Наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, « Мертвыми душами» Н.В.Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков русского романа.
Как всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский говорил, что они принадлежат « к вечно живущим движущимся явлениям… Каждая эпоха произносит о них свои суждения. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени» великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живой водой поэзии».
Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в гармоничное целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в тоже время глубок и непостижимо загадочен.
Одна из самых старейших исследователей Лермонтова Э.Г.Герштейн, подводя итог своим многолетним изысканиям, приходит к выводу: «Роман Лермонтова — самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге».
«Герой нашего времени» — это поистине художественный айсберг, одна восьмая которого находится на поверхности, а семь восьмых уходит в «подтекстовую» толщу многообразных социально-исторических, литературно- эстетических нравственно-духоных процессов. Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе «Герой нашего времени», как новое слово в поступательной художественном развитии человечества, оказал воздействие на развитие всей отечественной словесности. А.А.Блок о.
Образ главного героя
Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.
Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта
... "пессимистический", а в "Мцыри" - "гармонический вариант лирического героя". Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, ... могло не отразиться в поэзии Лермонтова). Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким ...
Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.
М.А. Врубель «Дуэль Печорина с Грушницким» 1890-1891
Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях.
Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.
Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.
Параграф №1: «Бэла».
Роман начинается повестью «Бэла». При всей своей кажущейся простоте эта повесть сложна
и композиционно, и по стилю. Традиционная романтическая тема здесь приобретает правдивый, реалистический характер.
В этой повести Максим Максимыч представлен не столько действующим лицом, сколько рассказчиком. Лермонтов ограничивается беглой и внешней его характеристикой. Все внимание читателя сосредоточено не на Максиме Максимыче, а на его рассказе, из которого возникает образ главного героя-Печорина.
Об образе Белинский говорил так: «Печорин-натура одаренная. Он не переоценивает себя, говоря: «… я чувствую в душе моей силы необъятные…». Печорин обладает острым аналитическим умом, позволяющий ему верно и глубоко судить о людях, о жизни. Он видит пороки окружающего его общества и относится к нему остро отрицательно. Он стоит значительно выше своей среды, для которой он, как и герой лермонтовских драм является «странным человеком» (так его называет княжна Мери).
Григорий печорин: характеристика и образ героя в романе м.ю. ...
... исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу ... глубокое знание человеческой души запечатлено на каждой странице произведения, и чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов. Сочинение Образ Печорина ...
Развившаяся у Печорина рефлексия, побуждающая его анализировать каждый свой поступок, судить себя, вызывает у него не только критическое отношение к другим, но и к самому себе. Это ставит его значительно выше Онегина, у которого самокритическое начало выражено крайне слабо».
Печорин от природы наделен «горячим сердцем» способным глубоко чувствовать и сильно переживать. С большой психологической правдой Лермонтов показывает происходящую в Печорине борьбу искреннего чувства, возникающего в своей души, и привычного для него безразличия, черствости. Отвечая на вопрос Максим Максимыча о Бэле, Печорин отвернулся и «принужденно» зевнул. Но за этим показным равнодушием он пытался скрыть подлинное волнение, «заставившее его чуть-чуть побледнеть».
Правда, рассказывая о Бэле и Печорине, Максим Максимыч попутно сообщает кое-что о себе, но эти сдержанные признания все же не выдвигают его на первый план. Например, такие строки: «Надо вам сказать, что у меня нет семейства, об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, — так теперь уж знаете, и не к лицу…Видел я наших губернских барышень, я раз-с и в Москве на Благородном собрании, лет двадцать тому назад…»
Типичность Максима Максимыча совсем иного порядка, чем типичность Печорина. Он из тех армейских офицеров, которые несли на себе всю тяжесть длительной кавказкой войны. По определению Белинского, этот тип « старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как и сами кавказские горы. Манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце. Этот тип чисто русский.
Максим Максимыч-чрезвычайно емкий художественный образ. Он необыкновенный человек, ему присуще неподдельное участие в судьбах окружающих его людей. Он наделен даром сочувствия и сопереживания, в нем нет ни тени эгоизма. Недаром время от времени истолкователи лермонтовского романа, сопоставляя Печорина и Максима Максимыча, делали заключение о том, что с наибольшей полнотой авторский идеал человек выражен не в раздвоенно-протеворечивом Печорине, а в цельной и глубоко человеческой натуре Максима Максимыча.
