Уникальное исполнение «лебединого озера»

Уникальное исполнение «лебединого озера»

Сцена из балета “Лебединое озеро”. Красноярский театр оперы и балетаПетр Ильич Чайковский

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов. И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.

Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Обратите внимание

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

4 стр., 1800 слов

История создания балета Лебединое озеро

... В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку «Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича. Сейчас «Лебединое озеро» - один ... исключением, конечно, откровенно модернистских. Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дириж ...

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

Арабеск

Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

5 стр., 2027 слов

Музыкальная драматургия в балете.П.И.Чайковский

... симфоническое развитие главной музыкальной темы балета — темы лебедя. Не менее характерно использование и музыки отдельных танцев в качестве ... озера" преобладают мягкая, задушевная лирика и эпизоды, полные взволнованного драматизма. Драматургия основана на сопоставлении отдельных лирических сцен, кульминационных моментов в развитии внутреннего мира героев. Главная героиня - девушка-лебедь Одетта ...

Па-де-ша

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Важно

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

Сисон

Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

32 фуэте Одиллии

Фуэте

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

Балет-символ

2 стр., 776 слов

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»

... чем ответов. Основная часть. Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать ... по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход ... девятая темы менее вероятны, но все же скажу о них несколько слов. Вопрос в них ... теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А ...

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

РИА-Новости

Редактор Анастасия Троянова

Дизайнер Денис Запорожан

Иллюстратор

Анимация Алексей Дроздов

Программист, Руководитель, Арт-директор

Современная альтернатива для россиян, уставших от «лебединого озера»

Уникальное исполнение «лебединого озера»

И вот на этом буйно цветущем поле появляется звезда балета Диана Вишнева, которая долгое время работает одновременно в Мариинском и в Американском театре балета (в июне она ушла из американского театра.) В последние годы она проявляет большой интерес к более современному репертуару, а в 2013 году балерина стала организатором фестиваля современной хореографии Context.

Однако Вишнева сказала, что поставила перед собой задачу — пестовать российские таланты. Хотя большинство хореографов, представивших на фестивале свои работы, не из России, одной из его главных особенностей является состязание в хореографии и показ российских исполнителей.

В этом году заявки на участие подали более ста кандидатов со всей страны. Пять лет тому назад фестиваль был трехдневным представлением, проходившим в маленьких театрах Москвы. По любым меркам, за эти годы он добился выдающихся успехов. В этом году фестиваль прошел в Москве и Санкт-Петербурге, и длился восемь дней.

Совет

В программу мероприятия вошли многочисленные ежедневные спектакли, мастер-классы, лекции и кинопоказы. Среди выступающих были танцевальная компания из Германии Gauthier Dance и компания британского хореографа Уэйна Макгрегора. Там также выступили популярная балерина Алессандра Ферри и звезда Американского театра балета Эрман Корнехо.

Они исполнили па-де-де, созданное для них Макгрегором. И впервые в России свою работу показал американец Джастин Пек. «Он отодвинул в сторону все остальные фестивали, — сказала дождливым вечером известный московский критик Татьяна Кузнецова, давая интервью за столиком в столичном кафе.

  • Сейчас современный танец популярен в России, а Диана Вишнева очень хорошо известна, пожалуй, больше, чем руководители других фестивалей».

Как отмечает Кузнецова, усилия Вишневой пришлись ко времени. «Людям надоело „Лебединое озеро“», — сказала она. А Вишнева сумела предложить альтернативу. У нее не только есть связи с компаниями и хореографами со всего мира. Она также обладает той славой и известностью, которая привлекает внимание, и что не менее важно — спонсоров.

На тех представлениях Context, которые я посетила, почти всегда был полный зал. В фойе бродили фотографы, там же устроили стены для селфи. На одном спектакле застывшие как изваяния пары позировали на фоне роскошных седанов Genesis.

На другом Сбербанк раздавал фигурные шоколадные трюфели. И хотя кое-кто жаловался на дороговизну билетов, муж и первый помощник Вишневой Константин Селиневич утверждал, что для студентов и танцоров всегда есть в наличии дешевые билеты.

11 стр., 5050 слов

Романтический балет в россии

... самостоятельного искусства, превращаясь в придаток к опере; иногда (например, в Великобритании) танец вводился в представления мюзик-холла. В России распад романтического направления балета не привел, как в других странах ... работавший в России в 10-20-е гг., ставил наряду с пантомимными драмами также лирические танцевальные поэмы, предвосхищая открытия романтического танца. В 30-50-х гг. 19 века в ...

По словам Вишневой, гламур и шумиха служат более высокой цели: это поиск и поддержка молодых хореографических талантов в России, которая отстает в этом от Западной Европы и США. (В Большом и Мариинском, которые являются главными компаниями в стране, сегодня работают хореографические мастерские.) «Они бы никак не смогли прийти в Большой и представить нечто немного сырое и непроваренное».

Победители получают стипендии, заказы на новые работы, а иногда возможность исполнить свои произведения за рубежом. Вишнева проявляет огромный интерес к раскрытию и развитию таких талантов. «Мы даем им обратную связь, — говорит она. — Мы поддерживаем с ними контакты».

Вишнева, которой на конкурсе принадлежит последнее слово, также поддерживает работы женщин. Победителями последних двух конкурсов стали женщины (Ольга Васильева в 2016 году и Ольга Лабовкина в 2017-м).

В феврале будущего года Вишнева представит последнюю работу Васильевой The Room на Голландском фестивале танца. «Мы живем в век женщин», — с улыбкой сказала Вишнева.

