Анализ стихотворения Цветаевой «Душа»
Марина Цветаева очень часто в своих стихотворениях превозносить душу, как то, что со всех сил противится прозаичному, лишенному чувственности бытию, которое так противно поэтессе.
Благодаря ярким приемам контраста и тонким сравнениям Цветаевой удается достичь эффекта некоей отчужденности, которую она испытывает в душе, но не способна в полной мере противопоставить ее окружающему ее переполненному цинизмом миру. Читателя сразу же подкупает искренность речи поэтессы. Она, словно, горячо выкрикивает слова, а не произносит их. Вырывает из сердца слова
Лира! Лира! Хвалынь — синяя! Полыхание крыл — в скинии! Над мотыгами — и — спинами Полыхание двух бурь!
Она пускает душу в полет над мотыгами и спинами, которые согнулись под тяжестью земного бремени. Душа возноситься над трупами и над куклами, над бытом. Она ощущает боль от властности материального, что окружает всех и вся, заставляя забыть о собственных идеалах и предаваться бессмысленному повторению одного и того же из дня в день.
И покамест — счета — кипами, И покамест — сердца — хрипами, Закипание — до — кипени Двух вспененных — крепись — крыл.
Поэтическая душа взмывает ввысь, подстегиваемая волнением Цветаевой. А волнение это чувствуется к каждой строчке, в каждом слове — поэтесса словно разрывает стихотворение. Обилие тире и логические паузы свидетельствуют о сильном возбуждении, в котором пребывала Цветаева во время написания стихотворения. Тире начисто лишают данный стих хорошо известной плавности и некоей текучести, которые присущи творчеству Цветаевой.
Она словно бы отвергает диктованное временем равенство души и тела, или же препятствует тенденции, из-за которой душу забыли вовсе, признавая материальность вселенной, с которой не могла мириться поэтесса.
«Душа» Марины Цветаевой — это своенравный гимн тому, что сидит внутри каждого человека — маленькая крылатая душа, которой мы не даем воспарить, а потому она мучается, бьется внутри клетки создаваемой телом, не способная расправить крылья и воспарить, насладиться полетом.
Ясно (и навсегда) пробуждается другая страсть — возвышенная, чистая, всепоглощающая — осознание своей Души, самой главной ее составляющей, которая и есть она сама. Она превращается в Психею, и ей не губы нужны возлюбленного, не тело, а тоже — Душа. Это уже другая Цветаева. Всё тот же романтик, но романтик бестелесной незримой Души.
Нет ли в этой психологической перестройке влияния времени, на которое пришлась её юность? Времени неприкаянного, растерянного Эроса, когда стрелялись — стреляли в себя и в свою возлюбленную из-за собственного отказа от телесной близости в любви, испытывая отвращение к этой стороне любви или, так сказать, «идейно», исповедуя «чистую» любовь духа, но одновременно из-за невозможности существовать без любимой. Или же, испытывая страсть, но считая таковую низкой, борясь с ней. Кое-кто углублял эти терзания любящих, напоминая им из Платона об Афродите возвышенной и прекрасной и Афродите низкой, пошлой.
Влияние Пушкина на творчество Цветаевой
... многие современники Цветаевой, писавшие о Пушкине, пытались подойти к поэту с точки зрения существовавшего в начале XX века так называемого ... этот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще ... печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как ...
А тут еще «Крейцерова соната» Толстого, впрочем, вероятно, с неё всё и началось в конце Х1Х века. Очень интересно и подробно рассказал о духовной атмосфере этого времени Александр Носов на страницах «Нового мира» (1995).9
На впечатлительной Цветаевой не могли все эти мании интеллигентского сознания и подсознания не сказаться так или иначе. Но она нашла иной выход из бездны Эроса и времени. Она возвысила, выпестовала Душу и вместила её в свои стихи. Она отделила её от своего тела и в то же время стала ею. Это её спасло. Она так ввела в окружавший её мир свою Душу-Психею, что мы по сей день её ищем и видим (незримую) рядом с именем Цветаевой. А содержание и назначение Души вот каково: «К сердцу — отношу любовь к родителям, жалость к животным, все элементарное. — К Душе — всё беспричинно болевое».10 Её внезапно вспыхивающая любовь-притяжение-влечение к избранным, находящимся зачастую вдалеке — эпистолярная любовь — и была каждый раз страстью-болью.
В 1918 году ею написан первый маленький цикл о Психее (два стихотворения).
Она пишет первое из них как бы в диалоге с Апулеевской сказкой «Амур и Психея». И уподобляя. и противопоставляя себя той Психее. Она — истинная Душа, потому и возносит себя на седьмое небо:
Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой.
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
(«Не самозванка — я пришла домой?)
Она — страсть, но какая страсть? Страсть её Психеи бесплотная, что и подтверждается во втором стихе. Плоть исчезла. «Только осталось что два крыла». Ну, а «ласточка твоя» (в первом стихе) совсем народно-русское, как «голубка» у Пушкина.
Надо сказать, что «душу» вообще Цветаева упоминает и в более ранних стихах. Но та «душа» — вне тайного и трепетного образа Психеи, а просто слово в разговорной речи: «устала попросту душа?», «какое-то большое чувство \ сегодня таяло в душе?». Или в стихотворении «Душа и имя» (1911-12).
Неглубокое, еще не цветаевское. Тем более, что определив поспешно свою душу, как «морскую», впоследствии она точно поняла, что не морская, а крылатая («Если душа родилась крылатой?»,1918).
Именно со стихотворения «Не самозванка?» Цветаева обретает всё большую уверенность в настоящей силе своей Души. И уже в эмиграции, потеряв всё материальное:
Господи! Душа сбылась:
Умысел мой самый тайный.
