Какие человеческие пороки крылов осуждает в своих баснях

Сочинение

Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова (сочинение)

Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поко­лений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них — в нашу обыденную речь.

Главными достоинствами басен Крылова являются их на­родность и гибкий стихотворный язык. Написанные так назы­ваемым «вольным ямбом», они с удивительной точностью пере­дают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крыло­ва в его баснях стал образ рассказчика, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличе­ние социальных пороков. Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова «книгой мудрости самого народа».

Нравственное значение большинства басен Крылова за­ключается в том, что автор обличает в них различные челове­ческие и общественные пороки.

Рассмотрим, например, басню «Волк и Ягненок». Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Беспомощный Ягне­нок ни в чем не провинился перед всесильным Волком. Но ни­какие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчаст­ный приводит в подтверждение своей невиновности, не при­нимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И это предопределяет трагическую развязку произведения.

В басне «Свинья под Дубом» Крылов изображает Свинью, ко­торая, «наевшись желудей досыта, до отвала», стала затем подры­вать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, «в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чув­ствуя, что он вкушает их плоды». Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности. А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значе­ния. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природ­ных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресур­сов природы. Таким образом, данная басня не только не утрати­ла своего значения, но и наполнилась новым смыслом.

7 стр., 3266 слов

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

... курсовой работы. Цель исследования - изучить литературную деятельность И.А. Крылова-баснописца. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) познакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова; ... «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Басня по своей жанровой природе ... служил баснописцу средством сатирического обличения вельмож, чиновников. Крылов, как метко сказал Гоголь, ...

Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добро­душна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выво­дит поэт в басне «Ворона и Лисица». Казалось бы, Ворона дол­жна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соло­вьиным. Однако —

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что пове­рила в несуществующие собственные таланты.

Таким же добродушным юмором наполнена басня «Квар­тет». Ее персонажи: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» — полагают, что их умение играть на му­зыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, «Квартет нейдет на лад». Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соло­вей — словами, которые стали крылатыми:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

  • Всё в музыканты не годитесь.

Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменны­ми взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и быто­вых деталей, большинство басен Крылова остаются понятны­ми и злободневными в наши дни.

Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

4.2 (84.57%) 35 votes

На этой странице искали :

  • какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях крылова
  • обличение общественных и человеческих пороков в баснях и а крылова
  • обличение общественных и человеческих пороков в баснях крылова
  • человеческие пороки в баснях крылова
  • Что происходит в басне Крылова лягушки просящие царя

Сохрани к себе на стену!

Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова?

Ивана Андреевича Крылова никогда не баловала судьба. Он с детства стремился к знаниям, но образование получил крайне скудное за неимением другого. В 10 лет умер его отец, Андрей Крылов, и семья осталась без средств к проживанию. Ивану пришлось идти работать, переписывать бумаги. Первые стихи постигла неудача. Но лишь наладилась литературная жизнь, умерла его мать.

Но Иван Андреевич шел к своей мечте стать драматургом не смотря ни на что.

Большое влияние на баснописца произвели исторические события. После переосмысления французской революции и восстанию под предводительством Пугачева Иван впервые обратился к жанру басни. Сейчас его басни широко известны в нашей стране, их изучают школьники всех возрастов.

Он не стал поднимать распространенную тему добра и зла, бедноты и богатства, а показал простые людские отношения с завистью, ложью, лестью. Под масками животных скрывались пороки человека и человечества в целом.

11 стр., 5112 слов

Моя любимая басня крылова 5 класс

... 5 классе. Сочинение не тему «Мои любимые басни И.А.Крылова» 5 кл литератра Тема: РР. Написание сочинения «Мои любимые басни И.А. Крылова» Цели: научить писать сочинение ... Мне нравятся басни Крылова, потому что, обли­чая в них людские пороки, автор ... вороны с сыром, слоны с собачками… Не люблю то, что твердят все. У меня есть книга басен, там много-много забавного. Больше всего мне нравится история про ...

