Изучение проблемы сиротства как социального феномена современной России и Тамбовского края

«Республика ШКИД» — всеми любимая повесть, написанная почти 90 лет назад. Она входит в круг дополнительного чтения, и любой школьник знаком с ее содержанием по одноименному фильму. Выбрав на ЕГЭ это художественное произведение, вы сможете подобрать убедительные аргументы: проблема сиротства авторами Г. Белых и Л. Пантелеевым раскрывается весьма нестандартно.

  1. «Республика ШКИД» — автобиографическая повесть о становлении беспризорников порядочными людьми. Испытание на нравственность в школе социально-трудового воспитания выдержали не все, но большинство сирот смогли найти себя и пошли по праведному пути.
  2. В повести авторы говорят о необходимости открытия государственных учреждений для беспризорников и приводят убедительные аргументы: проблема сиротства будет вскоре искоренена, если юные воры и преступники будут постигать жизненные истины через труд и знания.

Елена Альшанская

Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (www.otkazniki.ru)

Фото с сайта www.otkazniki.ru

Что нужно сделать для того, чтобы кардинально изменить ситуацию с сиротством в ближайшие 3-5-10 лет? Как этого добиться?

Закрыть детские дома сегодня просто по указу сверху невозможно, — сейчас идет огромный поток детей в такие дома, из-за того, что нет системы профилактики. Следует признать, что в системе сиротства очень много детей — с особенностями в развитии, дети, находящиеся в коррекционных учреждениях. У нас очень слабо развита система поддержки семей с такими детьми, медицинская, образовательная и просто поддержка. Кроме того, разрыв с родителями в раннем детстве ведет к задержке в психофизиологическом развитии, ведь это очень тяжелая травма для личности ребенка, очень часто эту задержку трактуют как заболевание и ребенку ставят диагнозы, один другого хуже.Существуют сиротские учреждения обычного типа, и коррекционного типа. Их всего восемь, в зависимости от диагноза. Из обычного сиротского учреждения в коррекционные заведения дети переводятся очень легко. Проводится комиссия, которая определяет степень развития ребенка, буквально на глаз. А назад пути вообще нет. Несмотря на то, что задача коррекционных учреждений – исправить, откорректировать с использованием лучших практик, но на деле обычно проблема даже не консервируется, она углубляется.

2 стр., 707 слов

Проблема выбора жизненного пути: аргументы к сочинению

... является делом случая; судьба – это выбор каждого человека. Хорошим или плохим этот выбор не бывает никогда. Почему школьник должен подбирать аргументы к проблеме выбора жизненного пути самостоятельно? Сочинение на подобную тему – это задание, ...

И такие дети — практически неусыновляемые. Их не хотят брать.

Решение лежит в плоскости изменения профиля этих учреждений. Они должны перестать быть интернатами. Из них надо делать обычные сады и школы, развивающие центры для любых семей, куда нельзя ребенка сдать, но куда можно его приводить. С технологиями коррекции. Ведь есть прекрасно работающие организации, чей опыт надо брать, и внедрять: ЦЛП, Институт раннего вмешательства и проч.

А если все-таки несмотря на господдержку семья отказывается воспитывать такого ребенка, он может расти только в малокомплектном учреждении семейного типа, а лучше в профессиональной опекунской семье.

Вообще, как выглядит система защиты детей? Есть приюты от 0 до 18 лет для детей. Приюты – для детей тех родителей, которые временно ограничены в правах, или детей, которых мамы сами туда приводят. Это своего рода временная перевалочная база. Без лишения родительских прав. Дети не подлежат усыновлению — никто. — и имеют, фактически, «полу–статус».

Есть дома ребенка — там по закону должны содержаться дети до трех лет, но реально их держат до 4-5. В детских домах – с 4-5 до 18 лет. И коррекционные учреждения, где могут быть как дети без родителей, так и семейные дети.

Органы опеки и попечительства размазаны по региональным уровням. В регионах нет единого подчинения. Где-то они в ведомстве Минобра, где-то Минздрава, где-то создали новые департаменты, где-то на уровне муниципалитета.

