Дёмкина Н.И.,
МБОУ лицея №13
г. Ростова-на-Дону.
Профессиональная компетентность учителя при моделировании уроков развития речи по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. (6 класс)
Направленность современной педагогики на личностное развитие ребенка требует от учителя системного подхода к развитию внутреннего мира учащегося. Результативнее всего осуществлять такой подход на уроках развития речи в школьном курсе русского языка. На это направлено содержание программы «Школы 2100»
Главная цель обучения русскому языку состоит в овладении учащимися всех видов речевой деятельности ( говорения, чтения, слушания и письмо),
а также в развитии умения создавать тексты разных стилей , типов и жанров. В требованиях к программе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой по развитию речи для 6 класса обозначены следующие виды письменных работ:
повествование |
рассуждение |
описание |
Составление сказки по опорным словам |
Сочинение-ассуждение по данному началу |
Описание пейзажа за окном школы или дома |
Изложение с сохранением особенностей авторского текста. |
Ответ в виде научного рассуждения-объяснения. |
Художественное описание «Первый снег» |
Сочинение-повествование(рассказ)на тему»Как мы пишем изложение» |
Изложение с сохранением эмоциональности авторской речи. |
Подбор материала к сочинению-миниатюре на одну из тем:»Ливень», «Снег пошёл!»,»Осенний дождик». |
Практика работы показывает , что создание текста-описания вызывает затруднения у учащихся. Это связано с тем, что обучающиеся должны овладеть комплексом речеведческих понятий : стили и типы речи, способы и средства связи предложений в тексте, микротема, типовой фрагмент текста (описание места, состояние окружающей среды) .Данные понятия совершенствуются на основе изученных грамматических тем : имени прилагательного, глагола, глагольных форм. Немаловажную роль играет умение соотнести авторский замысел с отбором языковых средств.
Из всех типов описания учащимся труднее всего удаются тексты с описанием окружающей среды, поэтому от учителя требуется чёткая организация методической системы проведения уроков по этой теме.
Основная цель таких уроков – учить детей всматриваться в явления окружающего мира.
Методический аппарат учебника Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. при изучении данной темы включает комплекс заданий , направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве, взаимосвязи, что соответствует одному из ведущих направлений русского языка – речемыслительной деятельности. К таким заданиям относятся следующие :
- обобщение и систематизация знаний по тексту- описание:
упр.288-сочинение-миниатюра «Вечер в городе».Используя прилагательные с суффиксами –н,-онн, -енн,-ан,-ян, опиши , как выглядят вечером здания , твой дом, какие звуки ты слышишь, что чувствуешь в это время;
упр.256- небольшое описание пейзажа за окном школы или дома. Расскажи , что ты видишь, что слышишь, какие чувства вызывает у тебя этот пейзаж;
упр.184- сочинение-описание с использованием цепной связи предложений в тексте
Следует отметить, что характер данных заданий подготавливает учащихся к работе с текстами на уроках литературы: во-первых, знакомя учащихся
с особенностями построения того или иного типового фрагмента , можно обучать созданию большого связного высказывания и учить всматриваться в художественный текст, находя в нем вкрапления изученных фрагментов. Во-вторых, тема по развитию речи является основополагающей на уроках литературы при изучении описания природы как средства отражения состояния героя ( например , при изучении И.С.Тургенева «Бежин луг»).
При работе с художественными текстами у обучающихся воспитывается чувство приобщения к образам: чем богаче жизненный опыт человека, более развиты его эмоционально-психические способности, тем полнее он может воспринять и прочувствовать авторскую позицию, понять его подтекстовой смысл.
В организации и проведении уроков по данной теме целесообразно использовать следующие пособия:
-Уроки развития речи : Методическое пособие для учителей словесников по программе «Речь» 5,6,7 кл. (Под общей редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой – М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г -128с)
-«Развитие речи : теория и практика обучения» авторы В.И.Капинос,Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.
Творческое осмысление содержания материалов пособий позволяет учителю создать модель урока в соответствии с уровнем подготовленности класса, интересов и наклонностей учащихся.
Предлагаю урок , проведенный в 6 г классе лицея №13 г.Ростова-на-Дону. Учащиеся данного класса проявляют устойчивый интерес к предмету, владеют коммуникативными умениями создания текстов малой формы (зарисовка, этюд).
Творческая мастерская «Всё начинается с утра».
