Под описанием местности понимается описание любого места, где живет человек: деревня, поселок, город, улица, двор, площадь. Основа описания — перечисление предметов, характерных для данного места, и описание этих предметов. При описании местности нужно уметь находить «исходную точку зрения». Например, вы смотрите с пригорка вниз на город и его окрестности.
При описании местности можно использовать следующие словосочетания и слова: недалеко, в нескольких шагах, чуть поодаль, недалеко, вблизи, напротив, комплекс многоэтажных домов, новая планировка, ажурные арки мостов, живописные уголки и т.д. Глаголы лучше употреблять в одном времени, они должны помогать рисовать предмет: раскинулся, вытянулся, тянется, возвышается, прячется. Глагол можно и опустить: рядом лес, вдали купол церкви.
Обратите внимание, какое говорящее описание местности даёт Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:
- «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть;
- покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.
Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.
У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.
Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес.
Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки».
1 стр., 484 словСочинение описание про город мозырь
... тем или иным причинам. Все они пережили много мук Сочинение на тему город мозырь город в котором я живу. Описание файла: Добавлен: 01.01.2016 Скачиваний: 4990 Статус файла: доступен ... Файл общедоступен: Да Файл закачал: sumpachebumbna. Сочинение о городе, которое описывает красоту ...
Описание местности на основе личных впечатлений
Мир, в котором я живу, — прекрасный. Он бесподобно красивый, изысканный и изящный. Влюбиться в его совершенную красоту можно с первого взгляда, с первой птички, которую встретишь на своем пути.
Как на меня, особенно заметной эта красота становится именно весной, она приобретает какой-то нежности и женственности, которая просто завораживает и остается в твоем сердце на долгие-долгие годы.
наблюдать
Моя улица сейчас выглядит как кадр из волшебного мультфильма, в котором описывается вымышленный мир.
Вокруг все начинает цвести: молодые абрикосы уже демонстрируют свои первые розово-беленькие цветочки, на яблонях и вишнях уже появляются зеленые почки, которые вот-вот превратятся в зеленые листочки, у окон уже распускаются тюльпанчики, и кое-где еще до сих пор можно найти маленькие подснежники. Красота сейчас повсюду. Неприметные до этого домики сейчас только дополняют, удачно вписываются в общую картину, они уже не кажутся такими серыми и бесцветными, хотя именно такими были только несколько дней назад.
Находиться сейчас на свежем воздухе — это просто мечта. Я в восторге от зеленой травки; от детей, которые постоянно суетятся и придумывают себе все новые развлечения; от птичек, которые придают здешней природе еще большего количества разнообразных цветов и красок.
Поэтому теперь вокруг чисто и ухоженно, что просто не может не радовать меня.
описать реку,
в моем городе
свою улицу
Я благодарна тому, что весна пришла на мою улицу и принесла сюда вместе с собой тепло, радость и неповторимую красоту.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе
Описание природы
(работа над сочинением)
Обучающие цели:
- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы
- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа
- познакомить с ролью прилагательных в описании природы
- научить понимать роль описания в повествовании
Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа
Ход урока:
- Введение понятия «пейзаж».
- Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.
Почему стихотворение называется «Пейзаж»?
Зима всю землю в снег одела,
Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени
... поступках, словах и мыслях. Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени ... природы в романе как описание революционных действий в стране. Я же вижу в описании природы самого автора: непокорность, свобода слов и действий. Он пытался передать через природу свое мнение и вид на ... – для меня желание достичь полной свободы. Снег и холод – трезвый взгляд на происходящее. А вот луна – потери. Скалы ...
Проникла в каждый уголок.
Стоит в лесу под шапкой белой
Пенёк, похожий на грибок.
Не шелохнут ветвями елки,
Такая тишина вокруг,
Что слышно, как летят иголки
На чистый снег из белых рук.
- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. № 253)
- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?
Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?
- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?
Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает
только одна родина?
2. Если скажут слова «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).
- Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?
…Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…
Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, — Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.
На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.
- Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.
- Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?
- Редактирование сочинения «Танькина калоша».
(Дидактич. мат. , к № 407).
- Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли? Как следовало назвать этот рассказ?
- К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?
- Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?
- Отредактируйте сочинение.
V. Подведение итогов урока.
- Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?
- Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?
- Какова роль описания природы в повествовании?
II – вариант.
Описание Печорин и контрабандистка
... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но ... Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой? Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И ...
Онегин и Печорин – «герои своего времени»
- Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.
- Онегин и Печорин – «герои своего времени».
- дворянское происхождение;
- светское образование и воспитание;
- праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;
- понимание людей;
- неудовлетворенность жизнью.