По крайней мере, один из найденных ею талантов выдвинулся и приобрел известность. Это Владимир Варнава, победитель первого конкурса в 2013 году. Сейчас ему 29 лет, и он считается одним из самых многообещающих молодых хореографов в России. В этом году он создал балет «Ярославна. Затмение», который идет в Мариинском театре. Он на музыку советского композитора Бориса Тищенко.

Варнава — человек интересный. Это танцор и хореограф, пришедший с маргинальной периферии российской культуры. Вырос он в уральском городе Кургане, что недалеко от границы с Казахстаном.

«Представьте себе город, где все связано с сельским хозяйством, и где есть завод, делающий танки для армии, — рассказал он в перерыве между репетициями. — Но после войны спрос на его продукцию уменьшился, и город медленно приходил в упадок». Свою работу он начинал в маленькой студии, которой руководила молодая семейная пара.

Обратите внимание

У жены была какая-то балетная подготовка, а муж был исполнителем народных танцев. Вдохновение они часто черпали в телевизоре и в музыкальных видеозаписях.

«Мы вдохновлялись некоторыми западными тенденциями, скажем, работами Майкла Джексона и танцевальными шоу типа Riverdance, — сказал Варнава. — Все это сшивалось воедино».

Но не было связи между тем, чем занимался он, и большим миром современного танца.

По его словам, он понял, чего ему не хватает, когда увидел на YouTube видеозапись постановки французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Он на год поехал учиться в Париж.

Работа Варнавы на конкурсе была представлена как один из трех одноактных балетов на музыку Игоря Стравинского. Остальные балеты тоже были от российских хореографов. Премьера состоялась в небольшом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

(Все три работы исполняли танцовщики Пермского театра оперы и балета.) Варнава подготовил хорошо известный балет «Петрушка». Его постановка оказалась весьма образной и прочувствованной в музыкальном плане.

Действие происходит в цирке, где главный герой на нетвердых ногах соперничает с властным самодуром мультяшного вида за внимание похожей на Кармен красавицы Миранды.

7 стр., 3071 слов

Доклад Балет 7, 8 класс сообщение по мзыке

... Лебединое озеро» — лучшим в мире. Его музыка раскрывает внутреннее течение действия и воплощает характер героев. Но балет — это не только красота, а тяжкий труд. Девочки, мечтающие стать балеринами, ... обувь балерин – впервые появились в 1839 году в балете «Сильфида». В России также интересовались балетом. Первая балетная школа открылась в 1738 году в Петербурге. В 1840 году в Россию приехал француз ...

Вечер «Балетов Стравинского» стал кульминацией фестиваля, кульминацией захватывающей, драматической и богатой на хореографию.

Первая часть «Поцелуй феи» была похожа на балет в версии детской книжки-раскладушки с объемными картинками, где присутствовала и яркая ветряная мельница, и пышные облака.

В хореографии, наполненной народными плясками с притопами и оживленными танцами на пуантах, было что-то простое, естественное и почти наивное.

Манера исполнения подходит и к сюжету (юношу, влюбленного в деревенскую девушку, похищает фея), и к музыке Стравинского, в которой щедро используются различные мелодии Чайковского.

Хореограф Вячеслав Самодуров был когда-то звездой Мариинского театра и партнером Вишневой. (Третья часть балета — это нечто вроде конкурса истории танца, представленного Алексеем Мирошниченко.

Она на музыку «Жар-птицы».)

Не все фестивальные программы вызвали удовлетворение.

Важно

Гала-открытие фестиваля было сделано довольно небрежно, а премьера Гойо Монтеро, ставшая первым номером фестиваля, основана на истрепанных клише современного танца.

Полуабстрактная и очень длинная работа Марко Гекке о Нижинском оказалась настолько однообразной и непонятной в плане сюжета, что потребовался устный текст, чтобы разъяснить происходящее на сцене действие.

Но у современного танца в России есть надежда на будущее. Новое поколение хореографов, которые не очень известны на Западе, явно на подъеме. А фестивали типа Context и хореографические мастерские крупных балетных компаний существенно помогают им.

Работа Вишневой создает определенный импульс силы. А амбиций у нее становится все больше. Она надеется, что скоро ей удастся выйти за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. «Мы ведем переговоры с людьми в Екатеринбурге и по всей России», — говорит она.

Учитывая ее достижения на сегодняшний день, можно сказать, что шансы в ее пользу.

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Уникальное исполнение «лебединого озера»

Балет «Лебединое озеро», История создания балета «Лебединое озеро».

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске. С раннего детства Петра тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свой досуг. В 1845 году он начал учиться игре на рояле, всего через 3 года уже умел читать ноты, а год спустя прекрасно играл на фортепьяно.

По окончании курса наук в 1859 году Петр Ильич Чайковский поступил на службу в департамент Министерства Юстиции, но чиновничья служба была ему не по душе.

Спустя год Чайковский поступил в открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается «по классу сочинения» у Антона Рубинштейна.

По началу, успехи Чайковского были скромными. Но упорный труд принесли свои плоды. На свет родилось множество прекрасных произведений, например оперы: «Иоланта» и «Пиковая дама», балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица», множество симфоний и сюит, концертных и фортепианных произведений.

С Лебединым озером была другая история. Во-первых, «Лебединое озеро» было первым балетом, созданным Чайковским. Во-вторых, как признавался сам Чайковский Н. Римскому — Корсакову, Петр Ильич писал данное произведение отчасти из-за денег, в которых он тогда нуждался.

