Положительные и отрицательные качества Печорина по главам
В первой главе
Вскоре Бела надоедает, он бросает девушку. Даже в конце истории Григорий не чувствует своей вины после смерти несчастной, которую убивает разъяренный Казбич.
Во второй главе, В третьей главе, В четвертой главе
Григорий холоден ко всем, кроме Веры, с которой у них завязывается яркий роман. Супруг узнает о тайных встречах своей жены и увозит ее из города. Это событие рвет сердце героя на части, и он едет за ней, но оказывается уже слишком поздно.
Несмотря на жестокость и циничность, ему свойственны положительные черты. Даже его сердце постигла любовь. В этом эпизоде он раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша не был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильное чувство.
В заключительной главе
Противоречивость характера героя четко прослеживается в произведении, она возникла от борьбы чувств и разума, наиболее ярко это проявилось в период зарождения любви. Сам Печорин глупость своих поступков объясняет бесцельностью своей жизни.
Почему Печорин – «герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Лермонтовым в 30-х годах XIX века. Это было время николаевской реакции, наступившей после разгона восстания декабристов в 1825 году. Многие молодые, образованные люди не видели тогда цели в жизни, не знали, к чему приложить свои силы, как послужить на благо людям и Отечеству. Потому и возникали такие неприкаянные характеры, как Григорий Александрович Печорин. Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» – это, по сути, характеристика всего современного автору поколения. Скука – вот его характерная черта. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Михаил Лермонтов в предисловии. «Неужели тамошняя молодёжь вся такова?» – задаётся вопросом один из персонажей романа Максим Максимыч, близко знавший Печорина. И автор, выступающий в произведении в роли путешественника, отвечает ему, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».
Можно сказать, что все поступки Печорина мотивированы скукой. В этом мы начинаем убеждаться практически с первых строк романа. Нужно отметить, что композиционно он выстроен таким образом, чтобы читатель мог как можно лучше разглядеть все черты характера героя, с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, точнее, её здесь нет вовсе. Из жизни Печорина выхвачены куски, которые связаны между собой только логикой его образа.
Окружения печорина называют его странным. :»почему Печорина считали странным?»
... находит подходящего себе окружения. Это герой-одиночка. Автор дает характеристику Печорину устами второстепенных героев-рассказчиков, его современников. Все эти люди воспринимают Григория Александровича и судят о нем ... характеризует сам себя Печорин? Он признается, что не умеет плавать и имеет предубеждение против увечных людей — его пугает «странное отношение между наружностью человека и его душою: ...
Противоречивость Печорина
Григорий Печорин в романе представляется как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается некой трагедией, либо же становится причиной летального исхода. Большинство таких ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не планирует никого убивать или привносить непоправимые последствия в жизнь тех или иных людей, трагизм происходит случайным незапланированным образом, вследствие противоречивого восприятия персонажами действительности, некой доли непонимания сути происходящего.
Положительные качества Печорина
В начале кажется, что позиций на этот счет должно быть значительно меньше, так как вреда он Печорина больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.
В первую очередь, в глаза бросается образованность и ум персонажа. Печорин получил хорошее образование, но только этот факт не делает его умным – он любознателен по своей природе, поэтому его знание никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, постигнуть суть.
Григорий умеет подать себя в обществе – он обладает даром заинтересовать собеседника даже самой обыденной темой, обладает хорошим чувством юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.
Печорин обладает не только знаниями о предмете разных наук, он также хорошо ознакомлен с правилами этикета и успешно применяет эти знания на практике – он всегда вежлив и учтив.
Нельзя не занести в положительные качества его особое внимание к своему гардеробу и состоянию костюма – он всегда выглядит опрятно и элегантно.
Характеристика Печорина
Поступки
Впервые мы узнаём об этом человеке от Максим Максимыча, служившего вместе с ним в кавказской крепости. Он рассказывает историю о Бэле. Печорин ради развлечения подговорил её брата выкрасть девушку – красивую юную черкешенку. Пока Бэла холодна с ним – она ему интересна. Но как только он добивается её любви – тут же охладевает. Печорину всё равно, что из-за его прихоти трагическим образом рушатся судьбы. Убивают отца Бэлы, а потом и её саму. Где-то в глубине души ему жаль эту девочку, любое воспоминание о ней вызывает у него горечь, но он не раскаивается в своём поступке. Ещё до её смерти он признается приятелю: «Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно…». Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни. Этот психологический эксперимент, как и все предыдущие, счастья и удовлетворения жизнью ему не принёс, а оставил одно разочарование.
