По рассказу толстого после бала рассуждение

Сочинение: Честь в произведении «После бала» Толстого — Сочинение

По рассказу толстого после бала рассуждение 1

Часто ли мы задумываемся, что такое честь? Кто-то скажет, что это то, что вызывает и поддерживает общее достоинство, и будет прав. Кто-то считает, что честь — это чувство гордости, почет, уважение, и тоже будет прав.

Наверное, найдутся и те, кто будет полагать, что честь — это непорочность, целомудрие.

Вот сколько от­тенков значений у этого слова, но все они сводятся к од­ному: честь — это такое моральное понятие, достоинство, которым дорожит не только человек, но и общество.

Поэтому когда он начал рассказ о своей молодости, все ничего другого и не ожидали, как честно­го повествования. И Иван Васильевич не обманул ожи­даний слушателей.

Он был честен и искренен, когда рас­сказывал об одном утре, которое изменило всю его дальнейшую жизнь.

В молодости Иван Васильевич был влюблен в Варень­ку, дочь красивого статного военного. Будучи провинци­альным студентом, Иван Васильевич не интересовался политикой, любил танцы, музыку, красивую девушку — словом, жизнь его была прекрасной, а он счастливым.

Он рассказывает, с каким восторгом любовался Варенькой, которая танцевала на балу со своим отцом. Эта пара, не­смотря на большую разницу в возрасте, покорила публи­ку грацией, статностью, красотою движений.

Тогда Иван Васильевич думал, что ему оказана большая честь, раз полковник доверил ему свою прелестную дочь.

«Счастливые часов не наблюдают», — писал А.С. Грибоедов, поэтому, потеряв счет часам и минутам, упоенный своим счастьем, Иван Васильевич после бала отправляется не в теплую постель, а на утреннюю про­гулку, чтобы освежить голову и успокоить сердце. Но вместо успокоения Иван Васильевич на этой прогулке увидел то, что никак не могло сочетаться с понятием офицерской чести.

На плацу «прогоняли сквозь строй» солдата, которого уличили в побеге.

Он просил «помилосердствовать», но руководивший экзекуцией полковник (и это оказался отец Вареньки!) не только не внял мольбам наказуемого, но и самолично ударил солдата, который недостаточно сильно опустил свой шпицрутен на спину пойманного беглеца. Вся эта картина происходила на глазах Ивана Васильевича, и его восторг от полковника, статного, под­тянутого, моложавого, красивого, развеялся , как утрен­ний туман.

10 стр., 4547 слов

Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Лермонтова «Песня про царя ...

... Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про царя Ивана Васильевича Несколько интересных сочинений ... про Ивана Васильевича», впервые образ Алены Дмитриевны появился на пиру у царя Ивина Грозного, когда опричник Кирибеевич, начал рассказ своей истории о влюбленности к этой женщине. Он описал ее как красивую ...

Этот эпизод сыграл значительную роль в судьбе Ивана Васильевича, потому что тот не только отказался от сво­его намерения поступить на военную службу, как пола­гал ранее, но и от своей любви к Вареньке.

Рассказчик сам говорит о том, что «с тех пор моя любовь пошла на убыль».

Сейчас другие времена, но понятие чести, как осново­полагающей черты нравственности, не потеряло своего значения. И бесчестье все равно остается позором, кото­рый никакой водой не смыть. И об этом каждому из нас нельзя забывать. Жить надо так, как призывал А.И. Солженицын: «не по лжи», «а по совести», или, как говорят в народе, «честь по чести». (464 слова)

Здесь искали:

  • кто имел совесть в рассказе после бала

Сочинение на тему: «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв)

Сочинение на тему после бала сочинение отзыв  1

Еще в начале прошлого столетия А. Франс так оценивал творчество Л. Н. Толстого: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глу­бин морских.

Своей жизнью он провозглашает ис­кренность, прямоту, целеустремленность, твер­дость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть силь­ным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив».

Все это в полной мере можно отнести к рассказу «После бала», в кото­ром звучит глубокая боль писателя за поругание человеческого достоинства, за невинно погублен­ных людей.

В рассказе поднимаются проблемы актуаль­ные и в наше время: царящие в обществе наси­лие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справед­ливости.

При этом автору, избравшему необыч­ную форму повествования (диалог между моло­дежью и умудренным жизненным опытом «все­ми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений.

Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Ва­сильевич, словно на машине времени, возвраща­ется в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.

Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с ба­рышнями и кутил с товарищами. Но главное удо­вольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку.

Опьяненный любовью юноша «видел только вы­сокую, стройную фигуру в белом платье с розо­вым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить осо­бо не любил.

Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятно­го вечера навечно запечатлелись в памяти рас­сказчика. Прекрасная зала с хорами, музыкан­ты, великолепный буфет, разливанное море шам­панского, перышко от белого дешевенького вее­ра, подаренное возлюбленной, — все это вызыва­ло счастье, блаженство.

Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то не­земное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

2 стр., 506 слов

Сочинение проблема любви

... понимает, что вот она, его настоящая любовь, девушка уже выходит замуж. Счастье героев, к сожалению уже не возможно. Также, ... нему отношения. В романе И. А. ГончаровА “Обломов” тема любви тоже имеет место быть. Обломов Илья Ильич – главный ... в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” мы видим, как легкомысленно относится Печорин к любви, ...

Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом.

В портретной характеристике отца подчеркивают­ся малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блес­тящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-во­енному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги.

Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологичес­ком здоровье военного.

Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказ­чик даже спустя столько лет после произошедше­го ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способ­ность любви.

И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.

Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального со­стояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую.

Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, гра­циозный танец Вареньки в паре с отцом, но ре­альность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свиде­телем телесного наказания солдата, совершивше­го побег из полка.

Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сы­павшимися с обеих сторон на него ударами, мед­ленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение.

Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказывае­мый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оска­ливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосер­дие и сочувствие были напрасными, ведь за про­цессом наказания строго следил полковник.

Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.

Неприятие зла, жестокости, несправедливос­ти было настолько сильным, что юноша даже от­казался от карьеры военного и от своей самой большой в жизни любви.

Рассказ Л. Н. Толстого учит нас не идти на поводу общественного мнения, ведь не всегда все­общая правда является истиной. Нельзя отсту­паться от своих нравственных принципов — каж­дый из нас рано или поздно может стать жертвой агрессии, царящей в обществе.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему после бала
  • сочинение после бала
  • отзыв После бала
  • после бала
  • сочинение рассуждение на тему после бала

Сохрани к себе на стену!

Сочинение на тему «После бала»

Сохрани к себе на стену  1

15 стр., 7458 слов

Анализ рассказа один день ивана денисовича солженицына

... с важным социально-политическим значени­ем рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» имеет и художественную ценность: на примере судьбы одного ... в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою… В стихотворении ... и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой ... ряд произведения… Военная тема является одной из центральных в творчестве ...

В своем рассказа «После бала» Лев Николаевич Толстой, своим замечательным литературным языком, рассказывает нам о большой проблеме, присущей высшему сословию того времени, о лицемерии и двуличии.

Герой рассказа простой дворянин, хороший человек, не совсем качественно образован, но имеющий приличное воспитание и привитые еще в детстве моральные ценности. Он обычный обыватель своей эпохи, постоянно находится в состоянии радости, кутежа и влюбленности, особо не вникая в то, что на самом деле происходит в стране, где он живет, и в обществе, в котором он пребывает.

Он влюблен в стройную, грациозную Вареньку с замечательной улыбкой и блестящими глазами, и совершенно очарован ее отцом – статным красавцем, с белыми подвижными усами. Ее отец – полковник с изысканными манерами и очень приятный в общении человек. Танцуя на балу вместе со своей дочерью, он блистает.

Иван Васильевич глядя на них, восторгается и еще больше влюбляется как в дочь, так и в отца. Его сердце переполнено эмоциями и приятными волнениями, мир кажется розовым и безмятежным. Возвращаясь, домой Иван Васильевич до конца осознает, что Варенька его вторая половинка, его любовь, его свет и его жизнь.

По пути к дому возлюбленной он наблюдает жестокую сцену истязания. Солдаты во главе с полковником избивают татарина. Человек молит о пощаде, но его никто не слышит, вся спина его уже кровавое месиво. И вот свирепый полковник набрасывается на одного из своих солдат и избивает его, за то что, дескать, мягко наказываешь.

Половник, который вчера блистал на балу, сегодня жестоко избивает солдата, причем видно, что дело ему это привычное и даже нравится. Мировоззрение нашего героя, в тот миг, перевернулось.

Отец любимой Вареньки предстает ужасным и не знающим жалости варваром, истинное лицо которого очень сильно отличается от светского льва, коим он бывал на балах или дома в обществе равных себе людей.

Наш герой разочаровывается в чувствах, в недавно горячо любимой девушке, он видит жесткого отца. Варя теперь ассоциируется у него только с подлостью и бессердечностью. Варенька остается только лишь воспоминанием. Увиденное убило все мечты молодого дворянина и заставило осмотреться вокруг, и переосмыслить весь мир, в котором он живет.

Толстой написал этот рассказ по реальным событиям, которые произошли с его братом, примерно за пятьдесят лет до написания самого творения. И герой рассказа переосмыслил всю свою жизнь, как собственно и брат Льва Николаевича, пересмотрел и понял, что не смог бы жить, любить, дышать около такого варвара, каким оказался полковник.

Сочинение: Проблематика рассказа Льва Толстого “После бала”

Сочинение проблематика рассказа льва толстого после бала  1

(1 вариант)

В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого.