(«Золото моих волос?»,1922).
Душа была тем главным человеческим, что невозможно было отнять ни при каких условиях жизни:
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша, —
Между мнимыми — ниц! -сущая,
Не задушена вашими тушами
(«Душа», 1922).
Если душа родилась крылатой по лирике м цветаевой
... слишком расплывчато и настораживающе ("Если душа родилась крылатой" по лирике Цветаевой), но я долго не раздумывала и выбрала эту тему, просто потому, что она по Цветаевой. Я люблю лирику Марины Цветаевой. Я иду в ногу ...
Так и вспоминается «шестикрылый Серафим» пушкинский! Цветаева, наверно, его представляла, когда писала эти строчки. Он, шестикрылый, явился ей как собрат её Души, такой же пророческий.
Но всё-таки — откуда берутся, возникают стихи. Из «головы»? — из размышлений? От Бога-Гения-Демона, сообщающего озарение сквозь ореол Души и плоть интеллекта. Цветаева постоянно касалась темы вдохновения и бесконечной работы ума. Душа-Душою, но её острый ум всегда был на страже каждой её строки. И все-же настаивала: «?признать равенство души и тела, чего не признаю никогда.»11 И. «Ах, какую чудную повесть можно было бы написать — на фоне Праги! Без фабулы и без тел: роман Душ».12
Вспоминая образ Психеи Апулея, следует отметить, что она в этой фантазии дана была вовсе не как бестелесное и бесстрастное создание. Она влюблена в Амура так, как только может быть влюблена настоящая женщина и трепещет от любви всеми телесными помыслами. Тому виной Амур. А вот Цветаева-Душа-Психея старалась без конца отречься от тела, телесных помыслов, даже красоты. Быть только духом, только — крыльями невидимыми. Но разве ей это удавалось. Только прибавляло боли — (Душа — боль).
Такая версия себя ни в стихах, ни в жизни не выдерживала ее настоятельного утверждения.
Прежде, чем показать Цветаеву во весь размах ее натуры, когда она, увы, действительно не была только Психеей (в ее понимании), хочется коснуться созданного ею загадочного образа сивиллы. Своей сущностью цветаевская сивилла близка цветаевской Психее. Конечно, если попытаться зрительно представить себе эти мифологические фигуры, никакого сходства не обнаружим: Душа — крылатая ( не апулеевская, а цветаевская), в то же время — призрачно-прозрачное воплощение нежности, веяние духа. Но у сивиллы как у Души — нет настоящего тела. Это пещера высохшего тела, выжженный ствол — остатки тела и — только голос, исходящий из них:
Сивилла: выжжена, сивилла — ствол.
Все птицы вымерли, но Бог вошел?
Тело твое — пещера
Исследование по литературе «Если душа родилась крылатой…»
«Если душа родилась крылатой…»
(Образ М.И.Цветаевой в воспоминаниях современников)
I. Введение
Если душа родилась крылатой —, Что ей хоромы и что ей хаты!
М.И.Цветаева
Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. «Некоторые исследователи литературы считают Цветаеву самым ярким представителем русского поэтического авангарда 20-30-х годов. В любом случае её литературная родословная связана прежде всего с культурой серебряного века» 1
К сожалению, в нашем школьном учебнике литературы (автор В.Я.Коровина) тематический раздел поэзии серебряного века отсутствует, и мы не изучаем на уроках литературы лирику М.Цветаевой. В этом плане интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой…», основанная на изучении книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой. Данная работы была организована в рамках республиканской научно-практической конференции. Нашим руководителем является учитель русского языка и литературы Питеркина З.А.
Выбор темы (I этап исследования) – очень серьёзный этап, во многом определивший работу над исследованием в целом. Здесь большую роль сыграла наша заинтересованность и желание узнать не только о фактах из биографии и творчестве поэтессы, но и о личных качествах М.Цветаевой. Мы поставили перед собой конкретную цель
учебно-исследовательской работы:
на основе изучения
Гипотеза исследования:
Мы считаем, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности.
Затем были определены задачи
по этапам работы:
- изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать;
- познакомиться с литературно-критическими работами о М.И.Цветаевой;
- выявить особенности характера и личных качеств поэтессы на основе прочитанной литературы;
- подготовить сообщение о Марине Цветаевой для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.
Как видно, объектом
нашей работы является жизнь и творчество замечательной поэтессы М.И.Цветаевой.
Предмет
исследования — книги, статьи, эссе, воспоминания современников и родных о Марине Ивановне Цветаевой. Мы не ставили перед собой задачу полного анализа творчества поэтессы, а лишь попытались составить своё личное представление о М.И.Цветаевой как о поэте и человеке.
выбор методов
нашего исследования: сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, библиографический поиск. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.
Выбрав тему исследования, мы приступили к изучению литературы и материалов о жизни и творчестве М.И.Цветаевой. На данном этапе мы обращалась к самому разному
______________________
1
Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001, с. 328
материалу: это книги, письма, статьи современников поэтессы, которые мы нашли в библиотеках, Интернет-ресурсы. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы, отбор литературы для учебно-исследовательской работы в большей степени лёг на плечи научного руководителя. Мы же, изучая и конспектируя литературу по теме исследования, получили практический опыт работы с первоисточниками, научилась конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать.
II. Актуальность исследования
Мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают особенно внимательно вглядываться не только в прошлое, но и оценивать людей, живших когда-то. Ведь любая судьба связана с историей страны. А история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей. Именно память о прошлом позволяет современному человеку сохранять достоинство и неустанное стремление к духовным корням. Человеку нужна память о прошлом, чтобы творить жизнь, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и творчество М. И. Цветаевой) — задача каждого из нас.
