Описание местности 6 класс

Описание местности 6 класс 1

Под описанием местности понимается описание любого места, где живет человек: деревня, поселок, город, улица, двор, площадь. Основа описания — перечисление предметов, характерных для данного места, и описание этих предметов. При описании местности нужно уметь находить «исходную точку зрения». Например, вы смотрите с пригорка вниз на город и его окрестности.

При описании местности можно использовать следующие словосочетания и слова: недалеко, в нескольких шагах, чуть поодаль, недалеко, вблизи, напротив, комплекс многоэтажных домов, новая планировка, ажурные арки мостов, живописные уголки и т.д. Глаголы лучше употреблять в одном времени, они должны помогать рисовать предмет: раскинулся, вытянулся, тянется, возвышается, прячется. Глагол можно и опустить: рядом лес, вдали купол церкви.

Обратите внимание, какое говорящее описание местности даёт Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:

  • «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть;
  • покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.

Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.

У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.

Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес.

Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки».

1 стр., 484 слов

Сочинение описание про город мозырь

... тем или иным причинам. Все они пережили много мук Сочинение на тему город мозырь город в котором я живу. Описание файла: Добавлен: 01.01.2016 Скачиваний: 4990 Статус файла: доступен ... Файл общедоступен: Да Файл закачал: sumpachebumbna. Сочинение о городе, которое описывает красоту ...

Описание местности на основе личных впечатлений

Описание местности на основе личных впечатлений 1

Мир, в котором я живу, — прекрасный. Он бесподобно красивый, изысканный и изящный. Влюбиться в его совершенную красоту можно с первого взгляда, с первой птички, которую встретишь на своем пути.

Как на меня, особенно заметной эта красота становится именно весной, она приобретает какой-то нежности и женственности, которая просто завораживает и остается в твоем сердце на долгие-долгие годы.

наблюдать

Моя улица сейчас выглядит как кадр из волшебного мультфильма, в котором описывается вымышленный мир.

Вокруг все начинает цвести: молодые абрикосы уже демонстрируют свои первые розово-беленькие цветочки, на яблонях и вишнях уже появляются зеленые почки, которые вот-вот превратятся в зеленые листочки, у окон уже распускаются тюльпанчики, и кое-где еще до сих пор можно найти маленькие подснежники. Красота сейчас повсюду. Неприметные до этого домики сейчас только дополняют, удачно вписываются в общую картину, они уже не кажутся такими серыми и бесцветными, хотя именно такими были только несколько дней назад.

Находиться сейчас на свежем воздухе — это просто мечта. Я в восторге от зеленой травки; от детей, которые постоянно суетятся и придумывают себе все новые развлечения; от птичек, которые придают здешней природе еще большего количества разнообразных цветов и красок.

Поэтому теперь вокруг чисто и ухоженно, что просто не может не радовать меня.

описать реку,

в моем городе

свою улицу

Я благодарна тому, что весна пришла на мою улицу и принесла сюда вместе с собой тепло, радость и неповторимую красоту.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе

План конспект урока по русскому языку класс по теме описание природы работа над сочинением урок в классе 1

Описание природы

(работа над сочинением)

Обучающие цели:

  • дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы
  • показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа
  • познакомить с ролью прилагательных в описании природы
  • научить понимать роль описания в повествовании

Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа

Ход урока:

  1. Введение понятия «пейзаж».
  • Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.

Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,

2 стр., 770 слов

Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени

... поступках, словах и мыслях. Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени ... природы в романе как описание революционных действий в стране. Я же вижу в описании природы самого автора: непокорность, свобода слов и действий. Он пытался передать через природу свое мнение и вид на ... – для меня желание достичь полной свободы. Снег и холод – трезвый взгляд на происходящее. А вот луна – потери. Скалы ...

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

  • Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. № 253)
  • Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

  • Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает

только одна родина?

2. Если скажут слова «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  1. Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).

  • Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?

…Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, — Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.

  • Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.
  • Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?

    1. Редактирование сочинения «Танькина калоша».

(Дидактич. мат. , к № 407).

  • Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли? Как следовало назвать этот рассказ?
  • К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?
  • Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?
  • Отредактируйте сочинение.

V. Подведение итогов урока.

  • Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?
  • Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?
  • Какова роль описания природы в повествовании?

II – вариант.