Трагедия печорина, ее сущность и причины — (9 класс)
... Печорина нужно лучше узнать самого героя. Сначала о Григории Александровиче Печорине рассказывает старый капитан Максим Максимыч. ... от 13.11.2013). Получить доступ Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» по роману Лермонтова Роман ... выбор собственного «Я» и то, каким оно будет, остается за самим человеком ... нет ничего, ради чего стоило бы быть нравственными людьми. Как личность Печорин наделен ...
Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.
Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).
О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину. Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.
Внешность
Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30. Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин. Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.
Черты характера
Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу. Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.
Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости. В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё. Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего». На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.
Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова
... сочинения на тему «Положительные и отрицательные качества Печорина». Печорин Образ Григория Александровича Печорина в какой-то степени олицетворяет самого Лермонтова, ... неизгладимой трагедией, которую и хотел показать автор. Положительные черты Читатель знакомится с Печориным на основе рассказа ... дает резко отрицательной характеристики персонажу. Из первой главы читатель видит в Печорине целостную ...
Отношение к любви
О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть. Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным. Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.
Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт. Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре. Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.
Отношение к смерти
Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу. Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.
Положительные и отрицательные черты Печорина какие по главам, таблица?
Положительные и отрицательные черты Печорина?
положительные и отрицательные черты Печорина таблица по главам?
Положительные и отрицательные черты Печорина таблица?
Положительные и отрицательные черты Печорина в главе Максим Максимыч?
Положительные и отрицательные черты Печорина в главе Тамань?
Положительные и отрицательные черты Печорина в главе Фаталист?
Положительные и отрицательные черты Печорина сочинение?
Положительные и отрицательные черты Печорина в главе Бэла?
Положительные и отрицательные черты Печорина в главе Княжна Мери?
Положительные и отрицательные стороны Печорина?
Положительные и отрицательные стороны Печорина таблица?
Положительные и отрицательные стороны Печорина по главам в главе Княжна Мери, Тамань, Фаталист, Бэла с цитатами?
Несмотря на обещанный автором сложный и большей частью отрицательный тип Печорина, сотканный из всех пороков во всём их развитии, я вижу героя вполне средним и обычным служащим, не лишенным настоящих мужских качеств, по крайней мере для нашего времени.
Печорин страдающий эгоист
... чему приводит уродующее личность общественное устройство. Почему печорин эгоист поневоле кратко. Сочинение “Страдающий эгоист Печорин” » стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в ... не простят. Печорин – неоднозначная личность Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не ...
Отрицательные стороны героя уместны лишь для той эпохи, когда люди характерный уход от чести принимали за явное зло, потому как не видели ещё бо́льших бед.
Единственное, что заставило обратить внимание на явное отрицательное значение героя, это тот факт, что с кем бы Печорин не имел отношений, всех он в конечном итоге делал несчастными — Вера была измучена ревностью, княжну Мери довёл до расслабления нервов, княгиня Лиговская разочарована Петербургским офицером, Бэла долго мучилась и умерла от смертельной раны, Максим Максимыч был не просто расстроен, он был ошарашен холодностью и высокомерностью бывшего друга, Грушницкий испытал много отрицательных эмоций к бывшему приятелю — Печорину и был им убит, доктор Вернер в конечном счёте отвернулся от Печорина.
Сам Григорий Александрович сохранял холодный и расчётливый ум в таких ситуациях, которые бы вывели из равновесия многих людей.
Хитрость и притворство Печорина дополняли внутренний портрет достоинств и выступали также в роли благородных качеств.
Так например он спас судьбу Мери от такого ничтожества как Грушницкий.
Обеспеченный офицер не был испорчен своим богатством, испытывая скуку и разочарование от жизни, он путешествовал, испытывал себя на разных поприщах, не отступая перед неизвестностью.
Бэла. Будучи по службе в Чечне на Кавказе, оказавшись среди диких головорезов, Печорин не просто тихо отслужил и убрался восвояси. Смелость Печорина проявилась в такой враждебной среде разбойников. Он не пренебрегал охотой, даже больше, восстанавливал через охоту силы. Он вмешивался и изучал жизнь чуждого народа, и заигрывал с разбойниками по-разбойничьи.
Светский офицер дразнил их как мальчишка, сохраняя при этом свой человеческий вид.
Военные любят и пользуются проявлениями власти в том или ином виде, но Печорин смог любовь к власти направить в изощрённую форму, и заполучить доверие единственной понравившейся черкешенки.
Раз он так хитро подкрался к похищению в кругах дикого народа, значит чувствовал над ним своё превосходство.
По обыкновению, Печорин выдавал романтичное увлечение и завоевание женщин за желание спасти их связи от мелких и недостойных претендентов.