Примером разоблачения темных сторон человека может служить каждая басня Ивана Андреевича. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Одной из самых знаменитых басен драматурга является басня «Ворона и Лисица». Образ Лисицы в ней — образ хитрой обольстительницы, сумевшей ласковыми словами отобрать у Вороны лакомый кусочек сыра. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!», — даже малый ребенок сможет уловить в этих словах лесть и притворство. Другой персонаж-Ворона – повелась на сладкие речи, предвкушая похвалу.

Другой порок, невежество и неумение думать наперед, Иван Андреевич показывает в произведении «Свинья под дубом». Свинья наевшись желудей до отвала и выспавшись, не нашла себе другого занятия кроме как рыть корни дуба. Ворон пытается ее образумить, но в ответ лишь слышит: «Пусть сохнет…ничуть меня то не тревожит, в нем проку мало вижу я». Так Свинья, не догадавшаяся поднять морду, сейчас убивает то, без чего потом умрет она.

Басни Ивана Андреевича хороши не только запоминающимися образами, но и ярко выраженной моралью, которую автор не ленится даже отдельно прописать. Каждая его басня несет свой смысл и раскрывает отдельный человеческий порок.

Полезный материал по теме:

  1. О баснях Крылова
  2. Белинский о баснях Крылова
  3. Отражения 1812 года в баснях Крылова
  4. Образы животных в баснях
  5. Тема народности в баснях

Осуждение человеческих недостатков в баснях И. А. Крылова

Басня – короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Басня всегда носит иносказательный характер, а в качестве персонажей в ней чаще всего выступают животные, растения, вещи.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень,

тщеславие, трусость, глупость, невежество.

Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.

Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне “Квартет”. Однажды в лесу звери собрались сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что

все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Об этом рассказывает замечательная басня “Лебедь, Щука и Рак”. Животные собрались везти воз, но каждый был настолько уверен в своей правоте, что не желал прислушаться к мнению других.

Каждый из них тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места.

В басне “Щука” автор критикует судей за их безнравственность, хитрость и изворотливость. Он уже не просто высмеивает, а разоблачает судей, которые создают видимость соблюдения всех правил, но “неправдой судят”. Мораль этой басни перекликается с известными русскими пословицами: “Законы святы, да судьи супостаты”, “Суд прямой, да судья кривой”, в которых отражено отношение простого народа к жизненным явлениям.

Автор часто опирается на народную мудрость, заключенную в преданиях, пословицах и поговорках, чтобы сделать свои выводы доступными простым читателям.

Иван Андреевич Крылов заслужил всенародную славу и признательность. Созданные им произведения давно вышли за пределы России, он стал известен и в Англии, и в Америке. Его ценят и почитают наряду с великими баснописцами древности и новых времен.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.

Читая басню «Демъянова уха», понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют хорошие последствия.

Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни — «Но только воз и ныне там» — стала крылатым высказыванием. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».

Невежд и неуков разоблачает Крылов в басне «Мартышка и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажа басни: не способные понять какое-то явление, они отрицают или запрещают его. Немало действующих лиц басен Крылова будто пришло из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.

Лиса — персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда нужно изобразить хитрость, лукавство. В басне «Ворона и Лиса» именно хитрость помогают Лисе завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными. Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Общее и отличное басни Крылова «Волк и ягненок» и одноименной басни Эзопа

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений.

Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова.

Эзоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание уделяется столкновению между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Волк и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

В отличие от Эзопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали. У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся свидетелями всего, что происходит с героями.

В начале басни Ягненок не пугается Волка, ведь он никому ничем не вредит и не нарушает установленные правила. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не выплывает, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал — и в темный лес Волк поволок Ягненка» — в то же время ожидаемые и неожиданные. Читатель от самого начала знал, что так должно было случиться, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок таки доведет свою невинновность.

В баснях Эзопа и Крылова общим является сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Эзопа написана прозой, а Крылова стихотворениями. Но, по моему мнению, главнее всего, что отличает эти две басни — это самое читательское восприятие произведений. Басня Эзопа обращение, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова — к его сердцу.