актуальность
нашей научно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой…» обусловлена усилением внимания к поэту, чьё творчество занимает достойное место в истории поэзии. В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни. Так вот каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.
Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории и литературы, познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века. народа.
III. Исследовательская часть работы
В начале своего исследования мы составили план нашей работы по изучению тех материалов, которые нам помогут решить поставленные задачи. Свою поисковую деятельность мы дополнили информацией из Интернета. Затем составили таблицу, в которой обозначили результаты нашего поиска:
2. | Библиотека школы | 14.11.12 | Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. |
3. | Библиотека Восточного микрорайона | 15.11.12 | Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. |
4. | Детская библиотека г. Канаш | 16.11.12 | Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. |
5. | Интернет-ресурсы | 17-18.11.12 | https://www.gorchakov.org/books_marina.html (О Марине Цветаевой глазами современников))
https://lib.rus.ec/b/156927/read (биография М.Цветаевой) (Сайт, посвящённый Марине Цветаевой) |
Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав достаточный материал, мы приступили к выполнению нашей следующей задачи — выявить особенности характера и личных качеств Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»:
«В жизни Марина Ивановна отчётливая, твердая, с яс-ным умом… На одержимую она не похожа… она бывает одержима только в своем творчестве»
«Вскоре я узнала её привычку писать с самого раннего утра. Никакие силы, никакие обязательства не могли заставить уклониться её от этой работы»
О.Колбасина-Чернова. Из статьи «О Марине Цветаевой»
Цветаева много и плодотворно работала
Стихотворчество — образ жизни Цветаевой, без него она просто не мыслила своего существования.
2.
«Одним из её девизов была фраза: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой». В ней никогда не остывала эта потребность: писать… Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце…»
А.А.Саакянц. Из статьи «Биография души поэта»
Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной
3.
«Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэ-зии … придавала ей силы переносит удары судьбы»
Ал. Михайлов. Из книги «Марина Цветаева. Стихотворения»
Цветаева стойкая и сильная женщина
4.
«Марина Цветаева — статная, широкоплечая женщина с широко расставленными серо-зелёными глазами. Её русые волосы коротко острижены, высокий лоб спрятан под чёлку.
Куда бы ни шла эта женщина, она кажется странницей, путешественницей. Широкими мужскими шагами пересекает она Арбат и близлежащие переулки, выгребая правым плечом против ветра, дождя, вьюги, — не то монастырская послушница, не то только что мобилизованная сестра милосердия. Всё её существо горит поэтическим огнём, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства».
П.Г.Антокольский
https://www.gorchakov.org/books_marina.html
Цветаева – женщина с неординарной внешностью.
5.
«Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет. В ней поражало сочетание надменности и растерянности: осанка была горделивой — голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие — Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком».
И.Г. Эренбург
https://www.gorchakov.org/books_marina.html
Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту
6.
«Марина Ивановна была чрезвычайно умна. У неё был острый, сильный и резкий ум — соединявший трезвость, ясность со способностью к отвлечённости и общим идеям, логическую последовательность с неожиданным взрывом интуиции. Эти её качества с особенной яркостью проявлялись в разговорах с теми, кого она считала достойными внимания.
M.Л. Слоним
https://www.a4format.ru/pdf_files_bio/4cec05a9.pdf
Она была исключитель-ным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова.
7.
«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика… Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности… Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна… Была блестящим рассказчиком».
Из книги воспоминаний Ариадны Эфрон
Марина Цветаева очень любила своих детей.
8.
«Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда — вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений… О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. …Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, — голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу».
М.С.Шагинян
Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в лирике. Марина Цветаева не исключение. Ее поэзия на редкость богата в этом отношении.
9.
«Когда читаешь её книгу, минутами становится нелов-ко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и посмотрел сцену, видеть которуюне должны посторонние».
В. Брюсов
(книга Турковой А.М., Саакянц «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»)
Прославленный поэт обнаружил в стихах Цветаевой глубокую интимность, обнажённость чувств.
10
«Это был характер сильный и в тоже время легкоуязвимый, трудный для окружающих и для неё самой…»
«Шли годы, и горечь личных переживаний всё больше, всё чаще переплеталась с другой болью — по оставленной родине, по людям, с которыми, казалось, уже не суждено увидеться…»
Туркова А.М.
Статья в книге «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»
В эмиграции Цветаевой было тяжело: безденежье, бесприютность, бездомье…
Проделав определённую работу по теме исследования «Если душа родилась крылатой…», мы выявили особенности характера и личные качества Марины Ивановны Цветаевой.
Теперь мы можем решить ещё одну задачу, которая стояла перед нами в начале исследования — создать образ М.И.Цветаевой, подготовить сообщение о ней для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.
Марина Цветаева в воспоминаниях современников
(краткий конспект выступления на основе исследования)
Марина Ивановна Цветаева — поэт самобытный, смелая и яркая женщина. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в воспоминаниях современников она предстает перед нами как человек с трагической судьбой, бесконечно любящий свою родину. «Истоки её характера — в любви к родине, к России, к русской истории и русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья…» 1
______________________
1
Михайлов Ал. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит, 1990, с. 1
По словам современников, она безумно любила жизнь во всех её проявлениях, много и плодотворно работала, не представляла свою жизнь без стихов, без словотворчества. Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной.
В то же время Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье — всё то, что она переживала сама.
Прочитанные нами материалы говорят о том, что Цветаева была исключительным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова, предъявляла к себе и окружающим высокие требования.
Таким образом, Марина Ивановна Цветаева на основе нашего исследования предстаёт как великий поэт и стойкая женщина, патриот и гражданин своей родины. Этот яркий, талантливый, незаурядный человек тесно связан с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Наконец-то, сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными.
