: совершенствовать механизм вероятностного прогнозирования при чтении текста; научить учащихся создавать текст по данному началу и концу.
Личностные УУД . Смыслообразование. Регулятивные УУД . Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД . Преобразование визуальной информации. Создание сочинения по данному началу и концу. Коммуникативные УУД . Коллективное обсуждение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Шарада” (учитель предлагает учащимся вспомнить значение слова шарада, знакомого с 5 класса, затем приступить к разгадыванию шарады).
1-й слог этого слова — приставка в слове водопровод ; 2-й слог — это слово, у которого последняя буква заменена на девятую букву русского алфавита, обозначает бородатого карлика.
Ответ: прогноз.
- Что такое прогноз? Подберите к слову однокоренной глагол, а к глаголу — слова-синонимы. ( Прогнозировать — предсказать, предвидеть, предполагать, предвосхитить ).
II. Работа по теме урока.
1. Учитель предупреждает учащихся, что на уроке им придётся проявить свои способности к прогнозированию, и предлагает выполнить задание на с. 39, а затем проверить себя, прочитав текст упр. 69.
2. Учащиеся рассматривают картинку на с. 40, объясняют, какую часть текста она иллюстрирует. Отвечают на вопросы учителя: может ли последнее предложение прочитанного текста стать первым в новом тексте? Как вы назовёте такой текст? Каким предложением можно его закончить?
3. Работа с упр. 71 сопровождается рассуждением учащихся.
4. Сбор текста. Учитель предлагает учащимся текст (по сказке В. Бианки), в котором переставлены абзацы. Учащиеся находят абзацы с первым и последним предложениями, затем выстраивают остальные части текста, подбирают заголовок. Работу учащиеся комментируют.
1) И тут из-за леса выскочила лёгонькая лодочка. В ней сидел Охотник. Охотник поднял ружьё, и не успел Лебедь взмахнуть крыльями, как грохнул выстрел. И свалилась гордая голова Лебедя в воду. |
2) Вот и говорят люди: “В лесу первое дело — уши, глаза — второе”. |
3) Встретились как-то Лебедь и Бобёр, и говорит Лебедь: “Тебя, слепыша, охотники голыми руками поймают и в карман положат”. Слушал Бобёр, слушал и говорит: “Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ли ты тихий плеск за третьим поворотом речки?” Лебедь прислушался и говорит: “Выдумываешь ты, никакого плеска нет. Тихо в лесу”. Подождал Бобёр и снова спрашивает: “А теперь слышишь плеск за вторым поворотом речки?” Но и этого плеска не слышал Лебедь, не услышал он плеска и на ближнем пустолесье. “Нарочно ты, Бобёр, выдумываешь! Тихо в лесу! Не хочу с тобой водиться!” — сказал Лебедь и отвернулся от своего собеседника. “Тогда прощай. И пускай тебе так же послужат твои глаза, как мне мои уши служат”, — сказал Бобёр, нырнул в воду и скрылся. А Лебедь поднял свою белую шею и гордо посмотрел вокруг: он подумал, что его зоркие глаза всегда вовремя заметят опасность, а потому ничего не боялся. |
4) Жили на извилистой лесной речке Бобёр и Лебедь. Хороша была у Бобра шуба, хороши и уши. Но вот глаза у Бобра подгуляли: слабые глаза. А у красивого и гордого Лебедя было отличное зрение. |
Ответ: 4, 3, 1, 2. Авторский заголовок: “Глаза и уши”.
III. Сочинение по данному началу и концу . Учащиеся выполняют упр. 70, затем придумывают сказку по заданию упр. 72. Для того чтобы были использованы все три начала и конца сказок, представленные в задании, учитель может рекомендовать работу по вариантам (или по группам).
Сочинение выполняется устно.
IV. Подведение итогов урока . Учащиеся оценивают работу товарищей, выбирают лучшую сказку по каждому из вариантов, проводят самоанализ, выявляя достоинства и недостатки в своих сочинениях.
V. Домашнее задание . Сочинение по данному началу (упр. 73).