Урок русской литературы в 7 классе по произведению Л.Н.Толстого «Детство», Тема урока: Счастливая невозвратимая пора детства.
Форма урока:
Беседа за круглым столом(работа в группах, экспертная группа).
Цель урока:
- научить анализировать художественное произведение,
- дать нравственную оценку героям произведения; развивать творческие способности учащихся.
Задачи : анализировать поступки героев произведения.
Валеологизация учебного процесса.
Вход в урок.
Физкультминутка и зарядка. Выступление валеолога.
1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу).
Добрый день, ребята!
Счастливая,невозвратимая пора детства».
Я надеюсь, что сегодня у нас все получится.
Ребята, вы любите уроки литературы? Чему она вас учит?
Литература — это искусство.Я приглашаю вас погрузиться в этот волшебный мир.(Просмотр видеоклипа.)
Рождается на свет маленький человечек,комочек счастья.Каким он будет?Кем он станет? Какие таланты и способности у него будут? Неизвестно.
Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь,которым собираешься идти по Дороге жизни.Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова.
тема нашего урока.
Окунуться в мир детства нам поможет произведение, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений — ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей в этом произведении и об их поступках.
Времени у нас мало, поэтому для более эффективной работы разделимся на 4 группы.Для каждой группы я подготовила задания и поэтапно эти задания мы с вами будем выполнять.
В повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века..
Какие люди окружают главного героя произведения?Как они влияют на него? какие нравственные поступки совершает Николенька Иртеньев?Об этом мы с вами и поговорим сегодня.
«Уроки французского» анализ произведения Распутина – тема, план, ...
... Именно учительница повлияла на Распутина Главные герои Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в ... его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. ... по-французски. И тут Лидия Михайловна поинтересовалась, во что мы с ребятами и рассказала про игру своего детства ...
Для более эффективной работы, давайте разделимся на 4 группы.
Каждой группе я раздам листочки с заданиями. Готовимся отвечать на эти вопросы.Ответы готовите устно или можете написать в этих же листочках.
Раздача материалов заданий.
Кроме 4 групп у нас еще будут специалисты.
Валеолог. (Врач, который даст практические советы по сохранению,укреплению здоровья.Специалист с медицинским образованием) в роли валеолога сегодня у нас выступит (Ф. И.О. ученика)
В роли лингвиста (Ф. И.О. ученика)
Задание 1 группе
1. Какой герой произведения говорит:“Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей (мамаши), ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? — она еще нежнее целует меня”.
Как ее зовут?
Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николеньки.
2. Найдите ее описание
Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота лица.
3. Расскажите о ее отношении к окружающим. Найти по тексту., Задание 2 группе
1. О ком пишет Л.Н.Толстой?
Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой.
Иртеньев Петр Александрович? (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки.
2. Расскажите, что вы запомнили о нем
Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — притоптывание, и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился всем без исключения и был удачлив. Рассказчик признается, что для него отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в жизни сына тот и не принимает особенного участия.« Две главные страсти его в жизни были карты и женщины..
Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия.
3. Его отношение к окружающим. Приведите примеры из текста.
3адание 3 группе .
« Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» Л.Н. Толстой
Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»
... их любви. Девушка всячески отрицает возможность брака, она объясняет, что не годится в жены. Девушка не может найти себя, она пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но ...
1. О ком идет речь?
2. Какой он вспоминает Наталью Савишну?
Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.
3.Что главное в героине?
4.Каково ваше отношение к ней?
У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней -любовь к людям. Неистощимое трудолюбие,крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.
Наталья Савишна
После отъезда Иртеньевых из деревни она скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как благо предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала «такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности»
3адание 4 группе
Как зовут следующего героя произведения?
Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы».
Он был не в духе.Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить место. до которого мы должны были вытвердить.
2. Найдите его описание и расскажите о нем.
3. Как он относиться к семье Иртеньевых?Примеры из текста.
4.Как относится Николенька к нему?
Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-величавое выражение. «Все вещи К. И. разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.
К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей маттри».
У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.