Тамань. Ко множественным достоинствам Печорин вдобавок оказывается вынослив. Даже после проведения трёх бессонных ночей — играет его беспокойное, живое воображение; таинственное манит и влечёт за собой. Он среди ночи идёт за слепым, пристально наблюдает, вглядывается в темноту. Печорин оказывается настолько свободен и независим внутри, что пытается докопаться и разгадать всё непонятное, что встречает на своём пути. Его ничего не удерживает, и может виной этой свободы, рождённое любопытство доводит героя до неприятностей.
Моё отношение к Печорину
Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни. Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.
Печорин — герой своего времени
... человек чувствует себя ненужным и неудовлетворённым. Общество сделало его изгоем, отказавшись принять и понять нравственные взгляды. Сочинения «Печорин — герой нашего времени» ... Григория Печорина и Евгения Онегина, принадлежащего перу Пушкина, отмечено читателями в разных поколениях. Оба неимоверно скучали, ... через все главы романа. Печорин не нашёл себе места в жизни Его знаменитый пылкий монолог ...
Тест по произведению
Печорин — светский молодой человек, офицер, сосланный на Кавказ после «нашумевшей в Петербурге истории». Из рассказа о своей жизни, которым Печорин поделился с Максимом Максимычем, мы узнаем, что Печорин, как только вышел из опеки «родных», стал наслаждаться «бешеными удовольствиями», которые скоро ему «опротивели». Потом он «пустился в большой свет», но и светское общество скоро ему надоело. Не удовлетворяла его и любовь светских красавиц. Он учился, читал — но наука полностью не раскрывала его. Ему стало скучно. Когда его перевели на Кавказ, он думал, что «скука не живет под чеченскими пулями», но он скоро привык к жужжанью пуль, и ему стало скучнее прежнего.
Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам… В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.
Печорин — человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу. Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.
Печорин очень смел и обладает исключительной выдержкой. Во время дуэли только по лихорадочному пульсу доктор Вернер смог убедиться, что Печорин волнуется. Зная, в его пистолете нет пули, в то время как его противник стрелял из заряженного, Печорин ничем не выдает своим врагам, что ему известна их «хитрость» («Княжна Мери»), Он смело бросается в избу, где с пистолетом в руке сидит убийца Вулича, готовый убить каждого, кто посмеет его тронуть («Фаталист»).
В «Журнале» (дневнике) Печорина мы находим кстати приведенные цитаты из классических произведений Грибоедова, Пушкина, имена писателей, названия произведений, имена героев произведений русских и иностранных. Все это свидетельствует не только о начитанности Печорина, но и о глубоком знании им литературы.
Беглые замечания автора «Журнала» по адресу представителей дворянского общества дают уничтожающую характеристику жалким и пошлым людям, окружающим Печорина. Вызывает сочувствие резко критическое отношение Печорина к самому себе. Мы видим, что дурные поступки, совершаемые им, причиняют страдание, прежде всего, ему самому. Печорин глубоко чувствует и понимает природу. Общение с природой благотворно действует на Печорина. «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, — все в минуту рассеется, на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».
Печорин – герой своего времени
... людей, не нашедших себе достойного применения. Сочинения по теме: В какой главе “Бэла” или “Максим Максимыч” Печорин заслуживает большего осуждения в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Кто герой нашего времени? Встреча с Печориным ...
Накануне дуэли Печорин с грустью и горечью размышляет о себе. Он уверен, что был рожден для высокой цели, потому что, пишет он, «я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…»
И вот такой, «рожденный для высокой цели», духовно одаренный человек вынужден жить в бездействии, в поисках приключений, тратя свои «необъятные силы» на мелочи. Он ищет наслаждения в женской любви, но любовь приносит ему только разочарование и огорчение. С кем ни связывает свою судьбу Печорин, эта связь, как бы кратковременна она ни была, приносит горе (а иногда и гибель) и ему, и другим людям. Его любовь принесла гибель Бэле; его любовь сделала несчастной преданную ему Веру; трагически кончились его отношения с княжной Мери — рана, нанесенная Печориным чуткой, нежной, искренней Мери, долго не заживет в сердце молодой девушки; своим появлением Печорин разрушил мирную жизнь «честных контрабандистов» («Тамань»).
Печорин убил Грушницкого, Печорин глубоко огорчил доброго Максима Максимыча, который искренне считал его своим другом. Глубокое и страшное противоречие: умный, способный на горячий порыв, умеющий ценить людей, смелый, сильный Печорин в жизни оказывается не у дел, и близость с ним причиняет другим людям только несчастье! Кто виноват в этом? Сам ли Печорин? И в том ли его вина, что он «не угадал» своего высокого назначения?
