Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.
Действующие лица оперы:
- Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
- Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
- Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
- Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
- Кончак – хан половецкий (бас);
- Кончаковна – дочь хана (контральто);
- Гзак – хан половецкий (бас);
- Овлур – крещеный половчанин (тенор);
- Скула (бас);
- Ерошка (тенор).
Краткое содержание оперы таково: Игорь собирается в поход на половцев. С ним едет старший сын Владимир. Внезапно в небе все видят затмение солнца. По некоторым свидетельствам историков – это было предзнаменование того, что Игорь задумал не совсем добрый поступок и предостережение. Ведь этот поход предпринимался ради собственной славы.
Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.
Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.
Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.
Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.
Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.
Основная сюжетная линия
Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.
Акинфеев, Игорь Владимирович
... он вынужден был пропустить из-за травмы, и Акинфеева заменяли Вячеслав Малафеев и Владимир Габулов, которые были включены в состав сборной ... 2004, 2005, 2006, 2008, 2009,[32] 2010.[33] Приз «Лучший футболист стран СНГ и Балтии» («Звезда») от газеты «Спорт-Экспресс»: 2006. ... в матче 8-го тура чемпионата России против «Ростова» Игорь Акинфеев получил травму. Борясь за верховой мяч в штрафной, он неудачно ...
Ключевые персонажи
ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:
- Ярославна , княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
- Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
- Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
- Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
- Князь Киевский Святослав , отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.
В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.
Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.
Краткое содержание
Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».
«Солнце земли Суздальской» Святой князь Александр Ярославич Невский)
... Новгород Великий со времени князя Рюрика — старейшее княжение во всей земле Русской!" В Новгороде Александр смог переждать Батыево нашествие, ... Александра Невского. В 1236 году он, с согласия веча, был посажен на новгородское княжение, так как отец уехал княжить в Киев. Благословив сына, Ярослав ... Фаси и Биргер не ждали нападения: лишь часть шведского войска находилась в лагере на берегу, другие ...
Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:
- «Раздрай». Во вступлении можно видеть, как искушенный князь Игорь мечтает о возрождении былой славы. Параллельно раздается как глухой протяжный стон голос земли Русской, скорбящей о погибших в бесконечных усобицах. Ярославне предстает страшное предсказание, но не слышит ее молодой князь с кипучей кровью, жаждущий новых подвигов. В итоге собирает полководец войско, призывая истребить половецкого врага. Не удается княгине отговорить своего любимого супруга от похода, который в предчувствии свежей крови не хочет ничего слышать. Солнце скрывается за затмением и отправляется войско на верную погибель, прославляя своего государя.
- «Черный акт». Приходит полк Игорев на половецкую землю, где степи дурманят своим буйством цветения, заставляя всплывать в голове былые поражения и картинки грядущей катастрофы. И вот бой, который заканчивается легкой победой для русских воинов, получивших трофеи в виде богатств и местных девушек. Но когда заснули воины богатырским своим сном, одна из дев устраивает кровавое жертвоприношение, дабы известить родное племя половецкое о надвигающейся на него погибели. Доходит до него дурная весточка и начинаются шаманские танцы и вымаливание у богов пощады.
- «Спасение». После пробуждения Игорь вновь отправляется в путь вместе со своими верными воинами. И вдруг ему встречается оазис со всякими яствами, женщинами и вином. На самом деле это засада и войско Игорево терпит бесславное поражение, пав прямо в этом поле. Чувствует беду, Ярославна молит все силы, чтобы смог вернуться ее муж домой, но не слышит ее Игорь, заточенный в темницу, мимо которой вереницей пролетают загубленные души погибших воинов. Со временем князю удается освободиться от плена и вернуться домой, пусть и без своего полка, павшего в половецких степях. Но вместо того, чтобы успокоиться и примириться с судьбою, велит он ковать новые мечи и собирать войско еще больше прежнего, мечтая, наконец-то, разбить врага.
Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.
«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.
Характеристика четвертого действия
IV д. возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда и утром оплакивает его. Ее ария — «Ах! Плачу я». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть ее любимого. Горестная песня поселян вторит плачу княгини.
Образ ярославны в «слове о полку игореве»
... разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей. Образ Ярославны Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. ...
И вдруг появляется Игорь с Овлуром. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не ведая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о прибытии князя, дабы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.
Народ радостно встречает Игоря и других князей.
Таким образом, опера «Князь Игорь» — замечательное произведение Александра Порфирьевича Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Либретто оперы «Князь Игорь» написал сам композитор. Произведение состоит из четырех действий. В прологе, первом и четвертом действиях события происходят в русском городе – Путивле. Второе и третье переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны. Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 1890 году, опера была тепло принята публикой.