III. Заключение (общие выводы)
Итак, в своей исследовательской работе мы постарались на основе изучения воспоминаний современников о Марине Цветаевой выявить главные качества её личности. Гипотеза исследования о том, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности подтвердилась в ходе нашей работы.
Систематизировав и обобщив результаты работы по теме «Если душа родилась крылатой…», мы пришли к следующим выводам:
- Работа с книгами, статьями, воспоминаниями современников позволила собрать большой материал для изучения жизни и творчества М.И.Цветаевой;
- На основе воспоминаний о Цветаевой можно выявить особенности характера и личные качества поэта;
- Собранный материал по теме исследования помог нам подготовить доклад для урока литературы в 7 классе.
IV. Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obraz-kryilatoy-dushi-v-lirike-tsvetaevoy/
- Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
- Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1990.
- Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.
- Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Сов. Россия, 1988.
Информационные ресурсы:
https://www.gorchakov.org/books_marina.html (О Марине Цветаевой глазами современников)
https://lib.rus.ec/b/156927/read (биография М.Цветаевой)
(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)
6
«Душа и имя» М.Цветаева
В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу Бог мне иную дал: Морская она, морская!
Анализ стихотворения Цветаевой «Душа и имя»
В 1912 году Цветаева выпустила в издательстве «Оле-Лукойе» второй сборник «Волшебный фонарь», посвященный супругу Сергею Эфрону. Реакция многих критиков-современников на него оказалась более сдержанной, нежели на дебютную книгу «Вечерний альбом». Николай Гумилев отмечал, что во втором сборнике Цветаевой встречаются те же темы и образы, что и в первом. Вот только выглядят они суше и бледнее, становясь будто воспоминаниями о воспоминаниях. По мнению Гумилева, в «Волшебном фонаре» поэтесса пытается восполнить недостаток вдохновения мастерством, которого явно не хватает. Цветаеву негативные отклики сильно задели. По ее словам, сборник получил отрицательную оценку, так как она не примкнула ни к одному цеху, стараясь быть в стороне от различных творческих объединений.
«Душа и имя» — стихотворение из книги «Волшебный фонарь», включенное в последний раздел под названием «Не на радость». В произведении поэтесса рассказывает о происхождении своего имени. Марина — женский аналог мужского Марин, возникшего от латинского «mar?nus», что переводится как «морской». Упоминание об этом встречается и позже. В частности, речь идет о знаменитом стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»: …мне имя – Марина Я – бренная пена морская. Значением имени обусловлено появление в творчестве Цветаевой одного из ключевых образов — образа моря. Оно стало своеобразным символом внутреннего мира поэтессы — глубокого, непостижимого, неисчерпаемого. Кроме того, море можно сопоставить с душой Марины Ивановны — неспокойной, бунтующей, способной к переживанию сильнейших страстей.
Стихотворение «Душа и море» построено на повторах. Произведение состоит всего из трех четверостиший. Шесть раз в нем встречается прилагательное «морской», два — существительное «душа». Три раза Цветаева упоминает Бога. Практически одинакова и композиция всех четверостиший.
В подтексте «Души и моря» можно увидеть тему поэта и поэзии. Стихотворец здесь предстает одиноким. Его душа не знает покоя, когда остальные люди веселятся на балу. Непривлекательны для него разноцветные огни и песни. Кружение в вальсе не помогает ему избавиться от тоски. Мотив тотального одиночества поэта характерен для всего творчества Цветаевой. Поэтому и в жизни не примыкала она к литературным течениям, не желала становиться апологетом акмеизма, символизма, футуризма и так далее.
Имя Марины Цветаевой, наряду с именами Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, определяет целую эпоху русской поэзии первой трети 20 века. Сейчас их имена перестают быть только собственными именами реальных людей, а становятся названиями поэтических миров. Индивидуальность Марины Цветаевой многолика, мироощущение противоречиво, судьба глубоко трагична, а поэтический мир целен и един. Он существовал, существует и будет существовать под знаком особой «окрыленности», которая чувствуется во всем творчестве поэтессы. Что же входит в это понятие? На мой взгляд, образ «крылатой» души лирической героини Цветаевой можно интерпретировать в двух направлениях. Во-первых, если душе даны крылья, значит она способна подниматься на миром, обществом и, соответственно, изменять свое представление об окружающей ее действительности. За этим же следует и особое ее отражение, в данном случае, в творчестве поэтессы. Ее душа, возможно, ищет крылья Пегаса, символ поэзии, и они, возвышая ее над обыденностью, позволяют чувствовать все гораздо острее, чем обычные люди, родившиеся без крыльев. Такой вывод мне показалось возможным сделать, прочитав «Предисловие» Цветаевой, размещенное в сборнике «Из двух книг», относящиеся к раннему ее творчеству. Там она пишет: «Цвет ваших глаз и вашего абажура, разрезательный нож и узор на обоях, драгоценный камень на любимом кольце, — все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души». Таким образом, можно почувствовать, еще даже не обращаясь непосредственно к лирике поэтессы, «окрыленность» ее души, своеобразие ее мироощущения, позволяющее с такой уверенностью заявить об обособленности ее творчества. Я также полагаю, что «крылатая» душа Цветаевой — это душа свободная, и свобода эта чувствуется не только во всей ее поэзии, но и в жизни. Уже тот факт, что поэтесса никогда не принадлежала ни к одному литературному направлению и не стремилась к созданию своей собственной школы, говорит о ее свободолюбии, так как подчинение поэтической стихии власти какого-либо направления в литературе означало бы для нее потерю индивидуальности и живости стихов. Уже в «Волшебном фонаре» появляется стихотворение «В.