В его образе как бы персонофецирована «способность русского человека применяться к обычаям тех народов, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает его неимоверную гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения». Доброе сердце этого пожившего человека в его «детскости» горя после смерти Бэлы, «детскости» обиды от невнимания Печорина. Ему несвойственна ненависть к людям; даже упрек Печорину, погубившему Бэлу своим неосторожным выстрелом в Казбича, сделал в стариковско-добродушной манере: «…уж эта молодость! Вечно некстати горячится…»
Душевная же чистота Максима Максимыча в способности к раскаянию: топнув ногой он произнес «Никогда себе не прощу — черт меня дернул» передать Печорину разговор Азамата с Казбичем про Бэлу.
Но так ли цельна и глубоко человечна натура Максима Максимыча? Ведь тот же Белинский, так высоко ценивший его и как художественный образ, и как характер, обращал внимание и на другую его сторону — ограниченность в умственном кругозоре, инертность, потриархальность его воззрений. В отличае от Печорина Максим Максимыч почти полностью лишен личностного самосознания, критического отношения к существующей действительности, он пассивно приемлет ее такой как она есть, не рассуждая выполняет свой долг.
Печорин страдающий эгоист
... каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство. Почему печорин эгоист поневоле кратко. Сочинение “Страдающий эгоист Печорин” » стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в ... жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на ...
Характер Максима Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на первый взгляд, и он неосознанно драматичен в своей внутренней раздвоенности. С одной стороны, этот образ-воплощение лучших национальных качеств русского народа, его человеческих сущностных сил, а с другой — его исторической ограниченности на определенном этапе развития, костной силы вековых традиций и привычек, невольно служивших опорой для самодержавно-деспотической власти.
Авторы многих работ усердно отмечали различия в мировосприятии, жизненном поведении штабс-капитана и Печорина. Однако многое и сближает этих разных людей. Не случайно для Максима Максимыча Печорин славный малый, хотя он частенько казался ему странноватым. Для Печорина же штабс-капитан единственный человек в его окружении на Кавказе, которому он рассказал о причинах своей тоски, мечтаний, поисков достойной жизни. Печорин ценил жизненный образ Максима Максимыча.
По мнению литературоведа Д.Максимова, этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее красоты и, величая, сближает также, на наш взгляд, непосредственность в общении, доброе отношение к людям, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему.
Параграф №2: «Максим Максимыч».
В повести «Максим Максимыч» единственный раз автор романа сталкивается с Печориным лицом к лицу. Появлению Печорина предшествует описание его щегольской коляски и избалованного столичного лакея. Надменность слуги резко контрастирует с нескрываемой радостью Максим Максимыча, с его нетерпением поскорее увидеть Печорина.
Прежде чем приступить к характеристике Печорина, Лермонтов особо предупреждает читателя «теперь я должен нарисовать его портрет.
Он был среднего роста; строгий, стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,…; его запачканные перчатки казались нарочно сшиты по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, я был удивлен худобой его бледных пальцев…Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у лошади… глазах я должен рассказать отдельно!.. Они не смеялись. Когда он смеялся!…Это признак или злого нрава, или постоянной грусти; взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.
Такое внешне точное и вместе с тем психологически проникновенное воссоздание действующего лица, является подлинным открытием в истории литературы. Достаточно сравнить этот портрет с любым портретом в прозе Пушкина, чтобы убедиться, что Лермонтов пошел по пути дальней шей детализации, дальнейшего более углубленного психологического анализа внешнего облика и внутреннего содержания своего героя. Он подбирает в определенной последовательности внешние детали и сразу же истолковывает их в физиологическом, социологическом и психологическом.
Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова ...
... Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери. 4. Бэла После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на ... раз Печорин поступал подобным образом с теми, кому он был дорог. Он безжалостно перешагивал через их чувства и растаптывал их любовь. Любовь и женщины в жизни Печорина Григорий Печорин — молодой и ...
Добролюбов, говоря о Печорине как о человеке, сказал: «Печорин — действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет владеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что ему встречается на дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье, он не знает куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди-невежды; а слава-удача; военные опасности ему тоже скоро наскучили, потому что она не видела смысла, и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему; он в ней не находит удовлетворения своим порывам. Но что это за порывы? Куда влекут они? Отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности».
