Нестеров «на руси. душа народа» описание картины, анализ,

Нестеров

1914—1916 г. холст, масло, 206 х 484 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Нестерова М.В. «На Руси. Душа народа»

Замысел написания картины «На Руси» у автора возник за 10 лет до этого и изначально назывался «Христиане». Художник размышляет о судьбе русского народа и о судьбе своей страны. Не зря в сюжете наблюдаются перипетии, которые развиваются, начиная от старины и заканчивая современностью.

Здесь мы видим и раскол Руси, и Толстого, и Достоевского, Царя с Патриархом, слепого солдата и сестру милосердия. На фоне русского пейзажа непосредственно к самому Богу все они движутся Крестным ходом.

У каждого путь к Богу свой, но все одни идут в одном направлении, некоторые это делают в спешке, суетливо, другие – не так быстро, но уверенно. Впереди такого многоликового шествия выступает 12-летний крестьянский мальчик.

Художник хотел его показать как самое совершенное воплощение народной души.

Сначала мастер задумывал написать Иисуса, который будет вести толпу в Царство Божие. Но, здесь нужно было учитывать современную критику, поэтому в последнем варианте отказался от образа Христа. Тем не менее, его присутствие на картине все-таки изображается, но в образе старого, померкшего от времени Спаса.

Вследствие этого именно крестьянский мальчик является центральным идейным образом произведения. Нестеров своей картиной, наряду с народной философией, старался воплотить идею оправдания страданий народа во имя искупления. Он хотел показать, что внедрение христианства на Руси было очень сложным и болезненным этапом.

Лучшие картины Нестерова М.В.

Нестеров Нестеров Нестеров Нестеров
Нестеров Нестеров Нестеров Нестеров
Нестеров

Певец «Святой Руси » —картины Михаила Васильевича Нестерова

Певец «Святой Руси » — Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.

Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова.

  • Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве.
  • Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

  • Был членом «Товарищества передвижников».
  • Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров Нестеров

Автопортрет

Нестеров

Путь ко Христу

Нестеров

Святая Русь

Нестеров

На Руси (Душа народа)

Нестеров

Варфоломей. Эскиз

Нестеров

Эскиз к «Видению отроку Варфоломею»

Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Нестеров

Сергий Радонежский

Нестеров

  1. Сергий Радонежский
  2. Труды Преподобного Сергия Радонежского
  3. Вечерний звон
  4. Дмитрий, царевич убиенный
  5. На горах
  6. Девушки на берегу
  7. Странник на берегу реки
  8. Сестры
  9. Под Благовест
  10. Святой Пафнутий Боровский
  11. Святой старец Авраамий
  12. Путник
  13. Старый и малый
  14. Лисичка
  15. Великий постриг
  16. Отцы-пустынники и жены непорочны
  17. Пустынник
  18. Архиепископ Антоний Волынский
  19. Голова княгини
  20. Ангел на гробе Господнем
  21. Благовещение. Дева Мария
  22. Несение креста
  23. Лель. Весна
  24. Святая Варвара
  25. Кончина Александра Невского

Портрет жены, Е.П.Нестеровой

  • Элегия.

    Слепой музыкант

  • Молчание
  • Думы
  • За приворотным зельем
  • Абрамцево. Этюд к Варфоломею
  • Александр Невский
  • Два лада
  • Родина Аксакова
  • Осенний пейзаж в деревне
  • Философы
  • Начало весны(Ранняя весна)
  • Осенний пейзаж
  • Осень
  • Зимой в скиту
  • В осеннем лесу
  • Весна-красна. 1922
  • Сбор на погорелый храм в Москве
  • Река Уфимка
  • Христова невеста.

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888-1889).

Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей («Амазонка», 1906; «Философы», 1917).

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901-1906).

Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа», 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям «Молчание», 1903).

После революции Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах;

— он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы «Художники П.Д. и А.Д.Корины» (1930), «Академик И.П.Павлов» (1935), «Скульптор И.Д.Шадр» (1934), «Скульптор В.И.Мухина» (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.

Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.

Чудо в судьбе знаменитого русского художника Михаила Нестерова: Неизвестные страницы из личной жизни

Нестеров Видение отроку Варфоломею. (1889—1890).

