Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.
В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к раннему стихотворению Некрасова “Родина”. Воспоминания о детстве воскрешают в памяти автора “темный, темный сад”, “серый, старый дом”, который теперь “пуст и глух”. Предельно скуп и лаконичен язык, непривлекателен пейзаж, лишенный привычных идиллических настроений, которые обычно окрашивают воспоминания о детских годах. Но в некрасовской “Родине” “знакомые места” напоминают лишь об отвратительной помещичьей жизни, полной “бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”. Аллеи темного сада неразрывно связываются в памяти лирического героя с “болезненно-печальным” обликом горячо любимой матери, погубленной деспотом-отцом. Понятной становится последняя строфа стихотворения, где поэта не огорчают, а радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы.
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.
Гибель этого старого “дворянского гнезда” символизирует уничтожение всего того, что ненавистно поэту в крепостнической России — деспотизма, угнетения, рабства. Значит, пейзаж здесь еще более усугубляет мрачные картины современной поэту действительности, помогая с наибольшей силой выразить его отношение к ней. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта.
Н.А. Некрасов — народный поэт / Некрасов Николай Алексеевич
... день освобождения придет. Итак, творчество Некрасова с полным основанием можно назвать «народным». Он сделал поэтическое творчество более ... долю русского крестьянина — именно такую задачу поставил себе поэт. В результате на свет появились такие произведения, как ... «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день часу в шестом»). Некрасов сумел всесторонне отобразить русский крестьянский характер, ...
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении “Псовая охота”, тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения — изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет…
Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении “Несжатая полоса”. Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.
Природа у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе. В “Железной дороге” действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой “нет безобразья”, противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении “Рыцарь на час” осенняя природа радует глаз зеленеющей гладью, золотой долиной льнов, “величавым войском стогов”. Это новое настроение, связанное с появившейся надеждой поэта на коренные преобразования в жизни России, находит свое выражение в том, что впервые в некрасовской лирике появляется стихотворение, посвященное весне, — “Зеленый Шум”. В нем это самое радостное время года символизирует не только пробуждение и обновление природы, но и начало новой счастливой и свободной жизни.
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
В стихотворении “Дома -лучше!” с особой силой зазвучали патриотические мотивы, горячая любовь к родине, ее могучим лесам, бескрайним полям. Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» план-конспект по ...
... вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло ... Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы ...
Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга!… колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Сочинение природа родного края 7 класса
... ты та земля, Где вмещается вся Вселенная. Сочинение на тему: «Природа родного края» В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, ... прививать любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину. Оборудование: интерактивная доска, запись кюя Курмангазы «Сарыарка», толковые словари Ожегова. Жанр: рассказ. Стиль: художественный. Класс: 3. Тип ...
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.
Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга!… колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.
Русские женщины некрасова (7 класс)
... о декабристах и их женах все общество. Поэма Некрасов «Русские женщины» посвящена женам декабристов, в частности княгини Трубецкой. В начале поэмы княгиня показана в разговоре с отцом. Она любящая дочь: «Не плачу я, но нелегко с ...
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту выложить свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!
Жизнь человека и природы неразделима. И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы:
Мать-природа!
Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы,
Чтоб личность ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.
Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы. В ней нет экзотики, но она — часть жизни русского человека, часть его души.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.
Я думаю, всякий человек, живущий в РФ, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Некрасова не прельщает красота чужих земель.
В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы!
Поэтому он слагает песни не о «небесах чужой отчизны», а о своем родном уголке. Близкой каждому русскому человеку картиной осени открывается стихотворение Некрасова «Железная дорога»:
Природа в творчестве русских поэтов
... душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и ... завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те ... жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. ... которого он встретил в своей недавней поездке по родным местам. «Переменилась моя родная Сибирь, и все ...
Славная осень!
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…
В запечатленных Некрасовым картинах родной земли часто проглядывают политические настроения поэта. Известно, что он был ярым противником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян. Поэтому мы не удивляемся, что поэта радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы:
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной броня и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный жилье.
В этом пейзаже современной Некрасову РФ проворно передаются события того времени, приведшие к разрухе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорчает это, более того напротив. У нашего современника эта картина навряд ли может начать такое же чувство — уж слишком часто в разных уголках РФ мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.
Надо высказать, что Некрасов реально подчинил все свое творчество идее служения своей стране, народу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»).
Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит совместно со всем русским народом. А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом. Ну разве это не описание крестьянских страданий?
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет…
А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса»! Земля ждет своего хозяина, который изнурен непосильным трудом:
Поздняя осень.
Грачи улетели,
Лес обнаокился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Уже с юношеских лет Некрасов понял, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». И его сердце не уставало ненавидеть то, что не давало его родине существовать счастливо. Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
По тексту Некрасова. Город горит. Даже не город, а весь берег ...
... поэта стало стихотворение «Железная дорога». Читая стихотворения Некрасова мы можем прекрасно представить всю красоту и живописность русской природы. Позже традиции Некрасова ... и счастье. Пишем сочинение Пишем сочинение Слово о поэзии Н.А. Некрасова Мне не понравились стихотворения Некрасова, в них нет ... «Барина всё нету..барин всё не едет» «Не страшат тебя громы небесные , А земные ты держишь в руках». ...
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга!… колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/peyzajnaya-lirika-nekrasova/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Рассуждение по тексту Д. С. Лихачёва. Алексей Самарин.Экология.Очерк.Россия.Ростовская ...
... свой 6- город, свою природу, свое село, ... должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить ...
Играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой «нет безобразья», противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении «Рыцарь на час» …
Подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни. Некрасов выступил преемников и продолжателем традиций гражданственности поэзии, идущих от Пушкина и Лермонтова. Его «Муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль…
-.. (1801-1844): создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку. Прогрессивные деятели русской культуры популяризировали достижения первых представителей национальной интеллигенции кавказских горцев. Напечатанная в 1836 г. при содействии Пушкина в журнале «Современник» повесть черкеса Султан-Казы- …
Стихи его первого сборника. Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее места. Особенно ясно это видно на примере стихотворения “В дороге”, в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую…