Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг. Он хотел приобрести портрет для себя, поэтому, по его просьбе на заднем плане изображена статуэтка Музы.
Портрет удался на славу. Даже сам Пушкин признал этот факт. Кипренский рисовал поэта как-бы сбоку. Свет падает слева от зрителя, поэтому одна сторона лица светлая, а другая – в тени. Широко открытые глаза поэта смотрят вдаль. Он пребывает в состоянии мечтательности. Возможно, обдумывает своё будущее творение. Лицо какое-то немного несчастное, немного обиженное.
Руки сцеплены в замок. Это говорит о закрытости поэта. Не намерен он на данный момент раскрывать свои тайны и откровенничать. На картине видно, что у него длинные пальцы и длинные ногти, совсем как у барышни. Аристократ. Это руки человека, который в них тяжелее пера и бумаги ничего держал. Вьющиеся чёрные волосы и без генетической экспертизы доказывают, что его предок был явно не славянского происхождения. Мы точно знаем, что это был Ибрагим Ганнибал, арап Петра Великого.
Модные по тому времени бакенбарды обрамляют одухотворенное лицо. Высокий лоб прорезан морщинами. Это говорит об огромной работе ума. Чтобы создавать такие шедевры, какие создавал поэт, надо ни один раз поморщить свой лоб. Видны начинающиеся залысины. Длинный тонкий нос передался ему явно не от африканского предка. Выразительные полные губы, по-детски пухлые, ямочка над верхней губой, совсем как у девушки. Черные выразительные брови.
Видно, что это лицо совсем ещё молодого человека. Если произвести не сложные математические расчёты, то можно вычислить, что Пушкину на момент написания картины было 29 лет. Ещё нет морщин возле глаз, не выражены носогубные складки.
Пушкин одет по последней моде. На нём тёмный, судя по воротнику, домашний халат. Нижнюю часть одежды мы не видим. Поэтому, трудно сказать, что это – сюртук или домашний халат. За воротник белой рубашки завязан огромный шёлковый бант. Чтобы подчеркнуть образ аристократа, на правое плечо небрежно наброшен в красную клеточку шарф. Он добавляет немного яркости картине.
А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...
... души и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. ...
Фоном для написания картины служит обычная тёмная стена. На ней хорошо просматривается фигура поэта. Трудно сказать, сидит Пушкин или стоит.
Описание портрета Пушкина автора Кипренского
Передо мной портрет Пушкина, выполненный известным русским художником Орестом Кипренским. Пожалуй, это — одно из самых лучших и самых знаменитых прижизненных изображений поэта.
Наверное, то, что портрет вообще был создан, можно считать большой удачей. Ведь известно, что Александр Сергеевич, при всей своей веселости и общительности, был все-таки человеком достаточно закрытым, и позировать перед художниками не особенно любил.
Мне кажется, Кипренский очень хорошо смог уловить и передать эту его черту. На картине поэт изображен вполоборота к зрителю. Он задумчиво смотрит вдаль, скрестив на груди руки. Мы не можем встретиться с ним взглядом, заглянуть ему в глаза и проникнуть в тайны гениальной души поэта.
Через плечо Пушкина небрежно перекинут плед. Такая на первый взгляд незначительная деталь несет в себе глубокий смысл, ведь это прямая отсылка к образу лорда Байрона — английского поэта, творчество которого Александр Сергеевич очень высоко ценил и искренне любил.
Предельная внимательность к деталям — это вообще отличительная особенность картин Ореста Кипренского. И данная работа не исключение: в ней нет совершенно ничего лишнего, ее композиция продумана очень тщательно. Так, в правом углу полотна мы видим статуэтку Музы, держащей в руках лиру. Я думаю, художник хотел таким образом показать неразрывную связь поэта и его вдохновения, творчества. Больше на заднем фоне ничего нет, ничто не отвлекает наше внимание от значительности выраженной живописцем мысли.
Как уже было отмечено, Пушкин был человеком живым и энергичным, но до конца не открывался даже близким друзьям. Эту двойственность натуры поэта художник подчеркивает при помощи освещения: одна половина лица Пушкина освещена, другая же наоборот находится в тени.
Известно, что Александр Сергеевич высоко оценил портрет работы Кипренского. Он отблагодарил художника, посвятив ему стихотворение «Любимец моды легкокрылой».
9 класс