Михаил НестеровМихаил Васильевич Нестеров — знаменитый русский художник, прошедший сложный жизненный путь длиною в 80 лет, на которые пришлись три войны и две революции. Он неоднократно менял свое творческое амплуа: от пейзажей до росписей храмов, от икон и философских полотен до портретов. Но в его творчестве было то, что объединяло все эти ипостаси: особое отношение художника к Смерти и Чуду. Но не только творчество, а и вся его личная жизнь была полна чудес и трагедий, где Смерть и Чудо всегда шли рядом.

[more]

Нестеров Русский художник Михаил Нестеров. Автопортрет.

Михаил Нестеров родился в 1862 году, и был по счету десятым ребенком в купеческой семье Василия и Марии Нестеровых. С необыкновенного чуда началась жизнь будущего художника. В младенчестве мальчик был очень слабеньким и хилым, а однажды тяжело заболев, чуть не умер. Вернее сказать: воскрес из мертвых.

Купец обращался к лучшим докторам города, но ребенок угасал с каждым днем. И казалось страшный день уже пришел. Отец ушел в церковь заказывать панихиду по маленькому Мишеньке. А мать, схоронившая восьмерых своих детей, не доживших и до 2-х лет, совсем обезумела от горя.

Положив на грудь младенцу образок Тихона Задонского, упала на колени и начала неистово рыдать и молиться.

…И случилось чудо: мальчик шевельнул посиневшей рученкой. Выжил!

Нестеров Христос у Марфы и Марии. Михаил Нестеров.

А когда смурной отец вернулся из церкви, малыш уже ровно дышал. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел. А в семействе Нестеровых это предание о чудесном возвращении из мира мертвых передавалось из поколения в поколение. Эта история во многом повлияла на мировоззрение художника Михаила Нестерова. Он всегда помнил: где-то совсем рядом бродит смерть и Чудо.

Пробуждение таланта

Нестеров На Руси (Душа народа).

1915-1916

Михаил, учась в гимназии, был шалопаем и непоседой, и не особо стремился к знаниям. Отчаявшиеся родители отвезли 12 летнего мальчика в Москву, дабы определить в техническое училище. Но завалив все экзамены, кроме закона Божьего, рисования и чистописания, Михаил был вынужден пойти в реальное училище, где и проявился его талант к рисованию.

«Рисование с каждым днём захватывало меня всё больше и больше,- вспоминал о тех годах Михаил Васильевич — Я явно стал пренебрегать другими предметами, и всё это как-то сходило с рук. Я начал становиться местною известностью своим художеством и отчаянными шалостями…»

Нестеров Св. прп. Сергий Радонежский. Михаил Нестеров.

В итоге свое художественное образование Михаил получил в училище живописи, ваяния и зодчества,клятвенно пообещав родителям прилежно учиться. Отец с тяжелым сердцем дал свое согласие, ибо считал художников неудачниками.

И Михаилу пришлось доказать и себе и отцу, что это не так, но намного позже.А пока он был «вечным» студентом.

Он обучался живописи уже семь лет: четыре года в Москве, два — в Петербурге, еще пару лет в Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!

Женитьба без родительского благословения

Нестеров Портрет Марии Мартыновской. Михаил Нестеров.

» Да куда тебе жениться? Уж который год училище окончить не можешь! Художник!… Не будет тебе родительского благословения. Ступай.» — заявил презрительно отец Михаилу, который приехал за его благословением на женитьбу. Его избранницей была Мария Мартыновская девушка из небогатой семьи, и не очень то была по нраву купцу. Вернувшись в Москву Нестеров с большим усердием принялся за учебу и достиг желаемого результата.

Нестеров Мария Мартыновская-Нестерова в подвенечном наряде. Михаил Нестеров.

Летом 1885 года влюбленные, так и не добившись родительского благословения, обвенчались.«Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения», – вспоминал Нестеров позже.

На свадьбе произошло событие, которое закралось в сердце художнику дурным предчувствием большой беды. Доктора, приглашенного на их свадьбу, срочно вызвали к роженице. А вернувшись к праздничному столу тот сообщил, что было слишком поздно и женщина умерла.

