Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.
Но кабинет музыки супер! Он сделан, как цирк. Как Колизей в Италии! То есть стол учителя внизу, а парты поднимаются ступенями – почти на второй этаж. Здорово сидеть наверху, смотреть на всех. Только надо аккуратно опускаться и подниматься. Когда народ спешит, то легко споткнуться. Но пока без жертв! И ещё окна тут большие, такой вид – не во двор, а в парк. Очень приятно.
Конечно, тут на стенах портреты популярных музыкантов прошлого. Бахи всякие… И тут, понятно, музыкальные инструменты! Самое главное – пианино. Наш учитель почти каждый урок играет на нём всякие мелодии, чтобы мы пели. Но я знаю, что играет он лучше, чем надо для этих песенок. Я слышал на перемене, как красиво учитель умеет! У нас ещё в углу висят дудки всякие, даже гитара. Она немножко старая, но играет красиво. (Трудовик пробовал как-то.) Жаль, нет барабана или (хотя бы!) синтезатора. Много листочков с нотами – они на столе, на пианино, везде.
Сам класс этот очень светлый. Тут много воздуха. Все, кто впервые заходят сюда, удивляются такому необычному кабинету. Шторы тут зеленые, легкие. Они почти сливаются летом с деревьями за окном. Иногда тут открывают фрамуги. Тогда мы слышим птичек, а они музыку. На подоконниках есть несколько цветов. Они иногда засыхают, но техничка их спасает. Однажды тут зацвел кактус – все ходили на него смотреть.
Как во всяком кабинете, тут есть доска. Но она почти чистая (черная) – на ней реже пишут, чем в кабинете математики или русского. Сам кабинет покрашен бежевым. Когда попадает солнце сюда, то стены от такой краски сверкают. Вот на этих стенах, а не на доске иногда пишут. Хулиганы! Не всегда оттирается.
Жаль, что музыка у нас только раз в неделю. И то в субботу. Я готов ходить на музыку просто ради этого кабинета. Какой он классный! Все это знают – тут проводят всякие собрания, даже выпускников встречи. Если к нам приедет телевидение, то пойдут снимать передачу они будут здесь.
6 класс Русский язык
Урок развития речи, Тема: Подготовка к описанию помещения.
Цель:
Научить учащихся описывать помещение.
Задачи:
- Образовательные:
А) Учить различению стилей при использование соответствующих средств при описании помещения;
«Педагогическая философия учителя». материал по музыке
... 4. Учись и опытом делись. Вот такая она, «Моя педагогическая философия» – У дивительная, Ч естная, И скренняя, Т ворческая, ... то получите фальшь. А чистую музыку получает только профессионал. Таким профессионалом я считаю УЧИТЕЛЯ. Я обыкновенный педагог: «бессеребренник», ... я, искусство и дети. Вот они уже собрались возле кабинета. Какие все разные! Глаза одних выражают настороженность, других – ...
- Б) учить разганичению описания места и описания предмета;
- В) учить определять способы и средства связи предложения в текстах этого типа;
- Г) формировать умение использовать языковые средства для обозначения местоположения предмета (для предупреждения повтора-недочёта);
- Д) формировать умение отбирать глаголы для разных стилей речи;
- Е) учить находить средства создания образности;
- Ж) формировать умение соединять описание помещения с повествованием.
2. Коррекционно – развивающие:
А) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;
- Б) совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;
- В) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать печь;
- Г) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;
- Д) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.
З) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.
3. Коррекционно – воспитательные:
1. воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
2. воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности.
Оборудование:
Оформленная заранее доска, тетради для творческих работ, карточки, картины с изображением помещений.
Ход урока:
- Организационный момент и сообщение целей урока.
- Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной разновидностью описания – описание помещения.
Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами… Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание?
( Описание — -это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)
Учитель:
Беглый взгляд схватывает только общий вид: место (где?) и предметы, расположенные на этом месте (что?).
На уроке литературы мы читали произведение И.С. Тургенева «Муму».
Вспомните, где поселили Герасима в городе?
( Ему ответили над кухней каморку).
- Что там находилось? ( Ученики читают текст на карточках).
Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы ; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.
Учитель:
Что увидели мы в каморке? Найдите в тексте слова, которые называют предметы и их местонахождение. Какие слова являются главными в сообщении, т.е. представляют собой «новое»?
(соорудил в ней кровать; под кроватью; в уголку).
Урок развития речи « – описание кошки». план-конспект по русскому ...
... вашем сочинении? (Описание) - Почему? (Описываем животное) - Только ли этот тип речи понадобится? (Нет, еще элементы повествования, расскажем о повадках, привычках, как ухаживаем) - Почему художественное описание? (Нужно эмоционально изобразить словами предмет, ...
- Можно ли по помещению рассказать о характере его хозяина?
Учитель:
Описание помещения – разновидность описания. Когда нам в жизни приходится создавать описание помещения?
( В сочинениях, в рассказах.)
Зрительная гимнастика.
Учитель:
Перед вами 2 текста (на карточках).
Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?
- В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.
- Кругом деревни поля ещё голое. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.
