Анализ пьесы «Бесприданница» Островского
Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы.
Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы.
После того как мы проведем краткий анализ пьесы «Бесприданница», станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.
Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»
Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.
Начнем мы анализ пьесы «Бесприданница» именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам».
В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор».
В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы «Бесприданница», отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».
Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла».
Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев.
5 стр., 2151 словСовременна ли комедия недоросль в наше время. Анализ комедии ...
... поиском ↑↑↑ На этой странице материал по темам: актуальность комедии фонвизина в чём актуальность комедии д.и фонвизина недоросль примеры юмора в недоросле blagodarya chemu pobejdayut dobrie geroi pyesi nedorosl с ... мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? ...
Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.
Анализ пьесы «Бесприданница» — система образов
Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу.
Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов — «блестящий барин», человек широкой души.
На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.
Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу.
Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть.
В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Бесприданница» Островского. Посетите наш литературный блог, где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте по теме:
- Краткое содержание «Бесприданница»
- Биография Александра Островского
Анализ пьесы Островского «Бесприданница»
История создания . Драме «Бесприданница» — своему сороковому произведению — Островский отдал более четырех лет работы, отделывая ее самым доскональным образом. Написанная в 1879 году «Бесприданница» обозначила новую ступень творческой эволюции художника.
В пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике.
Островского
И вместе с тем драматург утверждал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Текучесть характеров, усложнённость драматических коллизий, противоречивость индивидуально-личностных качеств — все это приобретало более рельефные очертания, и было ново для драматургии.
Характеристика купцов
Если раньше Дикой чисто инстинктивно тянулся к Кабановым, то у современных купцов выработаны негласные «корпоративные» законы, призванные поддерживать ин общественный авторитет. Вожеватов не станет на виду всего города пить шампанское, «чтобы люди ничего дурного не сказали».
У купцов новой эпохи все построено на холодном расчете и практицизме.
Характеристика персонажей у Островского заложена в их фамилия
Но те свойства, что ранее прямо соотносились с семантикой нарицательного существительного, теперь скрыты сословной этикой.
Пожалуй, только опытная Хаита Игнатьевна замечает, как целеустремленно действует Мокий Парменыч, добиваясь, чтобы Лариса досталась только ему.
Далеко не прост отзывчивый, легкий в общении молодой купец Вася Вожеватов (у В. Даля вожеватый это тот – «кто умеет водиться людьми, вежливый, приветливый»).
По словам Кнурова, Вожеватов обязательно станет «хорошим купцом», потому что уже сейчас деловит, усвоил правила игры, весьма дальновиден, к примеру, зачем-то возит Ларисе Дмитриевне романы, которые «девушкам читать не дают».
Мокий Парменыч и Василий Данилыч относятся к разряду приспевающих купцов. Они научились отбрасывать сомнения, муки совести. В их успехе все определяют выгода и деньги. Поклонение деньгам привело к отказу от нравственных ценностей: нормальным явлением в купеческой среде становится купля-продажа живого человека — будь то Робинсон или Лариса Огудалова.
Анализ пьесы «Бесприданница» Островского: суть, смысл, тема и идея произведения
Лариса Огудалова.Художник А. А. Парамонов |
Пьеса «Бесприданница» — одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского.
В этой статье представлен анализ пьесы «Бесприданница» Островского: суть, смысл, тема и идея произведения.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
(фрагмент из «Полного собрания сочинений Островского в 12 томах», Том 5, 1975 г., комментарий к пьесе «Бесприданница», автор — Е. И. Прохоров)
«Малозамеченная и не оцененная современниками по заслугам пьеса обгоняла свое время. «Бесприданница» ускользала из-под ранжира бытовой драмы. Какая-то иная природа сценичности чувствовалась в ней, хотя бытовой фон вовсе не был из нее изгнан. По сценической архитектуре пьеса принадлежит к числу чудес драматургии Островского. Она построена музыкально, но без всякой навязчивости ритма. В ней есть эпическое течение жизни и сжатый драматизм. Действие начато на высокой площадке над Волгой. Автор прорывает плоскостную декорацию, дает глубокий трехмерный фон — реки с бегущими по ней судами, заволжских далей, деревень н нолей. Здесь самое место рассказать о страданиях поэтической души, побыть с нею на ее духовных вершинах. Но на той же площадке — кофейня: суетная жизнь губернского города, болтовня слуг, праздные разговоры…
Пьеса развивается в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до высот современной трагедии.
Время просвечено вглубь и вспять — к истокам судьбы Ларисы, и тем стремительнее в краткие сроки одних неполных суток все свершения и развязки: будто стучал, стучал маятник и вдруг пробили часы.
Но прежде бросается в глаза быт. Купцы, встречающие нас в первой же сцене,— порождение «духа времени»: владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лабазов и лавок, они даже внешне несут на себе лоск просвещенности.
Вместо купеческих долгополых сюртуков и поддевок на них европейские костюмы, да и в обращении нет следа той патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости, какая отличала кит китычей былых времен…Дельцы, а не купцы.
Конечно, Бряхимов не столица, и просвещение тут понимают по-своему.
Но у миллионщика Кнурова торчит из кармана парижская газета, и сам он настолько важен, что по большей части молчит за отсутствием достойных собеседников — разговаривать он ездит в Петербург да за границу. Вася Вожеватов, по молодости, более живой и доступный.
Но его европеизация выразилась в том, что вместо купеческого чая с рассидкой за самоваром он с утра уже попивает в кофейне шампанское, розлитое в чайники («чтобы люди чего дурного не сказали»).
С этими новыми купцами, которых дворяне прежде третировали как «алтынников», не находит зазорным водить компанию барин Паратов. Рознь сословий начала стираться, все больше власти получает тугой кошелек, и лишь особый шик, столичная элегантность и «широта натуры» еще отличают Паратова от бряхимовских купцов. Паратов умеет транжирить деньги с эффектом, с шумом.
Ни у кого на Волге не «бегает» так быстро пароход, как у него, никого другого не встречают пушечной пальбой с баржи, никого не дожидается на пристани такая роскошная коляска… Он является в ореоле готового героя, насмешливого и скептического — поздняя печоринская копия, и Лариса глядит на него влюбленными глазами.
Но похоже, губернский демон торгует последним, что у него осталось: обаянием наглости, мужского превосходства.
«Каждое время имеет свои идеалы,— объяснял Островский свое понимание «героев времени» молодому драматургу Н. Я.
Так на моей памяти отжили идеалы Байрона и наши Печорины, теперь отживают идеалы 40-х годов, эстетические дармоеды…» (ПСС, XII, 154).
Паратов холоден, дерзок, насмешлив, увлекательно говорит, решительно поступает,— кто устоит против такого героя? «Идеал мужчины»,— говорит Лариса. Но драматург снимает роматический флёр с Паратова; увлечение его — на час, благородство — на минуту. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет». И еще: «…
жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться»,— вот правила Паратова, настоящие скрижали века. Традиций нет, совести нет, бога нет, нет и прежде стеснявшего авторитета «старших». Бессердечие, холодный расчет, психология игрока, из всех мудростей жизни усвоившего одну — циническую философию «мига»,— с этим еще придется столкнуться Ларисе.
Кнуров пропускает вперед Паратова, чтобы потом легче взять реванш и увезти сломленную Ларису в Париж. Паратов, натешившись накоротке ее любовью, объявляет, что обручен с владелицей золотых приисков и Лариса может считать себя свободной. В довершение всего Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в «орлянку»…
О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она — диковинным образом — все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого всерьез не занимают.
Лариса должна будет признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Среди своих «поклонников» Лариса с самого начала чувствует себя холодно, неприютно. Она чутка, впечатлительна, а люди, окружающие ее, грубы чувством.
