Реферат по фортепиано кантилена

Сочинение

«Работа над кантиленой в произведениях малых форм».

МБУДО «Трубчевская детская школа искусств им.А. Вяльцевой»

Открытый урок в классе специального фортепиано

Дата проведения: 20.10.2016

Преподаватель: Ветчинкина Ирина Алексеевна

Ученица: Ляпкина Ида

Класс: 5

Тема урока: «Работа над кантиленой в произведениях малых форм».

Цель урока: «

Формирование у учащегося навыка игры кантилены.

Тип урока: традиционный.

Задачи: Образовательные:

Формирование навыков певучей (кантиленной) игры;

Работа над средствами музыкальной выразительности;

Работа над эмоциональным восприятием пьесы (динамический план);

Развивающие :

Развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового

соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;

Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального

произведения;

Развитие пианистических навыков в работе над кантиленой;

Воспитательные :

Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в исполняемом

сочинении;

Воспитание умения анализировать музыкальный материал;

Воспитание тщательного слухового контроля;

Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса;

Методы работы :

Словесный (диалог, рассказ, объяснение)

Показа

Сравнения

Анализа

Образно-эмоционального воздействия

1 .Представление ученицы, тема урока, название пьесы: Ф.Шопен . Кантабиле.

2 .Проигрывает пьесу.

3 .Беседа о композиторе. Юношеское сочинение (в 24 года.) Шопену приходилось творить в

трудную для Польши эпоху. С конца 18 в. Польша перестала существовать, её поделили Австрия,

25 стр., 12478 слов

Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально-волевой ...

... Подбор и характеристика методов исследования 2.2 Выявление особенностей влияния стилей семейного воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 2.3 Анализ результатов ... и влияние этих отношений на психическое развитие ребенка является актуальным. Природа детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского[ 9 ] , А.В. ...

Пруссия и Россия. По итогам Наполеоновских войн Варшава находилась в составе Российской

империи.

4 .Название пьесы: канто — пение, кантаре-петь, кантабиле-певуче , канцоне-песня.

форма пьесы : одночастная, фортепианная миниатюра спокойного, напевного характера.

тональность си бемоль мажор, повторение фраз характерно для Шопена.

Лирическая, мечтательная песня.

5 .мы слушали произведения Шопена. Что в них главное? Шопен-Мелодист! Мелодия-душа

музыки.

Средства муз-й выразительности: Мелодия-главная муз. мысль.

Мелодия.С работы над мелодией мы и начнём практическую часть нашего урока.

6 .Играет 1 фразу. Давай сразу же обговорим, что у нас главное должно быть во время урока –

слушать себя.

С чего мы начинаем. Определяем границы фраз. Они почти одинаковы –эти две фразы.

2 фраза более насыщеная , чем 1-я.

Начинаем игру полным погружением руки в клавиатуру. Играем и слушаем себя,

Мы решили, что это песня и должны передать теплоту и выразительность , свойственную нашему

голосу. Поэтому играем без толчков, плавно. Как поют певцы, один звук переходит в другой.

Пальцы –плоские, играем подушечками. Близко к клавишам.

Главное-дослушать звук и взять дыхание на всю фразу. Петь.

7 .Аппликатура-3,4,5 пальцы.

Аппликатура. У романтиков отличается-перекладывание, подкладывание, скольжение.1 палец на

чёрных

8.Аккомпанемент

сильной доле. Бас-основа гармонии. Брать мягко, но полнозвучно.

Очень опасно оставлять мелодию без поддержки.

В пьесе мелодика Шопена сочетается с танцевальными элементами в аккомпанементе.

9. Соотношение мелодии и аккомпанемента.

10.Средства муз-й выразительности. Мелодия-главная музыкальная мысль, лад ,тембр, динамика,

педаль, штрихи.

Играем пьесу с педалью.

Объяснение темпа рубато: Рубато—-видишь дерево. Ветки качаются чуть-чуть, листья-больше, а

свол неподвижен. Рубато—-ветки с листьями качаются, а общий темп

сохраняется.Рука,ответственная за аккомпанемент,должна соблюдать строгий ритм.Шопен

никогда не применял термин рубато к местам,где мелодия украшена нерегулярными группами

быстрых нот.

Г.Гейне – Есть только один пианист, которому я отдал бы предпочтение – это Шопен!