Противоречивые суждения о Печорине высказал и Николай Васильевич Щелгунов в статье «Русские идеалы, герои и типы». «В чем же слабость всех наших поэтов и романистов, как не в том, что не умели мыслить, не имели решительно ни какого понятия о страданиях человеческих и о средствах против общественных зол. Оттого их героями являлись не общественные деятели, а великосветские болтуны, и, ведущие чересчур салонную жизнь, они называли «героями нашего времени» тех, кого правильнее было бы назвать «салонными героями». Это была литературная клевета писателей, неспособных понимать жизнь и общественные стремления нового поколения.
Однако, несмотря на отрицательную оценку Печорина, Щелгунов разглядел в герое Лермонтова отличительные черты русского национального характера – силу, смелость и твердость духа: «В Печорине мы встречаем тип силы, но силы искалеченной, направленной на пустую борьбу, израсходавшейся по мелочам на дела недостойные….
…Печорина не запугать ничем, его не остановишь ни какими препятствиями; потом у него, правда, женская и аристократическая рука, но он, этой аристократической рукой наносит смерть не хуже дикаря».
Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия, вот почему роман Лермонтова делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливает к первой. В руки читателя попадает журнал Печорина, в котором он рассказывает о себе в предельной искренней исповеди.
А).
«Тамань».
«Журнал Печорина» открывает небольшая повесть «Тамань». Как писала В.И.Мануйлова: «Тамань — остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге.
Я считаю, что «Тамань» — своего рода столкновение двух стихий романа: реализма и романтизма. Но все в итоге объясняется самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным (да и читателями) несколько романтически и подлинно поэтически. Это не удивительно. Например, Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадочной бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в этот непонятный для него мир контрабандистов, как камень, брошенный на гладкий источник».
Как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
... характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери А какую оценку поставите вы? На этой странице искали: как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким княжна мери характеристика печорина Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери печорин и грушницкий взаимоотношения Печорин и Грушницкий сочинение ...
Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка-контрабадистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя-офицера.
Белинский высоко ценил «Тамань»: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта строкой; она вся в форме; если выписать, то должно выписать всю от слова до слова; перессказывание ее даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели».
Б).
«Княжна Мери».
Вторая повесть, входящая в состав «Журнала Печорина», «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», намеченную еще Пушкиным в известных строфах «Путешествия Онегина» («Уж пустыни сторож вечный…»);
— Система образов в «Княжне Мери» глубоко продумана и уравновешена. В первых же записях Печорина от 11и 13 мая мы узнаем о Грушницком и Мери, о Вере и Вернере. Сразу же намечен круг основных персонажей, дана их полная жизненная позиция. По одну сторону от Печорина – Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрывается в основном внешняя сторона его жизни. По другую сторону – Вернер и Вера, из отношений, с которыми мы узнаем о подлинном Печорине, лучшей части его души.
Грушницкий – один из самых реалистичных объектированных образов. В нем отображен тип романтика не по внутреннему своему складу, а по следованию за модой. Этот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в романтические Необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Его замкнутость на самом себе подчеркнута органической непосредственностью к подлинному духовному общению, к «неформальному диалогу»: «Он отвечает на ваши возражения, но он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая на самом деле есть только продолжение его собственной речи».
Иной тип представляет Вернер. Он из разряда «странных людей». Е.Михайлова справедливо заметила: «Характерно, что обычному трафаретному светскому «обществу» Печорин предпочитает «странных людей». Единственным своим приятелем он избрал доктора Вернера, который подобно Печорину, поражает «странным сплетением противоположных наклонностей». ( Михайлова Е. Проза Лермонтова)
Вернер – человек, по мнению Печорина «замечательный по многим причинам» И дальше Печорин дает развернутую характеристику человека, в котором писатель запечатлел тип русского интеллигента, скорее всего разночинца, материалиста, и демократа по своим убеждениям, человека богатой и сложной душевной жизни, сотканного, как и Печорин, из противоречий – в облике, внешних проявлениях и внутренних качествах. Вынужденный жить и служить в превелигерованной среде, он внутренне близок к простым людям. Он насмешлив и нередко исподтишка насмехается над своими богатыми сановными пациентами, но Печорин видел, как «Он плакал над умирающим солдатом». От его злых эпиграмм не один из самодовольных и сытых «добряков» прослыл «пошлым дураком». В то же время, все «истинно порядочные люди, служившие на Кавказе» были его приятелями. И в них современники угадывали ссыльных декабристов.
Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
... Данная статья поможет написать сочинение на тему «Печорин и Вернер», дать сравнительную характеристику этим персонажам, описать их отношения и сделать выводы. Сочинение Характеристика Вернера Одно из моих самых любимых ... может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и ...
Подчеркивая внешнюю неказистость Вернера, Печорин особо выделял в его «неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».
Грушницкий и Вернер – это две существующие в жизни ипостаси характера Печорина. Первый – утрированное изображение чисто внешних печоринских черт, второй воспроизводит немало из его внутренних качеств. В смысле Грушницкий контрастирует с непривлекательной внешностью Вернера, «Уродливо себялюбивой душе» Грушницкого противостоит обаяние «красоты душевной» Вернера: в душе первого «ни на грош» поэзии, другой поэт «на деле»; Грушницкий – ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства и тд. Между тем простая арифметическая сумма качеств одного и другого не может дать характера, подобного Печорину. Он на много сложнее и значительнее их, вместе взятых, хотя порою и «впадает в Грушницкого» и действительно близок Вернеру.
Лермонтову удались и женские образы: жертвенно любящей, жаждущей счастья, но глубоко страдающей Веры и умной, благородной, нравственной и чистой Мери.
Мери – светская девушка, не лишенная духовных запросов, настроенная несколько романтически. В ее романтизме много наивно-незрелого и внешнего. Однако есть в этом романтизме и положительное звено – стремление к иной, более содержательной жизни. Особую многозначительность приобретает фраза Вернера, о московских барышнях, которые, призрев пустое кокетничанье «пустились в ученье». Мери «знает алгебру, читает по-английски Байрона.
Жертвой прихоти Печорина становится не бездумная кокетка, а существо юное, с порывами к идеальному не только в книжно-романтическом смысле; лично поэтому, Мери вызывает такое сочувствие читателя. Пожалуй, наиболее вероятно, что Мери, не появись на ее жизненном пути Печорин, благополучно пережила свой поэтический возраст и, скорее всего, превратилась в заурядную светскую даму. Своеобразную действенную сущность образа Мери отмечал Белинский: «В ее направлении есть нечто общее с Грушницким, хотя она несравненно выше него».
Образ Веры в какой-то мере проливает свет на возможные варианты судьбы Мери. Вера, очевидно, прошла тот же душевный «искус» приобщения ее Печориным миру дотоле неведомых духовно-нравственных ценностей и примеров, несовместимых с условной и во многом искусственной светской жизнью и моралью.
Романтическая основа судьбы Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в душе чувства любви. Это нельзя сказать о Вере. Изнутри она остается нераскрытой. Ее всепоглощающая любовь к Печорину дана в готовом виде, возникновение и развитие этой любви можно только гадательно предполагать (что, и было в данном сделано).
Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова
... Вернер и Вулич. Грушницкий, Доктор Вернер, Поручик Вулич Другие сочинения: ← Водяное общество в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовГлавные герои поэмы Песня про купца Калашникова → Отрицательные черты Но главным минусом Печорина ...
Это наиболее объектированный, лирического плана образ, представляющий собой как бы синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией. В образе Веры, по словам Белинского «особенно отразилась субъективность взгляда автора. Но и он лишен какой-либо романтической ходульности и выспренности, и поэтому не выпадает из общего жизнедостоверного повествования о судьбе «странного человека», как Печорин.
Говоря о «Княжне Мери» нельзя не сказать о Печорине. Здесь Лермонтова интересует в первую очередь преломление различного отношения Печорина к любви, как сильнейшему человеческому чувству, его отношения с Мери – доведенная до своего крайнего по-печорински последовательного выражения «светская наука страсти нежной, утонченная и жестокая игра в любовь, поединок, в котором побеждает наименее поддающейся искренним порывам человеческого сердца. Здесь сказывается вся мера светской испорченности Печорина, хотя тут же проявляется и другая, более глубокая сторона его личности – способность искренне увлекаться малейшими проблесками в человеке красоты внутренней, душевной. Вспомним его не раз обращенные к себе вопросы: «Уж не влюбился ли я, в самом деле? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что это можно от меня ожидать?».
