По картине Клода Моне «Прогулка. Дама с зонтиком»

Национальная галерея искусства, Вашингтон (инв. 1983.1.29[1])

«Прогулка. Дама с зонтиком»

(фр. La Promenade) — картина Клода Моне, написанная в 1875 году. Также известна под названием

«Камилла Моне с сыном Жаном»

  • Крупнейшая работа художника 1870-х годов, в настоящее время хранящаяся в Национальной галерее искусства (Вашингтон).

На картине изображена супруга художника Камилла с их сыном Жаном в один из ветреных летних дней периода 1871—1877 годов, когда семейство Моне проживало в Аржантёе. Мадам Моне в развевающемся на ветру белом платье и шляпе с вуалью изображена с нижнего ракурса в перспективе восходящей прямой линии на фоне облаков в лазурном небе. Её фигура чуть смещена вправо от центра, визуально уравновешенная наклоном парасоля в руках, в куполе которого словно отражается зелень луговых трав под её ногами. Взгляд и положение тела подразумевают, что она внезапно осознаёт присутствие зрителя, обернувшись к нему, но не останавливаясь на месте, создавая убедительную иллюзию движения. Её семилетний сын, также внимательно смотрящий на зрителя, стоит дальше за пригорком, видимый лишь по пояс, что было необходимо художнику для создания объёма и глубины сцены. Низкий горизонт и размещение женской фигуры на фоне неба придают ей монументальность, необычную для картин Моне середины 1870-х годов.

«Прогулка» принадлежит к серии летних картин, изображающих сад семейства Моне в Аржантёе и дикие маковые поля близ Коломба и Женвилье. Повседневная сцена из семейной жизни относится скорее к жанровой живописи, нежели к портрету, и написана с натуры на пленэре, вероятно, за один сеанс. Данный период творчества характеризуется возросшим интересом художника к разработке персонажей, начавших доминировать над пейзажем, что было несвойственно более ранним работам Моне, в которых человеческие фигуры играли незначительную роль. Тем не менее, передача ускользающего солнечного освещения сцены остаётся главной задачей художника, которую он решает композиционным строем цветовых пятен, выполненных свободными мазками кистью.

Картина была выставлена под названием «La Promenade» вместе с 18-ю другими работами Моне на второй выставке импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля в апреле 1876 года. Несмотря на несколько благожелательных отзывов, «Прогулка» осталась практически незамеченной. Десять лет спустя Моне вернулся к данной теме, написав две схожих картины, изображающих дочь его второй жены Сюзанну Моне с парасолем в руках на лугу в Живерни, в настоящее время хранящиеся в Орсе. Джон Сингер Сарджент, видевший «Прогулку» на выставке 1876 года, позднее написал по её мотивам «Двух девушек с парасолями во Фладбери» (1886).

В ноябре 1876 года Моне продал картину румынскому врачу-гомеопату и коллекционеру живописи Жоржу де Беллио, после смерти которого «Прогулка» перешла по наследству его зятю Эрнесту Донопу де Монши и дочери Викторин, в собственности которых оставалась по крайней мере до 1897 года. В 1924 году владельцем картины являлся известный промышленник-шоколатье Жорж Менье. В 1965 году картина была приобретена американским филантропом Полом Меллоном, передавшим её в дар Национальной галерее искусств в 1983 году [2].

Сочинение по картине «Прогулка. Дама с зонтиком»

Франция, Париж, вторая половина 19 столетия — место и время зарождения нового направления в искусстве под громким, но заслуженным названием «импрессионизм», что в буквальном переводе означает «впечатление». Так и называлась картина знаменитого французского художника Клода Моне — «Впечатление. Восход солнца». Она открывала первую выставку молодых художников-импрессионистов, и с неё началось восхождение звезды Клода Моне — вождя и вдохновителя яркого и необычного течения в живописи.