Потом Нестеров не раз в своих дневниках и письмах вспоминал этот эпизод, предзнаменовавший несчастье. И смерть…

Нестеров Мария Нестерова. Михаил Нестеров.

Не пройдет и года, как любимая жена Машенька, едва родив дочь, умрет. Чудо рождения дочери и Смерть жены — снова окажутся рядом. Огромное горе свалилось на плечи молодого художника.

И лишь маленькая дочка Оленька помогла Нестерову вынести все тяготы жизни в те годы, а образ, дорогой сердцу Марии, оставался с ним всю жизнь. Он еще много лет выплескивал на свои полотна образ любимой жены.

Нестеров Михаил Нестеров с дочерью Ольгой Нестеров Портрет дочери Ольги . Михаил Нестеров.

С 28 лет Нестеров начал расписывать храмы. И первый опыт он получил во Владимирском соборе в Киеве под руководством Виктора Васнецова. Там он подружился с семейством Праховых. Старшая дочь друга — Леля вдохновила художника, и он написал с нее этюд к иконе Великомученицы Варвары.

Леля Прахова. Этюд к иконе Великомученицы Варвары. Михаил Нестеров.

Но тут вышел знаменитый исторический анекдот: графиня София Игнатьева, посещая собор, возмутилась: «Не могу же я молиться на Лельку Прахову?!» И Михаилу Васильевичу, уехавшему на то время из Киева, пришлось вернуться, и переписать образ великомученицы Варвары.

Варвара Великомученица. Владимирский собор. Киев. Михаил Нестеров.

Нестеров влюбился в молоденькую Лелю. Прошло три года раздумий и сомнений, пока художник все таки посватался к ней. Состоялась помолвка, которая вскоре была разорвана. Причиной было всплывшее одно обстоятельство: у Нестерова родилась дочь от гражданской жены — Юлии Урусман, с которой художник встретился за год до сватовства к Леле.

Михаил Васильевич Нестеров

Как развивались их отношения, почему влюбленные не поженились, почему во время беременности Юлии художник решился жениться на другой? — все это покрыто загадкой.

Так или иначе, Нестеров остался с Урусман, родившей после дочери Веры ему еще двух сыновей — Михаила (1900) и Федора в (1902), который умер вскоре после рождения.

Юлия Урусман — гражданская жена с детьми

  • Впоследствии Нестеров поддерживает близкие отношения с дочерью от Урусман — Верой, неоднократно пишет ее портреты.

Дочь Вера . Михаил Нестеров.

  1. В 1902 году, когда Нестерову было под сорок он встретил Екатерину.
  2. Живя в Киеве, он расписывал собор и заканчивал работу над полотном «Святая Русь».

Святая Русь . Михаил Нестеров.

Хотя работа еще не совсем была окончена художник уже приглашал в мастерскую знакомых, желающих увидеть эту работу. И вот как-то к нему зашла 22-летняя девушка, преподаватель женского института Екатерина Петровна Васильева, где училась его дочь Ольга.

Портрет дочери Ольги . Михаил Нестеров.

Разговорившись с художником Катенька любезно согласилась показать Михаилу Васильевичу город. И после нескольких встреч Нестеров уже писал в Уфу о том, что встретил женщину, которую хочет взять в жены. О скоропалительном решении ему ни разу не пришлось жалеть. Они прожили достаточно счастливую жизнь Екатерина родила художнику троих детей.

Наташа Нестерова на садовой скамейке.(1914).

Михаил Нестеров.

После революции 17 года художник перестал писать символические картины, проникнутые богоискательством, и перешел на портреты.

Портрет академика физиолога И.П.Павлова . (1935).

Михаил Нестеров.

Михаил Васильевич, сам отсидевший в тюрьме несколько недель, хлопотал за родных, писал письма Сталину. Но, увы.

Власть на его прошения откликнулась иным «чудом»: живописцу за портрет физиолога Павлова была присуждена Сталинская премия первой степени, а через год, в честь 80-летнего юбилея Нестеров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Михаил Васильевич Нестеров в 80-летнем возрасте.