«Загадка характера Печорина»
И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов отразили в своих произведениях возникшее в обществе несоответствие: мода на романтизм сочеталась в конце двадцатых, в тридцатых и начале сороковых годов с прагматическим взглядом людей на мир. Алексей Берестов в «Барышне-крестьянке» А. С. Пушкина (1829) специально для уездных барышень напускает на себя вид романтического, разочарованного героя, а в общении с дворовыми девушками и крестьянками обнаруживает простой и весёлый нрав. Однако душа героя всё-таки пронизана ещё идеалами и мечтами, иначе не пришла бы ему в голову идея дать образование крепостной, «поднять её до себя». Художник Пискарёв из «Невского проспекта» Н. В. Гоголя (1833−1834), несомненно, романтическая натура, столкновение с грубой реальностью погубило его, но другой персонаж той же повести, поручик Пирогов, гораздо более приспособлен ко всяким коллизиям жизни и не готов бороться ни за какие идеалы. Пирогов, преследуя красавицу, попадает в дом Шиллера, но это был «…не тот Шиллер, который написал „Вильгельма Телля“ и „Историю Тридцатилетней войны“, но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице». «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — реалистическое произведение. Однако можно ли назвать Печорина реалистическим героем? Это, скорее, романтик, изображённый реалистически. Интереснее всего, в какие «взаимоотношения» вступают автор и его реалистический роман. Писателю Лермонтову нравится герой, он ему сочувствует как самому себе. Автор, выступающий в роли повествователя, даже «рад» смерти Печорина, поскольку теперь можно опубликовать интересные «записки» Григория Александровича. Кроме того, Печорин сам говорит о своих проблемах и страданиях, но дела его обличают его, и читатель вынужден в итоге разбираться самостоятельно, «положителен» ли «герой нашего времени». Два вопроса нужно решить, говоря о Печорине: романтик он или прагматик и можно ли считать его положительным героем. Печорина можно узнать лучше только во взаимодействии с другими персонажами. Во второй главе журнала Печорина («Княжна Мери») запись от 13 мая начинается так: Нынче поутру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец». Это первое упоминание о докторе Вернере в журнале Печорина. Романтично: русский с немецкой фамилией, «ничего удивительного», но есть какая-то тайна, загадка. Кроме того, «он скептик и матерьялист…» («…как все почти медики», — отмечает проницательный Григорий Александрович).
Мое отношение к Печорину (9 класс из Героя нашего времени)
... жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он. В «Журнале» Печорин излагает своеобразную исповедь, рассказывает историю своей ... Печорину В своем произведении Лермонтов называет Печорина героем своего времени. Он говорит о том, что это собирательный образ, портрет, который автор не раз наблюдал в жизни. ... Мое отношение к герою относительно этих качеств ...
Вернер насмехался над своими больными исподтишка, но плакал над умирающим солдатом, мечтал о миллионах, но для денег не сделал бы лишнего шага, считал, что быть великодушным с врагом честнее, чем делать одолжение другу… Романтический характер. Романтическая внешность: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии…» И одна нога короче другой, как у Байрона, и голова с заметными неровностями черепа, постриженная под гребёнку, кажется огромной по сравнению с худым и слабым туловищем. Чёрная одежда, маленькие чёрные глаза… И прозвище Мефистофель. Служит на Кавказе. Из-за злого языка потерял почти всех своих больных, которых настроили против него обиженные коллеги… Конечно, с такой необычной романтической личностью, противопоставившей себя всему свету, не мог не подружиться Печорин, у которого «врождённая страсть противоречить», который любит романтические приключения и романтические наряды (вспомним, как он напугал княжну Мери и её спутников, появившись перед ними в черкесском костюме), которому нравится вторгаться в чужие тайны и судить о людях свысока. Образ доктора играет важную роль в сюжете повести: Вернер предсказывает столкновение Печорина с Грушницким, сообщает Григорию Александровичу о приезде Веры, предупреждает друга о заговоре против него. Печорин «выводит на чистую воду» Грушницкого, носившего солдатскую шинель. Ведь Грушницкий — просто юнкер, а не офицер, «романтично» разжалованный в солдаты за поединок. И Вернер с иронией говорит Грушницкому: «…солдатская шинель к вам очень идёт, и признайтесь, что армейский пехотный мундир, сшитый здесь, на водах, не придаст вам ничего интересного… Видите ли, вы до сих пор были исключением, а теперь подойдёте под общее правило». В своеобразной «любви» к врагам Печорин и Вернер близки, «приятели» понимают друг друга, но в отношении к женщинам, к жизни и смерти уже видна значительная разница. Печорин говорит о княжне Мери как о породистой лошади, а Вернер сравнивает женщин с заколдованным лесом; Печорин «холоден» к жизни, и Вернер настаивает на своём равнодушном к ней отношении (вспомним, какой речью о «гастрономической» пользе музыки разразился Вернер в ответ на слова Печорина, уличившего доктора в «прозаических» вкусах).