Система детских домов и федеральный банк данных плюс региональные банки данных относятся к Минобразования, а дома ребенка, некоторые коррекционные учреждения – к Минздравсоцразвития. Приюты находятся в ведении департаментов социальной защиты, но некоторые из них, а также коррекционные учреждения восьмого типа курируются собесами (органами социального обеспечения), там где они есть, причем в разных регионах они сами находятся в различном ведомственном и административном подчинении.….

Одним словом — семь нянек. Так сложилось исторически. Единственная относительно вертикаль – федеральный банк данных при Минобразования. Они вообще-то занимаются образованием, а не сиротами. А им тут приходится вникать в проблемы детских домов и банков данных. Дело в том, что сначала любой ребенок – отказник, или подкидыш, или отобранный из семьи – через три дня после выявления уже должен быть в банке данных опеки по месту выявления. Через три месяца – информация должна быть передана в региональный банк данных, а еще через три в федеральный. То есть, по идее, через полгода все дети должны быть в ФБД. А реально дети подведомственны разным ведомствам и совершено в разных условиях находятся в зависимости от региона.

И конечно надо быть честными — нужно заниматься социально-экономическим развитием регионов. У нас тотальная бедность, безработица, и как следствие социальные болезни: пьянство, наркомания. Нужно бороться с бедностью и социальными болезнями, тогда решится проблема сиротства.

Если спуститься на уровень ниже, то надо оказывать профилактические услуги семье. То есть у семьи должна быть возможность вырастить любое количество детей с любыми заболеваниями. Нужно обеспечивать семью таким уровнем поддержки (пособия, психологическое, социальное, образовательное сопровождение), чтобы она могла прожить, прокормить и воспитать детей, а не сдавать их от безысходности в спецучреждения.

57 стр., 28488 слов

Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...

... фронтальные занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам ...

Необходимо, чтобы при выявлении проблем существовала бы и серьезная система служб, которые семью могут на ранней стадии поддержать, вместо того, чтобы тут же использовать против семьи карательные методы.

И тот же алкоголизм, при желании, вполне поддается лечению с возможностью пожизненной ремиссии, — вполне реально научить человека себя контролировать. Не говоря уже о просто ситуациях социально-экономических и сугубо психологических проблем.

Мне кажется, что для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами уход за детьми должен быть приравнен к работе, за которую выплачивается заработная плата. Не подачка, не пособие, которое не решает никаких проблем, а именно заработная плата. Тогда и психологическое ощущение будет другое у мам, и это не будет унизительно.

Если многодетная мама – то пусть ей платят заработную плату как воспитателю. Если ребенок – инвалид, то заработную плату сиделки. И тогда у мамы появляется выбор: пойти самой работать, и оплачивать сиделку или няню, либо получать заработную плату за свою работу как мамы. Ведь за всеми детьми нужен уход, с ними надо гулять, читать книжки, и т.д. А это работа.

Конечно, здесь возникает вопрос о качестве предоставляемых услуг — воспитателя или сиделки. Возможно, стоит ввести для мам трех детей или ребенка-инвалида обязательные курсы педагогической грамотности, краткосрочные, например, в течение месяца, после прохождения которых мама может получать заработную плату. Если мама жестоко обращается с ребенком – обучение, если это от незнания, наказание, штрафные санкции, если от распущенности. Но это вопрос второго порядка, регулируемый.

Другими словами, нужно вводить механизмы, позволяющие многодетным мамам или мамам детей-инвалидов обеспечить нормальный уровень жизни. Это заработная плата матерям плюс трудовой стаж. Еще раз повторюсь: пособие – это подачка. На нее прожить невозможно. А труд ухода за ребенком очень тяжелый и должен оплачиваться. Либо предоставляться полноценный социальный работник, оказывающий поддержку семье не вещами, а работой.

Второй момент. Почему часто отдают детей с особенностями развития в детские дома и, особенно, в коррекционные школы? Да, можно говорить об определенном уровне развития негуманности, дикости нашего социума. Но ведь нет и реальной альтернативы. У матери, родившей ребенка-инвалида, выбор небольшой: сидеть дома и не работать. На пенсию по инвалидности жить вдвоем. Или — работать и сдать ребенка в коррекционный интернат. Ни дошкольных учреждений, ни обычных школьных для детей с тяжелыми патологиями развития практически нет. Один-два таких садика на крупный город вроде Москвы и все.