1. Тема урока »Всё начинается с утра«. (Описание окружающей среды)
2.Оборудование урока:
- учебник 6 класса Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.Баласс 2010г.),
- тетрадь-справочник( учащиеся ведут его с5-го класса), эпиграф,
- раздаточный дидактический материал (алгоритмы составления текста, отрывки из художественных текстов)
- ключевые понятия : тип речи, описание , художественный стиль речи
3.Форма работы на уроке : класс поделён на группы: «Лингвисты», «Критики»,»Художники», «Редакторы», «Психологи»
Эпиграфы: 1. Утро нужно считать самой лучшей частью суток. (В.Солоухин)
2. Богатство русского языка неизмеримо. Оно просто
ошеломляет. (К.Паустовский)
4.Целеполагание урока
- для учителя:
Образовательные, Воспитательные:, Развивающие
- для учащихся:
- знать строение текста описание окружающей среды;
- способы выражения состояния;
- уметь отбирать характерные языковые средства для будущего сочинения.
5. Ход урока.
1. Создание мотивации на основе чтения текстов.
- Задача для учащихся: самостоятельно сформулировать тему урока,
определив тип речи прослушанных текстов.
Хорошо, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего солнца всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.
( По В. Солоухину)
- Восходит солнце, бодрое от холода.
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом всё запушено.
( И.Бунин )
(Ответ: тип речи — описание …состояния окружающей среды)
- Звучит музыка Грига » Утро». Слушаем.
Работа группы «Художников». Дать словесную зарисовку: ваше воображение после прослушивания .
Сообщение учителем:
Композитор Эдвард Григ назвал свою музыкальную картину «Утро».
Слушая «Утро» Грига, люди по-разному воспринимают эту музыку. Кто-то зримо и буквально рисует прекрасную картину утра. Кто-то весь во власти неуловимых, сменяющих друг друга чувств и ощущений, которые вызвало у них это музыкальное воспоминание об утре. А кто-то сидит в задумчивости, настроившись на философский лад, и слышится ему в звуках «Утра» песня надежды.
2.Актуализация опорных знаний:
а) Беседа с классом по вопросам:
- Какие вам известны типы речи? По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста?
- Назовите известные вам разновидности описаний? ( Описания могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по картине, по воображению;
- описание предмета, внешности, места, действий ,а сегодня познакомимся с описанием состояния окружающей среды и состояние человека )
- Какую структуру имеет описание как тип текста?
б)Работа с алгоритмом. Составление плана.
1.Вступление. Общее представление о предмете.
2.Основная часть. Описание отдельных признаков предмета.
3.Заключение. Вывод .
- Вывод: описание предназначено для того, чтобы читатель ярко представил описываемый предмет в своём сознании.
4.Углубление знаний учащихся по теме урока.
а)-Работа по учебнику — выполнение упр.318 ;
- В чём состоит особенность построения текста с описанием состояния окружающей среды ?
б) Работа с эпиграфами. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей, объяснение, почему тема разговора пойдёт об утре.
- Прочитайте эпиграфы к уроку. Как вы понимаете смысл высказываний ?
- Какими вы представляете себе личности писателей В.Солоухина и К. Паустовского ?
- Найдите ключевое слово у Солоухина. (Ответ: утро)
Какая часть речи помогает описать утро? (Ответ:сравнительная степень прилагательного –лучшая часть)
Как соотносится высказывание Паустовского с темой урока?
- Ваши ассоциации со словом «утро». Записать несколько слов столбиком.
Роса, лёгкий туман, брызги света, встаёт солнце, птичий хор.)
- Какие вы знаете поговорки , пословицы со словом «утро» ?
( Утро вечера мудренее. Утро будет мудро птицам на разлёт, молодцам – на расход. Уж волк умылся, а кочеток спел. )
- Выберите из данных словосочетаний те, которые вы бы взяли для описания утра:
- потягиваясь к солнцу;
- хороводы звёзд;
- монотонная музыка ;
- яркие , радостные краски;
- самая интересная сказка;
- сумеречный свет
Работа в группах
Роль лингвиста.
а) Составьте словарь –эпитетов к слову «утро». В этом поможет нам упр.318.
Примеры учителя : утро- благоухающее, веселящее, жизнерадостное, ласкающее, ликующее, манящее ,свежее, светящееся, сонное, плаксивое, прохладное, росистое, серое, слезливое, хмурое, чудесное;
- б) Распределите эпитеты по определяющему настроению; отметив трудности в написании слов, вспомним орфограммы.
Примеры учителя :
Утро было чудесное — такое утро, когда всё блестит и сияет чистотой, словно ночью во всём мире сделали генеральную уборку .( Б.Заходер)
На дворе стояло серое, слезливое утро . Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, потерявшая хозяина. (А.Чехов)
- Какое утро вам нравится?
Роль критика.
Находимся на выставке картин . Презентация.
Вопрос:
- Какие особенности утра отмечают художники?
Упр.384(вставь в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, запиши текст) по картине Шишкина
Роль психолога.
а)- Подумайте, какая существует взаимосвязь настроения человека с описанием окружающей среды.