Нет, не он виноват в своем несчастье. Противоречие его натуры объясняется тем, что во времена Печорина люди одаренные, ищущие, люди с глубокими интересами, с серьезными потребностями, не довольствующиеся пустой, бессодержательной жизнью, которую они вынуждены были вести, не находили применения своим «необъятным силам» и «в бездействии старились». Умный, одаренный человек, лишенный живого, захватывающего его дела, поневоле обращается к своему внутреннему миру. Он, как говорится, «копается в себе», разбирает каждый свой поступок, каждое душевное движение.
Так ведет себя Печорин. Он говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные поступки и страсти со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» При всех своих положительных качествах Печорин не может быть воспринят как положительный герой. Самое слово «герой» в заглавии романа в применении к Печорину звучит иронически. Печорин — представитель поколения, осмеянного в «Думе». В нем нет не только возможности действовать, в нем нет веры, действенной любви к людям, готовности пожертвовать для них собою; Печорин тяготится бездействием, но, главным образом, потому, что оно заставляет страдать его, а не потому, что он не может принести облегчение страдающим вокруг него людям… Он, по выражению Герцена, «умная ненужность». Человек, живущий в годы николаевской реакции, он не принадлежит к тем людям 40-х годов, о которых с гордостью говорил Герцен: «Такого круга людей, талантливых, многосторонних и чистых, я не встречал потом нигде…»
Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми. Большое значение имеет детальное описание его внешности («Максим Максимыч»), В чертах внешнего облика Печорина отражается его характер. Внутренняя противоречивость Печорина подчеркивается в его портрете. С одной стороны, «стройный, тонкий стан и широкие плечи…»
Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...
... с чувством к Грушницкому – Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой ... нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает. Отрицательные черты характера Печорина В Печорине можно ...
С другой — «… положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». Еще одну странную черту выделяет Лермонтов в портрете героя: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Это, по словам автора, «признак или злого нрава или глубокой, постоянной грусти». Когда прочитаны все части романа, становится понятной эта черта Печорина.
Подробное описание
«Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический психологический роман, в котором центральным персонажем является исключительный человек, страдающий сам и приносящий страдания другим. М.Ю. Лермонтов писал, что его герой, Григорий Печорин, — это собирательный образ, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном развитии». Цель и идея произведения – показать сложного человека с различных ракурсов, превознося проблему личности над сюжетом.
Автор использует нестандартную нехронологическую последовательность композиции, чтобы показать противоречивость и неординарность внутреннего мира одинокой натуры героя. Печорин в разных ситуациях ведет себя по-разному, показывая положительные и отрицательные стороны своего характера, заставляя читателей задумываться: герой ли он или злодей? Стоит отметить, что роман написан в реализме. Для данного направления характерны герои, совершающие, как положительные, так и отрицательные поступки, каким и является центральное лицо вышесказанного произведения. В нем соединены два человека: «нравственный калека», у которого высохла лучшая половина души, и человек, желающий чувствовать и жить.
Глава «Бэла»:
Глава «Максим Максимыч»:, Глава «Тамань»:, Глава «Княжна Мэри»:
Столкновение его природной и социальной стихий ведут к страданиям самого героя и окружающих его людей. Он играется с чувствами юной княжны Мэри, насмехается над своим другом Грушницким, вмешивается в жизнь замужней женщины исключительно ради веселья и удовольствия. В борьбе за внимание дочери княгини Лиговской побеждает, безусловно, Печорин, но Грушницкий, ограниченный и тщеславный, играет жалкую роль в этой истории и использует против своего соперника нечестные приемы. Попытки героя понять и занять себя приводят к разрушительным последствиям: Грушницкий умирает на дуэли, сердце юной Мэри безжалостно разбито, а девушка Вера, единственная любимая и по-настоящему любившая Печорина, покидает того навсегда.
Именно данная сцена показывает нам как трескается чудовищная маска цинизма и высокомерия молодого офицера, за которой прячутся истинные чувства и эмоции. Герой не может смирится с потерей единственной дорогой любви, волновавшая и понимавшая его. За дуэль с Грушницким его ссылают на Кавказ в дальнюю крепость, где как раз и разворачиваются события главы «Бэла». Главный герой считает, что человек счастлив, если подчиняет своей воле все, что возможно. Но чем больше он одерживает таких побед, тем больше страдает сам. Равнодушный Печорин холоден и жесток с людьми, использует их слабости для утверждения собственного превосходства, но в то же время остроумен, тверд характером, не стремится к карьере и обладает сильной волей.