Михаил Нестеров оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и продолжил свой род в детях. А было у него их семеро: дочь Ольга от первого брака с Марией Мартыновской; дочь Вера и сыновья Михаил и Федор от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака с Екатериной Васильевой.

Портрет сына Алексея. (1942).

Михаил Нестеров.

В последние десятилетия жизни Михаил Васильевич,имея еще и талант писателя, увлеченно работал над воспоминаниями, которые были изданы отдельной книгой.

И самое последнее над чем работал художник, был цикл портретов самого меньшего сына Алексея, который был неизлечимо болен туберкулезом. Отец, часами стоя перед постелью угасающего мальчика, наносил на холст дорогие сердцу черты.

18 октября 1942 года Михаила Нестерова не стало. А 8 ноября, не прожив и месяца, вслед за отцом умер и сын.

Памятник М.В. Нестерову на Новодевичьем кладбище в Москве.

А судьба несостоявшейся невесты Нестерова -Лели Праховой сложилась весьма печально. Так и не выйдя замуж, она до конца своих дней оставалась одна, и умерла в Киеве в 1948 году.

«На горах». Михаил Нестеров.

«Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю — он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал «стиль Нестерова», и тот стиль никогда не повторится.» (Розанов В.В.)

https://cont.ws/@id44562772/1497009

Церковно-исторический музей «Христианское просвещение чувашского народа» , Михаил Васильевич Нестеров выдающийся русский художник

Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского художника, одного из самых крупных представителей православного искусства к. XIX – н. XX вв. Михаила Васильевича Нестерова.

Он родился 19 мая 1862 года в Уфе в семье купца. Окончив уфимскую гимназию и московское реальное училище, Нестеров, проявивший талант художника, продолжил свое образование в Училище живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств. В 1885 г. за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова» Нестеров получил звание свободного художника.

Нестеров

Автопортрет, 1915

Утрата в 1886 г. любимой жены обратила Нестерова к осмыслению православной веры. Поэтизировавший русскую природу и старину, художник искал нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни («Юность преподобного Сергия», «Святая Русь», росписи в Марфо-Мариинской обители и др. храмах), пейзажах. Сам художник считал сутью своего творчества «поэтизированный реализм».

Был у Нестерова и явно выраженный талант иконописца, который особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Пресвятой Богородицы и многих святых.

В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси.

Нестеров участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей «Союза русских художников».

Первой значительной картиной раскрывшей самобытность нестеровского творчества стала работа «Пустынник», написанная в 1888 году в Вифании близ Троице-Сергиевой лавры.

Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но Нестеров первым с такой искренностью и силой поэтизировал человека, отказавшегося от суетных страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы.

Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.

Пустынник

Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен.

Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-й передвижной художественной выставки в Петербурге. Работу молодого экспонента Михаила Нестерова решил приобрести тонкий ценитель русской живописи, знаменитый московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться.

Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены самим Третьяковым. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» (еще до открытия 17-й передвижной выставки 1889 г.

и «Видение отроку Варфоломею».

Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси». По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада.

Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.

Сергий для художника — не схимник, не подвижник, а исторический деятель — «игумен земли русской». Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках.

Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде».

«Видением отроку Варфоломею» художник открыл сюиту картин, посвященных Сергию Радонежскому. В основу сюжета картины положен легендарный эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым: отроку Варфоломею (впоследствии, в монашестве, принявшему имя Сергия) не давалась грамота.

Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, под дубом на поле Варфоломею было явление святого старца, «светолепна и ангеловидна», к которому мальчик обратился с просьбой помочь ему одолеть учение.

Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания». Так старец помог исполнить желание мальчика.

Юность Сергия Радонежского» (1892-1897)

Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он работает над большой картиной «Юность преподобного Сергия». Нестеров творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием.

С появлением «Видения отроку Варфоломею» можно говорить не только о слиянии в картинах Нестерова человека и природы, но и о появлении совершенно особого, «нестеровского» пейзажа.