2) Различия между ними:
- глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;
- пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;
- безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;
- противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,
охлажденный ум» Онегина.
- Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.
III- вариант.
- Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:
- Какова основная мысль романа?
- О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем
объясняет их появление?
- Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?
- В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?
- Каковы особенности композиции романа?
- Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?
Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
I – вариант.
Подготовить сообщение по плану.
Печорин – герой своего времени.
- Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).
- Трагизм судьбы и жизни Печорина.
- Происхождение и общественное положение.
- Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
- незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;
- жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;
- противоречивость его и разлад с самим собой;
5. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:
- близость его людям 30-х г. и Лермонтову;
- черты, роднящие Печорина с героями «Думы».
6. Причины гибели Печорина:
- отсутствие общественных запросов и чувства родины;
- воспитание и влияние света.
7. Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/20/opisanie-prirody-rabota-nad-sochineniem-urok-v-6-klasse
Сочинение-описание помещения (6 класс)
Печорин страдающий эгоист
... каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство. Почему печорин эгоист поневоле кратко. Сочинение “Страдающий эгоист Печорин” » стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе ... порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это ...
Cлайд 1
Тема: «Сочинение-описание помещения» Урок по развитию речи в 6 классе Цели урока: Повторить типы речи и виды сочинений-описаний. 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей. 3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят. Зверева Тамара Александровна
Cлайд 2
I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С.Л. Маршак. ?
Cлайд 3
2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Повествование
Cлайд 4
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой) Рассуждение
Cлайд 5
Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали.
Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин) Описание
Cлайд 6
? 3. Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий
Cлайд 7
? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы
Cлайд 8
Описание местности
Cлайд 9
Описание предмета
Cлайд 10
Описание состояния
Cлайд 11
Описание животного
Cлайд 12
Описание помещения
Cлайд 13
II. Изучение новой темы. 1. Особенности сочинения-описания помещения. Основа описания – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать. Справа, в углу, — книжная полка. Большую часть её занимают учебники для 6 класса и книги о великих музыкантах мира. Здесь же – «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, сборники песен.
Cлайд 14
Вывод. Виды сочинений-описаний помещения Краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть» Подробное, т. е. его можно распространить, «развернуть»
Cлайд 15
2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ
Описание интерьера и его роль в художественном тексте. Описание ...
... тоже темную . « Комната Плюшкина: описание интерьера «. Никак бы нельзя было сказать, ... из синей сахарной бумаги. « Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет ... стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. « ... ведь каждый второй школьник писал сочинение на тему Онегина, а письмо ... наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле. ...
Cлайд 16
3. В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим «лицом», своим «характером». Задание: прочитайте тексты из упражнения 99. ? Как вы думаете, чем они интересны?
Cлайд 17
III. Подготовка к написанию сочинения 1. Что такое интерьер? Интерьер (из франц., «внутренний») — внутреннее пространство здания. общественный (театр, концертный зал) жилой Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.
Cлайд 18
2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (парового отопления) порт…ера д…ван кр…вать п…анино т…левизор т..лефон п..лас т..ршер п…ртрет к…ртина к…мпьютер а а ь и о и е е а о о а о
Cлайд 19
3. Знакомство с сочинением «Моя комната». Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. ? Вам понравилось сочинение? Почему? Вы обратили внимание на глагол «стоит»? Что ещё снижает качество работы?
Cлайд 20
4. Пример сочинения Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.
Cлайд 21
5. Задание: напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты или любимого уголка вашей квартиры в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт
539535395453955539565395753958539595396053961539625396353964
Скачать эту презентацию
Сочинение-описание местности
Моя улица
У каждого человека есть самые памятные, самые дорогие места в жизни. Для меня — это мой родительский дом, мой дом, моя улица.
Когда я была совсем маленькой, мои родители получили квартиру в новом районе на улице Дружбы Народов.
Я считаю, что это название символическое, ведь именно дружба между людьми является залогом наилучших чувств: дружба перетекает в любовь, без дружбы нет верности, с дружбы начинается человечность.
Двенадцать лет тому назад на месте кукурузного поля и колхозных ферм «вырос» молодой жилищный массив. Белые многоэтажки возвышались над землей, будто касаясь туч рогачами телеантенн, и сами напоминали тучи. Я и мои ровесники росли вместе с этим районом, здесь нам все близкое и знакомое.
Наша улица прямая и широкая. Летом здесь много зелени, ведь на один бок пришлась лесополоса, превращенная на уютную аллею.
Из другого, солнечного бока, — всегда много цветов, однако и деревья за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы выходит в поле.