16 стр., 7624 слов

Россия – моя любимая страна

... жителей нашей страны. Мы должны беречь Россию и гордиться, что родились именно здесь. сочинение Россия моя родина | Май 2016 Сочинение на тему «Моя родина» ... и в самой любимой стране в мире. Вариант 3. В России много разных фабрик и заводов. Наша страна первой в ... и живу в России. Это родина моих предков. Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В России много красивых сел, деревень, ...

Таким образом, известный в России композитор берется написать свой первый балет. Либретто было написано В. Гельцером и В. Бегичевым. В 1876 году впервые была представлена опера «Лебединое озеро». Но первая постановка оказалась неудачной.

Но спустя 20 лет, в 1895 году на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялось блистательное возобновление балета. Модест Чайковский переделал либретто, а дирижер и композитор Риккардо Дриго внес некоторые изменения в партитуру.

Совет

Но в первую очередь «Лебединое озеро» обязано своим триумфом двум балетмейстерам — Льву Иванову и Мариусу Петипа. В хореографии Петипа-Иванова — всеобъемлющее ликование праздника и романтическая расколотость мира, идиллия первого акта и фатальный излом второго, чистота любовного адажио и демоническая виртуозность Одилии.

В ней — символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

Сюжет оперы «Лебединое озеро»., Действие первое.

В замке празднуется день совершеннолетия молодого принца Зигфрида. Мать, придворные, друзья поздравляют его. Гостей развлекает шут. Мать Зигфрида дарит сыну арбалет.

Она напоминает принцу, что ему пришло время выбрать невесту. Пир окончен, гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят смутные предчувствия, волнуют неясные мечты.

В небе показывается стая лебедей, и принц, увлекаемый внезапным душевным порывом, спешит за ними к озеру.

Действие второе.

Зигфрид оказывается в ночном лесу, на берегу озера. Лебеди опускаются на берег и превращаются в прекрасных юных девушек. Принц, зачарованный их красотой, невольно опускает свой арбалет. Королева лебедей Одетта рассказывает принцу, что все они — во власти чар злого волшебника Ротбарта.

Только сила любви способна преодолеть его колдовство. Зигфрид клянется ей в вечной любви и верности, но Одетта предупреждает его: если он не сдержит клятву, то девушки — лебеди навсегда останутся во власти Ротбарта. Светает. Лебеди плывут по глади озера. Одетта и Зигфрид прощаются.

Действие третье.

Замок вновь заполнен гостями: сегодня молодой принц должен выбрать себе невесту. На бал съехались знатные красавицы из разных стран, но Зигфрид остается безучастным — ни одна из них не может сравниться с воспоминаниями об Одетте. Фанфары извещают собравшихся о прибытии новых гостей — это знатный рыцарь и его прекрасная спутница.

Обратите внимание

Это сам волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия, необычайно похожая на Одетту. Одиллия очаровывает принца, обманутого сходством. Он называет ее своей избранницей. Ротбарт торжествует: принц нарушил клятву верности, и теперь лебеди навеки останутся во власти его чар.

Перед пораженным принцем на миг возникает картина озера, и он устремляется за ускользающим призраком оперы. Берег. Озеро. Ночь. Одетта рассказывает подругам о нарушенной клятве. Теперь девушки-лебеди навечно обречены, остаться в колдовском плену. Появляется мучимый раскаянием Зигфрид, он умоляет Одетту о прощении; королева лебедей прощает его.

5 стр., 2181 слов

О балетах П.И. Чайковского

... сюиты, танцы традиционного классического балета. Содержание всех трех балетов Чайковского «Лебединого озера» , «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» связано с фантастическим миром. Чайковский предпочитал в балете сказочность, а в опере ... Премьера. Ещё до полного окончания сочинения музыки, 23 марта 1876 года в московском Большом театре начались репетиции. Спектакль ставил балетмейстер Юлиус Венцель ...

Принц вступает в единоборство с Ротбартом, и сила человеческой любви преодолевает колдовство злого гения, даря героям свободу и счастье.

Музыкальная драматургия.

Демоническая виртуозность Одиллии. В ней — символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты .

Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Благодаря оркестру можно было чувствовать, кто добрый персонаж, а кто злой.

Во время танца Одетты и Зигфрида была любовная мелодия, но слегка с грустными оттенками мелодии. Во время исполнения танца Ротбарта звучала несколько коварная, хитрая мелодия. А во время финальной битвы между Зигфридом и Ротбартом вначале чувствовалось напряжение, а затем приятное ощущение победы добра над злом.

Значение «Лебединого озера» в истории.

«Лебединое озеро» очертило границу между двумя эпохами в истории балетного искусства — уходящим веком романтического «большого балета» и новой эпохой симфонизации балета, насыщения его сквозным музыкально-сюжетным развитием.

В сущности, Чайковский преобразовал традиционный «дивертисментный» балет, преобразив этот жанр мастерством зрелого композитора-симфониста; Петипа и Иванов создали хореографическую интерпретацию этого произведения, и сохранив отчасти черты традиции романтического балета, и придав ему новый облик.

Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

лебединый чайковский озеро балет

Устроители «Лебединого озера» надеются показать уникальную постановку сегодня вечером

Уникальное исполнение «лебединого озера»

Авторы уникального событийного проекта верят, что зрители во всей полноте насладятся историей любви принца Зигфрида и королевы лебедей Одетты. Погода позволит им сделать это.