Печорин герой или злодей, . Герой или злодей, кому уделить больше внимания
... приходилось жить таким людям. И именно окружающее общество делало их такими черствыми, жестокими и хладнокровными. Герой или злодей, кому уделить больше внимания. Печорин герой или злодей, сочинение Пытаясь ответить на ... уверенностью сказать и то, что Печорин герой. По моему мнению настоящие герои не совершают таких поступков, за которые нормальному человеку становится стыдно. Скорее всего это ...
Глава «Фаталист»:
Страстный игрок на последнем издыхании признал слова Печорина, произнеся: «Он прав!». Следует сказать, что в конфликте между ним и Григорием, последний вел себя сдержано и хладнокровно, поэтому можно сделать вывод, что того довольно сложно спровоцировать. Но наш герой все еще дерзок с судьбой и неосторожен со своей жизнью. Вслед за Вуличем он желает сам испытать удачу и решается на очень отчаянный шаг: идет в дом убийцы. Он пытается посмотреть на себя глазами «судьбы»: его поступки в этой новелле как бы неподвластны и непонятны ему самому. С другой стороны, для Печорина это является также своего рода развлечением, чтобы развеять скуку. Тем самым автор лишний раз подчеркивает, что жизнь героя пустая и бессмысленная. Он находится в вечном поиске занятных вещей, но даже они в скором времени надоедают герою. Он пользуется людьми, не скрывает своих намерений и не зависит от чужого мнения. Его забавляют попытки других задеть его; он одновременно свободен и одновременно скован в своих собственных мыслях. Герой не ценит жизнь свою и жизни других. Худший враг Печорина – он сам.
Вывод
Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: стремление Печорина понять смысл жизни и истины, с одной стороны, и бесцельное паразитическое существование – с другой. Все его поступки, вся его лихорадочная деятельность – это попытка заполнить душевную пустоту. По характеристике В.Г. Белинского, Печорин является типичным представителем эпохи – «лишним человеком». Лермонтов использовал психологический анализ как средство для раскрытия многогранного и сложного характера героя, его внутреннего мира.
В то же время глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальный проблем, поставленных в романе. В произведении поставлена проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек несет несчастье другим, если только сам глубоко несчастен. Герой, не зная где применить свои силы, рассуждает: «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Он понимает свою ничтожность. Григорий хочет совершать добрые деяния и несет исключительно благие намерения, но его поступки не сходятся с ними, в последствии он постепенно теряет интерес к обществу. Недовольный своей бесцельной жизнью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил?» Он понимает, что назначение его было высокое, но проявляет себя по-другому. Его характер – уникален и непонятен многим. Разные люди видят его и говорят о нем по-разному. «Одни почитают меня хуже,
Другие сочинения: ← Судьба поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова↑ ЛермонтовПечорин — герой или злодей →
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.
Характер Печорина
Таким образом, в Печорине сочетаются две стороны – он является и положительным, и отрицательным персонажем одновременно. Он воспитан, но не умеет чувствовать. Он симпатичен внешне, но пуст внутри. Такая жизнь не имеет смысла, поэтому часто он говорит о том, что ему скучно, что единственный его выход – путешествия, и что было бы хорошо погибнуть в дороге.
Характер Печорина – проблема всего поколения. Именно поэтому Лермонтов дал своему роману именно такое название. Молодые люди, которые застряли в смене эпох, не могли найти своего призвания, хотя имели для этого все. Вот только время осталось безжалостно к ним, сделав из них поколение, лишенное умения по-настоящему жить. Такая проблема во многом относится и к нашему времени. Хорошие черты сегодня перемешиваются с плохими. Что хорошо для одних, то плохо для других, сложно понять, что по-настоящему ценится в наше время, и это страшно.
Качества Печорина
Знание людей
Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.
Умение анализировать
Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»).
Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.
Независимость от мнения окружающих
Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.
Храбрость
Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).
«…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».
Самолюбие
Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.
Эгоизм
В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.