Но одиночество ее так огромно, что тут причиной, кажется, не одна необеспеченность, бедность, а вообще несовместность души с этим миром.
Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами… Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.
По особой затаенности и сложности душевных переживаний — поэзии недосказанного — «Бесприданница» как бы предвосхищает поэтику чеховской драмы. Драматург обычно неторопливо развертывал фабулу пьес, узел действия завязывался у нас на глазах. В «Бесприданнице» зритель встречает героиню в критический момент судьбы, в эпилоге ее жизненной драмы.
Напряжение не поднимается постепенно художественным реостатом, а, как в чеховских пьесах, заранее взято с высокой точки накала. Пережитое прошлое тайно присутствует в каждой минуте нынешней жизни. «Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно?— говорит Лариса при первом же появлении на сцене.— Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую.
Я сделалась очень чутка и впечатлительна». Предыстория, оставленная автором за занавесом, создает это напряжение: здесь уже пылали страсти, созидались и рушились миры, надежда сменялась разочарованием — и обуглена у Ларисы душа. «Здесь человек сгорел»,— сказал бы Блок.
Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва… Но такая болезненная чуткость — на краю доступных ощущений: израненная душа ищет себе защиты в апатическом бесчувствии.
«Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада»,— говорит Лариса. Появление Паратова ненадолго возвращает ее к жизни, как последнее больщение обманного счастья. Есть тип сознания и натуры, который зовут художественным. Для этого не обязательно играть на сцене, петь или писать романы.
Что бы ни стал делать такой человек, все одухотворено у него талантом, все не пошло, не буднично, с удивительными прорывами в «вечность». Такова Лариса. Свободный артистизм, изящество видны даже в ее походке. Она поражает своей неординарностью. Но у Островского она еще и поет, и поет божественно — с упоением, страстью, забвением себя, увлекаясь и увлекая других до головокружения.
Мы знаем об этом по реакции ее слушателей. Паратов: «Мне кажется, я с ума сойду». Вожеватов: «Послушать, да и умереть — вот оно что!» Романс «Не искушай…», который поет Лариса, вершина ее самопроявления, высший миг. И дело не только в том, что словами Баратынского она рассказывает о себе, пророчит, объясняет и оплакивает свою судьбу. Здесь обнажается поэтическое дно ее души.
И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью. Власть таланта велика над людьми. Даже омертвевшие, скучные души тянутся к нему, пресытившись прозаизмом жизни.
Но главное в таланте не средства его выявления, а сами свойства души, ее «химический состав» — способность чутко и болезненно воспринимать невзгоды мира, ведать его гармонию и страдать уклонениями от нее, остро чувствовать красоту. Талант и в смелости сердца — позволить себе, что никто не позволит. Лариса разрешает себе посмеяться над тщеславным женихом, она едет за Волгу с Паратовым.
Но тем стремительнее потом падение в пропасть самого черного отчаяния. Островский — реалист, а реализм — не сентиментальное дело. Поэзия, которой овеяна героиня, не ведет к размытости красок. В Ларисе вся определенность современного характера, лишенного плоской идеализации. Не только «вечно женская» душа, как потом гениально трактовала ее В. Ф.
Комиссаржевская, и не только «жертва социальных обстоятельств». Это женщина во плоти — поэтический, мучительный, привлекательный, не благостный характер. Женской кротости в ней ни на грош; нет и простой цельности женщин с «горячим сердцем» — самолюбива, горда, и при том, что безоглядно отдается своим порывам, есть в ней порой внутренний холодок, горькая услада одиночества.
Островский писал актрисе М. Г. Савиной, что все лучшие его пьесы «писаны для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта…» (ПСС, XV, 168).
«Грозу» он посвятил когда-то Косицкой, актрисе безоглядной искренности, обладавшей даром нести в зал переживания цельной, открытой души,— и в Катерине запечатлены отчасти эти ее черты.
