Памятник великому баснописцу

Никто не вечен в мире – всё уйдёт,

Но вечно имя доброе живёт.

Саади

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Санкт‑Петербурга – это первый в России памятник литератору. Он был сооружён на добровольные пожертвования горожан. К десятилетию со дня смерти великого баснописца был объявлен конкурс на создание проекта памятника. В конкурсе победил скульптор П. К. Клодт, известный анималист, автор конных статуй на Аничковом мосту. В тысяча восемьсот пятьдесят пятом году памятник И. А. Крылову был установлен в Летнем саду.

Летний сад, заложенный ещё Петром Первым, – ровесник Петербурга. Здесь находится Летний дворец царя. Сад украшен множеством беломраморных статуй, выполненных итальянскими мастерами. Тенистый Летний сад – любимое место прогулок петербуржцев. В девятнадцатом веке здесь часто бывали прославленные поэты и писатели, известные художники и музыканты. По аллеям сада часто прогуливались Пушкин, Жуковский, Гоголь. Часто бывал здесь и Крылов. Поэтому неслучайно памятник баснописцу установили именно в Летнем саду, недалеко от входа в него со стороны Невы, чуть поодаль от главной аллеи.

Творение Клодта – настоящее произведение искусства. Крылов изображён скульптором в непринуждённой позе. Баснописец сидит на камне с раскрытой книгой в руках. На нём простой будничный сюртук – копия настоящей одежды Крылова в последние годы его жизни. Поэт представлен зрителю естественным и обыкновенным. Это пожилой мужчина, сидящий в расслабленной позе, слегка ссутулившийся, погружённый в собственные мысли. Кажется, он машинально перелистывает страницы раскрытой книги, но по лицу видно, что мысли его уже далеко. Взгляд устремлён вперёд, брови чуть сдвинуты, на лице выражение сосредоточенности.

Во всём облике поэта никакой возвышенности, никакого пафоса или гордыни. Кажется, что мы застали старого человека на прогулке. Он просто присел отдохнуть и о чём‑то задумался. Может, он сочиняет новую басню?

Пьедестал памятника украшен фигурами различных животных. Это знаменитые крыловские персонажи. Вот Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка с музыкальными инструментами из басни «Квартет». А вот и Дуб, под которым Свинья ищет жёлуди. «Звери мои за меня говорят», – сказал как‑то баснописец. Мы с детства помним образы и характеры, осмеянные и обличённые Крыловым в очеловеченных им животных.

7 стр., 3313 слов

Летний сад в искусстве и литературе

... задачи работы входит также характеристика архитектуры и скульптуры Летнего сада. Летний сад - это не только памятник паркового искусства, который находится под охраной государства, сад - излюбленное место прогулок и отдыха ... охота на кабанов, которые носились среди мраморных статуй и фонтанов, губили деревья, цветники. К середине XVIII в. Летний сад утратил значение па-радной царской резиденции, ...

Памятник, созданный Клодтом, – это выражение любви народа к творчеству выдающегося баснописца. От скульптуры веет душевностью и натуральной простотой. Именно таким новое поколение видит Крылова – мудрым стариком, рассказывающим поучительные басни.

## Памятник А.С. Пушкину в Санкт‑Петербурге — сочинение ##

Девятнадцатого июня тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в центре города, на площади Искусств, вознёсся монументальный и лёгкий, торжественный и грациозный памятник поэту А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина.

Площадь Искусств – великолепный архитектурный ансамбль. Он состоит из трёх основных частей: здания Государственного Русского музея с его флигелями и садом, площади со сквером перед дворцом со зданиями по периметру и улицы Бродского, связывающей площадь с Невским проспектом. Памятник Пушкину – это логическое завершение ансамбля площади. Но не поэтому им восхищаются жители и гости Петербурга.

Сам памятник – это произведение искусства. Создавая его, Аникушин хотел, чтобы от фигуры поэта веяло радостью и теплом. Скульптор говорил: «Пушкин – очень яркий человек по своему характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях».

И действительно, образ поэта получился не столько величественным, как принято его изображать, сколько живым и выразительным. Это подчёркивается лёгкой, непринуждённой позой. Правая рука широким жестом отведена в сторону, полы расстёгнутого сюртука распахнуты ветром, галстук небрежно повязан. Голова поэта высоко поднята, лицо вдохновенно. Пушкин, полный движения, стремительный, читает нам свои стихи, как читал их когда‑то друзьям:

  • Но не хочу, о други, умирать;
  • Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

(«Элегия», 1830)

Сколько динамизма, выразительности, благородства во всей фигуре поэта. Какой жизненности и глубины образа достиг Аникушин путём творческих поисков. Замечательно и то, что памятник, созданный много лет назад, интересен и современен. Именно таким видит Пушкина новое поколение: жизнелюбивым оптимистом и патриотом своей Родины.