Компоненты этого пейзажа всегда одни и те же, но в бесконечном разнообразии их сочетаний — один из секретов неувядаемой его привлекательности. Тонкие, трепетные белоствольные березки, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне листвы, почти незаметные осенние или первые весенние цветы…

Недвижные воды, в которых отражаются такие же замершие леса… Бесконечные дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой… Почти всегда на картинах Нестерова — весна или осень, значительно реже — зима или лето…

И никогда, или почти никогда,- не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под порывами ветра деревья. Все тихо, безмятежно, «благолепно», все проникнуто «тютчевским» ощущением того, что «сквозит и тайно светит» в нетленной красоте русской природы.

Нестеров

На Руси (Душа народа)

В основе пейзажей нестеровских картин лежит обычно одна и та же система. Почти всегда строго параллельно плоскости холста разворачиваются мягко переходящие друг в друга пейзажные планы.

Горизонт сравнительно высок, художник смотрит на действующих лиц картины и окружающую их природу чуть-чуть сверху.

Изредка горизонт вообще скрыт лесом («Юность Сергия Радонежского») или выступающими из-за деревьев деревянными строениями («Великий постриг», средняя и правая части триптиха «Труды Сергия Радонежского»).

Иногда за фигурой святого подымаются покрытые лесом, мягко круглящиеся холмы («Преподобный Сергий Радонежский»).

Иногда взгляду зрителя открываются дали с излучиной широкой реки и уходящими к горизонту взгорьями («На горах», «За Волгой», автопортрет 1915 г.).

Все продумано, уравновешено, гармонично.

Эти качества наиболее чисто и сильно прозвучали в «Видении отроку Варфоломею». Следующая картина цикла — «Юность Сергия Радонежского» (1892-1897) доставила художнику много творческих мук. Несмотря на то, что он дважды переписывал «Юность», ему не удалось избежать прямой повествовательности.

Не воплощенным в картину остался эскиз «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» (1897).

Нестеров

Труды Сергия Радонежского» (1896-1897)

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина «Видение отроку Варфоломею» понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве, задуманный как памятник национальной истории, веры и неорусского стиля.

Предстояло не только «сложить живописную эпопею» в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Здесь были князья — защитники Руси от половцев, татар и немцев — Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, Александр Невский, подвижники просвещения — Нестор Летописец, иконописец Алимпий и другие.

Русские христианские образы соединялись с общечеловеческими.

Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе. Влекла к себе молодого художника и личность Васнецова, с работами которого Нестеров уже был знаком. Доходили слухи, что Васнецов творит чудеса во Владимирском соборе.

Нестерову нравился реализм и историзм Васнецова, о его святых он говорил с восхищением: «Вот как живые стоят», «Все они переносят зрителя в далекое прошлое, дают возможность представить себе целые народы, их обычаи и характеры». Пленяла его и декоративная красота храма.

На первых порах Нестеров начинает подражать религиозными росписями Васнецова, но затем спохватывается и находит свой собственный язык. Помогает ему в этом поездка в Италию, совершенная ради изучения византийского искусства.

Для многих русских художников второй половины XIX века недосягаемым идеалом представлялась картина Александра Иванова «Явление Христа народу», — их привлекали ее высокий духовный настрой и совершенное художественное воплощение. «Явление Христа народу» Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.

Нестеров

Святая Русь

Первоначально он написал картину «Святая Русь». Содержание произведения определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы». На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой.

Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники — Николай, Сергий и Георгий («Егорий Храбрый» — герой русских былин).

Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины.

Пейзаж, удавшийся художнику, не стал, однако же, как ему хотелось, олицетворением «всея Руси», не приобрел, как в «Видении отроку Варфоломею» исторический характер. Богомольцы, пришедшие ко Христу, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, старообрядки, девушки, дети.

Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.

В изображении этой группы проявилась любовь художника к самым близким для него людям, и, возможно, это своего рода благодарственная молитва за спасение едва не погибшей от болезни дочери Ольги.

По своим политическим взглядам художник стоял на твердых патриотических и монархических позициях.

После Октябрьской революции художник остался в России, но был вынужден оставить прежнее направление своей живописи, переключившись на портреты и пейзажи.

Наиболее заметным явлением того времени стал созданный им ряд психологических портретов известных деятелей русской культуры и науки (А.В.Щусева, В.И.Мухиной, И.П.Павлова и др.).