2 стр., 823 слов

Описание Печорин и контрабандистка

... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но ... Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой? Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И ...

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

  1. Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.
  2. Онегин и Печорин – «герои своего времени».
  • дворянское происхождение;
  • светское образование и воспитание;
  • праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;
  • понимание людей;
  • неудовлетворенность жизнью.

2) Различия между ними:

  • глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;
  • пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;
  • безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;
  • противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,

охлажденный ум» Онегина.

  1. Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.

III- вариант.

  1. Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:
  • Какова основная мысль романа?
  • О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем

объясняет их появление?

  • Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?
  • В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?
  • Каковы особенности композиции романа?
  • Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?

Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

I – вариант.

Подготовить сообщение по плану.

Печорин – герой своего времени.

  1. Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).

  2. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
  3. Происхождение и общественное положение.
  4. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
  • незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;
  • жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;
  • противоречивость его и разлад с самим собой;

5. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:

  • близость его людям 30-х г. и Лермонтову;
  • черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6. Причины гибели Печорина:

  • отсутствие общественных запросов и чувства родины;
  • воспитание и влияние света.

7. Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/20/opisanie-prirody-rabota-nad-sochineniem-urok-v-6-klasse

Сочинение-описание помещения (6 класс)

Сочинение описание помещения класс  1

28 стр., 13814 слов

Печорин страдающий эгоист

... каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство. Почему печорин эгоист поневоле кратко. Сочинение “Страдающий эгоист Печорин” » стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе ... порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это ...

Cлайд 1

Тема: «Сочинение-описание помещения» Урок по развитию речи в 6 классе Цели урока: Повторить типы речи и виды сочинений-описаний. 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей. 3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят. Зверева Тамара Александровна

Cлайд 2

I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С.Л. Маршак. ?

Cлайд 3

2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Повествование

Cлайд 4

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой) Рассуждение

Cлайд 5

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин) Описание

Cлайд 6

? 3. Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий

Cлайд 7

? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы

Cлайд 8

Описание местности

Cлайд 9

Описание предмета

Cлайд 10

Описание состояния

Cлайд 11

Описание животного

Cлайд 12

Описание помещения

Cлайд 13

II. Изучение новой темы. 1. Особенности сочинения-описания помещения. Основа описания – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать. Справа, в углу, — книжная полка. Большую часть её занимают учебники для 6 класса и книги о великих музыкантах мира. Здесь же – «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, сборники песен.

Cлайд 14

Вывод. Виды сочинений-описаний помещения Краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть» Подробное, т. е. его можно распространить, «развернуть»

Cлайд 15

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

24 стр., 11860 слов

Описание интерьера и его роль в художественном тексте. Описание ...

... тоже темную . « Комната Плюшкина: описание интерьера «. Никак бы нельзя было сказать, ... из синей сахарной бумаги. « Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет ... стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. « ... ведь каждый второй школьник писал сочинение на тему Онегина, а письмо ... наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле. ...

Cлайд 16

3. В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим «лицом», своим «характером». Задание: прочитайте тексты из упражнения 99. ? Как вы думаете, чем они интересны?

Cлайд 17

III. Подготовка к написанию сочинения 1. Что такое интерьер? Интерьер (из франц., «внутренний») — внутреннее пространство здания. общественный (театр, концертный зал) жилой Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.

Cлайд 18

2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (парового отопления) порт…ера д…ван кр…вать п…анино т…левизор т..лефон п..лас т..ршер п…ртрет к…ртина к…мпьютер а а ь и о и е е а о о а о

Cлайд 19

3. Знакомство с сочинением «Моя комната». Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. ? Вам понравилось сочинение? Почему? Вы обратили внимание на глагол «стоит»? Что ещё снижает качество работы?

Cлайд 20

4. Пример сочинения Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.

Cлайд 21

5. Задание: напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты или любимого уголка вашей квартиры в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт

539535395453955539565395753958539595396053961539625396353964

Скачать эту презентацию

Сочинение-описание местности

Сочинение описание местности 1

Моя улица

У каждого человека есть самые памятные, самые дорогие места в жизни. Для меня — это мой родительский дом, мой дом, моя улица.

Когда я была совсем маленькой, мои родители получили квартиру в новом районе на улице Дружбы Народов.