Эссе «Печорин. Очарование зла» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Печорин. Очарование зла (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Ангел и демон – две противоположности. Но когда-то, как гласит легенда, демон был ангелом, однако возомнил себя выше всех и в наказание был низвергнут в Ад. Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин тоже презирает других, и это, казалось бы, должно отталкивать от него людей. Но, как ни странно, обаяние зла притягательно, заманчиво и… обманчиво. Внешняя красота Печорина, его благородные манеры, загадочное поведение – это лишь способ заманить жертву в ловушку, а потом вычеркнуть из памяти. Развлекаясь от скуки, Печорин походя губит людей. Хладнокровно, словно фигуры на шахматной доске, он ставит своих жертв в такие обстоятельства, что они неизбежно проигрывают. В данном случае это ассоциируется с шахматной игрой Воланда в «Мастере и Маргарите»: там беспомощные живые фигурки всецело зависят от всемогущего Сатаны. Вот только Дьявол пытается править всем миром, а Печорин – мирком обычных людей. Печорин, как и Воланд, не видит границы между Добром и Злом. Сатана может помочь кому угодно и наказать любого по своей прихоти. Печорин же наказывает «честных» контрабандистов, чистую Бэлу, своего бывшего приятеля Грушницкого, юную княжну Мери. Вроде бы, у него благие намерения – разоблачить преступников (глава «Тамань»), поставить на место пошляков и сплетников Грушницкого и его товарищей-офицеров (глава «Княжна Мери»), но они приводят к несчастьям: брошены на произвол судьбы старуха и слепой мальчик, убит Грушницкий…
Печорин, подобно Сатане, человеческой драмой «коротает вечность, сам ставит, наблюдает и глядит». Для него ничто не ново, ему скучно оттого, что читает в душах людей, как в открытой книге. И действительно, кто задал ему загадку, чьих слов и поступков не предвидел, в ком ошибся? В Бэле, в княгине Вере Лиговской, в Грушницком? Нет, они делали всё так, как он хотел, пусть и сопротивляясь. Они послушные марионетки в его бестрепетных руках. А Печорин дёргал за ниточки жалости, привязанности, самолюбия, ведя свою игру. Он не умеет ни любить, ни дружить. Власть над людьми – вот что тешит его гордыню.
«Почему я такой?» — задаётся вопросом герой своего непростого времени, точнее, безвременья. Его характер сформировали глухая эпоха трусливого молчания общества после жестокого подавления восстания декабристов и окружавшие его люди, равнодушные и бессердечные. По его собственному признанию, в детстве его порывы были встречены холодно: «Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать…» И результат оказался печальным: «Я сделался нравственным калекой…» Жажда власти над людьми – это месть за поруганные чувства, за безотрадное детство. И всё-таки Печорину, пресытившемуся всем и презирающему всех, больно. Наверное, больно так, как поверженному Демону с картины Врубеля. Упав с высоты, тот расшибся; сломаны крылья ангела, вывернуты руки, безумные глаза вылезли из орбит и сверкают холодным адским пламенем – огнём отмщения Богу, у которого был любимцем, но так этим возгордился в сердце своём, что не осталось в душе любви и благодарности. Печорин же владеет собой, лицо его непроницаемо, но свою боль и обиду он изливает в дневнике.
В то же время он скучает среди людей, которых считает ниже себя. Печорин пытается жить отчаянно и полнокровно, проявляя кипучую деятельность. Но дела его пусты и бесполезны. Он это понимает, укоряет себя за это. Жизнь ему кажется нелепой шуткой, и он не ценит ни чужую, ни даже свою жизнь. И Печорин примыкает к племени молодых людей, которым, по словам Пушкина, «не больно умирать».
Нередко неискушённый, наивный читатель думает, что Печорин – это зеркальное отражение самого автора. Но это не так. Несчастливое детство без матери, отца, какие-то намёки, недомолвки будили в юном Мишеле фантазию, желание уйти в другой, лучший, выдуманный им мир. Одиночество, боль, слёзы переплавились в творчество. А Печорин? Да, он написал блистательный психологический дневник, но только для себя. Не случайно он равнодушно оставляет свои заметки Максиму Максимычу. Да и своей судьбой он уже в то время не был озабочен. Возможно, искал смерти. Не нашёл на Кавказской войне и отправился в Персию, небезопасную в то время страну – вспомним трагическую и страшную гибель Грибоедова от рук безумной толпы – и умер по дороге.
Одиночество, непонятость, невостребованность оледенили душу Печорина. Совершенно один – это страшно. Да и кто мог стать ему другом? Максим Максимыч, хотя и очарован Печориным, его силой духа, всё равно его не поймёт, это солдат, не привыкший рассуждать. Грушницкий низок, самоуверен, считает себя чуть ли не выше Печорина. Циничный доктор Вернер тоже знаток людей и их слабостей, но и он не близок Печорину, которого отличает мятежный дух. Интересно, что молодёжь в Пятигорске прозвала Вагнера Мефистофелем за его язвительность и желчь. Да и Печорин не столько Мефистофель, сколько пародия на него, всего-навсего офицер на Кислых водах. Но, как и дух зла, Печорин испытывает людей на естественность и искренность, чистоту и честность, верность долгу. Гордая, верная горским традициям прекрасная черкешенка Бэла всё же становится его любовницей, нарушив кавказские обычаи. А когда она умирает, искуситель Печорин оплакивает её, словно Ангела. Высокомерную, капризную, но в то же время доверчивую княжну Мери он погружает в Ад, отвергнув её первое чувство. И княгиня Вера Лиговская по его вине носит в душе Ад: она изменяет мужу, лжёт, как бы в наказание за это безнадёжно больна чахоткой, и дни её сочтены. Печорин, смеясь, замечает, что Вера опять замужем. Но это трагедия: любить одного, а жить с другими, презирая себя. Все, встретившиеся с Печориным, не становятся лучше, они физически или нравственно гибнут. Печорин ищет Рая – любви, понимания, гармонии с собой и людьми, но сам создаёт Ад.
