Любимый праздник детства учащихся (4 класс)

Аннотация

Тема исследовательской работы «День рождения – это праздник?», автор: Шукилович Алина, ученица 4 класса, научный руководитель: Овчеренко Л.П.

День рождения – один из самых главных праздников для человека, какого бы возраста он не был. С радостью встречают его люди или с сожалением? Как празднуют его? Чего ждут от праздника? Вот на эти вопросы мы и постарались ответить в своей работе.

Тезисы

Среди многих праздников, отмечающихся в семье, главным является День рождения. Общаясь друг с другом, люди часто рассказывают о том, как проходят их Дни рождения, делятся впечатлениями. Для любого ребенка это особый день: он с нетерпением ожидает интересных подарков, встречи с любимыми друзьями. Это такой день, когда ему уделяется все внимание. Но так ли это? Всегда ли День рождения дарит радость и становится поистине праздником?

Поиском ответов на эти вопросы посвящена наша исследовательская работа.

Цель исследования: выявить отношение к празднику День рождения детей и их родителей, познакомиться с особенностями празднования.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с тем, как отмечали День рождения на Руси;
  2. Провести социологический опрос среди учащихся и их родителей;
  3. Систематизировать и обобщить результаты опроса.

Методы исследования: анализ, обобщение, социологический опрос.

Предмет исследования: день рождения как праздник.

Объект исследования: дни рождения ровесников.

Гипотеза: предположим, что День рождения является любимым праздником для всех.

На фоне многочисленных государственных и личных праздников выделяются два: Новый год и День рождения. Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что история отмечания Дня рождения на Руси очень интересная. Оказывается, массовой традиция празднования своего Дня рождения стала всего несколько десятилетий назад. У него ещё мало своих традиций и ритуалов празднования.

Мы думаем, что этого праздника ждут все, а вот статистика утверждает, что каждый четвёртый житель нашей страны не любит Новый год, каждый третий — 8 марта, а каждый второй старается не встречать свой собственный День рождения.

11 стр., 5245 слов

Коллекция летних платьев выходного дня

... темы исследования. Объект исследования — женская легкая одежда. Предмет исследования — повседневное летнее женское платье. Целью выпускной квалификационной работы является создание коллекции женских летних платьев выходного дня. Для ... вырезы, активные декоративные детали. (Martin Margiela, Вaia Ist и No.21). Среди аксессуаров в 2017 году являются модными объемные большие украшения с вставками ...

Чтобы выяснить, является ли День рождения одним из любимых праздников в семье и как его отмечают дети и взрослые, мы провели анкетирование среди учеников 4 класса, а также их родителей.

Мы считаем, что моя гипотеза о том, что День рождения является любимым праздником для всех, не подтвердилась полностью. Не все дети согласились с этим, потому что на их Дне рождения бывает скучно и неинтересно. Но и не все взрослые рады празднику, так как им не хочется становиться ещё на год старше. Мы разработали ряд советов, которые помогут избежать ошибок при подготовке праздника в семье и подобрали игры, которые не дадут скучать детям и гостям.

Введение

Среди многих праздников, отмечающихся в семье, главным является День рождения. Общаясь друг с другом, люди часто рассказывают о том, как проходят их Дни рождения, делятся впечатлениями. Для любого ребенка это особый день: он с нетерпением ожидает интересных подарков, встречи с любимыми друзьями. Это такой день, когда ему уделяется все внимание. Но так ли это? Всегда ли День рождения дарит радость и становится поистине праздником?

Поиском ответов на эти вопросы посвящена наша исследовательская работа.

Цель исследования: выявить отношение к празднику День рождения детей и их родителей, познакомиться с особенностями празднования.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с тем, как отмечали День рождения на Руси;
  2. Провести социологический опрос среди учащихся и их родителей;
  3. Систематизировать и обобщить результаты опроса.

Методы исследования: анализ, обобщение, социологический опрос.

Предмет исследования: день рождения как праздник.

Объект исследования: дни рождения ровесников.

Гипотеза: предположим, что День рождения является любимым праздником для всех.

Глава I. Из истории празднования Дня рождения на Руси

На фоне многочисленных государственных и личных праздников выделяются два: Новый год и День рождения. Накануне этих праздников мы всегда подводим итоги, а ещё нам очень хочется заглянуть в будущее и узнать, а что же там ждёт нас дальше?

Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что история отмечания Дня рождения на Руси очень интересная. Оказывается, массовой традиция празднования своего Дня рождения стала всего несколько десятилетий назад.

