Сложносочинённое предложение Урок 18. -описание по воображению (на основе картины В. Г. Цыплакова Мороз и солнце)

Урок 18. Сочинение-описание по воображению (на основе картины В. Г. Цыплакова Мороз и солнце)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания по воображению (на основе картины): восприятие сельского пейзажа из окна дома, изображённого на картине.

В начале урока следует напомнить об особенностях сочинения-описания сельского пейзажа. Сельский пейзаж изображается в определённое время года или суток (зимой, в солнечный день), с определённой точки обзора (из окна дома, изображённого на картине).

Основные этапы работы над сочинением.

1. Сообщение о художнике В. Г. Цыплакове.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве. Семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило художнику на многие годы жизни. Закончив изотехникум, поступил в Московский художественный институт. Главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В. Сурикова, И. Репина, И. Левитана.

Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. В. Г. Цыплакову был особенно понятен поэтический образ «поющего» солнца. Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется в названиях картин и этюдов: «Последние дни осени», «Зимушка-зима», «Март- бокогрей», «Мороз и солнце». В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника — разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно картина «Мороз и солнце» вызвала бурное восхищение другого мастера пейзажа — Н. Э. Грабаря.

Безусловно, художнику удалось проникнуть в глубины внутренней жизни природы, и это ощущение возникает при знакомстве с его произведениями.

2. Беседа по репродукции картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце». В ходе беседы можно предложить для обдумывания такие вопросы:

  • В какое время года, суток изображён сельский пейзаж?
  • Не возникает ли у вас желание продолжить название картины стихотворными строками А. С. Пушкина? (Да, «День чудесный»!)
  • Как нам показал это художник?
  • Представьте, что вы живёте в одном из тех домов, которые изображены на картине.

Вы подошли к окошку и увидели…

29 стр., 14403 слов

Описание картин великих художников

... Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. ... особую ценность в бытовом пейзаже. Ведь именно данный жанр давал ... левой стороны, уже почти падает. Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу ... облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем. После ...

Опишите, что вы увидели.

3. Анализ текстов-образцов, актуализация и введение языковых средств, необходимых для создания текста.

Опыт показывает, что чем больше объектов описания местности называет учитель и вовлечённые в беседу учащиеся, тем легче им найти для своего сочинения объект описания, определить основную мысль высказывания. При этом важно показать, что об одном и том же можно говорить и писать по-разному — всё зависит от того, откуда и как автор увидит то, что он описывает, какие чувства при этом испытывает.

В процессе анализа текстов-образцов учащиеся записывают оценочные слова любоваться, наслаждаться, жизнеутверждающий, необозримый, величественный и др.

Особое внимание обращается на то, как систематизированы материалы к сочинению, соответствуют ли они выбранной точке обзора, подчинены ли раскрытию основной мысли и, наконец, в какой мере выражено отношение автора к описываемому.

4. Девятиклассники создают первый вариант своего сочинения, с которым знакомятся учитель и учащиеся. Замечания рецензентов помогают усовершенствовать текст.

Пример текста-образца «Панорама Москвы» М. Ю. Лермонтова (начало описания).

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке.

<…> Нет! У неё есть своя душа, своя жизнь.