Я.Брюсову», в котором Цветаева решительно отвергает символистское восприятие жизни как повода для литературных упражнений и утверждает жизненный, а не литературный характер своей поэзии, ставшей для нее лирическим дневником, которую невозможно изменить по приговору «литературных прокуроров». В стихотворении поэтесса пишет: Нужно петь, что все темно, Что над миром сны нависли. Так теперь заведено. — Этих чувств и этих мыслей Мне от Бога не дано! Мироощущению героини Цветаевой сродни что-то цыганское, проявляющееся в стремлении жить и дышать полной грудью, не стесняя себя всяческими условиями. В стихотворении «Молитва» 1909 года она пишет: Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой… Лирическая героиня Цветаевой стремится к свободе во всем: в любви к человеку, к Родине и даже в одиночестве, приносившей ей страдания. Она видит в последнем положительные стороны, так как одиночество дает возможность уйти в себя и там, внутри, обрести свободу: Уединение: в груди Ищи и обретай свободу… Для человека, остро чувствующего свою отчужденность в окружающем мире, необходима простая человеческая любовь, согревающая страдающую душу. Она была необходима Цветаевой, и поэтесса умела ее ценить, но все же поэтическая натура брала свое и тяготела больше к несчастью свободы, а не к счастью подчиняющей любви. Свобода давала ей иную любовь, к которой она стремилась всю жизнь, и ничто не могло ей этого заменить: Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает — и бездна пролегла От правого — до левого крыла! «Крылатая», свободная душа, по мысли Цветаевой, может существовать только в свободной стране. Именно такой видит поэтесса Россию. Свобода личная для нее неотделима от свободы Родины, и об этом пишет она в стихотворении «Если душа родилась крылатой»: Если душа родилась крылатой -Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и что — Орда! Так, через все творчество Марины Ивановны Цветаевой красной нитью проходит мысль о ее «окрыленности» -окрыленности поэзией и свободой. Две эти стихии, без которых не мыслила своего существования поэтесса, имеют и по сей день огромную силу воздействия на духовную жизнь людей.
Сочинение: Анализ стихотворения Марины Цветаевой Душа
(М.Цветаева, «Жизни», 1, 1924)
Выше! Выше! Лови — лётчицу! Не спросившись лозы — отческой Нереидою по — лощется, Нереидою в ла — зурь!
Лира! Лира! Хвалынь — синяя! Полыхание крыл — в скинии! Над мотыгами — и — спинами Полыхание двух бурь!
Муза! Муза! Да как — смеешь ты? Только узел фаты — веющей! Или ветер страниц — шелестом О страницы — и смыв, взмыл.
И покамест — счета — кипами, И покамест — сердца — хрипами, Закипание — до — кипени Двух вспененных — крепись — крыл.
Так, над вашей игрой — крупною, (Между трупами — и — куклами!) Не́ общупана, не́ куплена, Полыхая и пля — ша —
Шестикрылая, ра — душная, Между мнимыми — ниц! — сущая, Не задушена вашими тушами Ду — ша!
Одним из главных героев творчества Марины Цветаевой всегда являлась душа. Зачастую «душа» у Цветаевой – это именно душа поэта, женщины поэта, мужественной женщины. «Душе» в цветаевском понимании всегда присуще своеволие, буйство, безудержный разгул.
В основе стихотворения «Душа» — вечная цветаевская антитеза бытия и быта, воспринимаемая почти физически, явно ощутимая – антитеза души, полета, крыл, серда, кипения и – трупов, кукол, счетов, всего ненавистного поэту.
лира, нереиды, Муза \ туши, игра, трупы.
Выше! Выше!»,
улетает «
без спросу
», она бунтарка. Но полощется в лазури душа не птицей, а нереидою. Нереиды – дочери морского божества. То есть поэтическая душа вмещает в себя и небо, и морскую стихию, которое в стихотворение введено ассоциативно – через образ нереиды и лазурный цвет (в поэтической традиции – цвет моря и неба).
Поэтическая душа – как Муза – неуловимая, легкая, воздушная – «
и смыв, взмыл».
Она остается выше «игр», ее нельзя купить, она полыхающая, горящая и пляшущая.
«Душу» стихотворений Цветаевой можно соотнести с «Мировой Душой», «Вечной женственностью», которая явно противостоит быту и повседневности, взмывается над миром. Однако цветаевская «душа» — гораздо реалистичней и действенней. Она сопротивляется, она живет, возвышается над мотыгами, трупами, куклами.
Полыхание крыл — в скинии
!»: «скиния» – храм).
Ассоциативно перед нами появляется также образ Серафима («
Шестикрылая»
- ангела, особо приближённого к престолу Бога и Его прославляющего. Рождается ассоциация с пушкинским пророческим Серафимом.
«Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!». Цветаева рвет свои стихотворения – сразу бросается в глаза обилие тире, призванных лишать стих плавности, насыщенность текста восклицательными знаками, задающими стихотворению предельную напряженность звучания. Поставленные Цветаевой ударения акцентируют формально служебные, но мире поэзии обладающие значимостью слова «и», «не».
ра — душная
Важную роль в стихотворении играет и звукопись – аллитерации (в-л-н-н-л) и ассонансы (у-а).
Ш-р-щ в сочетании с у предают значение тяжеловесности, характерной для бытового мира «сытых».
