Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».
Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.
Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.
Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»
Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»
... Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни. Вот ... румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. ...
Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди. Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства. Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».
Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем. Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах. Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод. Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя. Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической.
Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу. Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.
Обломовщина как социальное явление русской жизни. : Что такое ...
... явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине ... не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, ...
Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав. Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей. Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».
► Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:
- Биография писателя
- История создания романа
- Художественные особенности романа
- Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова
Сочинения
- Сон Обломова
- Обломов и Ольга
► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения
►
Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)
Началось с неуменья надевать чулки,
а кончилось неуменьем жить.
И. Гончаров. Обломов
«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет. В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы современной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды. Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со временем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.
Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками. Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, добрый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной. Обломов задает себе вопрос: «Отчего я… такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданного, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.
Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенестись в его детство, познакомиться с его родителями, с образом жизни в благодатной Обломовке прошлого.
Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торопился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполнению самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».
Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...
... не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни…» Истоки «обломовщины» писатель видит в среде, в которой воспитывался Илья Ильич. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что спокойная, размеренная жизнь ... ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами. На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был ... что она может подумать! А я? А Ольга?» – Несчастный, что я наделал! – говорил ...
Бесконечное стремление Илюши к познанию окружающего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обязана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз. Лишь во время послеобеденного сна Илюша освобождался из-под чужого контроля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.
Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам. Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших». Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».
Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в атмосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездеятельной жизни. Так он сам начал неприязненно относиться к новому, а основание для собственной непрактичности и бездеятельности окружающих находил не в реальной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюшкиных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний. Сказки, предания, суеверия так глубоко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, чтобы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых незамысловатых вопросов.
Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.ru
И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритичной, с развитыми чувствами и богатой душой. Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня». А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?
Сочинение жизнь учит лишь тех кто ее изучает
... значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались скромным укладом жизни простого труженика Это ... и Советнику. Однако борьба с галломанией лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос ... числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, откровенничает <ж, имеет ... любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели ...
Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они показали типичность обломовщины, которая жива по сегодняшний день. Поэтому прав будет и Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион». Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- сочинение что погубило и.обломова
- в чем причина бездеятельности обломова
- сочинение обломов и обломовщина
- это ядовитое слово обломовщина сочинение
- обломовщина это беда или благо