Доктор убеждён, что рано или поздно, «в одно прекрасное утро» умрёт, а Печорин «богаче» его, он утверждает, что, кроме того, «в один прегадкий вечер имел несчастие родиться», отрицая таким образом всю свою жизнь, считая её не даром, а наказанием. Что же прервало дружбу Печорина и Вернера? Они так уважали друг друга, были близки по убеждениям… Состоялась дуэль, на которой Григорий Александрович убил врага и потерял друга. Всем известны слова Печорина: «Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя тягость ответственности…» Печорин считает Вернера виноватым в том, что дружеские отношения разорваны, к тому же обвиняет доктора в нежелании «взять на себя тягость ответственности». Для Григория Александровича (как, видимо, и для самого Лермонтова) любая дуэль — убийство или попытка убийства, но герой романа сознательно идёт на такой поступок (на дуэль — на убийство).
Вернер, напротив, остаётся в рамках традиционной этики (уже тогда несколько устаревшей), думая, что «правильная» дуэль — благородный способ наказать обидчика, решить спор. Нетрудно понять: доктор Вернер до последнего момента думает, что участвует в «деле чести», наказывает обманщиков, и вдруг видит: его вовлекли в «бесчестное убийство» (термин того времени).
Тут и видна разница между Вернером и Печориным. Вернер — врач, и как врач и прирождённый психолог, проницателен; Григорий же Александрович своё «знание людей» основывает на понимании их слабостей, дурных наклонностей и недостатков. Весь «демонизм» и «байронизм» Вернера сродни романтической игре Алексея Берестова из пушкинской «Барышни-крестьянки», а Печорин, словно сам он и есть «нечистый дух», разрушает чужие планы, чужие судьбы… и даже жизни. Вернер и Грушницкий, каждый в меру своих способностей, «играют» в романтиков, но останавливаются у определённой черты, переступить которую суждено лишь Печорину, поэтому Григорий Александрович — «герой нашего времени», а Вернер и Грушницкий — «двойники» Печорина, оттеняющие определённые черты его характера, иногда даже невольно пародирующие их. Дружба с Вернером разрушена. Однако в этом никто не виноват, просто Вернер только кажется единомышленником Печорина, а на самом деле копирует внешние признаки романтического героя, внутренне оставаясь обычным (хоть и неплохим) человеком. Максим Максимыч подчёркивает противоречивость характера Печорина. Автор находит подтверждение такому мнению о герое в его внешности. Вера принимает Григория Александровича со всеми его недостатками и пороками, и это вызывает уважение Печорина, уверяет его в уме и проницательности героини. Княжне Мери Печорин жалуется на то, что порочным его сделали обстоятельства жизни, сформировало неправильное воспитание. Виссарион Григорьевич Белинский видит в Печорине натуру деятельную, человека, пытающегося «занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели». Белинский противопоставляет Печорина современному прагматичному, холодному, разуверившемуся во всём светскому обществу, поэтому так высоко ценит духовную свободу героя. Именно Белинский характеризует состояние Печорина как «рефлексию», то есть деятельность, постоянно подвергающуюся внутренней оценке. Белинский пишет: «…в состоянии рефлексии человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии: как только зародится в человеке чувство, намерение, действие, тотчас какой-то скрытый в нем самом враг уже подсматривает зародыш, анализирует его, исследует, верна ли, истинна ли эта мысль, действительно ли чувство, законно ли намерение, и какая их цель, и к чему они ведут, — и благоуханный цвет чувства блекнет, не распустившись, мысль дробится в бесконечность, как солнечный луч в граненом хрустале; рука, подъятая для действия, как внезапно окаменелая, останавливается на взмахе и не ударяет…» Советское литературоведение, пользуясь рассуждениями В. Г. Белинского, стремилось доказать, что Печорин — герой положительный. Зачем это было нужно? Чтобы ещё раз подтвердить: общество в дореволюционной России прогнило насквозь, Григорий Александрович — активный человек, которому не давали «развернуться» в борьбе за идеалы, за справедливость, поэтому герой стал обманывать женщин и участвовать в сомнительных делах. Вопрос