Ассуждение по данному началу

Дёмкина Н.И.,

МБОУ лицея №13

г. Ростова-на-Дону.

Профессиональная компетентность учителя при моделировании уроков развития речи по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. (6 класс)

Направленность современной педагогики на личностное развитие ребенка требует от учителя системного подхода к развитию внутреннего мира учащегося. Результативнее всего осуществлять такой подход на уроках развития речи в школьном курсе русского языка. На это направлено содержание программы «Школы 2100»

Главная цель обучения русскому языку состоит в овладении учащимися всех видов речевой деятельности ( говорения, чтения, слушания и письмо),

а также в развитии умения создавать тексты разных стилей , типов и жанров. В требованиях к программе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой по развитию речи для 6 класса обозначены следующие виды письменных работ:

повествование

рассуждение

описание

Составление сказки по опорным словам

Сочинение-ассуждение по данному началу

Описание пейзажа за окном школы или дома

Изложение с сохранением особенностей авторского текста.

Ответ в виде научного рассуждения-объяснения.

Художественное описание «Первый снег»

Сочинение-повествование(рассказ)на тему»Как мы пишем изложение»

Изложение с сохранением эмоциональности авторской речи.

Подбор материала к сочинению-миниатюре на одну из тем:»Ливень», «Снег пошёл!»,»Осенний дождик».

Практика работы показывает , что создание текста-описания вызывает затруднения у учащихся. Это связано с тем, что обучающиеся должны овладеть комплексом речеведческих понятий : стили и типы речи, способы и средства связи предложений в тексте, микротема, типовой фрагмент текста (описание места, состояние окружающей среды) .Данные понятия совершенствуются на основе изученных грамматических тем : имени прилагательного, глагола, глагольных форм. Немаловажную роль играет умение соотнести авторский замысел с отбором языковых средств.

Из всех типов описания учащимся труднее всего удаются тексты с описанием окружающей среды, поэтому от учителя требуется чёткая организация методической системы проведения уроков по этой теме.

Основная цель таких уроков – учить детей всматриваться в явления окружающего мира.

Методический аппарат учебника Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. при изучении данной темы включает комплекс заданий , направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве, взаимосвязи, что соответствует одному из ведущих направлений русского языка – речемыслительной деятельности. К таким заданиям относятся следующие :

  • обобщение и систематизация знаний по тексту- описание:

упр.288-сочинение-миниатюра «Вечер в городе».Используя прилагательные с суффиксами –н,-онн, -енн,-ан,-ян, опиши , как выглядят вечером здания , твой дом, какие звуки ты слышишь, что чувствуешь в это время;

упр.256- небольшое описание пейзажа за окном школы или дома. Расскажи , что ты видишь, что слышишь, какие чувства вызывает у тебя этот пейзаж;

упр.184- сочинение-описание с использованием цепной связи предложений в тексте

Следует отметить, что характер данных заданий подготавливает учащихся к работе с текстами на уроках литературы: во-первых, знакомя учащихся

с особенностями построения того или иного типового фрагмента , можно обучать созданию большого связного высказывания и учить всматриваться в художественный текст, находя в нем вкрапления изученных фрагментов. Во-вторых, тема по развитию речи является основополагающей на уроках литературы при изучении описания природы как средства отражения состояния героя ( например , при изучении И.С.Тургенева «Бежин луг»).

При работе с художественными текстами у обучающихся воспитывается чувство приобщения к образам: чем богаче жизненный опыт человека, более развиты его эмоционально-психические способности, тем полнее он может воспринять и прочувствовать авторскую позицию, понять его подтекстовой смысл.

В организации и проведении уроков по данной теме целесообразно использовать следующие пособия:

-Уроки развития речи : Методическое пособие для учителей словесников по программе «Речь» 5,6,7 кл. (Под общей редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой – М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г -128с)

-«Развитие речи : теория и практика обучения» авторы В.И.Капинос,Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.

Творческое осмысление содержания материалов пособий позволяет учителю создать модель урока в соответствии с уровнем подготовленности класса, интересов и наклонностей учащихся.

Предлагаю урок , проведенный в 6 г классе лицея №13 г.Ростова-на-Дону. Учащиеся данного класса проявляют устойчивый интерес к предмету, владеют коммуникативными умениями создания текстов малой формы (зарисовка, этюд).

Творческая мастерская «Всё начинается с утра».