Сказочную историю на музыку Петра Чайковского воплотит в жизнь один из лучших в России танцевальных коллективов — Московский государственный театр «Русский балет» под руководством народного артиста России Вячеслава Гордеева. Напомним, этот оригинальный проект по инициативе администрации области и регионального управления культуры и туризма реализует совместно с Липецкой филармонией.

  • Лебединое озеро» на озере в Лебедяни — идея, о которой мне впервые рассказали начальник управления культуры и туризма Липецкой области Вадим Волков и руководители Липецкой областной филармонии.

Необычная творческая задумка потрясла меня, -рассказал LipeskMedia заместитель директора Московского государственного театра «Русский балет», заслуженный артист России Виктор Давыдов.- Во многих странах мира и российских городах мы показывали великое русское искусство.

Важно

Всю жизнь я прожил в России, но впервые услышал название города, который носит звучное имя, столь прекрасно сочетающееся с названием балета. Это, конечно, великолепно! Я благодарен авторам проекта за его неповторимость и уникальность и за то, что они выбрали наш театр.

5 стр., 2443 слов

Впервые в театре оперы и балета (6 класс русский язык)

... в мировых театрах идет циклом из 4 опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». © Софийский театр оперы и балета Постановка оперы «Золото Рейна» Рихарда Вагнера Софийским театром оперы и балета. Суфлеры в театрах ... Когда в пуанты добавили жесткий каркас, весь балет в них впервые станцевала Мария Тальони. Это было в 1832 году. В том же году в спектакле «Сильфида» она впервые надела ...

Полтора месяца назад, когда я впервые приехал в Сезёново, мы вместе с руководством выбрали правильное место для этого прекрасного проекта. Ну а 30 июня на генеральной репетиции спектакля меня потрясло это мощное сооружение: и зрительный зал под открытым небом, и сцена.

Авторы проекта думая о спектакле, об артистах, зрителях, учли малейшие детали. Со своей стороны хочу заверить, что спектакль полноценный, полноразмерный. Никаких сокращений не будет. Однако руководство филармонии убедило нас, что лучше показать постановку без антракта.

  • Скажите, а отдача артистов будет такой же, как если вы выступали на сцене Большого театра?
  • Вот вы посмотрите, и думаю, что и во время спектакля и по его завершении ваше сердце и душа будут переполнены такими прекрасными чувствами, какие бывают только при соприкосновении с прекрасным.

Вы будет благодарны всем исполнителям.

  • А еще кто-то предлагал повторить спектакль в других красивых местах России?

— Да, поступило предложение показать постановку на озере Байкал. Так что в Иркутске нас тоже ждут! — пошутил Виктор Петрович. — А возможно повторить «Лебединое озеро» и в США на озере Мичиган. Сегодня весь мир слушает музыку Чайковского. По исследованиям Юнеско это композитор №1. Его музыка по-особенному трогает душу.

  • На сцене какое-то особенное покрытие?
  • Это специальный линолеум

— Есть ли в либретто какие-то изменения, в связи с тем, что постановка будет проходить под открытым небом?

  • Первоначально было задумано, что в первом акте принц Зигфрид приплывет на лодке с середины озера. Но музыка не позволяет нам сделать такой «разбег».

Так что постановка станет классическим вариантом балета Чайковского с 24 лебедями во главе с королевой лебедей Одеттой.

Ну а естественные декорации — Сезёновский монастырь, прекрасный водоем, божественная красота природы, позволят воспринимать ее красоту зримо, объемно.

  • За что вы особенно переживаете?
  • Переживаю за каждую сцену, за па-де-труа, за каждую балерину, за каждого танцовщика, и в особенности за погоду.

— Одетта и Одиллия — совершенно разные персонажи, — сказала исполнительница двух ролей, ведущая балерина Московского государственного театра «Русский балет» Юлия Звягина. — Но еще в XIX веке, работая над музыкой балета, Петр Чайковский решил, что девушки должны быть своеобразными двойниками, что и приводит Зигфрида к трагической ошибке.

Тогда и было решено, что партии Одетты и Одиллии должна исполнять одна и та же балерина. Я постараюсь донести до зрителя характеры и образы обеих героинь. Одеттта — нежная, трепетная, невинная, прекрасная. Одиллия — полная ее противоположность — черная, загадочная, сильная, мощная. Она сознательно идет на коварный замысел. Так что я буду выступать и в белом, и в черном.

Эти противоположные цвета лебедей — олицетворение добра и зла.

  • Не происходит ли у вас раздвоения личности?

— На сцене, конечно, происходит. Моя задача с одинаковой правдивостью довести до зрителя противоположность двух образов. И если честно, я ощущаю себя вполне комфортно, исполняя эти разные роли. У разных героинь разная энергетика. Но я постараюсь сыграть их так, чтобы зрители прочувствовали и черное, и белое.

  • Легко ли выступать в естественных природных условиях? Что вы ощутили во время репетиции?

— Конечно, естественный антураж добавляет постановке неповторимой красоты. Но для нас это намного сложнее, чем танцевать на сцене. Для нас это непривычно. Мы привыкли к тому, что существуют кулисы, а на сцене — четыре точки, по которым мы ориентируемся. Нам придется затратить больше сил.

Здесь очень много пространства, много дополнительных деталей. Прекрасное озеро за спиной, деревья, свежий воздух только способствуют наиболее лучшему восприятию постановки.

Думаю, мы получим интересный, уникальный опыт и постараемся технически верно выполнить все, что возможно в природных условиях.

  • Но силы в небольшом селе, в провинции можно сэкономить?
  • Для нас артистов, сцена, в принципе, неважна.