о том, кому же в этой жизни «общество» по доброй воле «даёт развернуться в борьбе за идеалы» не должен был никому приходить в голову. Сложно понять, какую нравственную оценку своему герою даёт М. Ю. Лермонтов. Возможность различных трактовок поступков героя заложена в самом романе. Однако следует отметить несоответствие хронологии произведения последовательности событий, происходивших с героем. В этом заложена интрига разоблачения Печорина. Перед читателем постепенно раскрываются все грани характера героя времени. Женские образы — от Бэлы до Насти, дочери урядника, — позволяют увидеть все свойства этой холодной натуры. В романе развенчиваются идеи и идеалы прошлого. Романтическим образам «дев»-«ундин», «горянок» и юных «княжон» приходят на смену трагичный образ женщины со сломанной судьбой и образ простушки, не думающей о завтрашнем дне. Море — романтический символ свободы, а главному герою, как оказалось, чужда эта стихия. Он и плавать не умеет. Дуэль становится убийством, подвиг — результатом «эксперимента»: Печорин, задержавший казака-убийцу, просто хотел проверить себя, испытать судьбу. То есть можно предположить, что автор стремился показать современникам, каковы они стали на самом деле, что потеряли и чего уже больше никогда не сумеют приобрести. И явно не желание польстить своему поколению двигало М. Ю. Лермонтовым. Что нас делает такими, каковы мы есть? Воспитание? Разочарование? Судьба? Случай? Почему герой сеет зло вокруг себя? Потому что оно внутри него. А внешние обстоятельства лишь подталкивают Печорина на тот путь, по которому он готов идти. Романтический ли герой Печорин? Видимо, он последний настоящий романтик, и ему нет места в мире реальности, где всё происходит не совсем так, как можно себе вообразить, где у всех есть свои планы и желания, и где никому не хочется преклоняться перед человеком, всего лишь чувствующим в себе «силы необъятные». Печорин видит себя овладевающим чужой душой, и это приносит ему наслаждение, мечта о господстве над человеком, пусть всего лишь слабой женщиной, лелеет его душу. «Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие», — рассуждает Печорин. Как романтический герой, Печорин вне осуждения, поскольку его личность приобретает демонические черты, но это противоречит сущности реалистического произведения, предполагающей типизацию, наличие бытовых деталей, психологизм, — отсюда и загадка героя, невозможность оценить личность Печорина однозначно.
В).
«Фаталист».
Роман заканчивается повестью «Фаталист». Главным действующим лицом является Вулич.
Портрет Вулича перекликается с вычеркнутыми в черновике «Максим Макимыч» рассуждениями о человеческом характере: «Наружность попутчика Вулича отвечала вполне его характеру». И тот час убеждаемся, что он и в правду не боролся с природными склонностями, он был их пленником: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все и обыкновенно проигрывал, но постоянные неудачи только разжигали его упрямство».
Этот офицер принадлежал к тому же поколению, что и Печорин, то есть к «жалким» наследникам героических времен, «скитающихся по земле» существам, лишенным веры и цели в жизни (о них, размышляет Печорин на ночной улице казачьей станицы).
Но Вулич не жалуется ни на «жар души, растраченный в пустыне», ни на потерю «постоянства воли».Он довольствовался тем, что бездельно дразнил и испытывал судьбу « не сомневаясь в ее власти над человеком».
Печорин и Грушницкий
Печорин встречается с Грущницким в Пятигорске. Они являются давними приятелями, но настоящей дружбы между ними нет и быть не может. На фоне приятельских отношений между ними разгорается настоящая борьба, последствием которой стала смерть. Если Грушницкий любит поговорить, рисуется перед окружающими, считает себя трагичным персонажем романа, то Печорин – полная его противоположность. Он немногословен и больше любит слушать, анализируя речь собеседника, думает только о себе, четко знает как можно тонко воздействовать на окружающих и завоевать сердце дамы. Ни Грушницкий, ни Печорин не представляют собой положительных образов, но злая шутка одного обернулась смертью для другого.
Проблематика «Грозы» Островского – описание проблем для сочинения по теме