То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и события, произошедшие с ним после бала.

3 стр., 1060 слов

Нравственное изменение Ивана Васильевича

... испортило его сҹастья. Таков главный герой рассказа на балу На балу Иван Васильевиҹ даже не задумывался, ҹ ... в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется ... на нет. На образе главного героя рассказа После бала Л.Н.Толстой показал пробуждение в ҹеловеке совести, ... взгляд, этот рассказ оҹень хорошо раскрывает нам ҹеловеколюбие Толстого, его настоящее отношение ...

Если судить по заглавию, то “после бала” события гораздо более важны не только для героя, но и для автора.

Прототипом главного героя рассказа “После бала” был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. События разворачиваются в 40е годы XIX века.

В то время герой рассказа был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами.

Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.

Первая часть рассказа посвященазнакомству со “всеми уважаемым” Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, но Варенька Б. занимает в его жизни место самой любимой девушки. Без сомнения Варя была его самой сильной любовью. Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна, и даже её царственный вид никого не отпугивал, благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.

Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви.

К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка — Варенька.

Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б.

, она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”.

Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”.

В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.

Ах, что за волшебная была ночь! Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный серебристый смех кружили голову.

Ивана Васильевича переполняло счастье: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом — красивым статным стариком в чине полковника.

Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье.

1 стр., 474 слов

Письмо Ивана Васильевича Вареньки

... полюбил отца Вареньки. И вот закончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич теснее под утро отчаливает домой. Пытаясь заснуть, он разумеет, что ему не до сна: чувство любви к Варе ... его по лицу. После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он сильно задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и ...

Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.

В нем есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание).

Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.

Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что “любовь с этого дня пошла на убыль”, потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину “полковника на площади”. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.

В душе Ивана Васильевича все пело, и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат, и на которого с обеих сторон сыпались удары.

Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой.

После этого случая он решил вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.

“А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно… И любовь так и сошла на нет”.

Как пробуждается в человеке совесть, чувство ответственности за ближнего и любви к нему показывает в своем произведении Л.Н.Толстой. Особенно силен в рассказе “После бала” обличительный пафос.

В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя.

3 стр., 1143 слов

Полковник на балу и после бала (8 класс)

... что Иван Васильевич практически разлюбил её. Слишком поразил Ивана контраст между полковником на балу и после. На празднике полковник был приятен во всех отношениях, как говорится. И ещё влюбленный герой с удовольствием смотрел на Вареньку, поэтому и ее ...

На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

Рассказ “После бала” поражает своей контрастностью, но именно такое построение сюжета позволяет Л. Н. Толстому более полно раскрыть идею произведения.

(2 вариант)

Позднее произведение Толстого, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией, оказывается, имеет вовсе не описательно-развлекательную направленность, и само поражение это показало несостоятельность государственного режима, ведь состояние армии в первую очередь отражает ситуацию в стране.

Действие рассказа разворачивается в 40е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи.

И главный акцент сделан на вопросах нравственных, а не “армейских”. Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или случай.

Иван Васильевич — герой рассказа — дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “…не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это — обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.

Иван Васильевич, полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен рассказчик, и сама Варя – вот, пожалуй, основные герои рассказа. Да и Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же общественное устройство, а не случай влияет на формирование личности.

Рассказ состоит из двух частей — бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом-полковником. Юноша на седьмом небе от радости. Но, возвращаясь с бала, он видит ужасную сцену на плацу — избиение татарина солдатами под командованием “доброго” и обаятельного отца Вареньки.

Изнанка действительности грубо вторглась в интимную жизнь рассказчика, поломав мирок, так тщательно им созданный.

В первом случае это милый и обходительный человек, во втором же — символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей.

Даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата, противопоставлены друг другу.

Этот случай перевернул жизнь Ивана Васильевича. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала наивный мир героя, она нанесла ему ошеломляющий удар.

Герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему. Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. И не только любовь к женщине с тех пор “пошла на убыль”, но и вера в чистоту и искренность человеческих отношений.

4 стр., 1722 слов

После бала по рассказу Толстого (8 класс)

... горе, счастье и страдание. Сочинение: Проблематика рассказа Льва Толстого “После бала” (1 вариант) В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие ... нравственными вопросами. Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на ... будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение. Ему ...

Сочинение «Любовь с этого дня пошла на убыль» (По рассказу Толстого «После бала»)

Сочинение любовь с этого дня пошла на убыль по рассказу толстого после бала  1

«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом «После бала», где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа.

В первой части дается восторженное описание светского бала.

Толстой использует эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич — юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его стра­сти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом.

Чувство юноши получает как бы новый толчок. Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика.

Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья — две стороны одной медали.

Юноша думает так: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось все­ми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.

Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не по­влиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя слу­жению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека», — говорит автор.

Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени. Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представите­лем прогрессивной части российского общества X