Из окон верхних этажей открывается замечательный пейзаж — необъятные зеленые поля, которые в начале лета золотятся подсолнечным сиянием.
Другой край улицы упирается в широкую автомобильную магистраль, за которой начинаются частные застройки. Хотя одноэтажные домики и претендуют на оригинальность архитектуры, я люблю многоэтажки.
Особенно приятно смотреть на девятиэтажки с узорами около крыш — это дома улучшенного планирования. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а из обоих ее краев расположились «Универсамы».
Они проектированы почти одинаково, потому улица приобретает своеобразное обрамление.
В большей степени они располагаются на первых этажах многоэтажных домов, за исключением разве что магазинов и кафе. Кафе «Лотта» стало любимым местом отдыха молодежи.
А между домами в уютных дворах расположились детские садики и школы. В окружении жилых домов — моя школа.
Это трехэтажное сооружение построено так, что много ее окон выходят во внутренний дворик с клумбой посередине, на которой растет большая ель. Перед центральным входом пламенеют на клумбах цветы, а березовая аллея, которая ведет к школе, создает уют, подносит настроение.
Я люблю свою улицу любой поры, но особенно осенью. Это время, когда все залито золотом, которое перемежевывается с багрянцем.
Из окна моего дома хорошо прослеживается весь микрорайон, а легкий ветерок ранней осени наполняет комнату ароматами увядших листьев.
Родительский дом
Вспоминая детство, прозаниматься странными ощущениями. Как-то грустно становится на душе, когда вспоминаешь двор, на котором предпринял первые шаги.
Небольшое, уютное, укутанное виноградной лозой, оно едва пропускало солнечные лучи. Летом защищало от жары, зимой — от снегопадов. Осенью листопад застилал землю пышным ковром, на котором кувыркались мы, деть.
А поднимешь голову вверх — налитые гроздья винограда.
Тогда папочка брал меня на руки, поднимал вверх и я доставал губами спелые виноградины. А на дверях, прислонившись к дверному косяку, стояла мама и притворно сердилась, увидев мое чумазое личико. А затем мы все весело смеялись.
Весной отец обрезал лозу — и двор светлел, чтобы уже в мае зазеленеть снова.
Наш дом был расположен на околице поселка и одним боком смотрел на буерак. А на другом боку оврага возвышались многоэтажные дома. Наш небольшой переулочек состоял из одноэтажных домиков частной застройки и был небольшим островком красоты и гармонии посреди большого шумного города.
Нашей семье принадлежала одна часть домика, с другой стороны возвышался соседский забор. Бабушка считала, что этот забор портит красоту, и засаживала его вьющимися цветами. Цветы изменялись в зависимости от сезона, наполняя двор ароматами лета, но бабушкиной гордостью всегда считались розы.
Ежегодно на День Победы мы с бабушкой ломали сирень и шли к Мемориалу Славы. Бабушка поднимала меня на руки, и я клал белый букет к вечному огню.
А возвращаясь домой, я видел, как белели сиреневые цветы на фоне красного кирпичного дома и едва касались моего окна.
Весной наш дом изменялся, потому что изменялся сад за ним. Сначала он бурлил белой вьюгой яблоневого и вишневого цвета, немного погодя потопал в зелени, а еще позже — в багрянке налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми оконными стеклами, которые влекли разным теплом.
А теперь, когда бабушки не стало, я хожу в школу в новом районе, где живут мои родители. Мне нравится и мой дом, и новая школа, и мои новые друзья. Но там, в старом районе, осталось не только мое детство, но и частица меня самого.
Иногда даже представляю, что отворяю калитку, а там на пороге стоит бабушка и ожидает меня. Знаю, что чудес не бывает, что прошлое не возвращается.
Но в сердце на всю жизнь останутся воспоминания о стареньком нарядном домике, окутанный дымкой сада, — мой родительский дом.
Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям
УРОК № 30
Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания местности на основе собственных наблюдений; развивать письменную речь школьников, воспитывать у них любовь к родному городу.
Ожидаемые результаты: учащиеся составляют монологическое высказывание-описание по совместно разработанному плану; определяют тему и основную мысль текста; составляют высказывание, соблюдая логическую последовательность; ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию для сочинения; умеют использовать жизненный опыт.
Оборудование: виды Харькова, тексты.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Беседа с учащимися.
- Что такое описание местности?
- Как строится любое описание?
- Как строится повествование с элементами описания?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Чтение учителем стихотворения С. Погреб.
Суровый дом на Рымарской,
Где наш этаж — шестой.
Он был, как замок рыцарский,
Приметен высотой.
Мы жили в узкой комнате,
Но фонарем — окно.