Я считаю, что это название символическое, ведь именно дружба между людьми является залогом наилучших чувств: дружба перетекает в любовь, без дружбы нет верности, с дружбы начинается человечность.

Двенадцать лет тому назад на месте кукурузного поля и колхозных ферм «вырос» молодой жилищный массив. Белые многоэтажки возвышались над землей, будто касаясь туч рогачами телеантенн, и сами напоминали тучи. Я и мои ровесники росли вместе с этим районом, здесь нам все близкое и знакомое.

Наша улица прямая и широкая. Летом здесь много зелени, ведь на один бок пришлась лесополоса, превращенная на уютную аллею.

Из другого, солнечного бока, — всегда много цветов, однако и деревья за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы выходит в поле.

Из окон верхних этажей открывается замечательный пейзаж — необъятные зеленые поля, которые в начале лета золотятся подсолнечным сиянием.

Другой край улицы упирается в широкую автомобильную магистраль, за которой начинаются частные застройки. Хотя одноэтажные домики и претендуют на оригинальность архитектуры, я люблю многоэтажки.

Особенно приятно смотреть на девятиэтажки с узорами около крыш — это дома улучшенного планирования. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а из обоих ее краев расположились «Универсамы».

Они проектированы почти одинаково, потому улица приобретает своеобразное обрамление.

В большей степени они располагаются на первых этажах многоэтажных домов, за исключением разве что магазинов и кафе. Кафе «Лотта» стало любимым местом отдыха молодежи.

А между домами в уютных дворах расположились детские садики и школы. В окружении жилых домов — моя школа.

Это трехэтажное сооружение построено так, что много ее окон выходят во внутренний дворик с клумбой посередине, на которой растет большая ель. Перед центральным входом пламенеют на клумбах цветы, а березовая аллея, которая ведет к школе, создает уют, подносит настроение.

Я люблю свою улицу любой поры, но особенно осенью. Это время, когда все залито золотом, которое перемежевывается с багрянцем.

Из окна моего дома хорошо прослеживается весь микрорайон, а легкий ветерок ранней осени наполняет комнату ароматами увядших листьев.

Родительский дом

Вспоминая детство, прозаниматься странными ощущениями. Как-то грустно становится на душе, когда вспоминаешь двор, на котором предпринял первые шаги.

Небольшое, уютное, укутанное виноградной лозой, оно едва пропускало солнечные лучи. Летом защищало от жары, зимой — от снегопадов. Осенью листопад застилал землю пышным ковром, на котором кувыркались мы, деть.

А поднимешь голову вверх — налитые гроздья винограда.

Тогда папочка брал меня на руки, поднимал вверх и я доставал губами спелые виноградины. А на дверях, прислонившись к дверному косяку, стояла мама и притворно сердилась, увидев мое чумазое личико. А затем мы все весело смеялись.

Весной отец обрезал лозу — и двор светлел, чтобы уже в мае зазеленеть снова.

Наш дом был расположен на околице поселка и одним боком смотрел на буерак. А на другом боку оврага возвышались многоэтажные дома. Наш небольшой переулочек состоял из одноэтажных домиков частной застройки и был небольшим островком красоты и гармонии посреди большого шумного города.

Нашей семье принадлежала одна часть домика, с другой стороны возвышался соседский забор. Бабушка считала, что этот забор портит красоту, и засаживала его вьющимися цветами. Цветы изменялись в зависимости от сезона, наполняя двор ароматами лета, но бабушкиной гордостью всегда считались розы.

Ежегодно на День Победы мы с бабушкой ломали сирень и шли к Мемориалу Славы. Бабушка поднимала меня на руки, и я клал белый букет к вечному огню.

А возвращаясь домой, я видел, как белели сиреневые цветы на фоне красного кирпичного дома и едва касались моего окна.

Весной наш дом изменялся, потому что изменялся сад за ним. Сначала он бурлил белой вьюгой яблоневого и вишневого цвета, немного погодя потопал в зелени, а еще позже — в багрянке налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми оконными стеклами, которые влекли разным теплом.

А теперь, когда бабушки не стало, я хожу в школу в новом районе, где живут мои родители. Мне нравится и мой дом, и новая школа, и мои новые друзья. Но там, в старом районе, осталось не только мое детство, но и частица меня самого.