Как выглядят коррекционные интернаты? Это пятидневка, и в лучшем случае родители забирают ребенка на выходные. Но очень часто эти школы далеко, мама не может ездить – дорого, рабочий график не позволяет. Кроме того, теряется контакт с ребенком, если нет постоянного общения. Ребенок, попав туда, уже, как правило, не выбирается, и дальше идет по системе коррекционных учреждений.

7 стр., 3367 слов

Роль семьи в современном обществе

... передаются из поколения в поколение. Пожалуйста помогите: охарактеризуйте роль семьи в современном обществе? Пожалуйста помогите : охарактеризуйте роль семьи в современном обществе? Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной ...

Помимо выстраивания системы интеграционных садов и школ для тех детей, которые могли бы осваивать хотя бы частично общую программу, нужны коррекционные детские сады и школы временного пребывания для более тяжелых детей. То есть, как обычные сады и школы. С утра отвел, вечером забрал. Это позволит родителям работать, и не сдавать своих детей на пятидневку, что ведет к дальнейшему отчуждению и отказу от ребенка. Нужны дошкольные и школьные коррекционные учреждения. Массово. Чтобы это было доступно для всех родителей, имеющих детей-инвалидов.

Какие подходы к проблеме сиротства Вы бы выделили как актуальные и результативные? Какие – как непродуктивные?

Существуют самые разные подходы. И нет панацеи. Это вообще иллюзия – что есть один единственный наилучший способ устроить судьбу ребенка. Есть понимание того, как устроен человек, как устроен наш организм и наш социум. Родители жизненно важны для ребенка с рождения до 7 лет, это вопрос выживания. С 7 до 13 лет нужен значимый взрослый. С 14 лет вопрос поиска новой семьи вообще очень непрост и индивидуален. Подростку уже может быть не нужна семья, но нужна группа, своя жизнь, трудовая или досуговая компания — как, например, предполагает модель Корчаковского центра. А с 18 лет — самостоятельная жизнь. Здесь нужен наставник, значимый взрослый. То есть единственно, что совершенно однозначно: дети до 7-8 лет, да и в общем-то — до подросткового возраста, не могут жить в коллективных учреждениях, — только в семье. Кровной, приемной, профессиональной, но семье: в малом кругу близких людей.

Самый продуктивный на мой взгляд подход – бороться до последнего за сохранение для ребенка возможности проживать в кровной семье, работать с ней, поддерживать ее. Этим должны быть заняты и профессиональные службы поддержки, и образовательная наша система, и приюты для родителей с детьми.

Второе – любые формы семейного проживания детей в новых семьях, только бы не коллективные казенные дома. Усыновление, если связь с кровной семьей утеряна, опека, профессиональная замещающая семья – если для этого ребенка усыновление невозможно или сложно (семейные связи сильны, ребенок уже старшего возраста и сам этого не хочет, ребенок тяжелый инвалид и т.п.)

Каковы необходимые условия для успешного решения этого вопроса – юридические, экономические, социальные, методические, педагогические и прочие?

Необходимо выстраивать нормальную жизнь на местах, а не Сколково за забором строить.

Развивать нормальную, полноценную жизнь на местах, в регионах. Поддерживать родительство, как ценность, уважаемую обществом. И реально в это вкладываться. Развивать систему образования, досуга, доступного и качественного для любых детей с любыми диагнозами.

Менять практику, менять устаревшее законодательство.

Каковы самые острые проблемы в сфере устройства детей в семьи? Как можно добиться существенных результатов в этой сфере?

Что делать, чтобы детей не сдавали?

