен на восток – об этом можно также рассказать в сочинении на тему «Образ Мцыри». Лермонтов подчеркивает: главный герой принадлежит к одному из горных племен Кавказа, которое отличалось храбростью. Быть плененными у них считалось настоящим позором.
«Образы героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца ...
... Через несколько лет М.Ю.Лермонтов написал «Песню про купца Калашникова». II .3. Образы «Песни про купца Калашникова» в иллюстрациях И.Я.Билибина. Многих известных художников вдохновляла поэма. К ней создавали иллюстрации И.Я.Билибин, ... опричнику и купцу Калашникову. Именно этим героям посвящает М.Ю.Лермонтов своё произведение, определяя его главных действующих лиц уже в заглавии своей поэмы и в ...
В черновиках поэмы «Мцыри» исследователи обнаружили описания родственников Мцыри. Великий русский поэт очень точно воспроизвел их национальный костюм. Главный герой, мечтая о возвращении в родные края, видит сон. В нем земля гудит под тяжестью тысяч лошадиных копыт. Всадники несутся вперед во всем боевом вооружении, на каждом из них надет стальной шлем. Именно так и одевались воины племени, к которому принадлежал Мцыри.
Характеристика главного героя Мцыри
Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.
Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.
Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою. Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.
Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.
Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.
Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.
Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.
Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.
По поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вступление, аргументы, рассуждение ...
... вне стен монастыря. Хоть оно и было кратковременным. Урок литературы 8 класс Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» , ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ», Знания на ... главном герое поэмы по данному плану. II. Обучающее сочинение на тему: «Почему Мцыри бежал из монастыря?» Анализ темы и идеи. Задание по ... его жизни. Это от них он мог слышать Образ отца в его памяти сохранился в одежде ...
Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.
Характеристика образа Мцыри с цитатами
Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.
Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе.
От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник.
Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет:
«Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух».
Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому.
Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.
Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни:
«Что за нужда? Ты жил, старик!
Ты жил, – я также мог бы жить!».
Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости.
Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак».
Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.
Л.Н. Толстой «Война и мир»: цитаты героев и автора романа
... очередь. Школы очень любят наш спектакль, а мы называем его «уроком». Урок литературы всегда состоит из трех составляющих: автор, учитель и ... героев, анализа произведения, изучения содержания. Все это, как правило, помогает. Вячеслав Спесивцев, руководитель молодежного театра В. Спесивцева, режиссер спектакля «Война и мир»: У нас на «Войну и мир» ... голове образ ...
Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу.
Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле?
Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным.
Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…
Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть!
Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830‑х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть.
Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что
«Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…».
Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому.
Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!».
Противоречивость персонажа
Поэт стремится сразу же подчеркнуть, насколько противоречивым является образ его главного героя. С одной стороны, он предстает перед читателем как «пугливым и слабым». С другой стороны, физическая слабость противопоставляется в нем могуществу духа. Мцыри оторван от своей родины, его наполняет непонятная тоска. С одной стороны, внешние обстоятельства не могли не оказать влияния на главного героя. В сочинении «Образ Мцыри» можно подчеркнуть эту двойственность главного героя. Физически он стал «хрупким и несильным». С другой – Мцыри отдален от родины и естественной природы. И если бы он оставался на родине своих предков, то вполне мог бы стать достойным членом общества.
Комический образ героя-обывателя в сатирических рассказах М.М.Зощенко
... образ героя-обывателя в сатирических рассказах Зощенко. II. Основная часть. Биография. Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году. После окончания гимназии учился на ... отмеченный определенным спадом в разработке комических тем, приходится на военные и послевоенные годы. Ошибки ... гг. Зощенко работает преимущественно в области крупных прозаических и драматических жанров, пытается найти пути к ...
Противоречивость образа Мцыри связана в первую очередь с его мятежным сознанием. Его могучий дух растет в совершенно чуждой среде, где он не находит никакого понимания со стороны окружающих. Монастырь представляется словно тюрьма. Он губит его могучую свободолюбивую душу.