Общее задание ., Учащиеся моей школы прислали для вас сюрприз. Давайте посмотрим.
Вот этот черный ящик. Угадайте какие предметы здесь находятся. Каким предметам автор уделяет большое внимание.
Образ Николеньки в повести «Детство» (Л.Н. Толстой)
... дворянского образа жизни того времени. Сочинение «Формирование характера Николеньки Иртеньева». Сочинение по произведению на тему: Формирование характера Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» Литературная деятельность ... событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя. Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро ...
(Раздаю по группам эти предметы).
Самовар . С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о самоварах.
Что вы знаете о самоварах. Давайте послушаем лингвистов.
Сундук. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о сундуках.
Карты. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о картах.
Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.
Очки, книга, линейка, Какие из этих предметов являются символами?
Сундук. Если учесть то, что сундук обычно готовила в древности каждая девушка на выданье.Символ надежды, чего-то драгоценного.
Самовар- символ семьи.
Карты- символ несерьезности, легкого отношения к жизни.
Очки, книги
Они являются символами.
Работа со всеми группами., Переходим к образу главного героя призведения .
А кто главный герой произведения? (Николенька Иртеньев)
Расскажите, что вы узнали о нем.Каким вы представляете Николеньку?
Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый,может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
Как вы думаете, почему я взяла этот образ самым последним.
Под влиянием чего формируется характер героя?(Под влиянием Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);
- окружающих).
Потому что именно эти персонажи оставили глубокий след в душе Николеньки.
Работа по схеме, Николенька Иртеньев, Наталья Николаевна, Петр Александрович, Наталья Савишна, Карл Иваныч.
В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? Схематично покажите отношение каждого из героев к Николеньке.
Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.
Учитель: Да, это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович,Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?
А теперь, ребята, давайте немножко отдохнем. Итак, закрыли глазки, вспомним своих родных, дедушку. бабушку, папу, милую добрую маму…
Открываем глаза, улыбнулись друг дружке.
Перелистайте самые радостные, светлые эпизоды в его жизни.
Общение с родителями,открытые радости чистых молитв.В какой главе это можно прочитать? «Детство»(Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства!)
Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? (Эпизод с Карлом Ивановичем, случай со скатертью.)
Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!)Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.
Какая мысль заставляет Николеньку переживать, мучиться, даже плакать?
Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они — лучше, добрее его.)
И самое главное — он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести.
можете привести примеры из текста?
Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)
... любимым ребенком. Суть: о чём повесть? Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в ... матери, её смерть и похороны. Сочинение 3 Данное произведение написано Львом Николаевичем Толстым в 1952 году. Оно входит в состав его романа. Конкретно эта повесть ... держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может ...
Например: случай со скатертью.
Что больше интересует Толстого: внешние события или еще что-то?((Душа человека)
Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков
Умеет ли он анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков?
Он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.
Выстрадав, он становится лучше, чище душой.
Он обретает высокую мудрость, истинную любовь к людям,бескорыстие, честность, доброту.
Какой эпизод главы поразил вас более всего?
Что больше интересует Толстого — поступок или его нравственный смысл?(Большое внимание автором уделяется переживаниям и мыслям Н.И.)
Выводы по работе групп
Беседа с учащимися по вопросам.
Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.
Наверное, самое время дать слово валеологу
4. Сообщение валеолога.
Сейчас было названо немало добрых чувств:нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой — у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь — будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки- пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды.А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие!
Закрыты последние страницы повести. Над чем можно поразмышлять?
Над чем задуматься?
Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);
Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?
Что есть страдание и можно ли прожить без них?
Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?
Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
11. Задание на дом. Подготовьте небольшую творческую работу на тему «Мое отношение к близким»
Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая,невозвратимая пора”!
Просмотр клипа., Спасибо вам за урок., И в конце урока я приглашаю вас к чаепитию за самоваром.
Николенька Иртеньев — главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.
Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?
Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.
Образ детства
Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.
Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он — сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.