Обаяние зла настолько велико, что люди, словно бабочки на огонь, слетаются на мнимый свет его сердца, не замечая, что там выжженная пустыня. Зло нередко бывает особенно притягательным для юных душ. Кто из старшеклассниц не влюблялся в Печорина и кто из юношей не давал себе слово подражать его мужскому обаянию и умению властвовать собой и людьми? Не должно быть очарованности Злом. А должно быть, как в другом произведении Лермонтова: «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога!..» Земля, небо, счастье, Бог – вечные человеческие ценности, в которых есть очарование Добра.
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Тест по произведению
«Герой нашего времени» читается на одном дыхании. Жизнь офицера царской армии Григория Печорина увлекает событиями, приправленными душевными терзаниями персонажа. Автор создал образ «лишнего человека» в обществе, который не знает, в какое русло направить энергию и жизненные силы.
История создания
Необычность романа «Герой нашего времени» заключается в том, что он открыл список психологических произведений в русской литературе. Михаил Лермонтов потратил на произведение три года – история о представителе нового поколения рождалась с 1838 по 1940 годы.
Идея возникла у писателя в кавказской ссылке. Царило время николаевской реакции, когда после подавленного декабристского восстания интеллигентная молодежь потерялась в поисках смысла жизни, предназначения, способов применения своих способностей на благо Отечеству. Отсюда и название романа. Плюс ко всему, Лермонтов был офицером русской армии, прошел военными тропами Кавказа и успел близко познакомиться с бытом и нравами местного населения. Неприкаянный характер Григория Печорина раскрылся вдали от Родины, в окружении чеченцев, осетин и черкесов.
Произведение отправилось к читателю в виде отдельных глав в журнале «Отечественные записки». Видя популярность своего литературного труда, Михаил Юрьевич решил объединить части в целый роман, который напечатали в двух томах в 1840 году.
Пять повестей с собственными названиями составляют композицию, где нарушен хронологический порядок. Сначала Печорина презентует читателям офицер царской армии, близкий приятель и начальник Максим Максимыч, и только потом появляется возможность «лично» познакомиться с душевными переживаниями главного героя через его дневники.
По словам литераторов, Лермонтов при создании образа персонажа опирался на знаменитого героя своего кумира – . Фамилию великий поэт позаимствовал у спокойной реки Онеги, а Михаил Юрьевич назвал героя в честь бурной горной Печоры. Да и в целом считается, что Печорин – «расширенный» вариант Онегина. В поиске прототипов литераторы наткнулись и на описку в рукописи Лермонтова – в одном месте автор по ошибке назвал свой персонаж Евгением.
Биография и сюжет
Родился и вырос Григорий Печорин в Санкт-Петербурге. В молодости быстро забросил нудное обучение наукам и ударился в светскую жизнь с кутежами и женщинами. Впрочем, и это быстро наскучило. Тогда герой решил отдать долг Отечеству, отправившись служить в армию. За участие в дуэли молодого человека наказали настоящей службой, заслав на Кавказ в действующие войска, – это отправная точка повествования произведения.
В первой главе под названием «Бэла» Максим Максимыч рассказывает неизвестному слушателю историю, приключившуюся с Печориным и открывшую в нем натуру эгоиста. Молодой офицер умудрился даже на войне заскучать – к свисту пуль привык, а глухая деревня в горах наводила тоску. С помощью черкесского княжича, корыстолюбивого и неуравновешенного Азамата, он украл сначала коня, а затем и дочь местного князя Бэлу. Чувства к юной особе быстро остыли, уступив место равнодушию. Бездумные действия русского офицера повлекли за собой череду драматических событий, в том числе убийство девушки и ее отца.
Глава «Тамань» переносит читателя в доармейские события, когда Печорин встречается с группировкой контрабандистов, ложно приняв ее членов за людей, действующих во имя чего-то великого и ценного. Но героя ждало разочарование. Кроме того, Григорий приходит к выводу, что приносит окружению одни несчастья, и отправляется в Пятигорск к лечебным водам.