Мы стараемся всегда, выкладываемся на все сто!

Совет

Зрители надеются, что сегодня погода позволит насладиться уникальным зрелищем. Кстати, по прогнозам синоптиков, дожди с грозами ожидаются завтра. Сегодня осадков не ожидается.

Нина Вострикова

фото Николая Черкасова

Горбилет — бесплатный сервис по бронированию со скидкой

Уникальное исполнение «лебединого озера»

«Лебединое озеро», «самый русский из всех балетов», как охарактеризовал его однажды британский критик Клемент Крисп, – произведение, признанное символом отечественной школы классического танца.

Симбиоз четко выверенной и уникальной хореографии в сочетании с глубоким и изысканным звучанием сделали постановку шедевром мирового балетного мастерства, о котором знает даже публика, далекая от мира культуры.

История создания

Его жизнь началась 142 года назад, когда Московская дирекция императорских театров предложила Петру Ильичу Чайковскому сочинить «Озеро лебедей».

Предложение для тех времен было необычным, так как крупные композиторы не писали подобных опусов. Однако Чайковский соглашается. Мотивами, побудившими его к этому, он позже поделится с Римским-Корсаковым: «…

отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

К своему делу автор подошел крайне ответственно, скрупулезно выясняя детали и особенности будущего детища. Его интересовало все, что могло пригодиться в работе: какая длина сочинений требуется, какой счёт, какими будут мизансцены? К непосредственному творчеству он приступил только летом 1875 года.

В центре партитурной ткани находится образ Одетты, которую отличает лиричность, трепетность и драматургия. Красной нитью эта нежность тянется через всю симфоническую канву. Даже не помышляя о «революции» в жанре, талантливый сочинитель тем не менее значительно расширяет музыкальный горизонт. Над оркестровкой он трудится всю весну 1876 года.

Работа над партитурой велась умело и быстро, а потому уже в сентябре на подмостках Большого театра стартовала подготовка к показу.

Либретто, фабулой для которого, по разным мнениям, могли быть многочисленные сказания, стихотворения Генриха Гейне или Александра Пушкина, было написано Василием Гельцером при участии Владимира Бегичева. Балетмейстером тогда был В.

Обратите внимание

Рейзингер, чья версия «Лебединого озера» оказалась весьма неудачной, – премьера, состоявшаяся 4 марта 1877 года, не была замечена, а сам спектакль с треском провалился и ушел со сцены.

Основной причиной полагают скучную и неинтересную хореографию, однако не исключено, что работы Чайковского не улучшили дела: неподготовленные к таким произведениям, слушатели не сумели оценить сложную мелодику, наполненную глубинным смыслом. Музыка композитора — не иллюстрация либретто, ее аудио пояснение, — она гармонично дополняет отдельные эпизоды, будучи связующим звеном и организующим сценическое движение элементом.

«Лебединое озеро» в Мариинском театре

Очередной этап развития нетленного сочинения начался почти двадцать лет спустя, когда за его возрождение взялись в Мариинском театре. Занимались этим талантливый Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов.

За редакцию и разработку нового сценария был ответственен лично Петипа, который смог придать действию логику, ясность, выразительность и национальный колорит. Задумкой маэстро стал и чёрный лебедь Одиллия, противопоставляемый светлому образу героини.

Однако не менее существенные изменения в тело творения внес скромный, прячущийся в тени своего учителя, хореограф Иванов: именно ему принадлежит идея убрать искусственные крылья, которые раньше пришивали к костюмам балерин-птиц, заставив руки танцовщиц двигаться подобно крыльям, таким образом нарушив принятое академическое построение. Он же добавляет одну из наиболее узнаваемых сцен – «Танец маленьких лебедей», живое воплощение танцевальной симфонии.

Над корректировкой партитуры работал дирижер Дриго, который исключил секстет главных героев, заменив его на блистательное па-де-де Одиллии и Принца, вырезал финал с бурей, а также присоединил три фортепианные пьесы: «Шалунью», «Искорку» и «Немножко Шопена».

К сожалению, в «Мариинке» сочинение развернулось только после кончины Чайковского. 15 января 1895 года представление перевернуло страницу в мировой истории. Исполнительницей партии Одетты определили обворожительную итальянку Пьерину Леньяни – балерину, впервые в мире исполнившую 32 фуэте подряд.

Роль ее спасителя досталась Павлу Гердту, которому шел уже 51-ый год. Из-за возраста Гердта вариация Зигфрида была купирована, а в адажио Королева лебедей танцевала не со своим возлюбленным, а с Бенно фон Зоммерштерном.

Важно

Театральные деятели и рьяные почитатели классики приняли мариинское прочтение «Лебединого озера» довольно прохладно, однако большая часть зрителей, уже очарованная «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком», отнеслась к свежей интерпретации с восторгом.

Музыка, напоминающая «песни без слов», полные лирики «лебединые» выступления и великолепная хореография Петипа произвели настоящий фурор.

Представление за границей

За пределами Советского Союза достояние высокого искусства было показано осенью 1911 года в Великобритании. Стоит отметить, что представление, данное в Лондоне артистами «Русских сезонов Сергея Дягилева», было сокращено: вместо четырех актов пришедшие лицезрели два.

Позже в представлении блистали многие всемирно известные танцовщики, среди которых можно вспомнить Матильду Кшесинскую, Тамару Красавину, Марину Семенову, Галину Уланову, Ульяну Лопаткину, Константина Сергеева, Фаруха Рузиматова и других.

