Сообщение темы; постановка учебной проблемы; показ его практической значимости
Актуализация знаний. Демонстрация картин
А. Пластов
«Первый снег»
А.Саврасов «Дворик. Зима»
И. Грабарь
«Мартовский снег»
- Как вы думаете, почему они оказались рядом?
- А что является одной из главных примет зимы?
А.Пластов
«Первый снег»
А.Саврасов
«Дворик. Зима»
И.Грабарь
«Мартовский снег»
Актуализация знаний. Мы живем с вами в Западной Сибири. И самое длительное время года здесь — зима, главной приметой которой является снег. Скоро снег растает. Останутся о нем лишь воспоминания. Добрые, яркие, незабываемые… Снегу мы и посвятим сегодняшний необычный урок. — Снег… Какой он? — Какие глаголы мы можем подобрать к слову «снег»? — А какого он цвета? — К слову «белый» можно подобрать синонимы? Актуализация знаний. Я спрашиваю не зря. Взглянуть — не значит увидеть. А иной раз и увидеть мало. Надо всмотреться. Но сначала давайте прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других — к художникам. Однажды к художнику И. Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один — единственный опрос: какого же цвета снег? Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый»,- коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты… — Как вы думаете, на какую тему вам предстоит написать сочинение? — А что для этого мы должны будем сделать на уроке? Этап целеполагания.
Задача |
Подготовить к обдумыванию будущих учебных действий |
Содержание этапа |
Сообщение цели урока |
Этап целеполагания.
Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, какого ЦВЕТА СНЕГ на некоторых картинах русских художников, и выясним, как цвет снега помогает понять ЗАМЫСЕЛ художника. Затем вам предстоит написать сочинение на тему «КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ», в котором вы опишете снег на рассмотренных картинах и поразмышляете над тем, почему он именно такого цвета. Этап построения проекта-сочинения.
Задача |
Обеспечение восприятия картины, осознание содержания будущего речевого произведения в соответствии с темой (предметом изображения) и замыслом художника |
Содержание этапа |
Осмысление и закрепление способов действий. |
Этап построения проекта-сочинения.
Словарная работа организуется так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину. Словарная работа.
- Замысел — заложенный в картине смысл.
- Оттенок — разновидность одного и того же цвета.
- Теплые оттенки — цветовые оттенки, которые приближаются к красным и желтым и напоминают тепло, огонь.
- Холодный оттенок — цветовой оттенок, тяготеющий к зеленым, синим, фиолетовым и связан с ощущением холода.
- Гармоничные краски — согласованное сочетание красок.
Работа по картине А. Пластова « Первый снег» (беседа)
- Что на ней изображено?
- Что он имел в виду под словом «первый»? Что означает это слово в данном случае? Что снег раньше не выпадал?
- Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник?
- Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок? Какого цвета снег на этой картине?
- Что означает прилагательное «чистый» в данном случае? Можно ли объяснить значение слова с помощью подбора синонимов?
- Какие тона выбрал для своей картины художник: яркие или неяркие?
- Присмотритесь к картине, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег?
- Как подчеркивает художник белизну снега?
- С помощью какого прилагательного можно охарактеризовать тона, когда имеются темный и светлый тона на картине, белый снег и черная ворона на нем?
- Каков замысел художника? Какой вывод можно сделать по этой картине?
Вывод(образец ответа): Рассмотрев, какого цвета снег на картине А. Пластова, мы выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, чтобы зрители картины пережили радость при виде первого снега вместе с героями его полотна, почувствовали его свежесть и увидели белизну, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи. Наблюдая снег на картине, мы убедились, что белый с голубоватыми оттенками снег кажется еще белей благодаря тому, что художник использовал контрастные краски, нарисовав темные пятна земли и ворону на снегу.
Групповая работа по картинам А. Саврасова «Дворик. Зима» и И. Грабаря «Мартовский снег»
— Что мы видим на картине? — Что мы видим на картине? — Где лежит снег? — Какого он цвета? — Есть ли разница в лексическом значении между словами «желтый» и «пожелтевший»? — Почему он приобрел такой цвет? — По крыше дома и сарая точно никто не ходит, однако снег и там не имеет белого цвета. Какого же цвета снег, лежащий на крышах, на заборе, на поленнице дров?
Карточка для 1,3 гр.
«Дворик. Зима»
А. Саврасова
— Почему цвет снега именно такой? Как вы думаете, почему снег приобрел слегка разовый оттенок? — Почему цвет снега именно такой? Как вы думаете, почему снег приобрел слегка разовый оттенок? — Какие предметы, изображенные на картине, «передают» свой цвет снегу, делятся с ним цветом? — Как вы думаете, нет ли здесь противоречия: снег холодный, а показан с помощью теплых тонов?
- Есть ли на картине люди?
- А чувствуется ли их присутствие?
