Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу
Задачи:
- познакомить со способами сочинения сказки по данному началу;
- учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу;
- формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты.
Предметные:
- составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять ошибки.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- составлять монологическое высказывание, понятное слушателям;
- выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;
- адекватно реагировать на замечания;
- вносить исправления и дополнения в тексты.
Личностные:
- проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;
- проявлять интерес к изучаемому предмету.
Место урока в системе уроков этого раздела: первый урок развития речи, на котором дети учатся сочинять сказки.
Тип урока: урок развития речи
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, презентация. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, опорные листы.
Этапы урока Время,
мин Методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Мотивация познавательной деятельности 1 мин Прослушивание музыки -Ребята, давайте, послушаем отрывок из детской песенки.
- Куда нас позвала песня? Действительно, нас позвала в гости сказка. Слайд 1
- Сказка мудростью богата,
Скажем сказке «Приходи! »
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, отвечают на вопросы Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Актуализация необходимых знаний 3 мин Сообщение темы урока — Вы, конечно, знаете много сказок? Сказки все любят. А вот почему?
- Назови свою любимую сказку, своих любимых героев.
- Как начинается ваша любимая сказка?
- О каких чудесах и волшебствах говорится в твоей сказке?
- Бывает ли у сказок печальный, несчастливый конец?
- Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (Сказка)
- А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.
Корректурная проба:
По философской сказке в начальной школе
... сказки, философской сказки, рассмотреть её особенности; выделить роль философской сказки и способы работы с ней по пониманию философского смысла; проанализировать организацию работы с художественным текстом и выявить, какие литературные философские сказки изучаются на уроках ... собственного опыта, посредством литературы он знакомится с еще одним аспектом жизни. С пониманием её глубокого смысла, с ...
СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ
ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.
- Ребята, какая фраза у вас получилась?
- Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу) Слайд 1 (щелчок)
- Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок.
- Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (Самостоятельно сочинить сказку).
- А девизом нашего урока станут известные всем слова… Прочитайте их! Слайд 2
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
- Как вы понимаете смысл данного выражения?
(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
- Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Организация познавательной деятельности 1 мин Работа с учебником.
Незаконченные предложения -Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?
- Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос. Слад 3
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
1.Сказка – это смешное произведение. 2.Сказка – это
произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и
событиях, чаще с участием волшебных фантастических
сил.
- Дальше мы будем работать в парах.
Работа в парах.
- Вам предстоит изучить справочный материал (опорные листы) и рассказать, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?
1-ая пара:
Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.
2-ая пара:
В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).
Актуальность произведения Слово о полку Игореве
... Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси. Вариант 2 После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель ... своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают. Актуальность произведения Слово о полку Игореве
Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».
- Какие виды сказок вы знаете? (Народная и авторская)
- Чем отличается народная сказка от авторской?
- По видовым особенностям сказки бывают какие? (Волшебные, бытовые, о животных)
- Хорошо! Молодцы!
Игра «Ты – мне, я – тебе» Слайд 4 (щелчок – ответ)
- А сейчас мы с вами вспомним название сказок по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.
1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).
3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).
4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).
5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).
6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).
7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)
- Какие особенности имеет сказка?
1. Сказочное начало.
(Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным – давно и т. д.)
2. Сказочные слова и выражения.
(Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)
3. Повторы (3 раза)
4. Сказочные превращения.
5. Волшебные предметы, герои.
(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.) 6. Добро побеждает зло.
7. Концовка сказочная.
(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;
- Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;
- Стали жить- поживать да добра наживать;
- Стали жить- поживать припеваючи;
- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
- Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Самостоятельная работа -Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки по плану
Слайд 5
1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны)2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей) 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)
Литературная гостиная «В гостях у сказки»
... Вот и закончилось наше пребывание в гостях у русской народной сказки. Ребята. Вы все сегодня были молодцы. Как много разных сказок вы знаете. Также большое спасибо ... Проведение литературной гостиной «В гостях у сказки» совместно с детьми и их родителями. Группа нарядно украшена. ... помните. Каждый раз, читая дома с родителями книги со сказками, вы опять окажетесь здесь, в гостях у сказки. 14.02.2010
- Прочитайте начало сказки. Слайд 6
В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела она в самую чащу.…
- Продолжите сказку (самостоятельная работа)
- Что могло случиться с девочкой в лесу?
- Кто мог помочь ей выбраться из леса?».
Подведение итога урока 2 мин Выставка работ Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов
Рефлексия 2 мин Яблонька — Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.
Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно.
- И закончить наше занятие хочется словами.
Слайд 7
«Читайте, дети, сказки!»
Домашнее задание 2 мин Записать сказку в тетрадь Опорный лист
1-ая пара:
Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал. 2-ая пара:
В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).
Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».
Корректурная проба:
СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ
ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.
Особенности сказки:
Сказочное начало.
(Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным – давно и т. д.)
2. Сказочные слова и выражения.
(Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)
Методика работы над сказкой
... темы нашего исследования: "Методика изучения сказок в начальных классах". Цель исследования: Выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, ... значения слова "сказка": "1. ... работы состоит в том, что она имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий со школьниками по развитию интереса к чтению через изучение сказок. Исследование проводилось на ...
3. Повторы (3 раза)
4. Сказочные превращения.
5. Волшебные предметы, герои.
(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.) 6. Добро побеждает зло.
7. Концовка сказочная.
(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;
- Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;
- Стали жить- поживать да добра наживать;
- Стали жить- поживать припеваючи;
- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).-966470-126365