Нельзя не сказать, что Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, выступавших Венской опере, 89 раз вызывали на бис.

Постановка в наши дни

Спустя годы интерес не ослабевает, а только растет: этот спектакль есть в репертуаре практически всех трупп России, а за рубежом представление неизменно собирает аншлаги.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что «Лебединое озеро» на особом положении в Санкт-Петербурге, ведь Северная столица является родиной ставшей классической формы этого произведения. Популярностью пользуются показы в Александринском и Мариинском театрах, в БДТ им.

Товстоногова, а также исполнение Театра балета им. Леонида Якобсона.

Последний придал этому алмазу оригинальную огранку, чтобы ярче продемонстрировать имеющиеся возможности и обновить краски в уже существующей палитре: стильные декорации, выполненные художником Вячеславом Окуневым, и тонкая сценография отвечают всем требованиям современности, подчеркивая достоинства привычной формы. Конечно, не обошлось и без неприятных событий: в 1991 году, во время Августовского путча, спектакль показывали на экранах телевизоров несколько дней, заменив им остальные передачи. Однако горьковатый осадок, оставшийся от печальных воспоминаний, не мешает ценителям наслаждаться ярким и многогранным узором танца, удивительно содержательным полотном музыки, а также волшебной, романтичной атмосферой «Лебединого озера».

Либретто «Лебединого озера»

Совет

Первое действие разворачивается в саду замка Владетельной принцессы, где друзья ждут появления ее сына, чтобы отправиться с ним на праздник совершеннолетия.

Принцесса, появляющаяся под звуки фанфар, напоминает Зигфриду, что на предстоящем балу ему предстоит выбрать себе невесту. Главному герою это не по душе, однако ничего поделать он не может.

Когда опускаются сумерки, принц с приближенными решают поохотиться.

Выйдя из дремучего леса, они оказываются перед таинственным озером, где по водной глади скользят изящные белоснежные лебеди – одна из этих гордых птиц увенчана золотой короной. Охотники стреляют, однако птицы остаются невредимыми. Отплыв подальше, в лунном свете они обращаются в красавиц-девушек.

Принц заворожен их королевой – Одеттой, которая рассказывает Зигфриду о своей горькой участи: коварный гений проклял их, и только ночью девушки принимают свой истинный облик.

Спасти от заклятия Одетту и ее подруг может юноша, никогда прежде не клявшийся никому в любви: он должен будет принести эту клятву королеве и сохранить ей верность.

С приходом утра девушки снова меняют обличье и улетают, а следом за ними устремляется филин – могущественный и опасный чародей.

Действие снова переносится в замок, где в разгаре пышное торжество. Дважды звучат трубы, оповещающие о прибытии гостей. Однако принц не может думать ни о ком, кроме заколдованной узницы.

Когда трубный глас оглашает округу в третий раз, во владения приезжает рыцарь Ротбарт со своей юной дочерью Одиллией, как две капли воды похожей на принцессу-лебедя. Решив, что гостья и есть мистическая незнакомка, влюбленный бросается к ней и объявляет своей нареченной.

В этот миг в одном из окон возникает лебедь-Одетта, которую замечает Зигфрид.

Поняв свою страшную ошибку, он в ужасе выбегает из замка и мчится к пруду, где охваченная отчаяньем Царевна пытается броситься в волны.

Обратите внимание

Добравшись до места, принц клянется, что произошедшее было подстроено хитроумным врагом, а потому он готов расстаться с жизнью вместе с Одеттой, чтобы соединиться с ней после смерти. Она бежит к озеру.

В этот момент появляется филин, который стремится обратить девушку обратно в птицу. Зигфрид прыгает на волшебника, чтобы помешать его чарам, а затем кидается вслед за Одеттой в воду. Колдун падает мертвым.

Однако существует и другая, счастливая концовка, созданная в кулуарах Мариинского театра во второй половине минувшего века.

На берегу загадочного озера, куда прибежал Зигфрид, осознав случившееся в зале, злодей старается погубить молодого человека: он творит злую магию, начинается буря, и водоем выходит из берегов.

Однако Одетта-лебедь нападает Ротбарта – ради чувства ее не пугает даже гибель. Главные герои побеждают, чаровник умирает, а белое грациозное создание навсегда преображается в прекрасную деву.

Самый скучный и казённый балет. Почему провалилось «Лебединое озеро»

Уникальное исполнение «лебединого озера»

20 февраля 1877 года в Большом театре прошла премьера «Лебединого озера» — первого балета известного композитора Петра Чайковского. Однако спектакль оказался неудачным и в итоге был снят с репертуара. Лайф рассказывает, в чём была причина провала балета, со временем ставшего одним из самых популярных в мире.

Днём 20 февраля 1877 года 36-летний композитор Чайковский особенно волновался. Вечером в Большом театре ожидалась премьера первого в его творчестве балета. На следующий день критики в пух и прах разнесли постановку, назвав спектакль казённым и скучным. Но Чайковский был уверен, что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь. Так и случилось.

Заработать на лебедях

Весной 1875 года дирекция Большого театра обратилась к Чайковскому с просьбой написать музыку к балету «Лебединое озеро» — истории о заколдованной принцессе Одетте и влюблённом в неё молодом принце Зигфриде. Композитор, материальное положение которого трудно было назвать благополучным, согласился на эту работу в том числе и ради заработка.

Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке

Из письма Чайковского Римскому-Корсакову, 10 сентября 1875 г.

