Основные мотивы лирики Тютчева

Не случайно излюбленный при­ем поэта — антитеза: «дольный мир» противостоит «вы­сям ледяным», тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, «юг блаженный» — «северу роковому». Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и «море ночное», и летний вечер, и «полдень мглистый», и «весенний первый гром», и «мох се­дой» севера, и «благоухания, цветы и голоса» юга. Тютчев стремится запечатлеть момент превращения од­ной картины в другую. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…

» мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний при­роды поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: «смесились», «уснул», «поблек — нул», «разрешились». Слово «движение» воспринимается как контекстуальный синоним жизни. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, кото­рая в его стихах всегда одухотворена: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть … Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях.

С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабывае­мые поэтические картины «осени первоначальной», весен­ней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным обра­зом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури: Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь. И опрометчиво-бездумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно… Все в лесу представляется поэту живым, полным глубо­кого значения, все говорит с ним «понятным сердцу язы­ком». Образами природной стихии он выражает свои сокро­венные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы: Невозмутимый строй во всем; Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею создаем. «Верный сын природы», так называл себя Тютчев, он восклицает: Нет, моего к тебе пристрастия Я скрыть не в силах, мать-земля! В «цветущем мире природы» поэт видел не только «пре­избыток жизни», но и «ущерб», «изнеможение», «улыбку увяданья», «стихийный раздор».

24 стр., 11570 слов

Тютчев ф. и. Сообщение о тютчеве кратко Дружба двух поэтов тютчев ...

... в своей обстоятельной книге «Два поэта (Тютчев и Гейне)». Он не углубляется в конкретные взаимоотношения героев своей книги, но ясно обнаруживает, так сказать, несовместимость Тютчева и Гейне. Следует подчеркнуть, что А. Лежнев ... доведен­ный до какого-то болезненного неистовства». В этом смысле короткая дружба с Гейне много дала Тютчеву. Как известно, Гейне эмигрировал вскоре из Германии во Францию ...

Таким образом, и пейзаж­ная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта. Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в «стихийных спорах». Созвучию природы про­тивопоставлен вечный разлад в человеческой жизни.

Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек — всего лишь «греза природы». Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, стано­вится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся вопло­щением творческой энергии мятежного духа природы, пу­гает людей.

Роковые начала, наступление хаоса на гармонию опре­деляют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с «неотразимым Роком», с гибельными ис­кушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема «человек и судьба» отра­жена в стихотворении «Два голоса». Обращаясь к читате­лям, поэт призывает: Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..

К сожалению, Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец. Безмолвие природы, которым окружен человек, выгля­дит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы «вырвать у Рока победный венец». На всем его творчестве лежит печать раздумий о проти­воречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. Называя себя «обломком старых поколений», Тютчев писал: Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести.

Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мысля­щим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мне­нию, над человеком, сиротой бездомным, участь его подоб­на льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъем­лющее море, — в «бездну роковую». И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бес­страшие человека, бессмертие подвига. При всей непрочнос­ти человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты.

Лирический герой восклицает: О, Небо, если бы хоть раз Сей пламень развился по воле — И, не томясь, не мучась доле, Я просиял бы — и погас! Напряженность и драматизм проникают и в сферу че­ловеческих чувств. Людская любовь лишь «поединок роко­вой». Это особенно остро ощущается в «Денисьевском цик­ле». Психологическое мастерство Тютчева, глубина пости­жения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области «диалектики души», определяют движение всей последующей литерату­ры, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа. Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тют­чева. С одной стороны, любовь и ее «очарованье» — это «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой — любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым». Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого про­тиворечия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга.

8 стр., 3516 слов

Тема человека и природы в лирике Ф. И. Тютчева

... мир едины навечно: «Разумный гений человека с творящей силой естества…». Таким образом, тема природы и человека в поэзии Ф. И. Тютчева проникает во все сочинения, заставляя задуматься о своем месте ... ней есть любовь. В ней есть язык» Автор не просто любуется пейзажами, а задумывается о существовании и законах жизни, об основах вселенной, постоянно ведет диалог. Природа творца энергична ...

Поэт де­лает потрясающий вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечат­леть ее, претворить в красоту — тоже «победа бессмертных сил». О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами: Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил: Муза, правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта небольшая, Томов премногих тяжелей.