( 1 – описание места, 2 – описание предмета)
Учитель:
В описании места предметы называются («новое» -предметы), а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки («новое» — признаки).
Учитель:
Сейчас мы с вами посмотрим, какие способы и средства связи предложений встречаются в текстах. Сравните два отрывка:
(Мы вошли в удивительную комнату).
По внешней стороне её шли большие окна. На одном, широко открытом, стояли цветы благоухающего душистого горошка. За нежными лиловыми цветами был виден красный дворец.
(Вошли в кабинет).
На полу лежит большой пушистый ковёр. На окнах занавески и плотные портьеры. Перед столом – мягкое кожаное кресло. У стены – застеклённый книжный шкаф.
Определите тип речи. Укажите способы и средства связи предложений.
( 1 – Предложения связаны последовательно, с помощью цепной связи (вместо слова «комната» — местоимение «её», «окна» — синоним «на одном», повтор: «цветы» — «цветами»;
2 – Параллельная связь – предложения имеют параллельное строение).
Учитель:
Запишите слова в два столбика. В 1 те слова, которые могут быть использованы в описании места, во 2 – те, которые могут быть употреблены в повествовании. Укажите значение слов той и другой группы.
Затем, близко, недалеко, невдалеке, поблизости, близи, возле, справа, около, дальше, в нескольких шагах, наконец, на окне, около двери, тут же.
1) – близко, недалеко, невдалеке, поблизости, вблизи, возле, справа, около, дальше, в нескольких шагах, на окне, около двери, тут же – значение: нахождение вблизи чего-то;
2) – затем, после этого, позднее, через некоторое время, через час, немного позже, наконец – промежуток времени.)
Учитель:
Для чего нужно столько слов для обозначения одного понятия?
(Чтобы не было повторов).
- Как называется такая группа слов?
(синонимы).
Зрительная гимнастика.
Учитель:
Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните недочёты.
Рядом с женщиной сидит девочкою. Рядом с ней лежит их верный пёс. Рядом стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
(Рядом с женщиной сидит девочка. Невдалеке от неё их верный пёс. Дальше стоит корзина и ведро, полное грибов, и кувшин с ягодами.)
Учитель:
Есть глаголы, которые в разных стилях речи используют по-разному. В научном и деловом они должны обеспечить точность высказывания (находится, имеется, расположен).
В художественном стиле эти глаголы должны помогать «рисовать» предмет, т.е. участвовать в создании образности, эмоциональности, поэтому здесь уместны слова: синеет, тянется, раскинулся, указывающие не только на наличие предмета, но и на его признак. Прочитайте текст. Удачно ли подобраны глаголы? Если нет, исправьте недочёты. Объясните.
Перед школой возвышается одноэтажный деревянный дом. За ним красуется школьное здание. За школой раскинулся небольшой сад.
(Перед школой стоит одноэтажный деревянный дом. За ним находится обычное школьное здание. За школой расположен небольшой сад.)
Учитель:
Можно ли при описании помещения характеризовать какой-то один предмет?
Проанализируйте отрывок.
Определите тип речи. Какова тема отрывка.
Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне – круглое окошко из разноцветных стёкол.
(Тема — описание кукольного театра).
- Что помогает создать образность художественного описания?
( Наличие большого количества определений).
Назовите их.
Учитель:
Описание помещения, как и другие типы речи, чаще всего используются в сочетании с повествованием, описанием предмета и т.д. Нужно уметь соединять описание помещение с повествованием.
Прочитайте текст и вообразите картину, которую могли увидеть дети. Продолжите отрывок, включив в него описания места на тему: « Наша комната в новогодний вечер». Частью сочинения на какую тему может этот отрывок?
В этот день нас долго не пускали в комнату, где мы встречаем Новый год. С нетерпением мы ждали, когда дверь откроется. И вот наконец он настал. Мы влетаем в комнату и останавливаемся поражённые.
Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описание помещения. Ответьте на вопросы:
—
В каком стиле мы используем описание помещения?
—
Чем отличается описание места от описания предмета?
—
Какие языковые средства используют для обозначения местоположения предмета?
- Какие существуют средства для создания образности?
Задание на дом.
Сделайте несколько «заготовок» для сочинения на тему «Наш класс», выбрав для характеристики предметов глаголы из предложенного ряда.
Тянется, возвышается, приютился, прячется, чернеет, вытянулся, с интересом смотрят на нас, занимают всю стену зеленеют, толпятся.
….
18.10 | 2018 |
6в класс | Русский язык |
_______________________ А.В.Хубиева
Зам. директора по УВР
Урок развития речи в 6 классе., Описание помещения.
Цели:
образовательная:
познакомить с особенностями построения текста
описательного характера, учить описывать помещение, его
внутреннее пространство, характеризуя его обитателей,
повторить типы и стили речи (официально-деловой,
художественный), уметь определять тип и стиль речи, отличать
тексты разных стилей друг от друга;
- развивающая:
- развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
- воспитывающая:
воспитывать внимательное отношение к миру вещей,
способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, подготовленная презентация к уроку, рабочий лист, памятка «Как писать сочинение – описание помещения», рабочие материалы с текстами, опорные конспекты : «Художественный стиль», «Официально-деловой стиль»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивация..