Либретто создал инспектор репертуара театра, литератор и драматург Владимир Бегичев вместе с известным артистом балета Василием Гельцером. Также считается, что в создании либретто мог принимать участие и Юлиус Рейзингер — хореограф-постановщик балета.

Важно

Чайковский работал довольно быстро. К осени 1875 года были готовы первые два действия, а весной следующего года композитор завершил балет и полностью инструментовал его. С осени 1876 года в театре начались репетиции.

Работа затянулась — показать постановку в традиционный сезон премьер (ноябрь — декабрь) не удалось. Премьеру первого балета Чайковского ждали с большим интересом. Как пишет балетовед Елизавета Суриц, задолго до премьеры в печати появился сценарий балета, что прежде не делалось никогда, а в начале февраля 1877 года можно было приобрести даже клавир, содержавший всю музыку Чайковского.

Грандиозный провал

Премьера состоялась в день бенефиса балерины Пелагеи Карпаковой. Она и танцевала главную роль. После премьеры критики были безжалостны. Больше всего досталось балетмейстеру Юлиусу Рейзингеру.

Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду

Рецензия на премьеру в «Санкт-Петербургских ведомостях»

Другие критики сравнивали балерин, размахивающих руками, с ветряными мельницами. Рецензент газеты «Русские ведомости» под псевдонимом Скромный Наблюдатель заявил, что «в постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения».

В знаменитом советском фильме «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли есть эпизод, показывающий день Чайковского после премьеры «Лебединого озера». Там студенты консерватории вслух зачитывают разгромную рецензию критика Лароша на постановку, где достаётся и композитору.

Ларош на самом деле писал рецензию на «Лебединое озеро». Но он, как и остальные критики, в большей степени ругал постановщика балета, а не музыку Чайковского. Композитору он лишь поставил в упрёк «излишнюю любовь к медным и особенно ударным инструментам» и «свойственную слабость к громкой звучности».

По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый скучный, казённый и бедный балет из тех, что даются в России

Ещё одной из причин провала называли выбор исполнительницы главной роли. Первые спектакли танцевала Пелагея Карпакова, и лишь затем в партии Одетты вышла любимица публики и звезда Большого театра Анна Собещанская. Впрочем, и это не спасло постановку. Балет прошёл за 1877–1879 годы 27 раз, после чего был снят с репертуара.

Балетовед Елизавета Суриц в своих публикациях о «Лебедином озере» приводит бухгалтерию постановки Рейзингера. Смета на балет, по её словам, необыкновенно скромна — около 6,8 тысячи рублей, тогда как балет «Кащей», несколькими годами раньше созданный Рейзингером, обошёлся в 16,9 тысячи рублей. Впрочем, даже эти скромные затраты не окупились.

Совет

Сохранилась и сводка сборов. Больше всего средств удалось выручить за премьерный показ — 1918 рублей 30 копеек. Но уже второй спектакль показал сборы в два раза меньше — 877 рублей 10 копеек, а третий не собрал и 330 рублей.

Сбор поднялся, когда 23 апреля роль перешла к Собещанской (987 рублей), но далее зрителей приходило всё меньше, и он постепенно опустился до 281 рубля.

В дальнейшем сборы колебались, порой давая всего 300–200 рублей (самый низкий 7 ноября 1878 года: 209 рублей 40 копеек).

В январе 1879 года «Лебединое озеро» было показано последние три раза, после чего выпало из репертуара. Год спустя балет был возобновлён Иосифом Гансеном и прошёл за три года (последнее представление 2 января 1883 года) 12 раз при всё убывающих сборах

Балетовед Елизавета Суриц

Новая жизнь

«Лебединое озеро» вновь появилось на театральной сцене уже после смерти Чайковского.

Композитор умер в 1893 году, а двумя годами позже состоялась петербургская премьера балета, поставленного Мариусом Петипа и Львом Ивановым.

На московской премьере балет имел иной сюжет: принцу Зигфриду не удавалось спасти девушку-лебедя и влюблённые погибали в волнах озера. Также главной злодейкой была колдунья-сова, а не злой гений Ротбарт.

Постановка оказалась очень успешной, и версия Петипа — Иванова стала классической. Этот спектакль до сих пор входит в репертуар ведущих театров. А знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии «Лебединого озера».

Несколько слов о теплоходе «Лебединое озеро»

Уникальное исполнение «лебединого озера»

Настало время подробнее рассказать о теплоходе, который недавно пополнил нашу флотилию, и выйдет в первую навигацию под флагом «Созвездия Инфофлота» в 2018 году.В соответствии с договором с предыдущим собственником, прежнее название теплохода, «Генерал Ватутин», должно быть изменено. Новым названием теплохода будет «Лебединое озеро».

Причина выбора названия проста: «Лебединое озеро» – это гениальная работа композитора и балетмейстеров разных поколений.Название теплохода диктует тему, не доминирующую, но присутствующую на борту. Эта тема – искусство.

Театр Для этого теплохода мы создаем репертуарный театр.

Репертуар театра будет состоять из нескольких спектаклей, исполняемых постоянной труппой, в специально оборудованном театральном зале. Афишу предстоящих спектаклей планируется публиковать отдельно от расписания теплохода, поскольку у нашего театра будут и гастроли на других теплоходах «Созвездия».

Спектакли будут идти на борту «Лебединого озера примерно раз в три дня.Кроме этого, в теплоходном театре будут выступать свои и приглашенные артисты – с дневными и вечерними программами. Для камерных программ и вечерней салонной музыки планируется использовать большой панорамный бар «Фуэте».