  1. Чтобы было подъемно родить и воспитать ребенка.
  2. Бороться с социальными болезнями. Создавать группы анонимных алкоголиков и наркоманов на местах, организовывать досуг людей.
  3. Самое главное – работать с кровной семьей. Реабилитировать ее. Ведь большинство детей в сиротской системе – это больные и взрослые дети. Их не усыновляют, и не будут усыновлять. Их могут только свои, кровные родители принять.
  4. Поменять СК и Закон об опеке и попечительстве — заставить их работать с кровной семьей в обязательном порядке, проводить расследование перед отобранием и лишением, а главное — проводить работу с семьей специалистов, а не чиновников, которым надо лишь отчитаться.

Рецепт борьбы с проблемой таков: сохранение кровной семьи и семейно-воспитательное устройство сирот.

2 стр., 705 слов

Семья и ее проблемы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума

... способ жизни и мысли. Проблема семьи и воспитания — одна из важнейших в комедии Грибоедова «Горе от ума». Именно через обычную, бытовую, ... покинула свою воспитанницу, польстившись на «лишних в год пятьсот рублей». Тема семьи и воспитания тесно связана и с ... в угоду своей жене. Фамусовское общество, как и любое другое, волнует проблема «отцов» и «детей». Конечно, по мнению старшего поколения, дети ...

С каждой из категорий семей – свои технологии работы, с матерями–одиночками — свои, с многодетными – свои. Нужно возвращать детей в кровные семьи. Но мало кто этим занимается.

Что касается семейного устройства детей, то должны практиковаться те формы устройства, которые будут релевантными. Для развития разных семейных форм устройства нужна серьезная государственная поддержка, причем нужно стремиться к тому, чтобы тенденция «присвоить» себе ребенка сменилась бы стремлением помочь ребенку, который остался без семьи, один.

Самое актуальное направление работы – профилактика. Проблема в том, что берут в семьи не тех детей, от которых отказываются. Происходит примерно 10 000 отказов в год: это, в основном – маленькие дети до года, и еще некоторое количество — после 3-х лет. Усыновители же хотят взять маленьких здоровых детей до 3-х лет. На них – настоящая очередь. Дефицит. А больных и взрослых детей не берут. И брать массово в ближайшее время вряд ли будут.

В каждом регионе должны быть свои приоритеты в профилактике сиротства:

  1. Обязательная психологическая помощь в роддомах, чтобы не бросали детей.
  2. Возможность многодетным родителям и родителям детей-инвалидов, особенно одиноким, вырастить детей при государственной поддержке.
  3. Детские сады и школы для детей с тяжелыми патологиями, а не интернаты.
  4. Группы анонимных алкоголиков в каждой деревне.
  5. Группы психологической взаимопомощи семей. Потому что проблемы с детьми у всех! Тоже в каждой деревне надо сделать такие группы.

Ну и конечно семейное устройство, исходя из интересов ребенка. То есть не ребенка должны выбирать. Наоборот! Специалисты должны подбирать семью для ребенка, исходя из его потребностей, особенностей и т.д. То есть ребенок не должен рассматриваться как объект, которого куда-то перемещают, передвигают, сдают. Он должен быть в центре всей работы. Его интересы и потребности должны быть во главе угла. Условно, специалисты говорят: вот потенциально эти две семьи могли бы подойти девочке 11 лет с синдромом Дауна. У этих семей есть потенциал для ее воспитания. А у нас по-другому все устроено.

Литературные аргументы: проблема сиротства в рассказе «Судьба человека»

Михаил Шолохов является одним из любимых писателей старшеклассников, поскольку в своих произведениях он изображал людей разных характеров и пытался разрешить насущные проблемы двадцатого столетия. Выбрав на ЕГЭ тему «Проблема сиротства», аргументы из литературы вы сможете подобрать из рассказа «Судьба человека».

17 стр., 8443 слов

Проблема воспитания: аргументы из литературы и рассуждение о ...

... умения, присваиваемые в ходе воспитания, играют ключевую роль во всей нашей жизни. Проблема воспитания: аргументы из литературы Текст из ... В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» проблема воспитания является первостепенной. Один из примеров – отношения между ... учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо ...

