Поэты в Отечественной войне 1812 г

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала тако­го сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки.

Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие.. До сих пор творцы обращаются к теме войны 1812 года, когда хотят напомнить нам о мужестве и подвиге защитников Отечества. Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России. Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков.

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот на­чинается с Пушкина. В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен та­ким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие стихотворцы. А спустя шесть лет в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и проникновенный образ, дал такой анализ проти­воречий в личности и деятельности французского императо­ра, что и по сей день, историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всех написанных о нем слов. В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной.

Принципиальным художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона. Низринутый с вер­шин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не толь­ко в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко траги­ческая фигура.

7 стр., 3113 слов

Народный характер войны 1812 года (Война и мир Толстого)

... война 1812 года. «Священный союз» При Александре изменилась и внешняя политика России. Восстано­вив отношения с Англией, она вновь ... мир. Россия признала все за­воевания Наполеона. На отнятых у Пруссии польских землях создавалось ... на глазах. Из Смолен­ска французский император направил Александру предложение заклю­чить мир. Не дождавшись ответа, Бонапарт вновь погнался за русской армией. Между тем ...

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец». Стихо­творение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выра­зительнейший портрет выдающегося полководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, оно резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу рус­ского царя. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Моск­вы и униженных просьб пощадить город. Потрясенный император смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центр города, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают… Какая решимость! Какие люди!» — повторял он.

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, которых ему так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Важнейшие события национальной истории — война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Стихотворение «Бородино» было написано на 25-летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением » Война и мир «. Автор описывает простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил » красоту ужаса » в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель — пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В романе » Война и мир » Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Образ вторгшегося врага определяется только его действием — его вторжением. Когда, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте.

17 стр., 8224 слов

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ...

... создании образов отрицательных персонажей. Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке. Глава 2. Женский портрет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере образа ...

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов не делал никаких распоряжений .Он знал , что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего , не место , на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти . Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить » кресты , рубли , чины » . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи » высшему свету » , проявляются и в характере царя.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени были присущи: Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народа. Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: “Пока есть жизнь, есть и счастье”. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра , простоты и правды «.

Лев Николаевич Толстой — знаток и ценитель великого русского языка. » Мысль народная » — главная идея романа » Война и мир «. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон. Победа России — это непросто чудо, выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в ху­дожнике. Тысяча восемьсот двенадцатый год.