Нестеров

Философы (П.А.Флоренский и С.Н. Булгаков)1917

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов.

Назад к списку

Михаил Нестеров. На Руси (Душа народа).

Описание картины | Русские художники. Russian Artists

Михаил Нестеров. На Руси (Душа народа).

1915-1916.

Холст, масло. 206,4 x 483,5.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа.

Вот как охарактеризовал он идею этой картины: «У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…»

На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги у Царева кургана шествие.

Но нет! – эта процессия совсем не “крестный ход”! Это шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова.

Вы вглядываетесь: это не священник, это русский царь в золотом одеянии XVI-XVII вв., в шапке Мономаха, с посохом и прочими, полагавшимися царю, атрибутами.… Налево от этой центральной группы, слегка в глубине, голый, резвящийся старец – юродивый, вокруг которого странницы и монахи увиваются в каком-то хлыстовском радении.

Сзади главной группы, направо от иконы, несметная толпа народа, мужчин и женщин разных возрастов, разных эпох, различного общественного положения.

В последних рядах в перспективном уменьшении, вы замечаете Ф.М. Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва.

За всей этой огромной толпой высился бесчисленный ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях.

А впереди всей этой пёстрой, но чрезвычайно гармонично сочетающейся массы народа, несколько поодаль от неё, шагах в 6-8-ми от иконы черноликого Спаса, идёт светловолосый мальчик лет двенадцати с маленькой котомкой на плечах, идёт безмятежно вперёд лёгкой поступью, широко раскрыв устремлённые вдаль большие голубые, полный веры глаза…

Этот мальчик, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».

Святая Русь в красках (Михаил Нестеров)

31 марта 1890 года в Москве ждали открытия XVIII Передвижной выставки.

Среди ее экспонатов была и картина молодого художника Михаила Нестерова «Видение отрока Варфоломея» — художественное воспроизведение известного эпизода из жития святого Сергия Радонежского (в миру Варфоломея)..

По преданию, семилетнему Варфоломею никак не давалась грамота. За это родители часто его бранили, учитель строго наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей глубоко переживал свои неудачи в учении и молил Бога даровать ему разумение грамоты. Молитва его была услышана.

Оригинал статьи на моем авторском сайте.

Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву. Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно.

Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению.Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал:— Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя.

Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать Псалтирь.

— Я не умею, — смущенно ответил отрок.— Господь дарует тебе знание грамоты, — подбодрил его монах.Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек:— Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.

Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.

В семье Нестеровых Сергий Радонежский пользовался особой любовью и почитанием. Образок с его изображением был знаком художнику с детства, что во многом предопределило его обращение к «Сергиевской» теме.

На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей — со спины.

Возможно, это — следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. И вдруг, случайно, на деревенской улице он встретил хрупкую, чахоточную девочку с огромными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» Нестеровузнал своего Варфоломея.

Другим источником светлого искусства Нестерова было глубокое личное горе.

Нестеров был учеником Василия Перова — знаменитого автора мрачной «Тройки» (малолетние подмастерья волокут на санях бочку воды), «Проводов покойника» с детским гробиком, «Сельского крестного хода» с пьяным священником. Под влиянием учителя юный Нестеров поначалу писал такие же остро-обличительные жанровые картины.

Экзамен в сельской школе. 1884

И вдруг на летних каникулах в Уфе он встретил юную Марию Мартыновскую. Это была любовь с первого взгляда. «Судьба», «суженая» — излюбленные слова в их письмах. Но родители Нестерова были против их брака, и они обвенчались без родительского благословения.

Через год, в мае 1886-го, родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.

Как ни странно именно после смерти Маши картины Нестерова наполнились гармонией, светом и духом. А женские образы на его полотнах приобрели черты портретного сходства с любимой покойной супругой. Должно было пройти почти два десятилетия, прежде чем он обратил внимание на другую женщину — Екатерину Петровну Васильеву, которая стала его второй женой.

Первой значительной картиной, в которой проявился самобытный нестеровский талант, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.

