Урок развития речи в 9 классе. Сочинение – описание памятника Л.Н.Толстому в Казани.
Цели урока:
1) развивающие: развитие умений находить и использовать факты о жизни Толстого, умений работать с источниками, изготавливать кластер.
2) обучающие: формирование умений строить композиционные части сочинения.
3) воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному городу.
4) коммуникативные: отработка навыка подготовки сообщения и выступления.
Оборудование: Презентация «Сочинение – описание памятника Л.Н.Толстому в Казани».
Ход урока:
1. Актуализация прежних знаний.
Изучая на уроках литературы творчество Л.Н.Толстого, мы говорили, что великий писатель недолгое время жил в Казани. Давайте вспомним, что привело примерно 170 лет назад Толстого в Казань? (Когда у Толстого умерли родители, их опекуном стала тетя, проживавшая в Казани).
Какие места в Казани связаны с его именем? (Университет, в котором учился Толстой, дом Горталовых, в котором проживал Толстой).
Сегодня на уроке мы будем собирать материал к домашнему сочинению-описанию памятника Толстому. 3 моих помощника подготовили сообщения, которые мы выслушаем. Пока ребята будут рассказывать, каждый из вас составит для себя кластер.
Я предлагаю выделить 3 смысловые части нашего будущего сочинения и, соответственно, вашего кластера.
Памятник Л.Н.Толстому
Как казанцы чтят память Л.Н.Толстого
Историческая справка
Описание памятника
Итак, готовы? Слушаем 1-е сообщение: Историческая справка о пребывании Толстого в Казани. Успевайте выбирать нужную информацию. (Выступление ученицы.)
Что вы записали в кластер?
Переходим к описанию памятника. Но прежде обратимся к азбуке архитектуры. Прочитаем лексическое значение слова «памятник». Какие еще разновидности памятников бывают? (Монумент, обелиск).
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
... неполных два года. Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого - студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет в 1847, подав прошение ... сестер, ставшая их опекуншей. Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом опекунши П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился ...
Прежде чем памятник займет свое место на улице, он создается в мастерской скульптора. Кто же такой скульптор? Что такое скульптура? Чем отличается статуя от бюста, барельефа и горельефа?
Найдите синонимы к слову скульптура и скульптор. Чтобы выполнить работу, скульптор ведет длительный поиск художественного образа, знакомится с произведениями искусства, с эпохой, с культурно-историческими ценностями. И вот решение найдено, и в работу включается архитектор, который находит форму, пропорции и пластику постамента. Обратимся к «Азбуке» и прочитаем определение слова «постамент». Найдем синонимичное слово. (Пьедестал)
Выберите те слова, которые понадобятся для работы, выпишите их в тетрадь.
Итак, описание памятника. Слушаем 2-е выступление и работаем с кластером.
Что записали в кластер?
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней», — писал Л.Н.Толстой.
Любовь к Родине начинается с любви к ее истории, памяти. А память хранит прошлое, заботится о будущем.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед потомками. Как вы думаете, а для чего мы должны хранить память? (Чтобы не прервать связь поколений.)
Что же делается в городе для сохранения памяти Толстого? Слушаем 3-е выступление и заполняем кластер.
Что записали в кластер?
Мы прослушали доклады, выделили части сочинения. Дальше работаем по вариантам. 1 ряд будет заниматься составлением 1-й части текста. 2 ряд – описанием памятника, 3 ряд – составляет 3-ю часть. Будет ли одинаков тип текста? (1ряд – повествование, 2 ряд – описание, 3 ряд – рассуждение.)
Давайте послушаем по одной работе с каждого ряда.
Вы представили, как должно выглядеть ваше сочинение? Запишем дом.задание: написать сочинение – описание памятника Толстому.
Оценки за урок получают мои помощники. Они не только подобрали хороший материал, но и сумели нам его доходчиво преподнести.