Стихотворение «Душа» — это своего рода квинтэссенция чувств, лирических размышлений
LiveInternetLiveInternet
На позапрошлой неделе еще выступала наконец-то со своим сочинением по Цветаевой. Еще где-то в ноябре!!! нам дали темы на выбор по поэтам. Каждый должен был написать сочинение на выбранную тему и потом читать в классе. Мне довольно сложно было выбрать, так как я в первый день, когда дали темы отсутствовала и уже многие мои любимые темы разобрали. Но потом я увидела, что есть одна тема по Цветаевой. И хотя звучала она слишком расплывчато и настораживающе («Если душа родилась крылатой» по лирике Цветаевой), но я долго не раздумывала и выбрала эту тему, просто потому, что она по Цветаевой. Я люблю лирику Марины Цветаевой. Я иду в ногу с ней что ли…Я читаю ее стихи, которые она писала вв 16-17 лет и ее мысли в них очень схожи с тем, о чем и я думаю сейчас. Ахматову (там были и по ней темы) я тоже люблю и скорее вот именно уважаю. Есть у нее мной очень любимые стихи. Но она как бы для меня где-то там, высоко, в недосягаемости…А Цветаева близка, понятна и словно свой человек что ли… Думала написать сочинение заранее. Хотела на зимних каникулах (даже в Австрию книгу брала, чтобы писать), и на весенних потом. Но (какова все же человеческая сущность, а!!!) все откладывала и откладывала. И вот писала в ночь перед сдачей, на позапрошлой неделе. Вот так ведь бывает!!! Но, может, так оно и правильно…По крайней мере, в декабре я бы так не написала. Мне многое дали заметки о Контио…свободнее стало писаться. А тут еще такая тема, что вступление можно писать свободное. Да и все сочинение такое лиричное что ли… Одним словом, сочинение удалось. Это не я так считаю. Я лично свои сочинения всегда перечитываю с отвращением, хотя меня за них и хвалят иногда. Какой-то мне язык примитивным кажется и вообще…Но за это сочинение меня вновь (после года почти паузы) похвалила наша учительница. Так сказала, когда я прочла: «Хорошее сочинение, да, ребят? Вот скажите мне, среди тех, из которых вы будете 2 июня списывать, среди всех этих золотых и бриллиантовых будут вот такие?..Вот кому надо деньги платить, чтобы писали».
Я редко хвастаюсь, но в этот раз уж позвольте. Вот само сочинение. Пусть здесь хронится. Когда-нибудь будет забавно это перечитать…
Сочинение на тему: «Если душа родилась крылатой».
(Марина Цветаева) 21 век. Москва. Город. Осень. Раннее утро. Торопится, движется толпа людей, спешат москвичи на работу, бегут, опаздывая, студенты на занятия. Одно и тоже каждый день, повседневность, будничность. Все смотрят в землю, на серый асфальт, такой же серый, как и предстоящий день. Но вот вдруг разливается звон колоколов, такой непривычный в современной Москве, но еще сохранившийся местами, такой светлый, щемящий душу, заставляющий задуматься, вспомнить… Поднимаешь взгляд, смотришь ввысь, и сразу в глаза бросаются ярко-красные, будто пылающие кисти рябины. И все вместе это тот час рождает только одну возможную, единственно верную ассоциацию – Марина Цветаева. Конечно, не все в этот момент вспоминают о ней, но и не я одна. Рябина, колокола, яркость впечатления, рваность слога, сила стиха и, несомненно, божественность дара – все это она. То самое утро, когда родилась Марина Цветаева, — значимая дата: в тот день родился настоящий поэт. Цветаева всегда признавала божественность своего дара, признавала его врожденность. «Если душа родилась крылатой»…Если она такой родилась, значит, она будет петь, она не сможет не творить, что и доказала Цветаева своим творчеством. Посмотрим же, как эволюционировала, развивалась, насыщалась и приобретала особые, только ей присущие черты муза Марины Цветаевой. Уже в 21 год Марина пишет стихотворение «Моим стихам написанным так рано». Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! — Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это стихотворение подчеркивает некую обреченность появления стихов Цветаевой. Ее стихи – это стихи, «сорвавшиеся» невольно, а потому такие естественные, легкие, тонкие, прочувствованные. «Что и не знала я, что я поэт», — эта строчка подтверждает божественность творческого дара поэтессы. Ее стихи, вот они, лежат написанные перед ней. Но она писала их не потому, что это модно, что это делали многие или просто от нечего делать. Нет. Она писала потому, что не могла не писать. Это было настоящее, нисшедшее свыше вдохновение. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — утверждает Цветаева, и можно с полной уверенностью подтвердить ее пророчество уже в наши дни. Мне кажется, что в этой фразе не самодовольство, не уверенность, что ее стихи лучшие. В них просто естественное понимание того факта, что пишущееся спонтанно, случайно, легко, под вдохновением, обречено на то, чтобы пережить многие годы и сохранить свою прелесть и актуальность. «Формула — наперед – всей моей писательской (и человеческой) судьбы», — так говорила сама Цветаева про последнюю строчку этого стихотворения. В стихотворении 1918 года вновь появляется тема вдохновения. В черном небе слова начертаны — И ослепли глаза прекрасные… И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное. В поте — пишущий, в поте — пашущий! Нам знакомо иное рвение: Легкий огнь, над кудрями пляшущий,— Дуновение вдохновения! Слова подобрать помогает именно «черное небо», на котором и начертаны слова. По-моему, эта метафора означает, что чаще всего озарения приходят именно ночью и сопровождаются некой вспышкой («И ослепили глаза прекрасные») В этом стихотворении уже чувствуется, что это самое вдохновение, муза становятся более четкими, индивидуальными, наделяется какими-то чертами. Также здесь уже звучит «мы» («нам знакомом иное рвение»), то есть Цветаева уже осознает себя частью некого целого, мира поэтов. Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота — ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы — Один ответ: «Откуда мне сие?» Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты Закон звезды и формула цветка.