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Условия игры: зачитывается отрывки из художественных произведений ,тексты-описания помещения, задача: узнать, кто живет в этом домике.
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Текст 1.
И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон — маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2.
А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3.
Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)
- Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)
- Объяснение нового.
1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)
Помещение – это здание, место, где что-нибудь, кто-нибудь помещается.
Каждое помещение имееи свой интерьер.
Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой, театрализованный, спортивный, школьный.
2. Работа над построением текста-описания помещения.
На что мы должны обратить внимание при написании текста-описания? Например, нашего кабинета? (с впечатления о нем, затем перечислить предметы, которые здесь находятся)
Достаточно ли будет просто перечислить предметы, находящиеся в нашем кабинете? (нет, т.к. таких кабинетов много)
Что же нужно сделать еще? На что обратить внимание? ( на уточнение, где стоит предмет).
3. описание кабинета русского языка и литературы.
Давайте попробуем описать наш кабинет.
Краткое описание.
- Кабинет.
- Три ряда парт.
- Три окна.
- Учительский стол.
- Классная доска.
- Книжные полки.
- Стенды.
Развернутое описание.
- Светлый небольшой кабинет.
- Посередине — три ряда парт.
- Напротив дверей — три окна.
- На первом ряду — учительский стол.
- На стене справа — классная доска.
- На стене слева — книжные полки.
- Напротив окон — стенды.
Т.о., записав данный перечень, мы с вами составили план нашего будущего сочинения-описания: краткий и развернутый.
Но ведь таких кабинетов тоже много. Что же еще нужно сделать, чтобы было более понятно, о каком помещении идет речь? (описать каждый предмет более подробно)
Построение текста-описания помещения: при описании нужно указывать предмет и место его нахождения.
Т.о., описание может быть сжатым и подробным. Сжатое описание напоминает план. Поэтому, чтобы грамотно построить свой текст, нужно для начала просто перечислить в нужном порядке все предметы в данном помещении.
4. Словарная работа.
При описании можно использовать следующие слова, указывающие на место положения предметов.
Запомните, как они пишутся: справа, слева, напраыо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же, напротив, посреди, посередине
5. Устно описать данный кабинет
- Работа над стилем текста.
Задание:
прочитать тексты, определить тип и стиль речи. ( для доказательства можно использовать опорные конспекты по стилям речи)
Текст 1.
Объявление
Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель: тумбочка, телевизор, шкаф-стеллаж, пианино, диван, стол.
Цена договорная. Телефон: 5-48-31, звонить после 18.00.
Текст 2.
Каждой вещи – свое место.
Мы переехали в новую квартиру и сразу же стали расставлять мебель в зале – в большой светлой комнате с одним , но широким , во всю стену, окном . И вот что у нас получилось.
У окна , на высокой подставке , весело зазеленели цветы . В углу справа удобно устроилась тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал чисто вымытыми стеклами шкаф-стеллаж, а за шкафом заблестело пианино . Напротив с удовольствием заняли места диван и стол . Над диваном уцепились за стенку часы .
Каждой вещи нашлось свое место , и в зале стало очень уютно.
Какого стиля тексты. которые прозвучали в начале урока? Почему?
Вывод: в художественном стиле очень часто используется прием очеловечивания вещей, метафоры, эпитеты. Используют описание помещения для раскрытия характера своего героя.
- Творческая работа .
Написать сочинение-загадку : описать помещение какого-нибудь литературного или мультипликационного героя в художественном стиле так, чтобы по описанию было понятно, о ком идет речь.
Орфографическая работа. Предупреждение ошибок.
В своем сочинении можно использовать следующие слова. Вставьте буквы.
Подобрать синонимы к слову «стоять».
При написании используйте памятку «Как писать сочинение-описание помещения» (работа на Рабочем листе)
- Рефлексия.
Что сегодня мы узнали на уроке? Чему научились?
- Д/з :
описать свою комнату в художественном и официально-деловом стиле.
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
- Теоретические сведения.
Основа описания помещения — ________________________________________ __________________________________________________________________ _
_______________________________________________________________________________________________________
ОПИСАНИЕ
____________________ ______________________ _____________________ ______________________
- Заполни таблицу: (можно использовать при написании дом. сочинения)
План наблюдения, Материалы
(слово, словосочетание)
- Помещение.
- Пол.
- Стены.
- Потолок.
- Окна.
- Дверь.
- Мебель.
Стенды.
- Стол.
- Стулья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Предупреждение ошибок:
1. Подбери синонимы к слову СТОЯТЬ
- _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пиши правильно:
справа, слева, направо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же, напротив, посреди, посередине
Вставь буквы, запомни
: Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..л…фон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок, инт..рьер, пом..щение.
Памятка
Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).
Избегайте повторов слов, используя синонимы. Помните, что описание должно быть в едином временном плане. В предложении при опущенном сказуемом ставится ТИРЕ.