1. Тема урока »Всё начинается с утра«. (Описание окружающей среды)

2.Оборудование урока:

  • учебник 6 класса Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.Баласс 2010г.),
  • тетрадь-справочник( учащиеся ведут его с5-го класса), эпиграф,
  • раздаточный дидактический материал (алгоритмы составления текста, отрывки из художественных текстов)
  • ключевые понятия : тип речи, описание , художественный стиль речи

3.Форма работы на уроке : класс поделён на группы: «Лингвисты», «Критики»,»Художники», «Редакторы», «Психологи»

Эпиграфы: 1. Утро нужно считать самой лучшей частью суток. (В.Солоухин)

2. Богатство русского языка неизмеримо. Оно просто

ошеломляет. (К.Паустовский)

4.Целеполагание урока

  • для учителя:

Образовательные, Воспитательные:, Развивающие

  • для учащихся:
  • знать строение текста описание окружающей среды;
  • способы выражения состояния;
  • уметь отбирать характерные языковые средства для будущего сочинения.

5. Ход урока.

1. Создание мотивации на основе чтения текстов.

  • Задача для учащихся: самостоятельно сформулировать тему урока,

определив тип речи прослушанных текстов.

Хорошо, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего солнца всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.

( По В. Солоухину)

  • Восходит солнце, бодрое от холода.

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо,

Белым снегом всё запушено.

( И.Бунин )

(Ответ: тип речи — описание …состояния окружающей среды)

  • Звучит музыка Грига » Утро». Слушаем.

Работа группы «Художников». Дать словесную зарисовку: ваше воображение после прослушивания .

Сообщение учителем:

Композитор Эдвард Григ назвал свою музыкальную картину «Утро».

Слушая «Утро» Грига, люди по-раз­ному воспринимают эту музыку. Кто-то зримо и буквально рисует прекрасную картину утра. Кто-то весь во власти неуловимых, сме­няющих друг друга чувств и ощущений, которые вызвало у них это музыкальное воспоминание об утре. А кто-то сидит в задумчи­вости, настроившись на философский лад, и слышится ему в звуках «Утра» песня надежды.

2.Актуализация опорных знаний:

а) Беседа с классом по вопросам:

  • Какие вам известны типы речи? По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста?
  • Назовите известные вам разновидности описаний? ( Описания могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по картине, по воображению;
  • описание предмета, внешности, места, действий ,а сегодня познакомимся с описанием состояния окружающей среды и состояние человека )
  • Какую структуру имеет описание как тип текста?

б)Работа с алгоритмом. Составление плана.

1.Вступление. Общее представление о предмете.

2.Основная часть. Описание отдельных признаков предмета.

3.Заключение. Вывод .

  • Вывод: описание предназначено для того, чтобы читатель ярко представил описываемый предмет в своём сознании.

4.Углубление знаний учащихся по теме урока.

а)-Работа по учебнику — выполнение упр.318 ;

б) Работа с эпиграфами. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей, объяснение, почему тема разговора пойдёт об утре.

  • Прочитайте эпиграфы к уроку. Как вы понимаете смысл высказываний ?
  • Какими вы представляете себе личности писателей В.Солоухина и К. Паустовского ?
  • Найдите ключевое слово у Солоухина. (Ответ: утро)

Какая часть речи помогает описать утро? (Ответ:сравнительная степень прилагательного –лучшая часть)

Как соотносится высказывание Паустовского с темой урока?

  • Ваши ассоциации со словом «утро». Записать несколько слов столбиком.

Роса, лёгкий туман, брызги света, встаёт солнце, птичий хор.)

  • Какие вы знаете поговорки , пословицы со словом «утро» ?

( Утро вечера мудренее. Утро будет мудро птицам на разлёт, молодцам – на расход. Уж волк умылся, а кочеток спел. )

  • Выберите из данных словосочетаний те, которые вы бы взяли для описания утра:
  • потягиваясь к солнцу;
  • хороводы звёзд;
  • монотонная музыка ;
  • яркие , радостные краски;
  • самая интересная сказка;
  • сумеречный свет

Работа в группах

Роль лингвиста.

а) Составьте словарь –эпитетов к слову «утро». В этом поможет нам упр.318.

Примеры учителя : утро- благоухающее, веселящее, жизнерадостное, ласкающее, ликующее, манящее ,свежее, светящееся, сонное, плаксивое, прохладное, росистое, серое, слезливое, хмурое, чудесное;

  • б) Распределите эпитеты по определяющему настроению; отметив трудности в написании слов, вспомним орфограммы.

Примеры учителя :

Утро было чудесное — такое утро, когда всё блестит и сияет чистотой, словно ночью во всём мире сделали генеральную уборку .( Б.Заходер)

На дворе стояло серое, слезливое утро . Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, потерявшая хозяина. (А.Чехов)

  • Какое утро вам нравится?

Роль критика.

Находимся на выставке картин . Презентация.

Вопрос:

  • Какие особенности утра отмечают художники?

Упр.384(вставь в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, запиши текст) по картине Шишкина

Роль психолога.

а)- Подумайте, какая существует взаимосвязь настроения человека с описанием окружающей среды.

Вывод-1 ( запись в тетради-справочнике)

В текстах – описания состояние окружающей среды и человека передаётся постоянная на данный момент картина мира и настроение человека . Состояние природы зависит от явления окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Всё взаимосвязано.

б)Собирание материала для домашней письменной работы :

-.Я думаю, что всем – и взрослым, и детям – очень полезно наблюдать за тем , что происходит в природе. Необыкновенные дождь и ветер, солнце и тучи, ветер и утро, закат и рассвет – это то, что вдохновляет поэтов, писателей, композиторов. (Пришвин «Осеннее утро»)

В каких произведениях вы нашли описание утра? Зачитаем и прокомментируем.

в) Запишите в таблицу понравившиеся выражения.

Привожу примеры учащихся:

небо, облака, тучи

солнце

заря

воздух

звуки

запахи

роса

ясное

встаёт, блестит,

за морями ночлег свой покинуло, золотыми потоками хлынуло.

утренняя заря не пылает пожаром, она разливается кротким румянцем.

в сухом и чистом воздухе пахнет полынью

тишь;

пронеслись утки с шумом,

слышен сквозь прохладу утра запах дымка, все цветы на лугу пахнут по-разному.

Свинцово-тяжёлая, обильная

бледно-серое

выплывает в огненном зареве

от зари алый свет разливается

золотая пыль

звонко запели птицы

разлит горький запах полыни

серое, холодное

выкатился огромный огненный шар

Степь проснулась и ожила

пахнет корой и берёзовым соком

синее, огромное и нежное

Радостный луч молодого дня …золотил только верхи утёсов(Лермонтов)

Ни облачка

Зеленеет

г) Введение нового понятия.

Кеннинг – сочетание существительного в И.п. с существительным в Р.п.; троп , состоящий в замене собственного или нарицательного имени описательным поэтическим оборотом.

Роль редактора журнала.

  • Составьте кеннинг к слову «утро» .

Примеры учителя:

Часть суток

Зарождение лучшего

( примеры учащихся:

Будильник людей

Конец ночи

Пробуждение мира

Восход солнца)

  • Кто был , на ваш взгляд, изобретательнее? Найти языковое оформление. (Ответ: метафора)

5.Самостоятельная работа.

а)Выполнение заданий тестовой формы.

Прочитайте текст и расположите предложения по порядку.

А. Всё пробуждается.

Б И ты тоже пробуждаешься.

В. Когда идёшь ранним утром по обочине леса, то возникает удивительное чувство единения с природой.

Г. Начинают петь птицы, просыпаются цветы.

Ответ: В, Г, А, Б

  • Какая связь предложений в тексте? (параллельная)

б)Собирание материала; указать части речи , которые называют состояние; продолжить заполнение таблицы; тексты учащимся раздаются по выбору ;

Утро в городе.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Синее, огромное и удивительно нежное небо . Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. (Куприн.)

Звуки утра.

Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли.

А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Еще до восхода солнца просыпаются , начинают радостно петь птицы . Спят в каменных домах люди , редкая прошумит машина , но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полною грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее

Зимнее утро.

Я вышел на улицу.

Стоит утро. Вокруг пасмурно и прохладно . Стоит тишина . Дует только слабый ветерок . И вдруг неожиданно , как в сказке, начал валить снег. Он стал идти крупными хлопьями. И вот уже он лежит на тротуаре. Но вот ветер начал дуть сильнее. И снег стал попадать в лицо, стал забираться за воротник. Темно стало вокруг.

Неожиданный был снег сегодня утром. (Яковлев)

Вспомнить описание утра из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», перечитаем зачин рассказа :

С самого раннего утра небо ясно : утренняя заря не пылает пожаром : она разливается кротким румянцем . Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло- багровое, как перед бурей , но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой , свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засияет змейками, блеск их подобен блеску кованного серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво , словно взлетая , поднимается могучее светило .

  • Что вы видите, чувствуете, представляете, читая эти строки?
  • Найдите самые интересные эпитеты.

Прочитайте концовку рассказа :

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу , и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим , обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана , — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого , горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило, Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…

Отмечен особый характер глагола. » Глагол в прозе Тургенева и пушистый и клейкий. «Пушистый» глагол в том смысле , что в нем мягко даны оттенки . «Клейкий» в том смысле, что он не прилагается к предмету, а входит в него и к нему пристаёт. « Доказать или опровергнуть.

  • Названо ли лицо в текстах?( Ответ: нет)
  • Собранный материал послужит заготовкой для домашней работы по выбору: сочинение-миниатюра»Сегодняшний день», или сочинение-зарисовка -упр.

6.Подведение итога урока.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Назовите слова, передающие ваше состояние от выполненной работы на уроке?