Стихотворение написано хоть и тоже в 1918 году, но позже предыдущего. Здесь Марина Цветаева уже говорит не только о божественность поэтического дара, но и о его назначении. Поэты, по Цветаевой, те же открыватели, ученые. Они тоже призваны, чтобы открывать людям какие-то невиданные до того вещи, расширять их представление о мире. Другое дело, что открытия эти немного другого плана: «Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка». Поэты призваны открывать законы чудес и формулы красоты. В стихотворении «Не смущаю, не пою» Цветаева рассуждает вновь о своем даре, говоря про свою правую руку: «Той которою пишу то, что Богом задано». Здесь уже появляется явное утверждение того, что движет ее рукою воля Бога. А также Цветаева замечает, что ее правая рука, именно та, которой она пишет свои стихи, «праведная», что значит безгрешная, нелживая. Мы понимаем из этого стихотворения, что помимо того, что муза Марины Цветаевой божественна, она еще и наделена праведностью, правдивостью, что дает понять читателю, что писать она будет только правду, в ее стихах не будет места притворству. Однако Цветаева сама приходит к пониманию того, что писать стихи не так просто, это вовсе не механическое конспектирование мыслей и нужных слов, принесенных порывом вдохновения. Это тяжкий труд, причем не только моральный, но и физический. Так в 1922 году появляется фраза «выдышаться в стих». Именно «выдышаться». Цветаева, когда пишет стихотворения, вкладывает в каждую строчку целую лавину чувств. Если она пишет о боли, ей больно, о счастье – ей легко и светло. Так что мы понимаем, что творчество – это действительно труд, это ярая самоотдача. Примечательно стихотворение Цветаевой, посвященное тридцатилетию «союза» поэтессы и ее верного письменного стола. В этой серии стихов звучит обращение к столу, как к одушевленному предмету, спутнику по жизни, помощнику во время невзгод. Цветаева благодарит стол за то, что он был всегда с ней: Так будь же благословен — Лбом, локтем, узлом колен Испытанный, — как пила В грудь въевшийся — край стола! «В грудь въевшийся край стола», — эта фраза звучит болью, истощением, истязанием. Однако Цветаева согласна на эту жертву во имя творчества, не отрекается от своего дара из-за тяжести и страданий, которые оно несет. Напротив, она благодарит высшие силы за свой дар и обращается к столу: «Будь же благословен». В цикле «Поэты» Цветаева рассуждает о пути поэта вообще и приходит к выводу, что «путь комет – поэтов путь». Она приравнивает путь поэта к пути кометы, делая акцент на то, что путь поэтов «не предугадан календарем», что он «жжет, а не согревает», «рвет, а не взращивает». В последнем стихотворении цикла самая последняя строчка , такая искренняя и полная отчаяния, вопрошает читателя, глядя на него жирным знаком вопроса на конце: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! Ответа на этот вопрос сама Цветаева не дает. «Если душа родилась крылатой». Что же тогда делать? Как быть? Радоваться или плакать? Восхвалять Бога или проклинать? Бороться, сопротивляться или принять как есть? Каждый истинный поэт по-своему отвечает на эти вопросы. Не была исключением и Марина Цветаева. На примере ее стихов о поэзии мы постарались определить, как же воспринимала, чувствовала поэзию Цветаева, как бы она ответила на приведенные выше вопросы. Для нее поэт – это было призвание. Она согласилась на все тяжести, которые будут ее сопровождать, она не отреклась от своего дара. Она свято верила в то, что пишет и признавала божественность своего дара, а вслед за этим (а вовсе не из-за самодовольства) и то, что ее стихи будут жить вечно. Добавить стоит, пожалуй, лишь цитату самой Цветаевой, в которой коротко и ясно заявлено, что для Цветаевой значит ее поэтический дар: « Стихи мне нужны как доказательство: жива ли я еще?»
Большой Бейсуг
Мои стихи — дневник. М. Цветаева
Замечательный русский поэт Марина Цветаева однажды сказала: «Я не верю стихам, которые — льются. Рвутся — да!» И доказывала это на протяжении всей жизни собственными — рвущимися из сердца — строками. Это были удивительно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном — о потрясшем. И в них всегда было и есть дыхание. В самом прямом смысле: слышно, как человек дышит.
Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому —душа поэта.
Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы — и что ей хаты!
Даже в самых первых, наивных, но уже талантливых стихах проявилось лучшее качество Цветаевой как эта — тождество между личностью, жизнью и словом. Вот почему мы говорим, что вся поэзия ее — исповедь! В октябре 1910 года Цветаева, еще ученица гимназии, на собственные деньги издает свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Первая книга — дневник очень наблюдательного и одаренного ребенка: ничего не выдумано, ничего не приукрашено — все прожито ею:
Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще невзрослый передаст ли стих?
Уже в первой книге есть предельная искренность, но выраженная индивидуальность, даже нота трагизма среди наивных и светлых стихов:
Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет
На такие «детские стихи» откликнулись настоящие мастера. М. Волошин писал, что эти стихи «нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна». Об интимности, исповедальности стихов Марины Цветаевой писал в 1910 году и В. Брюсов: «Когда читаешь ее книги, минута и становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру.. Появляются уж не поэтические создания, но просто страницы чужого дневника». Первые стихи — это обращение к матери, разговор с сестрой Асей, с подругами, признание в любви, поклонение Наполеону, размышления о смерти, люби, жизни. Это все, чем полна девочка в начале жизни, в светлых надеждах, в романтических мечтах:
Храни, Господь, твой голос звонкий И мудрый ум в 16 лет!