До трещин в подоконнике
Запомнилось оно.
Там стол под скатерть прячется,
И я под ним сама.
Как плачется! Как плачется!
Намокла бахрома.
Впервые там — по Оводу
Река любви текла…
Пошла я к ней не по воду,
А за водой пошла.
Течет великая река.
Длиннее жизни. Сквозь века.
- Задания к тексту.
- Определите основную мысль стихотворения.
- Найдите описание дома на Рымарской.
- Выпишите неполные предложения и сделайте их синтаксический разбор.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Вы прослушали стихотворение харьковской поэтессы Сары Погреб и отметили, что оно дышит любовью к родному городу.
Описывая местность (и сегодня это будет улица детства или любимый уголок Харькова), важно помнить о передаче своего настроения, состояния, отношения к тому, о чем вы пишите.
Каждый город уникален, каждый хранит историческую память, в каждом городе — свой культурный ансамбль. Город учит нас, он воспитывает, приобщает нас к истории, к культурным ценностям. «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное, это — любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д. Лихачев)
- Работа над составлением плана сочинения.
Образец плана
1. История улицы — история города.
2. Описание любимой улицы:
- а) местонахождение улицы;
- б) достопримечательности;
- в) особенность этого уголка.
3. Чувства, вызываемые архитектурой улицы.
- Сбор материала для сочинения.
Подбор опорных слов и словосочетаний: архитектура, величественный, незабываемый, центральная часть, обширная площадь, озеленить, зеленые посадки, распланировать, тротуар, деревянный, каменный, устремленный ввысь, фасад, многоэтажные дома, палисад и др.
- Чтение учителем образцов сочинений.
(Образцы сочинений см. в Приложении к уроку № 30.)
- Написание сочинений.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Закончить сочинение.
2. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Слово учителя.
У каждого из вас свой Харьков, свои любимые места, свои воспоминания. Родной город с вами навсегда, даже если вы в нем не останетесь жить, но ведь «все мы родом из детства». Пусть в каждом сердце навсегда останутся воспоминания о Харькове.
Как Первомай богат подарками!
Гремит оркестр под окном.
Ты помнишь Рымарскую в Харькове
И рядом с оперой — наш дом?
Мы знаем цену хлебной корочке,
Конфетке малой — «монпансье».
Нам сшила мама гимнастерочки,
Подстригла ровно наши челочки,
И мы — нарядные, как все.
Поют впервые про кудрявую,
Про свежесть утра на реке
И что страна встает со славою,
А ты стоишь с флажком в руке.
Стоишь, малышка быстроглазая,
Я ж в старшие не подхожу:
Растяпа, все теряю сразу я
И ключик на шнурке ношу
На шее…
Коридор огромнейший.
Соседей не пересчитать.
Фонарь окна в столовой помнишь ты,
Где до звезды — рукой подать?
(С. Погреб)
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 30
УЛИЦА МОЕГО ДЕТСТВА
Улица моего детства — это Полтавский шлях, где сейчас живут мои бабушка и дедушка. Я приезжаю сюда на выходные, на каникулы, это моя самая любимая улица. Одна из главных в городе, она соединяет центр города с Холодной горой и Залютино.
А та часть улицы, где жила я (район станции метро), как, впрочем, и вся Холодная Гора, были за чертой города.
Мой дом — девятиэтажный, построенный из кирпича. В нем располагался магазин «Киевский». Я часто выходила из магазина с игрушкой в руках, довольно улыбаясь.
Рядом с домом — здание поликлиники для взрослых, а на другой стороне — детская поликлиника. Конечно, главная достопримечательность улицы — Свято-Озерянский храм, построенный в 1901 году по проекту архитектора С. П.
Нелехина. А за ним находится школа № 18, где училась моя мама.
К сожалению, воздух на нашей улице сильно загрязнен, потому что по ней проезжает большое количество транспорта. Поэтому и мою маму, и меня водили гулять в парк «Юность», который также находится на нашей улице. Когда-то там был чудесный детский городок. Сейчас, к сожалению, он находится в полуразрушенном состоянии. Мне очень хочется, чтобы там навели порядок.
Каждая улица, я думаю, связана с жизнью города, с жизнью страны. Моя семья любит вспоминать лето 1980 года, когда в Москве состоялась Олимпиада.
Тогда через Харьков, и именно по нашей улице, несли олимпийский огонь. Наши окна выходят как раз на дорогу, поэтому к нам пришли друзья, знакомые, чтобы посмотреть, как будут нести олимпийский факел.
Людей было очень много. Я, к сожалению, этого не видела, я тогда еще не родилась.