1. На войне советский народ показал свои лучшие качества характера. В это суровое время люди переживали смерть близких, но не начинали испытывать ненависть по отношению к другим: в семьи брались дети-сироты и воспитывались как родные. Такая история случилась и с главным героем рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

2. Андрей Соколов является собирательным образом большинства советских граждан, которые испытали смерть близких людей. Он потерял жену и детей, но приютил чужого мальчика Ванюшку, сказав ему, что они – отец и сын. Это поистине сильный поступок, характеризующий Андрея Соколова как человека великодушного.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Автор произведения заключает, что сиротство, в тот момент, когда родители живы – признак плохих людей, недостойных мам и пап.

Героиня побуждает всех тех, кому приходится жить без родной мамы, не падать духом и верить в лучшую жизнь, и счастье не заставит себя долго ждать.

К сожалению, по числу брошенных детей в мире, первое место занимает Россия. К настоящему времени в нашей стране количество таких детей составляет более одного миллиона человек. Каждый шестой из них – «социальный сирота», то есть ребёнок без семьи при живых родителях.

Объект исследования – художественные произведения В. Короленко, Г. Белых, Л. Пантелеева, А. Платонова, В. Богомолова, А. Приставкина, И. Дубова, М Шолохова, В. Шукшина, В. Астафьева, а также статистические данные.

Счастливый поворот судьбы в жизни сироты

Говорят, что сказка – ложь, да в ней намек. Это высказывание справедливо можно назвать правдивым, поскольку нередко события, отраженные в народной или авторской сказке, нередко происходят в реальности. Так, в сказке Шарля Перро «Золушка» автором поднимается актуальная проблема сиротства. Аргументы из жизни очень схожи с теми, которые можно почерпнуть из этого художественного произведения.

1. Обездоленные люди, стремящиеся достичь благополучия честным путем, всегда награждаются судьбой и обретают желанное счастье. Сирота Золушка, потерпевшая со стороны мачехи и сводных сестер унижения и издевательства, в итоге осталась победителем и стала жить полноценной жизнью, выйдя замуж за принца.

2. Зло всегда наказуемо, а несчастный человек, в конце концов, обретает свое счастье. Сирота Золушка является великолепным примером доброй и трудолюбивой девушки, которая побуждает всех девушек, выросших без матерей, не падать духом и надеяться на лучшую жизнь.

Сочинение «Сиротское детство»

В христианстве дом рассматривается как вселенная, ее устроение — как домостроительство. Храм — место встречи человека с Богом, место соединения сакрального и про-фанного. Не случайно в культурно-идеологическом смысле дом понимается во многих культурах как корабль, способный перемещать из одного пространства в другое.

3 стр., 1264 слов

Сочинение по проблеме нравственная прочность человека

... пишет о нравственной прочности, непоколебимости Ивана Денисовича, оставшегося самим собой в жестоких условиях лагерной жизни. Проблема восприятия человеком природы, Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». Для ... любимого. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» Живущая по христианским заповедям Соня Мармеладова готова пожертвовать собой ради семьи. Вера дает ей силы для жизни, не ...

В пьесе Максима Горького На дне представлен главный герой — Клещ. Он женат на Анне, которая больна, вскоре она умирает.

Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании.

Данную проблему А. Лиханова рассматривает на примере диалога своих героинь, педагогов детского дома. Одна из них размышляет о судьбе воспитанных ею детей. Сиротство можно объяснить голодом, войной, трудностями, катастрофами. Но нельзя объяснить его в мирное время. Лепестинья же жалуется на несправедливость судьбы, которая даёт детей тем «кому не надо».

Автор стремится донести до нас мысль о том, что сиротство существует в мирное время, потому что родители равнодушно, безответственно относятся к своим детям, бросая их на произвол судьбы. Каждый ребёнок нуждается в родителях, каждый ребёнок должен расти и в семье.

Большое количество детей отказываются от посещения школы. При этом ни родители, ни учителя не могут оказать должного влияния на ребенка, что приводит к началу процесса его десоциализации. Как итог: беспризорничество, отсутствие образования, профессии.

Обездоленные люди, стремящиеся достичь благополучия честным путем, всегда награждаются судьбой и обретают желанное счастье.