Иногда даже представляю, что отворяю калитку, а там на пороге стоит бабушка и ожидает меня. Знаю, что чудес не бывает, что прошлое не возвращается.

Но в сердце на всю жизнь останутся воспоминания о стареньком нарядном домике, окутанный дымкой сада, — мой родительский дом.

Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

Речевая деятельность сочинение описание местности по собственным наблюдениям 1

УРОК № 30

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания местности на основе собственных наблюдений; развивать письменную речь школьников, воспитывать у них любовь к родному городу.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют монологическое высказывание-описание по совместно разработанному плану; определяют тему и основную мысль текста; составляют высказывание, соблюдая логическую последовательность; ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию для сочинения; умеют использовать жизненный опыт.

Оборудование: виды Харькова, тексты.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Беседа с учащимися.
  • Что такое описание местности?
  • Как строится любое описание?
  • Как строится повествование с элементами описания?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

  • Чтение учителем стихотворения С. Погреб.

Суровый дом на Рымарской,

Где наш этаж — шестой.

Он был, как замок рыцарский,

Приметен высотой.

Мы жили в узкой комнате,

Но фонарем — окно.

До трещин в подоконнике

Запомнилось оно.

Там стол под скатерть прячется,

И я под ним сама.

Как плачется! Как плачется!

Намокла бахрома.

Впервые там — по Оводу

Река любви текла…

Пошла я к ней не по воду,

А за водой пошла.

Течет великая река.

Длиннее жизни. Сквозь века.

  • Задания к тексту.
  • Определите основную мысль стихотворения.
  • Найдите описание дома на Рымарской.
  • Выпишите неполные предложения и сделайте их синтаксический разбор.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  • Слово учителя.

Вы прослушали стихотворение харьковской поэтессы Сары Погреб и отметили, что оно дышит любовью к родному городу.

Описывая местность (и сегодня это будет улица детства или любимый уголок Харькова), важно помнить о передаче своего настроения, состояния, отношения к тому, о чем вы пишите.

Каждый город уникален, каждый хранит историческую память, в каждом городе — свой культурный ансамбль. Город учит нас, он воспитывает, приобщает нас к истории, к культурным ценностям. «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное, это — любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д. Лихачев)

  • Работа над составлением плана сочинения.

Образец плана

1. История улицы — история города.

2. Описание любимой улицы:

  • а) местонахождение улицы;
  • б) достопримечательности;
  • в) особенность этого уголка.

3. Чувства, вызываемые архитектурой улицы.

  • Сбор материала для сочинения.

Подбор опорных слов и словосочетаний: архитектура, величественный, незабываемый, центральная часть, обширная площадь, озеленить, зеленые посадки, распланировать, тротуар, деревянный, каменный, устремленный ввысь, фасад, многоэтажные дома, палисад и др.

  • Чтение учителем образцов сочинений.

(Образцы сочинений см. в Приложении к уроку № 30.)

  • Написание сочинений.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Закончить сочинение.

2. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  • Слово учителя.

У каждого из вас свой Харьков, свои любимые места, свои воспоминания. Родной город с вами навсегда, даже если вы в нем не останетесь жить, но ведь «все мы родом из детства». Пусть в каждом сердце навсегда останутся воспоминания о Харькове.

Как Первомай богат подарками!

Гремит оркестр под окном.

Ты помнишь Рымарскую в Харькове

И рядом с оперой — наш дом?

Мы знаем цену хлебной корочке,

Конфетке малой — «монпансье».

Нам сшила мама гимнастерочки,

Подстригла ровно наши челочки,

И мы — нарядные, как все.

Поют впервые про кудрявую,

Про свежесть утра на реке

И что страна встает со славою,

А ты стоишь с флажком в руке.

Стоишь, малышка быстроглазая,

Я ж в старшие не подхожу:

Растяпа, все теряю сразу я

И ключик на шнурке ношу

На шее…

Коридор огромнейший.

Соседей не пересчитать.

Фонарь окна в столовой помнишь ты,

Где до звезды — рукой подать?

(С. Погреб)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 30

УЛИЦА МОЕГО ДЕТСТВА

Улица моего детства — это Полтавский шлях, где сейчас живут мои бабушка и дедушка. Я приезжаю сюда на выходные, на каникулы, это моя самая любимая улица. Одна из главных в городе, она соединяет центр города с Холодной горой и Залютино.