В XIX веке праздновать свой День рождения могли только дворяне и наиболее богатые представители купечества.

В XVII веке лишь лица из царской семьи могли себе позволить собрать гостей на очередную годовщину своего появления на свет.

А ещё раньше и День рождения правителя не являлся праздником, потому что и правителей, как таковых, не было.

Как вы думаете, почему и у нас, и у взрослых День рождения – это праздник, в который только «новорождённый» становится самым главным, только он получает подарки и поздравления.

День рождения – праздник относительно молодой. У него ещё мало своих традиций и ритуалов празднования. Поэтому День рождения отмечают так, как и много веков назад. А тогда, в древности, главной отличительной чертой праздника была еда – много еды вкусной и изысканной.

Мы думаем, что этого праздника ждут все, а вот статистика утверждает, что каждый четвёртый житель нашей страны не любит Новый год, каждый третий 8 марта, а каждый второй старается не встречать свой собственный День рождения.

Глава II. Социологический опрос

Чтобы выяснить, является ли День рождения одним из главных праздников в семье и как его отмечают дети и взрослые, мы провели анкетирование среди учеников 4 класса, а также родителей. Вопросы анкеты (Приложение 1)

В опросе приняли участие: ученики 5 класса – 17 человек и их родители (17 человек).

Общее количество: 34 человека.

  1. На вопрос анкеты « Ждёте ли Вы свой День рождения» получены следующие ответы:

Ответ

5 класс

Родители

Да

15

7

Нет

2

10

Вывод:

Свой День рождения ждут почти все дети – 15 человек, не ждут – 2 человека;

Среди взрослых: ждут – 7 человек, не ждут – 10 человек.

  1. На второй вопрос: «Почему ждёте или почему не ждёте День рождения?» мы получили такие ответы:

Ответ

5 класс

Родители

1. Да, жду:

— Подарки

— Встреча с друзьями и родственниками

— Взрослею

— Жду празднования

2. Нет, не жду:

— Недавно прошло

— Не хочу

— Прочие причины

— Не хочется стареть

— Нет ощущения праздника

7

6

1

1

2

3

4

1

1

7

1

Вывод:

Ожидая празднования Дня рождения, кто-то мечтает вкусно поесть, кто-то хочет танцевать, кто-то мечтает услышать о себе комплименты, кто-то надеется получить заветный подарок, а вот наши родители ждут встречи с родственниками, внимания, а стареть им очень не хочется. У ребят же на первом месте – подарки.

3. Третий вопрос анкеты звучал так: «Где и как Вы отмечаете свой день рождения?» Ответы были такие:

Ответы

5 класс

Родители

Где?

— Всегда дома

— Всегда вне дома

17

16

1

Как?

Только праздничный стол

Развлекательная программа

Игры на природе

Прочее

Нет ответа

13

1

1

1

1

13

1

1

1

1

Вывод:

Ребята и родители почти всегда отмечают Дни рождения дома. Родители в кафе отмечают только юбилей. Взрослые предпочитают сидя за праздничным столом, общаться с друзьями и родственниками. Дети, посидев за столом, уходят либо гулять, либо смотреть телевизор, либо играть на компьютере. И только в некоторые семьи стараются развлечь себя и гостей, придумывая различные конкурсы. У всех категорий опрошенных главным является праздничный стол, а не организация досуга.

4. Четвёртый вопрос анкеты был о подарках, которые любят получать на свой День рождения дети и взрослые. Ответы получены следующие:

Ответы

5 класс

Родители

— Книги, открытки

-Животные

— Цветы

— Игрушки

— Крупные вещи

— Велосипед

— Любому подарку рады

— Сладость

— Не знаю

1

1

4

3

1

3

4

7

5

2

3

Вывод:

Дети больше всего хотят получать в подарок игрушки и крупные вещи (мобильный телефон, компьютер).

А вот родители будут рады любому подарку, так как больше всего ценят внимание к себе.

5. На вопрос: «Что Вы чувствуете после окончания праздника?» ответили так:

Ответ

5 класс

Родители

— Грусть

— Радость

— Усталость

-Удовлетворение, что всё прошло хорошо

— Ничего

2

15

1

8

1

6

1

Вывод:

Дети после окончания праздника в большинстве испытывают радость, «было весело», вдоволь «побесились», получили много подарков, которые можно долго разбирать. Ребятам немного грустно оттого, что всё так быстро закончилось и снова надо ждать целый год. А вот наши родители в большинстве испытывают грусть т.к. повзрослели на целый год и им совсем не хочется стареть. Да и с друзьями встречаются они редко.