Здесь Печорин пересекается с прошлой возлюбленной Верой, до сих пор питающей к нему нежные чувства, приятелем юнкером Грушницким и княжной Мери Лиговской. Спокойная жизнь вновь не задалась: Григорий покорил сердце княжны, но отказал девушке, а затем из-за ссоры сразился на дуэли с Грушницким. За убийство юнкера молодой человек снова оказался в ссылке, но теперь уже его ставят служить в крепость, где и случилось знакомство с Максимом Максимычем.
В последней главе романа «Фаталист» Лермонтов поместил героя в казачью станицу, где за игрой в карты между участниками затевается разговор о судьбе и предопределении. Мужчины разделились на два лагеря – одни верят в предначертанность событий жизни, другие отрицают эту теорию. В споре с поручиком Вуличем Печорин заявил, что видит отпечаток близкой смерти на лице оппонента. Тот попытался с помощью «русской рулетки» доказать свою неуязвимость, и действительно – пистолет дал осечку. Однако в тот же вечер Вулич погиб от рук перепившего казака.
Образ
Герой своего времени не в состоянии отыскать сферу применения безбрежной молодой энергии. Силы тратятся на незначительные мелочи и сердечные драмы, ни от того, ни от другого общество не получает пользы. Трагедия личности, которая обречена на инертность и одиночество, – вот идейное ядро романа Лермонтова. Автор поясняет:
«…точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Григорий с юности существует «любопытства ради» и признается: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». «Холодный ум» толкает персонажа на поступки, от которых всем только плохо. Он вмешивается в дела контрабандистов, играет чувствами Бэлы и Веры, мстит. Все это приносит сплошные разочарования и душевное опустошение. Он презирает высшее общество, в котором родился и вырос, однако именно его кумиром становится после победы в дуэли над Грушевским. И такой поворот событий еще больше удручает Григория.
Характеристика внешности Печорина передает его внутренние качества. Михаил Юрьевич нарисовал аристократа с бледной кожей и тонкими пальцами. При ходьбе герой не размахивает руками, что говорит о замкнутой натуре, а во время смеха глаза лишены веселой искры – этим автор попытался передать характер, склонный к анализу и драматизму. Причем даже возраст Григория Александровича не понятен: выглядит он на 26, а на самом деле герой отпраздновал свой 30-ый день рождения.
Экранизации
Звезда «Героя нашего времени» зажглась в кинематографе в 1927 году – режиссер Владимир Барский снял трилогию черно-белых немых фильмов, где в роли Печорина выступил актер Николай Прозоровский.
В очередной раз вспомнили произведение Лермонтова в 1955 году: Исидор Анненский представил зрителям киноленту «Княжна Мэри», в которой вжился в образ мятущегося молодого человека Анатолий Вербицкий.
Спустя 10 лет в образе Печорина предстал . Все эти картины не получили признания у критиков, посчитавших, что постановщики недостаточно раскрыли характер лермонтовского персонажа.
А следующие экранизации получились удачными. Это телеспектакль 1975 года «Страница журнала Печорина» (в главной роли ) и сериал 2006 года выпуска «Герой нашего времени» ().
Григорий Печорин фигурирует также в незавершенном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», но здесь герой не петербуржец, а москвич.
Сценарий для сериала, вышедшего на телеэкраны в 2006 году, написал Ираклий Квирикадзе. Работа близка к хрестоматийному первоисточнику, но главное отличие – соблюдена хронология действий. То есть, главы переставлены местами. Картина начинается с событий, описанных классиком литературы в части «Тамань», вслед идет глава «Княжна Мэри».
Цитаты
«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»
«Женщины любят только тех, которых не знают».
«Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться».
«Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной».
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
«Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».
«Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»
Отрицательные качества
Лермонтов сумел преподнести отрицательные качества главного героя таким образом, что читателя они не отталкивают, а, наоборот, притягивают.
- Печорин любит играть чувствами людей , даже близких ему. Он получает наслаждение, видя боль и страдания других.
- Эгоизм – главная отрицательная черта Григория. Нет, эгоизм – это не плохо, но в случае с главным героем эгоизм приобрел ярко выраженные признаки. Поэтому у него нет друзей и с возлюбленными он прощается слишком легко. Даже смерть Бэллы никак не отпечатывается на его состоянии. Печорин не испытывает никаких угрызений совести.
- В отношении с женщинами присутствует ласка и нежность до тех пор, пока он влюблен в них. С уходом любви в характере главного героя проявляются грубость и холодность.