А та часть улицы, где жила я (район станции метро), как, впрочем, и вся Холодная Гора, были за чертой города.

Мой дом — девятиэтажный, построенный из кирпича. В нем располагался магазин «Киевский». Я часто выходила из магазина с игрушкой в руках, довольно улыбаясь.

Рядом с домом — здание поликлиники для взрослых, а на другой стороне — детская поликлиника. Конечно, главная достопримечательность улицы — Свято-Озерянский храм, построенный в 1901 году по проекту архитектора С. П.

Нелехина. А за ним находится школа № 18, где училась моя мама.

К сожалению, воздух на нашей улице сильно загрязнен, потому что по ней проезжает большое количество транспорта. Поэтому и мою маму, и меня водили гулять в парк «Юность», который также находится на нашей улице. Когда-то там был чудесный детский городок. Сейчас, к сожалению, он находится в полуразрушенном состоянии. Мне очень хочется, чтобы там навели порядок.

Каждая улица, я думаю, связана с жизнью города, с жизнью страны. Моя семья любит вспоминать лето 1980 года, когда в Москве состоялась Олимпиада.

Тогда через Харьков, и именно по нашей улице, несли олимпийский огонь. Наши окна выходят как раз на дорогу, поэтому к нам пришли друзья, знакомые, чтобы посмотреть, как будут нести олимпийский факел.

Людей было очень много. Я, к сожалению, этого не видела, я тогда еще не родилась.

Я очень люблю улицу моего детства, потому что на ней всегда шумно, людно, кипит жизнь. Я люблю наблюдать, как меняется улица в течение дня: от первых солнечных лучей до зажженных фонарей. Я люблю ее и зимой, и летом, и весной, и осенью. Она такая разная, но всегда родная.

ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК ХАРЬКОВА

Я очень люблю центр нашего города, старую его часть. Нигде так близко мы не соприкасаемся с историей, как здесь. Если бы умели говорить не только люди, но и дома, как много они бы нам рассказали!

Мои бабушка и дедушка когда-то жили на улице Гоголя, дом № 6, потом переехали на Салтовку, но бабушка говорит, что душа ее осталась там, на улице Гоголя. Поэтому любит гулять со мной именно здесь.

Улица Гоголя получила свое название в 1909 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения писателя. А до этого она называлась Мало-Сумская. Возникла она во второй половине XVIII века. Украшение улицы — Собор Успения Пресвятой Девы Марии.

И теперь Собор Успения Пресвятой Девы Марии — одна из жемчужин архитектурного ансамбля нашего города.

На улицу также выходит сценическая часть Харьковского государственного академического театра им. А. С. Пушкина. Рядом — новое здание гостиницы «Чичиков». Знаменательно, что гостиницу назвали именем одного из героев Н. В. Гоголя.

К сожалению, некоторые дома на улице в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Зато с обеих сторон к этой небольшой улице примыкают парковые зоны: сквер Театральной площади и сквер Победы. На Театральной площади, у входа, установлен памятник Н. Гоголю.

Правда, мешает нам теперь непонятное здание, построенное на Сумской и совершенно не вписавшееся в ее ансамбль.

И все же я очень люблю этот уголок Харькова. Здесь не ощущается городской шум, здесь тишина и удивительное спокойствие. Тут можно погрузиться в атмосферу города и мечтать.

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»

Урок развития речи по русскому языку по теме сочинение описание общего вида местности по собственным впечатлениям  1

Ссылка на основную публикацию

  1. Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» учителя Васильевой Н.И. МОУ СОШ №34 г.

    Воронежа

Пояснительная записка к уроку Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» в тематическом планировании уроков русского языка в 7 классе проводится в I четверти в разделе «Повторение изученного в 6 классе» (в 6 классе дети учились писать сочинения-описания природы), поэтому такой урок можно провести в условиях естественной природной среды.Найти естественную природную среду не вызовет затруднений в сельской школе. В городе есть тоже много зон с естественной природной средой (парки, аллеи, скверы и т.п.).

В микрорайоне нашей школы есть замечательные уголки природы: берег водохранилища, Шиловский лес. Поэтому найти подходящее место для проведения уроков за стенами классной комнаты возможно.Домашним заданием к уроку было: 1) повторить изобразительно-выразительные языковые средства (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет); 2) подобрать цитаты об осени.