Лучший период творчества художника — 70-е годы позапрошлого столетия. Он воспевает красоты французской природы, простой, но привлекательной. Вводит в искусство изображение города, состоящего не только из бездушных серых зданий и дворцов, но оживленного постоянно мелькающими экипажами и всё куда-то спешащей толпой. Для точной передачи всех этих мотивов Моне применяет новые живописные приемы — раздельные мазки и чистый цвет. Всё это можно увидеть в одной из удивительных его работ «Прогулка. Дама с зонтиком», которая была создана в 1875 году.

На полотне изображена молодая женщина с маленьким мальчиком. Данный выбор не случаен, ведь моделями для написания портретов служили любимая жена Камилла и старший сын художника Жан. И это уже не первый раз, когда верная спутница жизни Клода Моне становится его музой. Он писал ее много, и каждый раз она представала его идеалом совершенства и нежности.

Главные герои картины стоят на пригорке. На первом плане женщина с летним зонтиком в руках, а её сын — чуть дальше. Из-за такого местоположения, её фигура, невольные движения, выражение лица сосредотачивают на себе основное внимание зрителя. Она одета в лёгкое платье небесно-голубого цвета. Однако, нельзя с уверенностью сказать, что оно именно такого тона. Возможно оно белое, и только лишь кажется иным, сливающимся воедино с голубым небом, из-за яркого полуденного солнца. В целом слово «кажется» можно применить ко всему полотну. Куда не глянь, всюду солнце. Яркий солнечный свет заливает всё вокруг, и оттого женщина, ребёнок и природа будто растворяются и вот-вот станут единым целым.

250 рублей

Связаться с нами:

Дует лёгкий ветер. От того на небе ряд белоснежных облаков, и платье, и волосы Камиллы не перестают развиваться в разные стороны. От его дуновения и само пространство перестает быть реальным. В каждом мазке ощущается лёгкость, воздушность, эфирность. Кажется, что художник запечатлел тот самый момент, когда и женщина, и мальчик, и пригорок, и сочная зелень на нём — всё собирается воспарить к небу и улететь в неведомые дали. Их останавливает только одно — сам художник. Его пристальное внимание к ним застигло их врасплох, и они решают остаться.

Картина французского художника-импрессиониста Клода Моне «Прогулка. Дама с зонтиком» очень лёгкая и лучистая. Невозможно до конца описать те ощущения, которые возникают при взгляде на неё. Однозначно, они светлые. А ещё какие-то неземные, предлагающие воспринимать мир иными чувствами, как беспрерывный поток, в котором сливаются воедино свет, движение, воздух, люди.

Примечания

  1. The Umbrellas — Pierre-Auguste Renoir (неопр.)

    (HTML).

    The National Gallery, www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.

  2. The Umbrellas — Key Facts (неопр.)

    (HTML).

    The National Gallery, www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.

  3. 1 2

    The Umbrellas — Primary Teachers’ Notes

    (неопр.)

    (PDF).

    The National Gallery, www.takeonepicture.org. Дата обращения 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.

  4. Pierre Auguste Renoir — French Impressionist, Painter & Sculptor (неопр.)

    (HTML).

    hoocher.com. Дата обращения 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.

  5. William Crawley.

    Who own’s Hugh Lane’s pictures?

    (неопр.)

    (HTML).

    BBC, www.bbc.co.uk. Дата обращения 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.

История

Hugh Lane

, создателю Дублинской галереи, носящей его имя (Hugh Lane Gallery).

После того как Хью Лейн в 1915 году погиб при потоплении немецкой подводной лодкой океанского лайнера «Лузитания», в 1917 году картина «Зонтики» (вместе с 38 другими картинами) по его завещанию была передана в Галерею Тейт, а оттуда в 1935 году перешла в Лондонскую Национальную галерею, где она с тех пор и находится[4].