Скачать за 5 минут и не тратить время на подготовку, чтение и написание сочинений. Все сочинения и другие работы уникальны и проверенны. Где отличники берут свои сочинения, изложения и описания и характеристики героев? Они скачивают их у нас.

Униженные и оскорбленные герои Достоевского

Русские писатели-реалисты отказывались от изображения идеалистического мира, поэтому зачастую героями их книги становились несчастные семьи и обездоленные дети. Таковой была и девочка по имени Нелли – героиня романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), однако автора всегда продолжала интересовать проблема сиротства. Аргументы из литературы этого писателя можно выявить в рассказах «Неточка Незванова» (1849), «Мальчик у Христа на елке» (1876).

1. Конфликт романа «Униженные и оскорбленные» обостряется между семейством Валковских и Ихменевых, однако нельзя не обратить внимания на героиню, при помощи которой Достоевский усиливает драматичность произведения. Сирота Нелли, оставшись без семьи и перенесшая множество страданий, была удочерена, однако благополучная жизнь девочки продолжалась недолго: бедняжка умирает от порока сердца.

2. В рассказе «Мальчик у Христа на елке», входящий в школьную программу, также можно найти достойный литературный аргумент. Проблема сиротства раскрывается через изображение нищего мальчика, который в предсмертных грезах, голодный и замерзший, видит это пушистое новогоднее дерево, украшенное игрушками и сластями.

Проблема сиротства в нынешнем мире

6 стр., 2527 слов

Одаренные дети — проблема социализации

... в Петропавловской крепости. Проблемы одаренных детей «Человек, восприятие которого хронически ... семье Бахов было более пятидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Почти 2/3 одаренных детей ... и вместе с тем они внутри, в ... одаренных детей больше мальчиков, чем девочек. Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка ...

В среднем школьном возрасте дети должны постигать мир через чтение художественных произведений, а став взрослее, на основе полученного опыта они должны получить собственное представление об окружающей действительности. Рабство стало бичем современного общества, и, как правило, в нем оказываются дети, не имеющие семьи. В творчестве отечественных писателей эта проблема не поднимается в связи с благополучной обстановкой в стране. На западе иначе раскрывается проблема сиротства. Аргументы из литературы (ЕГЭ) можно привести из таких книг для дополнительного чтения, как «Убить пересмешника» и «Хижина дяди Тома». Из школьной программы можно рассмотреть произведения «Приключения Гекльберри Финна», «Кавказский пленник». Необходимо связать проблему с современностью и затронуть проблему детского рабства в странах Востока, где все попытки борьбы с подобным явлением остаются тщетными.

Егэ русский язык. банк аргументов. семейные проблемы

Проблема сиротства интересовала людей во все времена. Заняться изучением этой проблемы меня побудило многое: рекламные заставки о детских домах, мероприятия, проводимые в нашей стране, посвященные году семьи.

Стоит только вспомнить талантливого педагога А.С. Макаренко, который в «Педагогической поэме» рассказывает о том, как воспитывал из преступников, беспризорников новых людей. Макаренко верил в своих воспитанников. Колонисты самоотверженно трудились, увлекались театром.В итоге ребята меняются, они стали единым коллективом.

Ещё одним примером, подтверждающим мою мысль, являются факты нашей повседневной жизни. Количество сирот в стране постоянно растёт. Сегодня много молодых родителей, которые, не задумываясь, отдают своих детей в детский дом. Ведь даже во время войны люди не бросали не только своих детей, но и чужих. Существуют пути решения этой проблемы. В наше время многие люди усыновляют детей-сирот, помогают им.

Духовное сиротство рассматривается в цепи основных философских понятий: бытие, социум, адаптация, личность, одиночество, отчуждение.

А. Некрасова стихотворение «Плач детей» четко показывает всю трудную судьбу сирот, раскрывает их жизнь со всех сторон. Они испытывают голод, нужду, устраиваются работать на фабрику, где трудятся наравне со взрослыми.

Такое явление в целом вытекает из неблагополучия конкретной семьи. Закон предусмотрел виды данного явления, отнеся к нему физическое, сексуальное, психологическое и моральное насилие.