Своего возлюбленного и мужа Марина Цветаева звала в стихах «царевичем», «чародеем», и сила ее любви не была тайной для читателя. Цветаева не могла любить, не восхищаясь, не преклоняясь:
В его лице я рыцарству верна. Всем вам, кто жил и умирал без страху, — Такие — в роковые времена — Слагают стансы — и идут на плаху
В 1912 году появляется вторая книга Цветаевой — «Волшебный фонарь», а затем в 1913 году — избранное «Из двух книг», куда вошли лучшие стихотворения начинающей поэтессы. Темы и образы этих книг объединяет «детскость» — условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка; детская влюбленность, непосредственность, любование жизнью. Поэтический язык этих сборников универсален и включает традиционный набор символов литературы первого десятилетия ХХ в. Способность «закреплять текущий миг» и автобиографичность стихотворений придают им дневниковую направленность. В предисловии к сборнику «Из двух книг» Цветаева уже открыто говорит о дневниковости: «Все это было. Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен». Поиск своего нового поэтического «я» отражается в поэзии Цветаевой 1913— 1915 годов, объединенной в сборнике «Юношеские стихотворения» (он не опубликован).
Сохраняя дневниковую последовательность, ее творчество переходит от условности к вполне жизненной откровенности; особое значение приобретают всевозможные подробности, детали быта. В произведениях тех лет она стремится воплотить то, о чем говорила еще в предисловии к избранному «Из двух книг»: «Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест — и форму руки, его кинувшей; не только вздох — и вырез губ, с которых он, легкий, слетел. Не презирайте внешнего!…» Поиск нового отразился и на общей организации ее стихов. Она широко использует логическое ударение, переносы, паузы не только для усиления экспрессивности стиха, но и для семантического контраста, для создания особого интонационного жеста. События Первой мировой войны вносят новый пафос в русскую поэзию, и в лирике Цветаевой тоже намечается новый этап. Предреволюционные годы в ее творчестве отмечены появлением русских фольклорных мотивов, использованием традиций городского «жестокого» романса, частушек, заклятий. В стихотворениях 1916 года, впоследствии вошедших в «Версты», обретают жизнь такие исконно цветаевские темы, как Россия, поэзия, любовь. В этот период дочь Цветаевой Аля стала для матери гордостью, ожиданием чего-то из ряда вон выходящего:
Все будет тебе покорно, И все при тебе — стихи. Ты будешь, как я — бесспорно — И лучше писать стихи…
Ариадна Эфрон и вправду родилась замечательно талантливым человеком и смогла бы реализовать свои огромные способности, если бы не трудная ее судьба — сталинские лагеря, поселение. Далекая от политики, Марина Цветаева в своей «дневниковой» поэзии показала и отношение к революции, стала даже пророчицей:
Свершается страшная спевка, — Обедня еще впереди! Свобода! — Гулящая девка На шалой солдатской груди!
Стихи, написанные в 1917—1920 годах, вошли в сборник «Лебединый стан». Оказалось, что не только о чувствах интимных может писать Цветаева: церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем, Корнилов, белогвардейцы («белые звезды», «белые праведники») — вот образы этого сборника. Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой, и пришло понимание, как прозрение: больно всем — и белым, и красным!
Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белым стал: Смерть победила.
Когда прежняя, привычная и понятная жизнь была уже разрушена, когда Цветаева осталась с дочерью, должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на странички дневника. Она начинает одно стихотворение словами: «Ты хочешь знать, как дни проходят?» И стихи рассказывают об этих днях — «Чердачный дворец мой…», «Высоко мое оконце…», «Сижу без света и без хлеба…», «О, скромный мой кров» И самое страшное — смерть от голода двухлетней дочери Ирины — тоже в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла одну!
Две руки — ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки — и вот одна из них За ночь оказалась лишняя.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно составить ее биографию. И отъезд из России в 1922 году, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы, встречи с ними уже не будет никогда).
Экспрессивность и философская глубина, психологизм и мифотворчество, трагедия разлуки и острота одиночества становятся отличительными чертами поэзии Цветаевой этих лет. Большинство из созданного так и осталось неопубликованным. Последний прижизненный авторский сборник Цветаевой «После России» вышел в Париже весной 1928 года. В него вошли почти все стихотворения, написанные с лета 1922 по 1925 год. Эта книга, хронологичёски продолжающая «Ремесло» (апрель 1921 — апрель 1922), по праву считается вершиной лирики поэтессы. В 1939 году вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном возвратилась на родину. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее в Елабугу где 31 августа 1941 года она покончила с собой. И, конечно, все в дневнике: «Мне совестно, что я еще жива», в записке сыну: «Прости меня, но дальше было бы хуже». и в стихах:
Пора гасить фонарь Наддверный…
Так заканчивается «дневник» Цветаевой, ее повесть о себе — ее стихи. Она знала, в чем ее беда — в том, что для нее «нет ни одной внешней вещи, все — в сердце и судьбе». Она так щедро расточала себя, но от этого становилась только богаче —как источник: чем больше черпаешь из него, тем больше он наполняется. Цветаева нашла точную и мудрую формулу: «Равенство дара души и слова — вот поэт». Ее собственный талант полностью соответствовал этой формуле. «Живу, созерцая свою жизнь, всю жизнь — у меня нет возраста и нет лица. Может быть, я — сама жи з нь». Цветаева права, ставя знак равенства между поэтом и жизнью. Вся сила таланта пошла у нее на то, чтобы выразить эту полноту жизни. В поэзии виден весь человек. Он весь просвечивается насквозь. Нельзя скрыть ни волнение, ни пустоту ни пошлость, ни равнодушие. Марина Цветаева писала все без утайки, молитвенно, навынос. Ее слово это ее жест, голос, мысль, явь и сон, сердцебиение. Но даже этого всего недостаточно для характеристики ее манеры, стиля, личности. Скорее так: Цветаева произносит монолог длиной в лирический том, длиной в целую жизнь. Лирика, эпос, драма, статья, перевод, письмо — все это, вместе взятое, дневник жадной к жизни, чуткой, чувствительной, гордой души.
Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь! С полным передником роз! — Ни ростка не наруша! Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез — Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
< Предыдущая | Следующая > |