Русский язык. 7 класс.

Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»

Я уверен, что для полного овладения русским языком …

нужно общение с пажитями и лесами, водами,

старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым

цветком, что кивает головкой из-под куста лещины.

К.Паустовский

Цели: — выработка умения писать сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям;

  • совершенствовать умение собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • совершенствовать навыки монологической речи (в художественном стиле);
  • совершенствовать речемыслительную деятельность;
  • совершенствовать умения работать с текстом в программе Microsoft Word (ввод и форматирование текста, вставка картинок в документ);
  • развивать воображение, внимание, навыки устной и письменной речи;
  • способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе, любви к своей малой родине.Оборудование: — памятки-алгоритмы действий при работе в программе Microsoft Word;
  • ПК (нетбук)- 20 шт.;
  • фотоаппараты — 10 шт.;

— материал к уроку в электронном виде (вопросы и задания, тексты русских поэтов и писателей об осени, подбор цитат об осени, материал для словарной работы и др.).

Микро-цель Ход занятия Организация творческой образовательной среды Место и роль ПК и его составляющих Результат
Вспомнить правила поведения и безопасности.Сообщить цель занятия.Мотивация (внешняя).

Учитель напоминает правила поведения и безопасности. Сообщает цель занятия, что мы должны сделать к концу занятия (создать собственный текст-описание общего вида местности в художественном стиле со вставкой в документ фотографии), как будем использовать на занятии ПК и фотоаппарат. (Лучшая работа будет опубликована в школьной газете, также работу можно использовать в качестве подарка близким и друзьям) Готовность детей к работе, понимание конечной цели урока (что должны сделать).Мотивация (внешняя).

Активизация наглядно-образного мышления. Развитие внимания, воображения, чувства прекрасного.Совершенствование навыков монологической речи (в художественном стиле).Мотивация (внутренняя).Учить «улавливать» настроение пейзажа и передавать его с помощью изобразительно-выразительных языковых средств, учить чувствовать красоту.Закрепить умение составлять простой план к сочинению-описанию.Развивать внимание и наблюдательность.Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать.Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность.Развитие умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое.Формирование умения выбирать необходимые языковые средства для выражения своей главной мысли и своего отношения в художественном стиле.Развитие умения представлять сделанную работу.
  1. Погружение в тему. Подготовка материалов к блиц-сочинению.

Объяснение учителя:

«Природа, мир, тайник Вселенной», — сказал великий поэт России Б.Л.Пастернак. Действительно, в природе есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие. Стремление проникнуть в её тайны и наполниться её красотой необходимо каждому из нас, т.к. человек слит с окружающим миром природы и является частью этого мира.Подготовьте к работе ПК, откройте на рабочем столе папку «Материалы к уроку», документ «Вопросы».

Беседа по вопросам:

  • Какие слова возникают у вас в воображении при слове осень ? Запишите их после вопроса, выделив красным цветом.
  • Какая она, осень, для вас – золотая, серая, грустная, разноцветная или… Выделите красным цветом эпитеты, отвечающие вашему восприятию осени и (или) добавьте свои.

Чтение отрывков из художественных произведений. Работа над словом в художественном тексте:

В папке «Материалы к уроку» откройте документ «Художественные тексты» с художественными текстами А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, К.Г.Паустовского, И.А.Бунина (приложение №1).

Прочитайте описание осени у разных художников слова и ответьте на вопросы.

Беседа по вопросам. Работа над словом в художественном тексте:

  • Какими чувствами проникнуто каждое произведение? Чьё восприятие осени вам ближе и почему?
  • Какими красками вы бы нарисовали каждый осенний пейзаж?
  • В каждом тексте красным цветом выделите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие осень.
  • Почему Пушкин называет это время унылой и чарующей порой? Чем в осени очарован поэт?

Осмотритесь вокруг, вглядитесь внимательно в пейзаж, который вас сейчас окружает, и заполните таблицу, записав ряд эпитетов к каждому слову по собственным впечатлениям от картины осени, которую мы с вами сейчас наблюдаем:

Какой (-ая,-ое,ие)? Что делает (-ют)?
Осень
Листья
Деревья
Небо
Земля
Воздух
Если необходимо, добавьте другие слова
  1. Составление плана к сочинению.