Вывод-1 ( запись в тетради-справочнике)
В текстах – описания состояние окружающей среды и человека передаётся постоянная на данный момент картина мира и настроение человека . Состояние природы зависит от явления окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Всё взаимосвязано.
б)Собирание материала для домашней письменной работы :
-.Я думаю, что всем – и взрослым, и детям – очень полезно наблюдать за тем , что происходит в природе. Необыкновенные дождь и ветер, солнце и тучи, ветер и утро, закат и рассвет – это то, что вдохновляет поэтов, писателей, композиторов. (Пришвин «Осеннее утро»)
В каких произведениях вы нашли описание утра? Зачитаем и прокомментируем.
в) Запишите в таблицу понравившиеся выражения.
Привожу примеры учащихся:
небо, облака, тучи |
солнце |
заря |
воздух |
звуки |
запахи |
роса |
ясное |
встаёт, блестит, за морями ночлег свой покинуло, золотыми потоками хлынуло. |
утренняя заря не пылает пожаром, она разливается кротким румянцем. |
в сухом и чистом воздухе пахнет полынью |
тишь; пронеслись утки с шумом, |
слышен сквозь прохладу утра запах дымка, все цветы на лугу пахнут по-разному. |
Свинцово-тяжёлая, обильная |
бледно-серое |
выплывает в огненном зареве |
от зари алый свет разливается |
золотая пыль |
звонко запели птицы |
разлит горький запах полыни |
|
серое, холодное |
выкатился огромный огненный шар |
Степь проснулась и ожила |
пахнет корой и берёзовым соком |
|||
синее, огромное и нежное |
Радостный луч молодого дня …золотил только верхи утёсов(Лермонтов) |
|||||
Ни облачка |
||||||
Зеленеет |
г) Введение нового понятия.
Кеннинг – сочетание существительного в И.п. с существительным в Р.п.; троп , состоящий в замене собственного или нарицательного имени описательным поэтическим оборотом.
Роль редактора журнала.
- Составьте кеннинг к слову «утро» .
Примеры учителя:
Часть суток
Зарождение лучшего
( примеры учащихся:
Будильник людей
Конец ночи
Пробуждение мира
Восход солнца)
- Кто был , на ваш взгляд, изобретательнее? Найти языковое оформление. (Ответ: метафора)
5.Самостоятельная работа.
а)Выполнение заданий тестовой формы.
Прочитайте текст и расположите предложения по порядку.
А. Всё пробуждается.
Б И ты тоже пробуждаешься.
В. Когда идёшь ранним утром по обочине леса, то возникает удивительное чувство единения с природой.
Г. Начинают петь птицы, просыпаются цветы.
Ответ: В, Г, А, Б
- Какая связь предложений в тексте? (параллельная)
б)Собирание материала; указать части речи , которые называют состояние; продолжить заполнение таблицы; тексты учащимся раздаются по выбору ;
Утро в городе. |
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Синее, огромное и удивительно нежное небо . Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. (Куприн.) |
Звуки утра. |
Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Еще до восхода солнца просыпаются , начинают радостно петь птицы . Спят в каменных домах люди , редкая прошумит машина , но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полною грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее |
Зимнее утро. |
Я вышел на улицу. Стоит утро. Вокруг пасмурно и прохладно . Стоит тишина . Дует только слабый ветерок . И вдруг неожиданно , как в сказке, начал валить снег. Он стал идти крупными хлопьями. И вот уже он лежит на тротуаре. Но вот ветер начал дуть сильнее. И снег стал попадать в лицо, стал забираться за воротник. Темно стало вокруг. Неожиданный был снег сегодня утром. (Яковлев) |
Вспомнить описание утра из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», перечитаем зачин рассказа :
С самого раннего утра небо ясно : утренняя заря не пылает пожаром : она разливается кротким румянцем . Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло- багровое, как перед бурей , но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой , свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засияет змейками, блеск их подобен блеску кованного серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво , словно взлетая , поднимается могучее светило .
- Что вы видите, чувствуете, представляете, читая эти строки?
- Найдите самые интересные эпитеты.
Прочитайте концовку рассказа :
Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу , и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим , обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана , — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого , горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило, Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…
Отмечен особый характер глагола. » Глагол в прозе Тургенева и пушистый и клейкий. «Пушистый» глагол в том смысле , что в нем мягко даны оттенки . «Клейкий» в том смысле, что он не прилагается к предмету, а входит в него и к нему пристаёт. « Доказать или опровергнуть.
- Названо ли лицо в текстах?( Ответ: нет)
- Собранный материал послужит заготовкой для домашней работы по выбору: сочинение-миниатюра»Сегодняшний день», или сочинение-зарисовка -упр.
6.Подведение итога урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите слова, передающие ваше состояние от выполненной работы на уроке?