Нестерову удалось нащупать свой стиль — без уклона в академизм, реализм или модный импрессионизм. Создал он и свой тип русского пейзажа, получивший название «нестеровского» — светлое предвечерие, молитвенная тишина, узорный травяной ковер, тонкие деревца — березки, рябины, вербы, темные елки. Его страна — это Святая Русь, где человек и природа объединены возвышенным молитвенным созерцанием.

Элегия (Слепой музыкант)

«Пустынник» произвел фурор на XVII Передвижной выставке и был приобретен Третьяковым для своей галереи, что значило больше, чем золотая медаль Академии художеств.

Но вернемся в 1890 год.

Незадолго до открытия XVIII Передвижной выставки над «Варфоломеем» сгустились тучи. Строгие охранители чистоты передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижникГ.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С.

Суворин решили, что нестеровская картина «неправоверна» — монахи, нимбы, мистицизм, словом, полный набор средневекового мракобесия вместо пропаганды социального равенства и научного прогресса. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом.

Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно».

Было решено повлиять на Третьякова, чтобы он отказался от покупки картины.

К счастью, Третьяков не послушал влиятельных советчиков. «Видение Варфоломея» заняло почетное место в его галерее.

Образ Сергия Радонежского продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он написал большие картины «Юность преподобного Сергия»

и триптих «Труды преподобного Сергия».

  • Всего же за более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
  • Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

Троица Ветхозаветная

Его стремление создать современную религиозную живопись было искренним и сильным.

Убиенный царевич Дмитрий

Художник специально ездил в Италию, чтобы изучить византийское церковное искусство. Но тут его ждала творческая неудача. Из-под его кисти упрямо выходил модерн — с декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита.

Александр Невский. Мозаичная икона в храме Воскресения «Спасе на Крови» в Санкт-Петербурге.

При взгляде на его «Голгофу» сразу вспоминаешь прерафаэлитов. Апостол Иоанн в эффектном алом плаще выглядит декадентским актером из уайльдовской «Саломеи».

Разве можно сравнить нестеровскую «Голгофу» с «Голгофой» Николая Ге? Впрочем, сам художник честно признавался, что изображение страстей — не его стихия.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо… Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…»

Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове.

Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.

Увы, картина «не прозвучала». Лев Толстой съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.

Нестеров учел это замечание в следующей своей большой картине «Христиане», задуманной как opus magnum. Позже она получила название «На Руси» (Душа народа).

Нестеров работал над этим полотном много лет. Закончена она была в 1916 году. Художник задумал показать Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Христос присутствует на полотне лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.

Нестеров свел в одном крестном ходе людей разных эпох — князей, царей, святителей, блаженных, мужчин и женщин, державшх на своих плечах Россию, обогревавших своим милосердием ее ледяные просторы. Медсестра ведет под руку ослепшего солдата, жертву нового оружия Первой мировой — отравляющих газов. Нестеров писал раненого с натуры в госпитале.

В правой части картины вместе с народом идут христианские писатели — Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского художник поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова.

Для русской живописи это уникальный случай соединения в одной картине вымышленных и реальных личностей, после Нестерова к этому приему обратится Глазунов.

Пейзаж вполне конкретен — это Волга у Царева кургана. Река, с которой связана едва ли не вся история Россия.

Перед толпой идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Образ ребенка отсылает к словам Евангелия: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Нестеровская «Душа народа» воспринимается прежде всего как реплика к ивановскому «Явлению Христа народу». Разумеется со сходным результатом — большое художественное поражение. Приторно-декоративный привкус модерна отравил все. Правда, как известно с давних пор, иные поражения стоят десяти побед.

После Октябрьской революции, которую Нестеров возненавидел сразу и навсегда, все церковные заказы отпали.

Впрочем, он не оставляет религиозной живописи, но пишет эти полотна почти подпольно, на всякий случай помечая их дореволюционными датами, и, конечно, без малейшей надежды когда-либо выставить их на суд советской публики. В «Страстной седмице» он предрекает будущее духовное возрождение России через ее веру и ее искусство.

Художник осторожничал не напрасно. Истово верующий и страстно увлеченный русской религиозной философией, до революции он был черносотенцем, членом «Союза русского народа». В 1938 году он был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга была отправлена в ссылку в Джамбул.