- С помощью каких прилагательных вы охарактеризовали бы дворик, в котором чувствуется жизнь людей?
— Увидеть дворик теплым, домашним, уютным помог нам автор данной картины. А какое настроение постарался передать художник с помощью теплых цветов, которые он использовал на своей картине?
- Вспомните, краски на картине Пластова мы охарактеризовали, как контрастные,противоположные. Можно ли сказать то же самое о красках, использованных в этой картине?
- — Что хотел донести до нас художник, изображая маленький дворик? Какой вывод можно сделать по этой картине?
Вывод (образец ответа): Мы увидели на этой картине снег удивительно теплый: розоватый, кремовый, желтоватый, местами даже коричневый. Выяснили, что снег потемнел, потому что он слежался и потерял первоначальную белизну. К тому же снег отражает коричневый цвет построек дворика и деревьев. Кроме того, автору дорог этот маленький дворик, засыпанный снегом, ему хотелось и до зрителей картины донести тепло, уют, покой и гармонию, которые он сам ощущал в этом месте.
- Что бросается в глаза на этой картине?
- Так и хочется назвать картину, как в песне: «Шла девица за водой». Но картина называется «Мартовский снег». Почему автор именно так назвал свою картину?
- Название подтверждает, что главное в картине — это снег уходящей зимы. А построение картины нам помогает это понять?
- Какого цвета снег на этой картине? Можно ли ответить на этот вопрос одним словом?
- Каким вы видите снег на переднем плане картины?
Карточка для 2,4 гр.
«Мартовский снег»
И. Грабарь
— Чем отличается цвет снега на заднем плане? — Чем отличается цвет снега на заднем плане? — Какова поверхность снега на картине? — Как вы думаете, какой день изобразил на картине автор? — Солнца на картине нет, нет и неба. Как же дал нам художник почувствовать, что день действительно солнечный? — А почему автор картины изобразил голубые прожилки на мартовском снегу? — Какими словами можно охарактеризовать тени на снегу? — Каков был замысел этого художника? Какой вывод можно сделать по этой картине? Вывод (образец ответа): И на картине Грабаря снег тоже особенный, сверкающий, переливающийся. На переднем плане снег розовато-золотистый, голубой в тени деревьев. На дальнем плане — более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая. Таким снег художник показал нам не случайно. Сверкающие краски этой картины создают радостное весеннее настроение. Снег еще лежит повсюду, но это последний снег, буквально пропитанный солнцем. Скоро зима закончится, и наступит весна. Контроль усвоения. действий.
Задача |
Установить уровень усвоения, осознания учебной деятельности |
Содержание урока |
Выполнение компетентностно-ориентированного задания для проверки глубины понимания учебного материала |
Контроль усвоения — заполнение концептуальной таблицы словами для выбора. (работа в группах) СЛОВА ДЛЯ ВЫБОРА. Нетронутый, только что вып…вший; снег ух…дящей зимы, прибл…жающейся весны; пожелтевший, местами (желто)коричневый, пот…рявший перв…начальную свежесть и белизну; белый, чистый, свеж…й; на крышах, на заборе, на поленнице дров роз…ватый, с крем…вым оттенком, с желт…зной; голуб…ватый с золотист…м оттенком; мног…цветный, переливающийся, искрящийся; с голуб…ватым, серым, зелен…ватым оттенками; более светлый, одното(н, нн)ый; (не)яркие, мягк…_ тона; теплые г…рмоничные тона; поверхность (не)ровная, бугристая, изрытая; д…машний, уютный; контрас…ные краски; дорог этот мал…нький дворик; радость при виде первого снега; радос…ное весе(н,нн)ее настроение. Образец выполнения (для самопроверки)
А. Пластов «Первый снег |
А.Саврасов «Дворик. Зима» |
И.Грабарь «Мартовский снег» |
|
Период зимы |
начало зимы |
середина |
конец зимы |
Цвет снега |
белый, чистый, свежий; контрастные краски |
пожелтевший, местами желто-коричневый, потерявший первоначальную свежесть и белизну |
многоцветный, переливающийся, искрящийся |
Оттенки снега |
с голубоватым, серым, зеленоватым оттенками; неяркие, мягкие тона |
на крышах, на заборе, на поленнице дров розоватый, с кремовым оттенком, с желтизной; теплые гармоничные тона |
Голубоватый с золотистым оттенком, более светлый, однотонный |
Замысел художника |
нетронутый, только что выпавший; радость при виде первого снега |
домашний, уютный; дорог этот маленький дворик |
снег уходящей зимы, приближающейся весны; поверхность неровная, бугристая, изрытая; радостное весеннее настроение |
Организация домашней работы.
Задача |
Закрепить способы действий, необходимые для написания сочинения |
Содержание этапа |
Проверка того, как обучающие поняли содержание работы, и каковы способы ее выполнения |
Организация домашней работы.