Основа описания – перечисление предметов, характерных для данного места. Перечисление может сопровождаться указанием на местоположение предметов. И наконец, предметы могут быть не только названы, но и описаны.В описании места обычно выделяют:

  1. часть, где говорится о позиции наблюдателя;
  2. часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы.

Исходя из вышесказанного, составьте план к своему сочинению. (Самостоятельная работа)

  • Создайте папку под своим именем. В папке создайте документ в программе Microsoft Word. Запишите вид работы «Сочинение».
  • Придумайте заголовок, отразив в нём тему или основную мысль сочинения.
  • После заголовка подберите и запишите эпиграф к сочинению. Эпиграф к сочинению можно подобрать из цитат в папке «Материалы к уроку», документ «Цитаты» (приложение №2) или взять какую-либо из цитат об осени, заготовленных вами в качестве домашнего задания.
  • ВНИМАНИЕ!!! Прежде чем писать сочинение, определите его общее настроение, четко сформулируйте тему и основную мысль, отберите необходимые языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.
  • Произведите фотосъёмку наиболее понравившегося вам вида местности.
  • ВНИМАНИЕ!!! Отберите самые удачные снимки, отвечающие замыслу вашего сочинения.
  • Сохраните сделанный(ые) снимок(и) в вашей папке.
  • Используя предыдущий материал, опираясь на собственные наблюдения, напишите после эпиграфа текст вашего сочинения-описания вида местности.
  • В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени (настоящего или будущего).

  • Слова, сочетания слов, выделенные красным цветом в документах «Вопросы» и «Художественные тексты», а также эпитеты и глаголы в заполненной таблице используйте в своем сочинении.
  • После написания сочинения вставьте свою фотографию в начале или в конце сочинения. Или примените обтекание картинки текстом.

Выборочное представление работ с обсуждением.

Работа над зрительными и словесными ассоциациями.Чтение отрывков из художественных произведений.Работа над словом в художественном тексте.Восприятие осенней природы.Восприятие осенней природы.Фотосъёмка пейзажа.Словесное рисование картин природы.Анализ сделанных работ по определенным критериям. Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).Создание папки.Отбор и распределение информации (материала) к сочинению.Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).

Мотивация (внутренняя).Восприятие осенней природы.Развитие построения мыслительного образа.Подготовка материала к сочинению.Развитие умений видеть, фиксировать.Подготовка плана сочинения.Развитие умений видеть, фиксировать, иллюстрировать, обобщать и представлять, используя возможности ПК.

Приложение

Художественные тексты

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…А.С.

ПушкинЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…Ф.И.ТютчевМного было примет осени, но я не старался запомнить их. Однако я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Берёзы жёлтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, ёлочки темнеют,А между клёнами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пёстрый терем свой.И.Бунин

Цитаты к эпиграфу

Уж румянит осень клёны…А.МайковВ саду горит костёр Рябины красной…С.ЕсенинВсе деревья блистают В разноцветном уборе.К.БальмонтРоняет лес багряный свой убор…А.ПушкинКак птицы, скачут и бегут, как мыши,Сухие листья клёнов и берёз.С.

МаршакЦветная вьюга листопада – Предзимья пышный карнавал.Л.ТатьяничеваУж небо осенью дышало…А.ПушкинОтговорила роща золотаяБерёзовым , весёлым языком.С.ЕсенинНеизъяснимую печальТаят в себе красоты осени.А.Дементьев

В помощь учителю.

Материал для справок.

Унылая – скучная, тоскливая, невесёлая.

Чарующая – обаятельная, пленительная, привлекательная.

Багровый – красный, густого, тёмного оттенка. Багряный (книжн.)

Дивная – чудная, чудесная, волшебная, сказочная, феерическая, фантастическая; поражающая, удивляющая своей красотой, прелестью, своим великолепием, роскошью.

Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; перен. – бесцельный, пустой.

Грустить – печалиться, унывать, тосковать, кручиниться (нар.-поэт.)

Радоваться – ликовать

Гулять – прогуливаться, разгуливать (разг.), прохаживаться

Чувствовать – ощущать, чуять

Заколдовывать – зачаровывать, очаровывать, заворожить, околдовать