По произведению Детство Толстого (7 класс)
... Галина Ивановна. 7 класс. Литература. Урок № 66. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-klasspovest-detstvo-tolstoy/ Тема: Классное сочинение по повести Л.Н. Толстого «Детство». Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева. ... Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу. Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она ...
Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.
Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.
Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.
Внешность главного персонажа
Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.
Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.
И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, — его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.
Противоречивые чувства
Какой Николенька в повести “Детство”?
Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.
Скорее всего, совестливость Иртеньева — это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.
Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.
Отношения с наставником
В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?
Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, — Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.
Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.
Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.
Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко «Дети ...
... Дети подземелья”. Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока. Ребята, дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру ... Васю и его отца разделила смерть Васиной матери. Вася и Валек ... по земле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле. 3. Беседа. Давайте обсудим образ главного героя повести: ...
Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!
Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.
Отношения с Иленькой
Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!
Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.
Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он — барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Тяжелые испытания
Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.
Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” — это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.
Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.
Характеристика главных героев повести В. Короленко «Дети подземелья»
... людей. Семья судьи Главный герой «Дети подземелья» — мальчик Вася 6 лет. От его лица ведется повествование истории. После смерти матери жизнь сильно изменилась. Отец перестал замечать сына, избегал с ... из подземелья. Часовня упала на кладбище, разрушив практически все могилки, кроме одной, куда приходили дети судьи. Там они читали, делились планами и мечтами. Сочинение о трагедии в повести Повесть не ...
Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.
Отношение к maman
Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.
Мать для Николеньки — самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.
Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.
И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.
Влияние образа Николеньки
Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство — это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.
Л. Н. Толстой. «детство», «отрочество», «Юность»
Цели: познакомить с трилогией, главным героем повести «Детство»; отметить детское неприятие пороков, желание исправиться самому; подчеркнуть влияние матери и ее сестры, научивших детей просто любить; обратить внимание на сочувствие чужому горю и сословное отношение к людям; отметить мастерство в описании внешности героев; помочь почувствовать сожаление героя об ушедшем детстве, его искренность в отношении к людям.
Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Рассказать (инсценировать) диалог для школьного радио: «Чем страшно самодовольное ничтожество»?
2. Чтение и рецензирование 2–3 сатирических сказок на сюжет из школьной жизни.
IV. Изучение новой темы.
1. Чтение материала учебника (с. 276) и беседа по вопросам.
- Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить. С. 276.)
- Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)
2. Слово учителя.
Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?
Тема детства в повести П Санаева Похороните меня за плинтусом
... жизни Сережи – поступления в гимназию. Детство кончилось. Выйдя в свет, «Детские ... Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник». Толстому первому принадлежит попытка ... Мальчик нежно-участливо привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и ... к числу господ и что тогда меня будут слушаться…» [1, 192]. ... С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, ...
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)
Итак, главный герой автобиографической повести – Николенька Иртеньев.
3. Чтение учителем главы из повести «Детство».
4. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.
– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)
– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)
– Как относилась матушка к слугам? («»Постойте на минутку, Мими», – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «»Наденьте, Карл Иванович», – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)
– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)
5. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 282–284.
6. Беседа по вопросам.
- Каков портрет отца? (С. 282.)
- Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться.
В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.
Вывод. отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах).
Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.
V. Подведение итогов урока.
- Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?
- Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?
Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «Классы»
Цели: учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Дома вы прочитали главу «Классы». Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)
2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?
Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (…)
На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (…)
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.
(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска… Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.
О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)
3. Беседа по вопросам.
- Коротко передать содержание главы.
- Почему Карл Иванович был не в духе? (С.
285. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)
- Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)
- Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)
- Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С.
286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)
III. Изучение новой главы повести – «Наталья Савишна».
1. Чтение учителем главы.
2. Беседа по вопросам.
– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)
- Почему была возвращена к своим господам? («…никто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания;
- она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)
- Почему отказалась от вольной? (С. 289–290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)
Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)
- О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)
Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик – «мой батюшка».
– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)
IV. Подведение итогов урока.
- Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?
- Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?
Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»
Цели: раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?
«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?
Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (…) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:
- Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.
В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».
В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение главы «Детство».