Глава III. Мини – сочинение «Мой самый запомнившийся День рождения»

Цель: выяснить одинаково ли отмечают День рождения мои ровесники и наши родители, когда они были такими же, как и мы.

Мы предложили всем написать мини-сочинение на тему: «Мой самый памятный День рождения». Эту работу выполнили 34 человека, из них 17 учеников и их 17 родителей.

Короткие фразы из детских работ сказали нам о том, что самые памятные Дни рождения – это те, где было много вкусной еды и много подарков. Родители же вспоминают из своего детства, в первую очередь, то, что на их Дне рождения всегда было весело, так как проводились различные конкурсы, и было много сюрпризов, хотя на столах были, в основном, конфеты, мороженое, лимонад.

У родителей на День рождения приглашались их школьные друзья, а у моих сверстников чаще на День рождения приходят взрослые «дяди и тёти», а ведь ребятам хочется общаться со сверстниками.

Приведем несколько примеров из выдержек мини-сочинений:

  1. Ничего нет интересного. Всё как всегда…
  2. Запомнилось, что ко мне приходили друзья.
  3. …я задувала свечи на дне рождения.
  4. Мама приготовила очень вкусный торт.
  5. В магазине игрушек я сам выбрал себе подарок.
  6. Вечером мы пускали салюты.
  7. Мы с взрослыми пошли на природу.
  8. Мои друзья подарили мне много подарков.
  9. Мама придумала забавные игры.
  10. В этот день ко мне пришли самые близкие.
  11. Много играли.
  12. Море всяких блюд.
  13. Внимание самый лучший подарок.
  14. У меня скучные дни рождения.
  15. Мы с гостями пели караоке.
  16. На дне рождения я наелась до «отвала».

Вывод: дети на Дне рождения не играют, так как для их родителей главным является накрыть стол и накормить гостей. Затем дети предоставлены сами себе: телевизор, компьютер или уходят гулять, а их родители продолжают веселиться одни.

А по- настоящему праздничными и весёлыми дети воспринимают лишь те Дни рождения, где главным элементом праздника становятся игры (Приложение 2).

Глава IV. Советы и рекомендации

Праздник – это когда всё не так, как всегда. Ведь в празднике главное – чтобы каждый почувствовал хотя бы немного внимания персонально к себе.

Наши родители сейчас День рождения ждут менее чем мы, но, когда они были детьми, их Дни рождения проходили интереснее и веселее, т.к. главным было не накормить гостей «до отвала», а веселее и с пользой провести время.

Сейчас, по словам многих моих сверстников, дни рождения у них скучные и однообразные. Радуют их лишь подарки.

Мы предлагаем исправить эту ситуацию, и хотим дать несколько советов по организации праздника:

  1. Чтобы День рождения стал настоящим праздником для ребёнка, подготовку к нему стоит начать заранее;
  2. Обсудите на семейном совете: место праздника, сколько человек вы хотите пригласить и кого, составьте сценарий праздника;
  3. Лучше пригласить на День рождения детей одного возраста, ровесникам будет гораздо веселее вместе;
  4. Ни в коем случае не превращайте День рождения вашего ребёнка во встречу с Вашими друзьями, ведь праздник у ребёнка, а не у Вас.

Заключение

Изучив материалы источников и, обобщив результаты опроса, мы считаем, что наша гипотеза о том, что День рождения является любимым праздником для всех, не подтвердилась полностью.

Свой день рождения дети ждут всегда, мнение же родителей разделилось.

Ожидая празднования Дня рождения, кто-то мечтает вкусно поесть, кто-то хочет танцевать, кто-то мечтает услышать о себе комплименты, кто-то надеется получить заветный подарок, а вот наши родители ждут встречи с родственниками, внимания, а стареть им очень не хочется. У ребят же на первом месте – подарки.

Ребята и родители почти всегда отмечают Дни рождения дома. Родители в кафе отмечают только юбилеи. Взрослые предпочитают, сидя за праздничным столом, общаться с друзьями и родственниками. Дети, посидев за столом, идут гулять, либо смотрят телевизор, или играют на компьютере. И только некоторые семьи стараются развлечь себя и гостей, придумывая различные конкурсы. У всех категорий опрошенных главным является праздничный стол, а не организация досуга.

Дети больше всего хотят получать в подарок игрушки и крупные вещи (мобильный телефон, компьютер).

А вот родители будут рады любому подарку, так как больше всего ценят внимание к себе.