Лариса предназначалась им для молодой Савиной — актрисы умной, высокоталантливой, славившейся не столько обаянием открытости, сколько современным «нервом», обольстительными переходами от душевного холода к жаркой страсти. «Савина, при ее средствах, должна свести с ума публику»,— рассчитывал автор (ПСС, XV, 126).
Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво…
В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени. Для Островского красота и изящество, при всей их увлекательности, не синонимы добра.
Но перевес эстетического чувства над нравственным, поклонение одной красоте без сокровенного регулятора справедливости и добра поощряют некий аристократизм сознания, привилегии тонко чувствующей натуры, и за известной чертой — это тоже ущерб человеческому.
В Ларисе нет простой цельности Катерины, нет и отчаянной решимости героини «Горячего сердца» Параши. Ей приходит мысль о самоубийстве, но что-то вопреки ее отчаянию не пускает, держа ее в жизни. «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная…
» — говорит Лариса, стоя над обрывом у решетки. И когда мерзкое слово «вещь» произнесено вслух, Ларисой овладевают душевная вялость, равнодушие к себе и людям. С циническим вызовом, с внутренней гримасой отчаяния она говорит, что пойдет на содержание к Кнурову, так как каждая вещь должна иметь хозяина. «Я не нашла любви, так буду искать золота»,— говорит она.
Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.
Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.
Смешны его потуги собрать в своем доме «избранное общество», жалок его плебейский снобизм (чтобы все, «как у людей»: и пестрый ковер на стену, и турецкое оружие, и хоть плохонький, но экипаж с лошадью, которую Вожеватов назовет «верблюдом»).
И совсем уж позорен званый обед, задуманный в желании повеличаться перед поклонниками Ларисы. Карандышев безжалостен к Ларисе.
Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания, терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает… Идет нескончаемый поединок.
А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.
Вот почему, когда Карандышев говорит о своих обидах (ведь он обманут Паратовым, как и Лариса), горько жалуется на людей, которым ничего не стоит «разломать грудь у смешного человека» (определение, подхваченное у Достоевского из «Дневника писателя» 1877 года — «Сон смешного человека»), он вызывает у нас если не симпатию, то сострадание. И тут предвестие чеховской драматургии: герои не понимают друг друга, а в сущности всяк несчастлив по-своему.
Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.
От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.
Трудно судить Ларису за опустошенность души, за оттенок горького цинизма, явившегося у нее перед смертью. Но кто тут виновен? Паратов? Кнуров? Карандышев? Никто один не виноват, и все виноваты.
В этой пьесе «бытовика Островского», отразившей свое время и будто заглянувшей в XX век, злая воля отдельных лиц, как и социальная «среда», не исчерпывает всего. Есть еще и «психоидеология» времени, тайная экспансия зла, возникающая как бы «из ничего» — из внутреннего холода, эгоизма, разобщенности людей.
В унижении и уничтожении любви — печать эпохи.»
(Е. И. Прохоров, комментарий к пьесе «Бесприданница», «Полное собрание сочинений Островского в 12 томах», Том 5, 1975 г.)
«Бесприданница»: анализ пьесы (подробный)
Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.
Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859).
Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии».
Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века).
Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».
Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым.
У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный.
Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).
Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня».
О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.
Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало».
«С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова.
Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях.
Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.
Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В.
Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе».
Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4).
Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В.
Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов.
Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2).
В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.
Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл.
За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески.
То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.
Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком.
В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.
Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви.
Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь).
В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8).
Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий.
Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.
Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.
Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе.
Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.
Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.
В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.
Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви.
Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души.
Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».
В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания.
Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12).
Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно… Я смешной человек…» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему.
Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл.
14) — совершенно естествен.
В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей.
Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.
Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7).
На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца.
Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7).
Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12).
3, явл. 12).
Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.
«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове.
Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11).
Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви.
И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).
Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние.
В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений.
Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».
Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь.
Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/bespridannica_analiz_pesy_podrobnyj/65-1-0-1150
А. Н. Островский. Драма «Бесприданница». Анализ произведения
Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.
Сюжет
Первое действие. Действие драмы «Бесприданница» происходит в большом волжском вымышленном городе Бряхимове.
Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.
Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец) обсуждают новость: предстоящее замужество красавицы и бесприданницы Ларисы Огудаловой. Ее жених — бедный чиновник Карандышев. Оба в недоумении от выбора Ларисы. Но он объясняется собственным желанием Ларисы.
Далее следует рассказ о несчастье этой девушки, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым. Он вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал.
Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается.
Так и появился Карандышев — давний и неудачливый поклонник.
Вожеватов весьма иронически отзывается о женихе Ларисы, а затем сообщает, что ждет Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка».
Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца.
Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев не чувствует неуместности своего пребывания в этом обществе и странности своего положения «вынужденного» жениха.
Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.
Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи». Между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба в честь приезда Паратова. Огудаловы и Карандышев уходят.
Появляется Паратов. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое «жаль», этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно».
Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и приехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Волгу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.
Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.
Он предлагает себя в «друзья», а фактически «покупает» согласие матери отдать ему Ларису при таком развитии событий ему на содержание.
Он дает деньги Огудаловой на подвенечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.
Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.
Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.
Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визитов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым.
Несмотря на просьбу Ларисы не принимать Паратова, Огудалова зовет Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено.
Появляется взволнованный приходом соперника Карандышев. Между ними происходит ссора: Паратов намеренно задевает и унижает жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. У того созревает план на этом обеде отомстить Карандышеву за его притязания быть наравне с «высшим» обществом и за то, что он претендует на Ларису.
Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с большими претензиями. Появляется Лариса с матерью.
Они обе чувствуют неловкость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь.
Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним.
Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.
Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берется ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода.
Лариса очарована его словами, она надеется вернуть его, поэтому соглашается поехать с ним. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его.
Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорблен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.
Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляется Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.
Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовавшись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна.
Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться.
Их торг подслушивает Карандышев.
Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.
Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.
В отчаянии Лариса стоит над обрывом, она восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» Появляется Карандышев. Лариса прогоняет его, говоря о своем презрении. Карандышев рассказывает Ларисе, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как вещь. Лариса потрясена, она говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она намеревается идти к Кнурову.
За сценой слышно цыганское пение.
Последние слова Ларисы: «…Вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Герои
Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акцентируя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.
Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени…
с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей богатой торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «блестящий барин, из судохозяев».
Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.
Карандышев
Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.
Он убивает Ларису со словами: «Так не доставайся же ты никому!» Это акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем.
Огудалова Лариса
Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница, она описана автором лаконично: «одета богато, но скромно». Характер этой героини тонко прорисован Островским, психологически точен и, конечно, трагичен. Ее судьба вызывает сочувствие и автора, и зрителя. Лариса — яркая, талантливая, красивая девушка.
Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.
Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна.
Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь.
Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.
С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.
Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…
я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал: «Я любви искала и не нашла…
Паратов
Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30» — такова характеристика, данная Островским.
Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин.
Ведет его по жизни нежелание ничем поступаться ради своего статуса, благополучия, эгоизма. «У меня ничего заветного нет», — говорит Паратов.
Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.
В Паратове легко сочетаются барские черты с неприглядным расчетом, а также с демократичными чертами: он любит подчеркивать свою близость к народу, хвастается дружбой с бурлаками. Это основано на очень точном ощущении его «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает.
Он даже откровенную низость умеет подать как что-то необычайно благородное: совершив по отношению к Ларисе подлость, он пытается отделаться от нее в финале пьесы красивыми сентенциями: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.
Поэтика, композиция, идея
Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется в названии. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бедна.
Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3955-a-n-ostrovskij-drama-bespridannitsa-analiz-proizvedeniya