Я очень люблю улицу моего детства, потому что на ней всегда шумно, людно, кипит жизнь. Я люблю наблюдать, как меняется улица в течение дня: от первых солнечных лучей до зажженных фонарей. Я люблю ее и зимой, и летом, и весной, и осенью. Она такая разная, но всегда родная.
ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК ХАРЬКОВА
Я очень люблю центр нашего города, старую его часть. Нигде так близко мы не соприкасаемся с историей, как здесь. Если бы умели говорить не только люди, но и дома, как много они бы нам рассказали!
Мои бабушка и дедушка когда-то жили на улице Гоголя, дом № 6, потом переехали на Салтовку, но бабушка говорит, что душа ее осталась там, на улице Гоголя. Поэтому любит гулять со мной именно здесь.
Улица Гоголя получила свое название в 1909 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения писателя. А до этого она называлась Мало-Сумская. Возникла она во второй половине XVIII века. Украшение улицы — Собор Успения Пресвятой Девы Марии.
И теперь Собор Успения Пресвятой Девы Марии — одна из жемчужин архитектурного ансамбля нашего города.
На улицу также выходит сценическая часть Харьковского государственного академического театра им. А. С. Пушкина. Рядом — новое здание гостиницы «Чичиков». Знаменательно, что гостиницу назвали именем одного из героев Н. В. Гоголя.
К сожалению, некоторые дома на улице в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Зато с обеих сторон к этой небольшой улице примыкают парковые зоны: сквер Театральной площади и сквер Победы. На Театральной площади, у входа, установлен памятник Н. Гоголю.
Правда, мешает нам теперь непонятное здание, построенное на Сумской и совершенно не вписавшееся в ее ансамбль.
И все же я очень люблю этот уголок Харькова. Здесь не ощущается городской шум, здесь тишина и удивительное спокойствие. Тут можно погрузиться в атмосферу города и мечтать.
Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»
Ссылка на основную публикацию
Пояснительная записка к уроку Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» в тематическом планировании уроков русского языка в 7 классе проводится в I четверти в разделе «Повторение изученного в 6 классе» (в 6 классе дети учились писать сочинения-описания природы), поэтому такой урок можно провести в условиях естественной природной среды.Найти естественную природную среду не вызовет затруднений в сельской школе. В городе есть тоже много зон с естественной природной средой (парки, аллеи, скверы и т.п.). В микрорайоне нашей школы есть замечательные уголки природы: берег водохранилища, Шиловский лес. Поэтому найти подходящее место для проведения уроков за стенами классной комнаты возможно.Домашним заданием к уроку было: 1) повторить изобразительно-выразительные языковые средства (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет); 2) подобрать цитаты об осени. Русский язык. 7 класс. Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» Я уверен, что для полного овладения русским языком … нужно общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из-под куста лещины. К.Паустовский Цели: — выработка умения писать сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям;
— материал к уроку в электронном виде (вопросы и задания, тексты русских поэтов и писателей об осени, подбор цитат об осени, материал для словарной работы и др.).
Приложение Художественные тексты Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…А.С. ПушкинЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…Ф.И.ТютчевМного было примет осени, но я не старался запомнить их. Однако я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Берёзы жёлтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, ёлочки темнеют,А между клёнами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пёстрый терем свой.И.Бунин Цитаты к эпиграфу Уж румянит осень клёны…А.МайковВ саду горит костёр Рябины красной…С.ЕсенинВсе деревья блистают В разноцветном уборе.К.БальмонтРоняет лес багряный свой убор…А.ПушкинКак птицы, скачут и бегут, как мыши,Сухие листья клёнов и берёз.С. МаршакЦветная вьюга листопада – Предзимья пышный карнавал.Л.ТатьяничеваУж небо осенью дышало…А.ПушкинОтговорила роща золотаяБерёзовым , весёлым языком.С.ЕсенинНеизъяснимую печальТаят в себе красоты осени.А.Дементьев В помощь учителю. Материал для справок. Унылая – скучная, тоскливая, невесёлая. Чарующая – обаятельная, пленительная, привлекательная. Багровый – красный, густого, тёмного оттенка. Багряный (книжн.) Дивная – чудная, чудесная, волшебная, сказочная, феерическая, фантастическая; поражающая, удивляющая своей красотой, прелестью, своим великолепием, роскошью. Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; перен. – бесцельный, пустой. Грустить – печалиться, унывать, тосковать, кручиниться (нар.-поэт.) Радоваться – ликовать Гулять – прогуливаться, разгуливать (разг.), прохаживаться Чувствовать – ощущать, чуять Заколдовывать – зачаровывать, очаровывать, заворожить, околдовать |