Дети после окончания праздника в большинстве испытывают радость, «было весело», вдоволь «побесились», получили много подарков, которые можно долго разбирать. Ребятам немного грустно оттого, что всё так быстро закончилось и снова надо ждать целый год. А вот наши родители в большинстве испытывают грусть т.к. повзрослели на целый год и им совсем не хочется стареть. Да и с друзьями встречаются они редко.

Дети на Дне рождения не играют, так как для их родителей главным является накрыть стол и накормить гостей. Затем дети предоставлены сами себе: телевизор, компьютер или уходят гулять, а их родители продолжают веселиться одни.

А по- настоящему праздничными и весёлыми дети воспринимают лишь те Дни рождения, где главным элементом праздника становятся игры.

На хорошо организованном Дне рождения дети учатся общению друг с другом, умению веселиться и организовывать свой досуг с пользой.

Чтобы День рождения запомнился для ребёнка и гостей, необходимо чтобы сам именинник принимал активное участие в подготовке будущего праздника, а родителям важно учитывать его мнение.

На празднике нельзя забывать про детские песенки, игры и конкурсы, поздравления и пожелания для именинника. Поэтому мы предлагаем несколько советов, которые будет полезно учесть при подготовке празднования Дня рождения, а так же — подборку игр для детей, чтобы им не было скучно на своем празднике.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-k-sochineniyu-moy-samyiy-lyubimyiy-prazdnik/

  1. Афанасьева С. Праздник в школе. «Издательство АСТ», Москва 2003г., с. 20
  2. Давыдова М. А., Агапова И. А. Праздник в семье. Издательство «Рольф» 2000г., с. 12
  3. Почемучка: Детская энциклопедия. Издательство «АСТ», Москва 2005г., с. 25
  4. Шведова Л. М. День рождения – детский праздник: практическое руководство. Издательство «АСТ», Москва 2005г., с. 18
  5. «От А до Я». Детская энциклопедия, Издательство «АСТ», Москва 2006г., с 168

Приложение 1. Вопросы анкеты для детей и родителей

  1. Ждёте ли Вы свой день рождения?
  2. Почему?
  3. Где и как Вы отмечаете Ваш день рождения?
  4. Что Вы любите получать в подарок на Ваш день рождения?
  5. Что Вы чувствуете после окончания праздника?

Приложение 2. Игры

«Не опоздай!»

Необходимо поставить в круг стулья меньшего количества, чем число играющих (на один, на два).

Ведущий включает подвижную музыку, а дети бегают вокруг стульев. Когда музыка останавливается, дети должны успеть занять место. Ребенок, не успевший сесть на стул, выбывает из игры. Одновременно ведущий убирает еще один или, если хочет ускорить игру, то два стула. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

«Бильбоке»

Для игры надо взять толстую нитку или шнурок длиной приблизительно 45см. Один из его концов приклеивается липкой лентой к теннисному шарику, а другой – к донышку пластмассового стаканчика. Можно также привязать конец нитки к ручке пластмассовой кружки.

В игре принимают участие несколько человек. От играющего требуется подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляются очки. Ловить шарик нужно по очереди, до промаха. Промахнувшийся игрок передает бильбоке следующему по очереди игроку. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.

«Картошка в ложке»

Участники делятся на две команды. Задача игроков: пробежать определенное расстояние, держа в руке ложку с большой картофелиной, эстафета передается от одного играющего к другому. Если картофелина падает, ее кладут обратно и продолжают бег, т.к. бежать без картофелины в ложке нельзя. За падение у команды снимается определенное количество очков.

«Обыкновенные жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его от играющих и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне». – «Что в квашне?» — «Квас». – «Лови мышей, а не нас». После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал – становится жмуркой.

«Прыжки в мешке»

Для игры потребуются небольшие мешки или старые наволочки. Участники делятся на команды. Каждый из игроков должен допрыгать до заранее намеченного предмета и, вернувшись, передать эстафету следующему ребенку. Победившей считается команда, справившаяся с заданием быстрее.

«Кто быстрее оденется»

Участники делятся на две или более команд. Каждой предлагаются одинаковые элементы одежды (рубашка, брюки, шляпа и т.д.).

Одежду раскладывают на стулья. По сигналу первый участник каждой команды подбегает к стулу с одеждой, надевает на себя вещи, хлопает в ладоши, затем снимает и кладет обратно на стул. Затем бегом возвращается к команде. Следующий игрок проделывает тоже самое. Команда, первой закончившая эстафету, считается победившей.