Впрочем, для самого Нестерова все закончилось вручением Сталинской премии (1941).

Автопортрет

В таких условиях практически единственным средством творческого существования стала портретная живопись. С ней был связан новый взлет нестеровского таланта. Лучшие из его портретов — И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.

Посмотрите, как характер человека можно выразить через… руки.

Портрет академика ПавловаПортрет хирурга Юдина

«Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну — родину нашу!..»

Михаил Васильевич Нестеров 1862 – 1942. «Жил я своим художеством и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке» Автопортрет. 1928 Учился в Московском. — презентация

1 Михаил Васильевич Нестеров 1862 – 1942

2 «Жил я своим художеством и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке» Автопортрет Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств Член товарищества передвижников (1896 – 1901).

Учредитель Союза русских художников (1903) Классик русской реалистической живописи, мастер религиозного жанра. Академик живописи Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии.

Автор книги воспоминаний «Давние дни» (1942)

3 В Уфе. 1884Кабинет отца е Нестеров родился в Уфе, в патриархальной купеческой семье, интересовавшейся историей, литературой и музыкой

4 Влияние В. Перова заметно в первых картинах Нестерова в т.н. жанре бытового анекдота Жертва приятелей. 1881В снежки. 1879Знаток. 1884

5 Домашний арест. 1883

6 В годы учебы А. Саврасов передал Нестерову тонкое ощущение природы, В. Маковский – интерес к исторической теме Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным Сбор на погорелый храм в Москве До государя челобитчики. 1886

7 Образ умершей при рождении дочери первой жены (1886) Нестеров повторял из работы в работу Христова невеста. 1913Царевна. 1887

8 За приворотным зельем. 1888

9 С картины «Пустынник» главной темой Нестерова становится религиозная тема, образ святой Руси. На деньги, полученные за нее от П.М. Третьякова художник отправился в первое заграничное путешествие Пустынник. 1888–1889

10 Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

12 Преподобный Сергий. 1891–1899Юность преподобного Сергия. 1892–1897

13 Символом духовного просветления и единства с Богом в картинах Нестерова становится природа – гармония неярких северных пейзажей. Это сочетание трепетной красоты и умиротворенности получило название «нестеровского пейзажа» Лель. Весна. 1933

14 Картины, посвященные жизни заволжских старообрядцев из романов Мельникова-Печерского На Волге Две сестры Лето За Волгой 1905

15 На горах Великий постриг «Великий постриг» – лучшая картина из цикла про старообрядцев

16 Под Благовест В 1900 г. в Париже на Всемирной выставке Нестеров получил серебряную медаль за картины «Чудо» и «Под Благовест» Чудо (не сохранилась).

1897

17 Молчание Соловки. 1917

18 Церковная живопись Фрагменты росписи церкви в Абастумани Святая Варвара. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве Покров. 1914

19 Путь ко Христу. 1910–1911. Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва

20 Утро Воскресения. Покровский храм Марфо-Мариинской обители

21 На Руси (Душа народа) 1914–1916 Святая Русь. 1901–1905

22 Любимый жанр – портрет С.И. Мамонтов и П.А. Спиро у рояля. 1882Портрет Елены Праховой. 1894Портрет баронессы Н.Г. Яшвиль 1905

23 Автопортрет. 1915

25 Мыслитель (портрет профессора И.А. Ильина).

1921–1922 Философы. Портрет П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. 1917

26 Портреты советской эпохи Портрет А.В. Щусева Портрет В.М. Васнецова Портрет академика А.Н. Северцова. 1935

27 Портрет академика И.П. Павлова (1849–1936).

1935

28 Портрет хирурга С.С. Юдина. 1935

29 Портрет братьев Павла и Александра Кориных. 1930Автопортрет. 1928

30 Портрет скульптора И. Шадра. 1934Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. 1940

31 Для заработка Нестеров выполнял рисунки для журналов и книг, в том числе для собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Достоевского, для издания сказок и былин Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1882

32 Презентация подготовлена на основании материалов Е. Медковой, И. Языковой. Газета «Искусство» 20/2010 Осень в деревне. 1942