По поводу завещания Хью Лейна существуют определённые разногласия. Незадолго до своего рокового путешествия на «Лузитании» в 1915 году, Хью Лейн написал кодицилл (дополнительное распоряжение к завещанию), в котором он перезавещал эти картины дублинской галерее. При этом, однако, он не успел подтвердить изменение своего завещания в присутствии свидетелей. В результате, несмотря на все попытки признать (хотя бы моральное) право Ирландии на эти картины, по закону они были переданы в Лондон[5].

Дневник живописи

Клод Моне. Женщина с зонтиком (смотрящая налево).

1886 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Клода Моне “Женщина с зонтиком”, выставленная в музее Д’Орсе в Париже – моя самая любимая. Поэтому я никак не могла не написать о ней. Тем более, что связанная с ней история весьма загадочна.

Конечно, я не могла не задуматься, кого изобразил художник. Сначала пришёл в голову самый очевидный ответ: свою жену Камиллу. Ведь её образ так узнаваем, особенно по зеленому зонтику. Моне не раз изображал её именно с этим аксессуаром.

Картины Клода Моне: 1. Слева: “Маки”, фрагмент. 1873 г. Музей Д’Орсе. 2. Посередине: “На лугу” 1876 г. Частная коллекция. 3. Справа: “Камилла с зонтиком” 1876 г. Частная коллекция.

Однако потом понимаешь, что Камилла Моне никак не могла позировать для этой картины. Ведь “Женщина с зонтиком” была написана в 1886 году, а Камилла умерла в 1879 году.

И почему картина 1886 года так похожа на картину 1875 года, для которой Камилла на самом деле позировала? Даже название картины идентичное.

Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком).

1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне

Впоследствие я выяснила, что в 1886 году для картины “Женщина с зонтиком” позировала дочь второй жены художника Алисы Гошеде – красавица Сюзанна.

Зачем Моне изобразил другую женщину в такой же позе и при таком же ракурсе и даже с очень похожим зонтиком, но 11 лет спустя?

Так проявилась его тоска по жене? Или это просто очередная серия картин художника, как его серии со стогами сена, английским парламентом или кувшинками?

Кстати, в пользу гипотезы создания серии картин говорит ещё одна картина того же 1886 года – “Женщина с зонтиком, повернувшаяся направо”. Она также выставлена в музее Д’Орсе.

Клод Моне. Женщина с зонтиком (смотрящая направо).

1886 г. Музей Д’Орсе, Париж.

С другой стороны – Моне создавал серии картин подряд, пусть даже и в течение десятилетий (как в случае с кувшинками, которые он рисовал с конца 19 века и до конца жизни).

Однако в данном случае картину с Камиллой и её аналог разделяет целых 11 лет!

Я больше склоняюсь к тому, что создание картины с тем же сюжетом – это скорее проявление особых чувств художника к своей рано ушедшей из жизни жене.

Как описывают его современники, Моне в житейском плане был довольно слабохарактерным человеком (несмотря на то, что как художник он был упорным, трудолюбивым и сумевшим через всю жизнь пронести свой самобытный стиль в живописи).

О слабости его характера в личных отношениях говорит его неоднозначный поступок по отношению к жене. Против брака Моне и Камиллы были его родители.

Когда ситуация с деньгами была совсем отчаянной, он согласился оставить жену по настоянию своей семьи ради получения хоть какой-то материальной поддержки с их стороны. Оставил он её почти без средств к существованию, будучи беременной их вторым ребёнком.

Камилла была девушка мягкая и покладистая. Она не устраивала скандалов, не требовала к себе лучшего отношения. Возможно, такое предательство со стороны мужа окончательно подорвало её здоровье, и она умерла вскоре после родов в возрасте 32 лет.

На мой взгляд, воссоздание её образа с таким символичным зонтиком – это попытка загладить свою вину перед женой, в очередной раз увековечив её образ.

Во всяком случае, такой возврат к сюжету говорит о том, что её образ так и остался в душе художника-импрессиониста. Несмотря на все попытки более властной и своенравной второй жены Алисы Гошеде вычеркнуть Камиллу из жизни мужа.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу