[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-sochineniya-oblomov/
Сделать выводы.
3. Как выбирать тему |
Обычно “свою” тему выбираешь сразу. Но при этом полезно задать себе несколько вопросов:
- знаю ли я материал? (полезно разобраться в таблице — смотри пункт 2 );
- интересна ли мне эта тема?
- понимаю ли я смысл и сверхзадачу темы?
А если вы пишете выпускное или вступительное сочинение, учтите:
- есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале?
- успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы)?
- экзамен — не место для экспериментов! Выбирайте что-то особо надежное и близкое.
4. План — основа сочинения, ваш ориентир и помощник |
подумайте
Правила составления плана:
- При составлении плана должны подбираться четкие, конкретные формулировки. План, в сущности, приближается к конспекту вашей будущей работы и поэтому по нему должно быть ясно, о чем будет ваше сочинение, какова его основная мысль(и), система доказательств ваших идей, наконец, суть ваших выводов.
- В идеале на каждый пункт (подпункт) хорошо составленного плана приходится от двух до пяти предложений сочинения (имеется в виду, конечно, самые мелкие подпункты ).
- Помните: существует проверенная формула:
Введение + заключение = 1/3 общего объема сочинения.
5. Как написать введение |
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению.
- Историческое введение.
Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.
- Аналитическое введение.
Наиболее выигрышное, сразу заявляет о вас как о личности, умеющий логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
- Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
- Введение — характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
- “Лирическое” введение.
Универсальным средством остаются введения, увязывающие тему сочинения с вашим личным, жизненным или духовным опытом. (“Был со мной такой случай…”).
- Введение — перекличка с современностью.
Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью (“В наше время, когда… особенно большую роль играет…”).
Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы, и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным (беспринципным, угождающим современности).
6. Основная часть |
Некоторые общие приемы и принципы написания сочинений.
- Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон раскрывает выбранную вами тему.
- Когда вы аргументируете то или иное свое положение, не забывайте о привлечении примеров из текста произведения, о высказываниях критиков, о собственном впечатлении и о других обогащающих изложение моментов.
- Постоянно помните, что вы имеете дело с произведением искусства и, следовательно, должны рассматривать не только его содержание, но и форму. Анализ художественных особенностей разбираемых произведений должен присутствовать практически в любом сочинении.
- Не бойтесь сравнивать! Героя с героем, произведение с произведением, эпоху с эпохой… Это позволит вам направить мысли по неожиданному пути, обнаружить багаж собственных знаний и дополнительно аргументировать выводы. Сравнивать можно и с другими видами искусств — живописью, музыкой, кино и т.д., и т.п.
- Не забывайте о таком приеме, как внутренняя полемичность. Попробуйте отстаивать некоторые свои выводы, пользуясь доказательством “от противного”, споря с воображаемым оппонентом.
- Не стесняйтесь использовать свой собственный опыт, расскажите, если это уместно, о собственных мыслях и переживаниях, а может быть, и поступках, связанных с вашей темой (только не переборщите, все хорошо в меру).
- Не злоупотребляйте цитатами. Цитата должна дополнять, а не иллюстрировать вашу мысль. Далее, прозаический текст лучше передавать своими словами. Что касается стихов, то их цитировать можно, и нужно в большом количестве: и строчки, и строфы, а иногда — и целые стихотворения.
- Бойтесь стилевой неоднородности, ложного пафоса, потери чувства меры и юмора, неоправданных “лирических отступлений” и “разговоров с читателем”.
7. Как написать заключение |
Заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам, что и введение, учитывая, однако, что в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Наиболее часто используются концовки, связывающие выводы сочинения с современностью или личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя ее к себе и к своему времени. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим “аккордом”, еще раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
8. “Технические” мелочи — пока вы пишите сочинение |
- пишите черновик только на одной стороне листа, оставляя большие поля, чтобы хватило места для вставок и поправок;
- не экономьте бумагу — пишите с достаточными для вставок пробелами между строк;
- нумеруйте страницы (а то запутаетесь, и трудно будет корректировать написанное);
- план пусть будет на отдельном листке и все время перед глазами (переписывать его на чистовик не обязательно);
- нумеруйте части черновика в соответствии с планом.
9. Сочинение уже написано |
Редактирование, проверка и переписывание — ответственнейшее дело! Прежде всего проверьте:
- совпадает ли ваше сочинение с планом, нет ли логических перерывов и перекосов; соблюдена ли соразмерность составных частей (может быть, что-то надо убрать, что-то добавить, а что-то переставить в другое место);
- удалось ли вам доказать свои основные идеи; не следует ли отчетливее сформулировать отчетливее сформулировать выводы или привлечь дополнительный материал;
- соблюдено ли такое важнейшее требование, как единство стиля; вполне возможно, кое-где вы злоупотребили восклицаниями, а вот здесь у вас чрезмерно сухой тон; или ваши выводам недостает объективности и весомости;
- ну и, наконец, тщательным образом проверьте сочинение с точки зрения грамотности.
См. также:
литература по этой теме;
ссылки по этой теме.