Советы по сочинениям (Изучаем роман “Обломов”)

Примеры тем Хороший ли человек Обломов? Трагичен ли образ Обломова? Что требуется Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения. Возможные ошибки Отсутствие литературоведческого анализа.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-sochineniya-oblomov/

Как их избежать Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и пр. Монографическая простая Примеры тем Образ Штольца в романе “Обломов”. Что требуется Свободное всестороннее описание-рассуждение. Возможные ошибки Однобокость анализа. Как их избежать Посмотреть на предмет с разных точек зрения. Монографическая проблемная Примеры тем Любовь как трудная школа жизни Обломова Что требуется Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме. Возможные ошибки Подмена проблемной темы темой простой (не анализируется необходимый аспект предмета).

Как их избежать Понять существо проблемы, поставленной в заголовке. Сопоставительная Примеры тем Антиподы ли Обломов и Штольц? Что требуется Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и пр., определение их сходств и различий. Возможные ошибки Подмена сопоставительной темы двумя монографическими (т. е. дается два последовательных описания без сопоставления) Как их избежать Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (главные и второстепенные).

Сделать выводы. Обобщающая Примеры тем “Лишние люди” в изображении русских классиков. Что требуется Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах. Возможные ошибки Отсутствует связь между предметами рассмотрения. Как их избежать Выделить главные признаки обобщения. Проблемно-обобщающая Примеры тем Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что требуется Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы Возможные ошибки Не раскрывается проблема, заявленная в заголовке.

Как их избежать Понять существо заявленной проблемы и вести сопоставление.

3. Как выбирать тему наверх

Обычно “свою” тему выбираешь сразу. Но при этом полезно задать себе несколько вопросов:

  • знаю ли я материал? (полезно разобраться в таблице — смотри пункт 2 );
  • интересна ли мне эта тема?
  • понимаю ли я смысл и сверхзадачу темы?

А если вы пишете выпускное или вступительное сочинение, учтите:

  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале?
  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы)?
  • экзамен — не место для экспериментов! Выбирайте что-то особо надежное и близкое.
4. План — основа сочинения, ваш ориентир и помощник наверх

подумайте

Правила составления плана:

  • При составлении плана должны подбираться четкие, конкретные формулировки. План, в сущности, приближается к конспекту вашей будущей работы и поэтому по нему должно быть ясно, о чем будет ваше сочинение, какова его основная мысль(и), система доказательств ваших идей, наконец, суть ваших выводов.
  • В идеале на каждый пункт (подпункт) хорошо составленного плана приходится от двух до пяти предложений сочинения (имеется в виду, конечно, самые мелкие подпункты ).

  • Помните: существует проверенная формула:

    Введение + заключение = 1/3 общего объема сочинения.

5. Как написать введение наверх

Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению.

  1. Историческое введение.

    Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.

  2. Аналитическое введение.

    Наиболее выигрышное, сразу заявляет о вас как о личности, умеющий логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.

  3. Сравнительное введение.

    С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

  4. Введение — характеристика произведения.

    Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.

  5. “Лирическое” введение.

    Универсальным средством остаются введения, увязывающие тему сочинения с вашим личным, жизненным или духовным опытом. (“Был со мной такой случай…”).

  6. Введение — перекличка с современностью.

    Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью (“В наше время, когда… особенно большую роль играет…”).

    Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы, и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным (беспринципным, угождающим современности).

6. Основная часть наверх

Некоторые общие приемы и принципы написания сочинений.

  • Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон раскрывает выбранную вами тему.
  • Когда вы аргументируете то или иное свое положение, не забывайте о привлечении примеров из текста произведения, о высказываниях критиков, о собственном впечатлении и о других обогащающих изложение моментов.
  • Постоянно помните, что вы имеете дело с произведением искусства и, следовательно, должны рассматривать не только его содержание, но и форму. Анализ художественных особенностей разбираемых произведений должен присутствовать практически в любом сочинении.
  • Не бойтесь сравнивать! Героя с героем, произведение с произведением, эпоху с эпохой… Это позволит вам направить мысли по неожиданному пути, обнаружить багаж собственных знаний и дополнительно аргументировать выводы. Сравнивать можно и с другими видами искусств — живописью, музыкой, кино и т.д., и т.п.
  • Не забывайте о таком приеме, как внутренняя полемичность. Попробуйте отстаивать некоторые свои выводы, пользуясь доказательством “от противного”, споря с воображаемым оппонентом.
  • Не стесняйтесь использовать свой собственный опыт, расскажите, если это уместно, о собственных мыслях и переживаниях, а может быть, и поступках, связанных с вашей темой (только не переборщите, все хорошо в меру).

  • Не злоупотребляйте цитатами. Цитата должна дополнять, а не иллюстрировать вашу мысль. Далее, прозаический текст лучше передавать своими словами. Что касается стихов, то их цитировать можно, и нужно в большом количестве: и строчки, и строфы, а иногда — и целые стихотворения.
  • Бойтесь стилевой неоднородности, ложного пафоса, потери чувства меры и юмора, неоправданных “лирических отступлений” и “разговоров с читателем”.
7. Как написать заключение наверх

Заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам, что и введение, учитывая, однако, что в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Наиболее часто используются концовки, связывающие выводы сочинения с современностью или личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя ее к себе и к своему времени. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим “аккордом”, еще раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

8. “Технические” мелочи — пока вы пишите сочинение наверх
  • пишите черновик только на одной стороне листа, оставляя большие поля, чтобы хватило места для вставок и поправок;
  • не экономьте бумагу — пишите с достаточными для вставок пробелами между строк;
  • нумеруйте страницы (а то запутаетесь, и трудно будет корректировать написанное);
  • план пусть будет на отдельном листке и все время перед глазами (переписывать его на чистовик не обязательно);
  • нумеруйте части черновика в соответствии с планом.
9. Сочинение уже написано наверх

Редактирование, проверка и переписывание — ответственнейшее дело! Прежде всего проверьте:

  • совпадает ли ваше сочинение с планом, нет ли логических перерывов и перекосов; соблюдена ли соразмерность составных частей (может быть, что-то надо убрать, что-то добавить, а что-то переставить в другое место);
  • удалось ли вам доказать свои основные идеи; не следует ли отчетливее сформулировать отчетливее сформулировать выводы или привлечь дополнительный материал;
  • соблюдено ли такое важнейшее требование, как единство стиля; вполне возможно, кое-где вы злоупотребили восклицаниями, а вот здесь у вас чрезмерно сухой тон; или ваши выводам недостает объективности и весомости;
  • ну и, наконец, тщательным образом проверьте сочинение с точки зрения грамотности.

См. также:

литература по этой теме;

ссылки по этой теме.