Кстати, палубы теплохода названы по-театральному: нижняя – «Оркестр», главная – «Партер», средняя – «Амфитеатр», шлюпочная – «Бенуар», солнечная – «Четвертый ярус».

Салон искусств

Здесь будут проходить мастер-классы по живописи.

Рестораны

На палубе «Амфитеатр» – ресторан «Одетта», на палубе «Бенуар» – ресторан «Одиллия». Аперитив будет подаваться в баре «Фуэте».

Детали меблировки в баре «Фуэте» будут другими, но отделка останется прежней

Бары

Упомянутый уже бар «Фуэте» станет основным общественным центром судна. В нем будут проходить концерты камерной музыки и разные другие мероприятия. Во время вечерних программ в театре к услугам зрителей «Театральный буфет».

Обратите внимание

На открытой солнечной палубе, оформленной как «Лебединый парк», в хорошую погоду будет работать бар под открытым небом. И, наконец, мы предложим посидеть в тишине традиционной кофейни в носовой части палубы «Амфитеатр».

Детский клуб «Маленький лебедь»

На «Лебедином озере» будет работать постоянный детский воспитатель. Юные путешественники смогут собираться в клубе «Маленький лебедь», оборудованном на палубе «Партер».

Каюты на палубе «Бенуар»

В театре бенуар – это самый престижный ярус; многие зрители, особенно любители балета, предпочитают бенуар партеру. На теплоходе «Лебединое озеро» на палубе «Бенуар» будут оборудованы 24 каюты «Полулюкс», в том числе двадцать кают с балконами.

Каюта на теплоходе «Дмитрий Фурманов», аналогичная «Полулюксу А» на «Лебедином озере»

Среди других имен – блестящие, внесшие огромный вклад в балетное искусство, такие как Тамара Карсавина, Ольга Лепешинская, Вацлав Нижинский, Марина Семенова, Марис Лиепа, Алла Шелест, Наталия Бессмертнова и многие другие.

Именные каюты будут оформлены портретами и краткими биографиями знаменитых артистов.

Маршруты «Лебединого озера»

Обычно мы любим делать маршруты, чем-то отличающиеся от классических. Но не в этот раз. Часть концепции «Лебединого озера» – показать самые известные на реке достопримечательности, и в том числе новичкам. Поэтому мы хотим предложить непродолжительные, до недели, маршруты по самым популярным местам. Впрочем, будут исключения, о которых я расскажу ниже.

Теплоход начнет навигацию 20 мая традиционной прогулкой с семьями наших экипажей, а 21 мая в Нижнем Новгороде примет на борт первых туристов и отправится с ними в Москву, куда прибудет 25 мая.До 17 июня «Лебединому озеру» запланированы круговые круизы из Москвы по верхней Волге продолжительностью от трех до семи дней.

С 18 июня теплоход начинает выполнять трехнедельные циклы, каждый из которых состоит из четырех круизов: 5-6 дневный круиз в Плес со всеми хитами верхней Волги, затем классический семидневный круиз Москва – Санкт-Петербург, круиз выходного дня Петербург – Валаам – Петербург, и еще один круиз между столицами, теперь в обратном направлении.

Важно

Круизы между Москвой и Петербургом, помимо других стоянок, включают в себя посещение островов Валаам и Кижи. Это традиционные и самые популярные речные маршруты, мало кого оставляющие равнодушными.В конце августа теплоход выполнит 5-дневный круиз из Санкт-Петербурга на острова Валаам и Кижи, а с 30 августа начнется его нетиповая круизная программа.

Круиз «Осенник» пройдет по маршруту Москва – Санкт-Петербург, но с расширенным набором стоянок и необычной экскурсионной программой с возможностью выбора разных ее вариантов.

Например, из Череповца можно будет отправиться в Устюжну или Сизьму, из Свирьстроя – в Старую Ладогу или в три монастыря, в Горицах экскурсия в Кириллов будет расширена за счет посещения Ферапонтова монастыря с его уникальной росписью, и так далее.Клубный круиз для участников Клуба любителей круизов начнется в Москве 9 сентября и закончится 16 сентября в Казани.

Среди прочих стоянок, в программу этого круиза включено посещение трех жемчужин Татарстана – это города Свияжск, Болгары и Тетюши.8 сентября, между «Осенником» и «Клубным», будет проведена шестичасовая прогулка для участников Клуба любителей круизов, их гостей, а также тех, кто совмещает оба круиза – «Осенник» и «Клубный».

Экипаж, ресторан, дирекция круиза

Экипаж «Лебединого озера» возглавил Андрей Александрович Симачев, до этого работавший капитаном на теплоходе «Солнечный город». Главный механик – Анатолий Владимирович Батарев, перешедший с этого же теплохода.

Сейчас на борту находится минимальный экипаж, требуемый для перегона судна к месту докования, наблюдения за докованием, а затем перегона теплохода к месту зимовки в поселок Память Парижской коммуны. В зимний период экипаж будет доукомплектован, частично членами экипажей, уже работающими на наших теплоходах, а частично новыми кадрами.

Штат ресторана и дирекция круиза будут формироваться на конкурсной основе с предъявлением повышенных требований.

Добро пожаловать на борт!

Работая над подготовкой концепции «Лебединого озера», мы не делали мозговых штурмов, мучительно придумывая, чем бы еще понравиться. Мы просто выбросили из головы все наши знания о том, чего делать нельзя, и взяли то, что нравится самим, идет от души и легко придумывается.

Приглашаю в предстоящую навигацию присоединиться и вместе посмотреть на то, что получилось. Думаю, будет интересно.